В ревизии 1722 года встретил запись "У Кирило Хлосукова срочно работник Кондратей Лазарев Конышев". Что сие означает?
В ревизии 1722 года встретил запись "У Кирило Хлосукова срочно работник Кондратей Лазарев Конышев". Что сие означает?
Там в тексте скорее всего после буквы "о" в слове "срочной" стоит верхняя точка - в скорописи она читается как "й"
Встречал вариант "строчный". Как слышится, так и пишется. А ещё (это касается, в основном, Устюгского и Сольвычегодского уездов, как было на Вятке, не знаю) вместо термина "работник" употреблялось "казак", в смысле: свободный человек, не платящий подати (строчной казак).
На Вятке такие казаки тоже были. Только такие "казаки" и встречаются в дозорных и переписных книгах 17 в. После 1678 г. не находил.
Я ещё в 1970-е годы от старожилов слышал такой термин. Когда мужик в деревне у кого-то выполнял работу по хозяйству, про него в шутку говорили: "В казаки нанялся".
Согласно переписных книг периода 1РС по Котельническому уезду по совокупности 6-ти дел установил, что мой далёкий предок Агап Васильев сын Громазин в одних делах учтён в качестве "срочного работника", в других - просто "работника Куринского Архангельского монастыря". Отнесение лица к категориям "работник" и "срочный работник" вызывает разные правовые последствия, а именно - "работник" является зависимым лицом, а "срочный работник" выражаясь современным понятием - "наёмное лицо, подрядившееся для выполнения работ на согласованный сторонами срок" . Попытка более точно определить правовой статус предка принесла определённые результаты - установил, что Куринский монастырь закрывался не один раз, а дважды - в 1724г. и окончательно в 1762г. После первого закрытия его вотчины перешли под управление Монастырского приказа, который не принимал непосредственного участия в крепостнических отношениях. Данный факт помог при согласовании сведений о статусе из 1РС со сведениями 2РС о положении лица "В четырех и семигривенный оклад" . По совокупности изложенного сделал вывод, что до 1724 г. данный предок мог входить в категорию "владельческих крестьян", но после 1724 г. перешёл в категорию "черносошных". 2-ая казенная келья Куринского монастыря в течение периода 1760 -1795 г.г. преобразована в починок "Вновь Пономаревского" , в котором поколения моих предов прожили вплоть до периода укрупнения колхозов. Т.о. уточнение социального статуса моего предка "работник" или "срочный работник" помогло мне в понимании порядка и основаниях расселения предыдущих поколений.
Насколько я знаю, Куринский монастырь в 1724 г. не упразднен, а приписан к Хлыновскому Богословскому монастырю. Предпринималась попытка Петра I по наступлению на владения монастырей, но до секуляризации дело не дошло. Подчинение монастырскому приказу не исключает того, что жители вотчины оставались монастырскими крестьянами, надо уточнять по 2 и 3 ревизиям. К тому же, монастырский приказ в 1725 г. был ликвидирован, как и все приказы.
Впрочем, срочные работники, скорее всего, монастырскими крестьянами и бобылями не являлись. А в переписи 1678 года Куринский монастырь не находили? Были ли у него вообще монастырские крестьяне, или только срочные работники?
Нет в переписи 1678 г. ничего нет, да и вряд ли могло появиться - т.к., если мне не изменяет память, то грамота на его основание датирована 1676 г.
Да с работой по приведённой ссылке я знаком. Но меня больше заинтересовал вопрос о роли монастыря и Торошиной слободки как акторов третьего этапа колонизации всего этого отдалённого угла Котельнического уезда - имею в ввиду будущие волости Спасскую, Доровскую, Окатьевскую. Непонятен основной вопрос - кто являлся слободчиком ("крестьянским садчиком") - частное лицо, воевода, иное? По Порейской слободке никаких дополнительных сведений вообще не нашёл.
Грамоты на основание часто давались уже по факту, монастырь мог уже существовать до получения грамоты несколько лет. Но этот монастырь, действительно, какой-то особенный, беднейший. Даже в 1709 г. дворы за ним числятся, но без монастырских крестьян, либо "впусте", либо "пахали срочными работники": https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/rgada-237-1-3030/3410349
Срочные работники всегда отмечались в писцовых и переписных книгах во дворе своего хозяина. Сборов они не несли и нанимались для работы на определенный срок.