Печёнкин Аркадий Фёдорович

Печёнкин Аркадий Федорович
Печёнкин Аркадий Федорович

Мой единственный родной дядя родился в 1916 году, а в 1942 году  его не стало...

И так вышло в нашей семье, в 1942, пришло извещение на имя моей тети Печёнкиной Клавдии Фёдоровны, что Печёнкин Аркадий Фёдорович пропал без вести, но и это извещение пионеры унесли, когда собирали сведения о земляках, погибших на войне. И не осталось никакой весточки, никакой зацепочки…

Лет 8-9 назад, когда начала пользоваться интернетом, сделала несколько попыток, поискала, писала письма, для доказательства отправила даже одно письмо с фронта, оригинал, о чем очень сожалею, даже копии себе не сделала… Но это не дало никаких результатов.

И вот 27 февраля 2016г просидела целый день на сайте ОБД Мемориал, пересмотрела всех однофамильцев, а это более 5 тысяч человек, и ни одного Аркадия Фёдоровича не нашла, стала смотреть только по фамилии и нашла в сводках и донесениях о потерях Печенкина ГЕНадия Федоровича, 1916 г.р, призванного из Кировской области, Подосиновского района, Уткановский с/с, дер. Польш-Покулеще и меня это очень заинтересовала, так из опыта своей семьи знаю, как двоюродного брата моей мамы на фронте вообще живого перекрестили из Ивана в Михаила. Так он и доживал свой век Михаилом. 

Так вот, вторая половина имени совпадала, ошибки в написании адреса, учитывая уровень грамотности тоже можно понять. Тем более что эти сводки из Карелии и для этого региона звучит вполне понятно, с финским акцентом. А когда начала рассматривать лист донесения, при его увеличении вполне неплохо видно имя Аркадий, год рождения совпал и со слов тети я знала, что он погиб зимой 42 или 43 года. 
вот взгляните на Информацию по донесению ОБД Мемориал

Подняла одно из писем дяди Аркаши, написано 1 февраля 1942, за 5 дней до трагической гибели. Он писал своей тете Печенкиной Анне Тимофеевне, которая жила на Лукино, а она уже потом передала это письмо Печёнкиной Клавдии Федоровне, моей тете, сестре Аркаши. Письмо очень доброе, без жалоб на трудности и невзгоды, беспокоился о тетушках и сестрах, написал где и у кого оставил свои гражданские вещи, чего и сколько, просил забрать…Написал, что 10 декабря был страшный бой и теперь он уже ничего не боится, сейчас они на отдыхе.
Так получилось, что он после срочной службы, прошел всю Финскую и после небольшой побывки домой, опять был мобилизован. Даже не успел съездить к невесте в Архангельск и подарить платок, купленный заранее. Так и лежит он у меня как реликвия...Уж давно нет той девушки и как сложилась ее судьба, тоже не известно. (прим. Благодаря друзьям на сайте ВГД установила название нас/пункта, где дядя проживал перед войной у Дуси (возможно это и была его невеста, а может квартирная хозяйка), это Цыгломень Архангельской обл . Появилась надежда, что купленный дядей платок для невесты дойдет хотя бы до ее потомков, а может и  их совместных детей, ведь в те годы гражданские браки были нормой...)

Это я о том, что он уже был бывалый солдат, уже прошел лет 5 военной службы, нытиком и баловнем не был, без отца остался на 5-м году жизни, трудностей коллективизации хватил сполна, а в 15 потерял и мать. А семья была очень набожная и непьщая. Его мать Сусанна Александровна и бабушка Лукерья Григорьевна поломниками в начале века ходили на Соловки. Пишу я это не спроста, а для того чтобы было понятно, как мог себя вести такой человек. 
По месту гибели нашла в Википедии это место и историю дивизии. Читать эти строки спокойно просто невозможно.

Привожу без правок:

История[править | править вики-текст]
Сформирована в сентябре 1941 года в Шадринске, тогда Челябинской области, штаб дивизии находился в здании по улице Луначарского, 1.
В действующей армии с 18.12.1941 по 09.05.1945 года.

В ночь на 18.12.1941 дивизия прибыла на Карельский фронт, имея в своём составе 10910 человек. Командный состав дивизии был преимущественно из запаса, а командиры взводов — недавние выпускники пехотных училищ. Рядовой и сержантский состав дивизии был 1901—1905 годов рождения, не имел воинской подготовки и не владел лыжами. Из личного состава только 4 % имели опыт военных действий. Материальная часть дивизии также была укомплектована не полностью: 122-мм гаубицы и 76-мм пушки не имели зарядных ящиков, полностью отсутствовала зенитная артиллерия, 82-мм миномёты не имели прицелов, самозарядных винтовок вместо 3721 по штату имелось только 9, снайперских винтовок из 108 только 2, станковых пулемётов вместо 108 — 26. Личный состав был обут лишь в кожаную обувь, не хватало тёплых вещей.
Политотдел дивизии сообщал об общей расхлябанности бойцов
… «ходят без пояса, неделями не умываются, не бреются, о приветствии и повторении приказаний забывают». «В связи с выдачей северного пайка участились случаи опьянения». Вшивость среди бойцов достигла 75-80 %, частыми были обморожения из-за плохо просушенной обуви.
Таким образом, дивизия не была готова к ведению боевых действий.

Первые потери дивизия понесла уже 19.12.1941 года неподалёку от Масельской (16-й разъезд), в результате авиационного и артиллерийского налёта при разгрузке дивизии.
С 03.01.1942 года участвует в Медвежьегорской наступательной операции в составе Масельской оперативной группы, на участке посёлка Великая Губа и станций Масельская и Ванзозеро (14 разъезд), проводимом с целью освобождения участка Кировской железной дороги и дальнейшего освобождения Медвежьегорска. Наступление продолжалось, достигнув ограниченных целей (дивизия смогла овладеть 14-м и 9-м разъездами) до 10.01.1942 после чего войска дивизии перешли к активной обороне.
06.02.1942 в 2.30 утра финские войска силою до двух стрелковых полков и батальоном лыжников — автоматчиков при поддержке артиллерии и миномётов перешли в наступление в полосе дивизии. Они прорвали её передний край в районе 2-го и 3-го батальонов 1221-го стрелкового полка и к исходу дня заняли 14-й разъезд, перерезав Кировскую железную дорогу.
В момент наступления противника командир первого батальона 1219-го полка без приказа отвёл свой батальон с занимаемого рубежа. В образовавшуюся брешь проникли финские войска и окружили часть соединений 1217-го и 1219-го полков. Попытка выхода из окружения не удалась, части организовали круговую оборону на простреливаемой вдоль и поперёк высотке. Советские воины оказали ожесточённое сопротивление, в плен никто не сдавался. Собственно, надо предполагать, что и финские войска не имели интереса к пленным — поскольку не прекращая вели артиллерийский и миномётный обстрел высотки. Прорвать кольцо окружения пытались и извне: оставшимися вне окружения частями дивизии, силами 289-й стрелковой дивизии и 61-й морской стрелковой бригады. Однако попытки, продолжавшиеся до 10.02.1942, оказались безуспешными. В окружении полностью погиб весь 1217-й полк, от полка осталось 28 человек. Тела погибших советских бойцов, по описаниям очевидца, лежали в 2-3 яруса, и при артналете части тел разлетались по всему лесу. Всего в окружении из состава дивизии пропало без вести — читай, погибло 1229 человек.

Из воспоминаний бывшего рядового 8-й пехотной дивизии финнов Отто Коинвунгаса из Оулу:
«Первое, что мы увидели, когда прибыли на передовую, — солдат вез на лошади целый воз трупов русских солдат. В начале января русские пошли в атаку, но потерпели поражение. По обеим сторонам дороги было так много русских солдат, погибших и замерзших, что мертвые, стоя, поддерживали друг друга».
24.02.1942 года дивизию вывели на переформирование в Беломорск. Она была разгромлена, в строю оставалось 1617 человек, да и те были переданы в 37-ю стрелковую дивизию. Потери дивизии составили: убитыми и умершими — 1141 человек, ранеными — 2822 человек, заболевшими и обмороженными — 655 человек, пропавшими без вести — 2967 человек, по другим причинам — 24 человека. Фактически, от дивизии остались штаб дивизии со знаменем и два штаба полков, один, 1217-го полка формировали заново — как, впрочем, и всю дивизию. Пополнение и доукомплектование, очевидно, продолжалось до мая 1942 года.
==========================================
Вот так беспристрастно и сухо описана судьба огромно количества рядовых солдат, красноармейцев, на ЧЕТЫРЕСТА рядовых приходился ОДИН ствол, и без нормального обмундирования в лютый февральский мороз они продолжали исполнять свой долг…

И эти люди замерзли просто стоя, плечом к плечу…

Сведений о захоронении пока не имею, буду искать дальше.

Если у кого сложилась подобная ситуация, не отчаивайтесь, ищите!  Даже 75 лет не помеха!

Целый день слушаю, просто про очень многих и моего дядю в том числе обалденно спел Николай Носков Спасибо авторам "Пропавшим без вести" ( музыка В. Кубышко, стихи А. Вулых. Гран-При конкурса «Весна Победы» 2010 г. ) за такую замечательную песню. И отдельные слова благодарности автору ролика!!!http://www.youtube.com/watch?v=9AcTvYa1BEA

Изображения

Печёнкин Аркадий Фёдорович
Печёнкин Аркадий Фёдорович(слева) с другом Степаном
document
Стена Памяти в Утманове
Книга памяти по Подосиновскому р-ну
document
информация на ОБД Мемориал
document
Описание места боев и гибели.
document
конверт с фронта
document
Последнее письмо за неделю до гибели.

События из жизни персоны

СобытиеДатаМестоОписание
Родился1916деревня Большая Пукалица (Подосиновский район, Кировская область) - ныне не существует
Пропал без вести-Убит 07.02.1942 -выбыл из списков ПРОПАЛ без вести
Умер07.02.1942Карело-Финская ССРСведения о гибели на фронте через 75 лет

Книга Памяти

Списки воинов, погибших и пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной войны

ФИОТекстРайонИсточник
4309307026ПЕЧЕНКИН Аркадий Федоровичиз д. Пукалица Утмановского с/с. Красноармеец. Пропал боз вести.Кировская область,
Подосиновский район
КП Киров. обл. Том 9, С.307 Открыть страницу в ОБД «Мемориал» Искать этого человека на сайте «Память Народа»   

Комментарии

Аватар пользователя susanna

Сегодня 75 лет со дня гибели моего дяди Аркадия Федоровича Печенкина 

https://ok.ru/group/55520810696763/topic/66554015372603

МОЕМУ ДЯДЮШКЕ АРКАДИЮ ФЁДОРОВИЧУ.

В начале февраля родился В начале февраля ушел…

И 26 годочков в судьбе своей прошел.

И были непростыми те 26 годков.

Ты с детства был мужчиной, Опорой для сестер.

В те 26 годочков ты многе познал,

И труд крестьянский тяжкий

И хлеб солдатский ел.

Совсем юнцом зеленым ты в Армию пошёл

Пришел домой и вскоре На Финскую ушел…

Ведь нелегко там было,

В краю холодном том, но честно и достойно,

Ты всю её прошел.

Домой к себе вернулся, невесту присмотрел,

Хотел жениться вскоре, Но враг опять пришёл.

Оставил ты подарок для милой у сестер.

Опять пошел сражаться И боронить свой дом.

Опять судьба-злодейка забросила тебя

С фашистами проклятыми Вступить в неравный бой…