Агалаков Дмитрий Степанович

Дата рождения: __.__.1914
Место рождения: Кировская обл., Верховинский р-н, д. Миничи
Дата и место призыва: __.__.1936 Слободской РВК, Кировская обл., Слободской р-н
Воинское звание: старшина(краснофлотец опытного корабля "Доротея" МТО ЧФ.)
Последнее место службы: п/я 82 Черноморский Флот г. Севастополь
Дата выбытия: __.12.1941(27.07.1941)
Наименование воинской части: Оп 61 ТН. кор. "Доротея." МТ. Ч. Ф.
Жена проживала Кировская обл. Слободской р-н п. Вахруши.
Дата расстрела: 8 августа 1941 г.

  • Обвинение: по ст. 58 п. 10 УК РСФСР
  • Осуждение: 27 июля 1941 г.
  • Осудивший орган: Военный трибунал Черноморского флота
  • Статья: 58 п. 10 УК РСФСР
  • Приговор: ВМН с конфискацией имущества.
  • Дата реабилитации: 23 июня 1997 г.

На военных картах в этом районе было обозначено минное заграждение, но, «гражданским» таких карт не давали. 18 июля 1941 г. погиб на своем минном поле в районе Керченского пролива (м. Панагия) грузовой пароход «Кола», (2654 брт, ЧГМП), следовавший в балласте. Потери глупые и досадные, связанные с неорганизованностью и… ведомственными границами. Военные, вывалив в море множество мин, не сочли возможным выделить достаточное количество военных лоцманов на транспортные корабли, а те, что были выделены, не получали «свежей» информации о выставленных заграждениях и о сброшенных немецких донных минах.

Как результат: пять военных лоцманов (те, кто выжил после гибели судов) получили срок от 5 до 10 лет лагерей. Но были ли они реально виноваты? Вряд ли. Просто военный флот мало интересовали дела «гражданские», военные не отвечали за суда «соседнего ведомства».

Как результат, 23 июля немецкие бомбардировщики потопили крупный грузопассажирский теплоход «Аджария» (4727 брт). Корабль прибыл в Одессу без сопровождения и стоял на якоре в ожидании разгрузки. В результате нескольких атак самолетов противника корабль получил повреждения, сгорел и опустился на грунт. Большую часть груза удалось снять. Погибло 4 чел.

Лишь с 28 июля 1941 г. перевозки стали осуществляться в ночное время в конвоях. Причем конвоировали суда не военные корабли специальной постройки, а их собратья, вооруженные одной-двумя универсальными пушками 21К, но имевшие на борту военного лоцмана. Правда, и это не помогло.

В ночь на 28 июля 1941 г. на своих минных заграждениях, поставленных у Крымского побережья, затонул большой пароход «Ленин» (капитан И.С. Борисенко). Судно следовало в голове первого охраняемого конвоя из Севастополя в Новороссийск.

Корабль имел на борту 1257 призывников и неучтенное количество эвакуируемых жителей. По воспоминаниям, вся верхняя палуба была заполнена людьми, численность которых оценивалась в 4 тыс. человек. Точно сказать невозможно, т. к. подсчет людей не велся, контролировалась только осадка судна.

После взрыва удалось спасти не более 500 человек (по другим данным – 257). Трагедия, сравнимая с трагедией «Армении», потопленной немцами 7 ноября 1941 г. Но там были немцы, а здесь…

Капитан «Ворошилова», следовавшего вторым в колонне, А.Ф. Шанцберг, принял правильное решение: запросить тральщик и отстаиваться до утра. Благодаря этому корабль удалось спасти, т. к. выяснилось, что конвой зашел на свое минное поле достаточно глубоко. Выводил корабль с минного поля старенький пароход «Доротея», оборудованный тралом. Виновными в катастрофе были признаны военные лоцманы – приговоренный 12 августа военным трибуналом Черноморского флота к расстрелу лейтенант Свистун и старший лейтенант Штепенко, приговоренный «к 8 годам тюремного заключения с отбытием наказания после войны».

https://iknigi.net/avtor-aleksandr-nemenko/128276-chernomorskiy-flot-v-g...


События из жизни персоны

СобытиеДатаМестоОписание
Родился1914деревня Миничи (Юрия Агалакова) (Юрьянский район, Кировская область) - ныне не существует
Умер08.08.1941

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.