всё о родах ЮРАСовых

1 сообщение / 0 новое
Тихон

Не в сети
Последнее посещение: 8 лет 9 месяцев назад
Регистрация: 19.06.2015 - 12:41

если у вас есть информация ли подробности об авторе:

Евангелие напрестольное с серебряным убором Тип:

книга Размер: 325 х 215 х 100 мм, Автор: Юрасов Иван, Датировка: 1748г. - 1818г.

Описание: Евангелие - 458л.; печать двухцветная, 4л. гравюр. Убор на Евангелие состоит из центральной дробницы и 4 боковых наугольников в стиле рококо позднего образца. Дробница - изображение Христа, наугольники - изображение евангелистов. На деталях убора стоят клейма фамилий потомственных вятских серебряников и клеймо г. Вятки в виде герба.

В Вятке возле школы № 22 есть аптека, рядом с ней небольшой парк его называют “кладбище надгробий”, есть остатки двух надгробных плит, о них пишет Любимов (“Вятский наблюдатель”, № 34, 1995г. см.: Любимов, с.130-132), на одной из плит: Михаил Романович Юрасов.

Ответ найдем - если пролистать «Ведомость о лицах, погребенных в храме и на кладбище при Вятском Успенском Трифонове монастыре, составленная на основании указа Вятской духовной консистории от 30 апреля 1910 года за № 13», то найдем следующую запись: «…На монастырском кладбище: Юрасовы Михаил Романович †8ноябрь1890г.), вятский купец, и Александра Ипполитовна †29июля1898г.), его вдова…»

см.: РГИА: ф.549, оп.2, д.8, л.54-60.

его отец: В собрании Государственного исторического музея находятся тарель, украшенная чернью (1768г.), оправа на турецком ятагане (1793г.), охотничий нож (1796г.) и солонка (1797г.). Н.Г. Платонова, работавшая с этими произведениями, так описывает их: «Ножны турецкого ятагана 1793г. украшены великолепной серебряной оправой с чётким чернёвым орнаментом на золоченом канфаренном фоне. Работа эта выполнена мастером из семьи Юрасовых. Чернёвые венки из листьев, перевитые лентами, обрамляют обоймицы ятагана с изображениями военной арматуры и музыкальных инструментов. По рукояти расположены лёгкие чернёвые гирлянды из цветов и листьев.

Аналогичный черневый орнамент имеется на охотничьем ноже 1796г. и солонке в виде вазочки с крышкой 1797г.

В орнаментизации этих трёх предметов много общего. Гирлянды из цветов и листьев даны в одинаковой плоскостной манере конXVIIIв. Черневые венки из листьев, перевитые лентами, украшают обоймицы ятагана и оправу ножа. Фигурки убитых животных, изображённые на ятагане, покрыты такими же мелкими черневыми точками (оспинками), как и фигуры бегущих лошадей на охотничьем ноже. Одинаково расположены даты в виде сложной монограммы из цифр»6. При изучении чернёвой гравюры вятских мастеров ею были выявлены местные особенности в приёмах наложения чернёвого состава и в тематике изображений. Если великоустюжские чернёвых дел мастера второй половины XVIIIв. старались выполнять черневые изображения в перспективе, часто сочетая золоченый канфаренный фон с чеканными серебряными деталями, то вятские ювелиры в то же самое время выполняли черневую гравюру в плоскостной манере. В противоположность устюжским чернёвым изделиям с галантными сценами кавалеров и дам в костюмах XVIIIв., в обрамлениях завитков, пальметок и раковин в стиле рококо, вятские мастера чаще гравировали изображения, близкие к народной жизни, как, например, сцены охоты, напоминающие лубочные картинки того времени. Цвет вятской черни очень тёмный, чётко выступающий своими контурами на золочёном канфаренном фоне. Для вятских чернёвых изделий XVIIIв. характерна лиственная гирлянда, перевитая лентами, как элемент классического стиля. О большом таланте художника, в совершенстве владевшем техническим мастерством обработки драгоценного металла, свидетельствует золочёный серебряный оклад иконы «Николай Чудотворец», выполненный в 1796г. Неизвестный вятский мастер обладал высоким художественным вкусом, прекрасно владел чеканкой высокого и низкого рельефа, гравировкой, чернью, хорошо чувствовал пропорции в общей композиции произведения. Декор оклада насыщен разнообразными мотивами, типичными для стиля классицизма.

На изделии стоит клеймо пробирного мастера Романа Юрасова, деятельность которого началась с 1794г. Его клейма встречаются на серебряных изделиях до 1828г. Стоимость клейма до конXVIIIв. составляла 50 коп., в начXIX столетия его цена возросла до 1 руб. Новый мастер, ведя делопроизводство, ревностно нёс службу. При нём были составлены списки ремесленников с указанием, по какому цеху они записаны.

В 1813г. Юрасов сообщил в Вятское губернское правление, что по сравнению с 1795г. число серебряников «умножилось», но «многие мастера сплавке и клеймению серебра приносили весьма мало, а иные и совсем не являлись, отчего сбор положенной пошлины крайне уменьшился». В результате 27 ноября 1813г. Вятское губернское правление издало указ «всем… градским и земским полициям… чтоб они всем мастерам серебряного дела подтвердили наистрожайше… дабы они делаемые ими вещи… непременно представляли для пробования и заклеймения к пробирному мастеру и без клеймения… никакой вещи в продажу не выпускали»7. Копии указа были разосланы во все города Вятской губернии с предписанием наказывать виновных по всей строгости закона.

По мнению Юрасова, случаи неклеймения серебряных изделий происходили из-за того, что многие ремесленники не были записаны в число цеховых мастеров. Это давало им возможность уклоняться от уплаты положенных пошлин8.

В 1814г. он представил список серебряников, не записавшихся в цех, и перечислил 17 фамилий мастеров по всей Вятской губернии: Андрей Савин Куклин, Иван Венедиктов Тетерин, Василий Базаков, Дмитрий Воробьёв, Михайло Чернятьев, Тимофей Росляков, Матвей Овчинников, Осип Окулов, Иван Тимофеев и Пётр Иванов Халтурины, Матвей Федоров Глушков, Симон Глушков, Софон и Василий Куклины, Яков Фокеев, Иван Фомин и Фёдор Иванов Куклины9. С начала столетия все пробирные операции начали проводить в специально оборудованных пробирных палатках.

В 1805г. Юрасов имел при пробирной палатке одного ученика – Демида Юрасова, что не соответствовало указу императрицы Анны Иоанновны от 26 февраля 1733г., по которому пробирные мастера обязаны были иметь двух учеников. В апреле того же года из Московского монетного департамента Р. Юрасов получил наказ «выбрать из купецких и серебряниковых детей Вятки второго ученика» и 10 ноября 1805г. на общем собрании мастеров серебряного дела был избран сын вятского мещанина – Иван Юрасов. На собрании присутствовало двадцать мастеров10. Но ни Демид, ни Иван Юрасовы впоследствии не стали пробирными мастерами, а были цеховыми серебряниками г. Вятки. С 1828г. Вятским губернским пробирёром состоял вятский мещанин, мастер-ювелир Андрей Павлов Бабинцев. Его клеймо «АБ» встречается на серебряных изделиях до 1850г. По сведениям Бабинцева и по донесениям Вятской ремесленной управы, в 1830-64г. среднее количество человек, записанных в цех, равнялось 25: мастеров – 15, подмастерьев – 8, учеников – 211. Однако документы, сохранившиеся в ГАКО, позволяют уточнить и расширить сведения о работавших в городе серебряниках. 1836г. – 45 мастеров; 1856г. – 40 мастеров….;…