Уважаемые форумчане, хочу поднять вот такую тему:
Как известно, до начала XVIII века, не смотря на то, что формально вся земля принадлежала государю, черносошные крестьяне владели своими дворами с земельными угодьями на правах частной собственности, т.е. могли совершать сделки по купле-продаже (по сути продавалась и покупалась не сама земля, а труд, вложенный в её). С введением подушного оклада крестьяне стали всё больше и больше прикрепляться к земле и это право для них стало ограничиваться. В 3-й ревизии Сольвычегодского уезда деревенскими владельцами значатся, как правило, только купцы и зажиточные мещане. Однако встречается и небольшое количество черносошных крестьян. Сужу по своей деревне Ефаново нынешнего Лузского района. Если не считать беглых, то картина такая: Егор Иванович Нелюбин с сыном Семёном, Василий Гаврилович Нелюбин с сыновьями Григорием и Андрианом, Ефим Петрович Нелюбин с сыновьями Трофимом, Данилом и Василием и Калистрат Петрович Нелюбин владели своими жеребьями по наследству ещё от своего предка, поселившегося здесь в 30-х годах XVII века, или, как сказано в ПК 1677-1682 гг., "по писцовым книгам 153-го (1644/45) года и по деловой 169-го (1660/61) года". Ещё один житель, Никита Степанович Захаров, незадолго до 3-й ревизии по "мирскому приговору" был переведён из соседней деревни Ивашево, т.е. никакого права собственности на свой надел он не имел. Зато Алексей Данилович Ноговицын с сыновьями Алексеем, Петром и Гаврилой и внуком Данилой (сыном Алексея) записан в ревизской сказке в другом разделе и значится как деревенский владелец. Его отец Данила Андреевич поселился в Ефанове между переписями 1678 и 1710 гг.; явно, что он купил свой двор, но дата купчей неизвестна. Вот мне и интересно, почему другие крестьяне лишились права собственности на свои жеребьи, а ему как-то удалось его сохранить. Кстати, Данила Андреевич в 1-й ревизии значится сотским. Забегая вперёд скажу, что этот род в 1813 году вымер, а около 1825 года сюда перешли другие Ноговицыны - мои предки, но они уже не имели права собственности. Зато некоторые из Нелюбиных в 70-е годы XIX приобретали землю в частную собственность (где-то читал, что то ли Павел I, то ли Александр I разрешил государственным крестьянам приобретать в собственность незаселённые земли).
Собственно, мой вопрос такой: известны ли какие-то документы XVIII века, ограничивающие право частной собственности на землю черносошных крестьян?
Добрый день. Тем же Указом 1724 г. кроме введения подушной подати для черносошных крестьян Петр I ввел четырех-гривенный оброк в пользу государства. Здесь он под №18: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/taxes.htm
По сути дела, если они теперь помимо основного налога платили еще и оброк/ренту государству, то за что оброк? Видимо за пользование землей. Которая как бы еще оставалась частной (сделки в отношении ее еще совершались), но и одновременно земля как бы становилась государственной. Хотя де юре она и раньше всегда была государственной.
Кроме того, имелась еще масса других налогов, которые удобнее было собирать с общины. Т.е. черносошных крестьян прикрепили и к общине. Те же, которые сохранили право частной собственности, очевидно, находили деньги, что бы откупиться от общины, сразу вносили свой пай налогов в общину и считались более-менее свободными.
Очень любопытные факты о фискальных и земельных отношениях на Вятке приводятся в этой статье: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/19655/1/rim-2008-66.pdf
Недоимки достигали половины запланированных налогов, поэтому под влиянием государственных мер, категория крестьян-владельцев постепенно сходит на нет.
Но в России свобода никогда не была защищена законом от произвола, и царь мог любую черную деревню пожаловать монастырю, помещику или заводу, сделать черносошных владельцев земли крепостными.