Что означает термин "срочно работник"?

12 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
ОНА

Не в сети
Последнее посещение: 49 минут 16 секунд назад
Регистрация: 18.03.2022 - 23:52

В ревизии 1722 года встретил запись "У Кирило Хлосукова срочно работник Кондратей Лазарев Конышев". Что сие означает?

Татьяна Мельм
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 58 минут назад
Регистрация: 26.09.2015 - 13:26

Срочные работники всегда отмечались в писцовых и переписных книгах во дворе своего хозяина. Сборов они не несли и нанимались для работы на определенный срок.

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 5 часов 4 минуты назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Там в тексте скорее всего после буквы "о" в слове "срочной" стоит верхняя точка - в скорописи она читается как "й"

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 2 часа назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Встречал вариант "строчный". Как слышится, так и пишется. А ещё (это касается, в основном, Устюгского и Сольвычегодского уездов, как было на Вятке, не знаю) вместо термина "работник" употреблялось "казак",  в смысле: свободный человек, не платящий подати (строчной казак).

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 50 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

На Вятке такие казаки тоже были. Только такие "казаки" и встречаются в дозорных и переписных книгах 17 в. После 1678 г. не находил.

Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 2 часа назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Я ещё в 1970-е годы от старожилов слышал такой термин. Когда мужик в деревне у кого-то выполнял работу по хозяйству, про него в шутку говорили: "В казаки нанялся".

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Иван106

Не в сети
Последнее посещение: 4 недели 1 день назад
Регистрация: 04.10.2017 - 23:25

Согласно переписных книг периода 1РС по Котельническому уезду  по совокупности 6-ти дел установил,  что мой далёкий предок Агап Васильев сын Громазин в одних делах учтён в качестве "срочного работника", в других - просто "работника Куринского Архангельского монастыря".  Отнесение лица к категориям "работник" и "срочный работник" вызывает разные правовые последствия, а именно - "работник" является зависимым лицом, а "срочный работник" выражаясь современным понятием -  "наёмное лицо, подрядившееся для выполнения работ на согласованный сторонами срок" .  Попытка более точно определить правовой статус  предка принесла определённые результаты - установил, что Куринский монастырь закрывался не один раз, а дважды - в 1724г. и окончательно в 1762г.  После первого закрытия его вотчины перешли под управление Монастырского приказа, который не принимал непосредственного участия в крепостнических отношениях. Данный факт помог при согласовании сведений о статусе из 1РС со сведениями 2РС о положении  лица "В четырех и семигривенный оклад" . По совокупности изложенного сделал вывод, что до 1724 г. данный предок мог входить в категорию "владельческих крестьян", но после 1724 г. перешёл в категорию "черносошных".   2-ая казенная келья Куринского монастыря  в течение периода 1760 -1795 г.г.  преобразована в  починок "Вновь Пономаревского" , в котором поколения моих предов прожили вплоть до периода укрупнения колхозов.  Т.о. уточнение социального статуса моего предка  "работник" или "срочный работник" помогло мне в понимании порядка и основаниях  расселения предыдущих поколений.

Я интересуюсь фамилиями:
Громазин
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 50 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Насколько я знаю, Куринский монастырь в 1724 г. не упразднен, а приписан к Хлыновскому Богословскому монастырю. Предпринималась попытка Петра I по наступлению на владения монастырей, но до секуляризации дело не дошло. Подчинение монастырскому приказу не исключает того, что жители вотчины оставались монастырскими крестьянами, надо уточнять по 2 и 3 ревизиям. К тому же, монастырский приказ в 1725 г. был ликвидирован, как и все приказы.

Впрочем, срочные работники, скорее всего, монастырскими крестьянами и бобылями не являлись. А в переписи 1678 года Куринский монастырь не находили? Были ли у него вообще монастырские крестьяне, или только срочные работники?

шигорина

Не в сети
Последнее посещение: 1 год 4 месяца назад
Регистрация: 09.12.2020 - 11:07
Я интересуюсь фамилиями:
Шигорин
Иван106

Не в сети
Последнее посещение: 4 недели 1 день назад
Регистрация: 04.10.2017 - 23:25

Нет в переписи 1678 г. ничего нет, да и вряд ли  могло появиться -  т.к., если  мне не  изменяет память,  то грамота  на его основание датирована 1676 г.

Я интересуюсь фамилиями:
Громазин
Иван106

Не в сети
Последнее посещение: 4 недели 1 день назад
Регистрация: 04.10.2017 - 23:25

Да с работой по приведённой ссылке я знаком. Но меня больше заинтересовал вопрос о роли монастыря и Торошиной слободки как акторов  третьего этапа колонизации всего этого отдалённого угла Котельнического уезда - имею в ввиду будущие волости Спасскую, Доровскую, Окатьевскую. Непонятен основной вопрос - кто являлся слободчиком  ("крестьянским садчиком") - частное лицо, воевода, иное? По Порейской слободке никаких дополнительных сведений вообще не нашёл.

Я интересуюсь фамилиями:
Громазин
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 3 часа 50 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Грамоты на основание часто давались уже по факту, монастырь мог уже существовать до получения грамоты несколько лет. Но этот монастырь, действительно, какой-то особенный, беднейший. Даже в 1709 г. дворы за ним числятся, но без монастырских крестьян, либо "впусте", либо "пахали срочными работники": https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/rgada-237-1-3030/3410349