Большой Шургумал (Кугу Шургыйымал, Афанассола)

Тип: деревня
Статус: существующий н.п.

Деревня БОЛЬШОЙ ШУРГУМАЛ (КУГУ ШУРГЫЙЫМАЛ, АФАНАССОЛА)

Деревня Большой Шургумал находится в 3 км от Кужмары в восточном направлении. Слово Шургыйымал переводится как "деревня под лиственным лесом" или "большое подлесье".

Впервые деревня упоминается в XVIII веке, раньше она имела два названия — Афанассола и Большой Шургумал. Из рассказов старожилов известно, что сначала здесь жили в основном марийцы, только потом присоединились русские. Марийцы свою деревню называли Афанассолой по имени первопоселенца по имени Афанасий (Опанас). Русские же приехали с берегов реки Вятки, об этом говорит фамилия Бусыгины, встречающаяся и в Республике Марий Эл, и в Кировской области.

В 1890 году в деревне было 9 дворов русских и 10 дворов марийских. Всего 129 жителей. Вокруг деревни рос густой лес, был свой пруд, где разводили рыбу. Название пруда — Руш ер — сохранилось до сих пор. Жители в основном занимались земледелием, кустарным ремеслом, изготавливали бочки.

Постепенно деревня застраивалась. Люди для расширения земельных угодий вырубали вокруг деревни леса.

Русские были христианами, а марийцы язычниками. До сих пор сохранились семьи, где продолжают традиции предков.

В 1920 году в Большом Шургумале насчитывалось 68 домов. Улица деревни растянулась примерно на 1 км.

В трудные времена мужчины защищали Отечество. Во время русско-японской войны 1904 — 1905 годов житель деревни Большой Шургумал Ион Бусыгин возвратился в звании унтер-офицера, стал кавалером Георгиевского Креста (всего он имел три Креста — 4, 3 и 2 степеней). Участником империалистической войны был Константин Матвеевич Бусыгин. Он возвратился полным кавалером Георгиевского Креста, за что по приезду с войны получил дополнительно землю и лес на постройку дома. Тот дом по сей день стоит, и в нем живут люди.

После Октябрьской революции в одной части деревни жили русские, а в другой — марийцы. Они занимались земледелием, мелким ремеслом. Было развито пчеловодство. Почти в каждом дворе имелись коровы и лошади.

В 1927 году Большой Шургумал разделили на две деревни: Русский Шургумал и Средний Шургумал. В каждой деревне был образован свой колхоз. После войны оба хозяйства объединились в одно — "Красный пахарь". Председателем колхоза был В.Г. Бусыгин.

В двух соседних деревнях происходили изменения в социально-культурной жизни. Открыли избу-читальню, организовали ликбез. Большой вклад в борьбу с неграмотностью внесла Ефимия Андреевна Упорникова. Она обучала детей крестьян чтению и письму, а по вечерам занималась со взрослыми.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 68 человек, возвратились меньше половины. Вся работа легла на плечи женщин, детей и престарелых. Трудились день и ночь, не жалея ни сил, ни здоровья. За успехи в развитии сельского хозяйства председатель колхоза В.Г. Бусыгин был награжден орденом Красной Звезды.

После войны деревня Большой Шургумал стала редеть. Русские уезжали в город. В последующие годы некоторые семьи переехали на центральную усадьбу колхоза в село Кужмару или в райцентр поселка Советский. Из прежних 68 дворов в настоящее время осталось только

18 домов, в которых проживают 33 человека, в основном пенсионеры. 2 человека русские, остальные — мари. Разговаривают в деревне в основном на марийском языке. Распространенные фамилии — Бусыгины, Упорниковы. Молельных рощ нет. Отмечают следующие праздники: Пеледыш пайрем, Михайлов день, Пасху, Ильин день. Дети учатся в Кужмаре. Население работает в КДП имени Ленина. Все дома деревянные, покрыты шифером. В деревне имеется 18 телевизоров, 3 телефона, у всех есть холодильники. В деревню газ не проведен, 7 хозяйств пользуются привозным газом в баллонах. Школы, магазина, клуба, медпункта в деревне нет. Услугами здравоохранения жители пользуются в участковой больнице в Кужмаре.

Все жители Большого Шургумала имеют приусадебные участки размером 0,5 га, выращивают картофель и овощи. Имеют 7 коров, 19 свиней, 4 овцы, 2 хозяйства занимаются пчеловодством. Воду берут из колодцев. Дороги фунтовые. До райцентра добираются на рейсовом автобусе.

http://www.12rus.ru/List/33/2888/

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      20644Люпер-Сола 3; Афонас-Сола; Шургомал бол.Вятская губерния, Яранский уезд,
      Кадамская волость, Люперсольское общество
      н/дн/д18129подёнщик
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола?Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      11070503деревняЛюпер-Сола 3-я (Большой Шургомал, Афонас-Сола)Яранский уездКадамская волость, Люпер-Солинское общество196069129[-]1, отд. I, с. 122—129
      Сословие (разряд)
      Народность
      9343872
      10263157
      Примечание: Деревни Люпер-Сола 3-я (Большой Шургомал, Афонас-Сола) и Люпер-Сола 4-я (Малый Шургомал, Макар-Сола) имеют общую землю.
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 9. Яранский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1893.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      110859деревняЛюперсола 3-я [(]Большой Шургуман, Малая Афонайсола[)] и Люперсола 4-я [(]Малый Шургуман, Макарсола[)]Яранский уездКадамская волость521491603091, л. 908 об.
      Источник: 1. Списки населенных мест Яранского уезда за 1905 год // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/11.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      477002деревняБольшой ШургумалЯранский уезд
      4-й благочиннический округ
      с. Люперсольское, Троицкая церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648)
      Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Административно-территориальное деление Марийской АССР

      № (код)ДатаТип н.п.Название н.п.РайонДо РЦ, кмСельсоветДо ц. С/С, кмБлиж. ж/д ст., кмКолхоз / преобл. национальность
      6913070301.05.1969деревняБольшой Шургумал (Кугу Шӱргыйымал)Советский район21Лайсолинский сельсовет7Йошкар-Ола42марийцы
      7413070301.01.1974деревняБольшой ШургумалСоветский район21Лайсолинский сельсовет7Йошкар-Ола42марийцы
      7813060201.01.1978деревняБольшой ШургумалСоветский район21Кужмаринский сельсовет7Йошкар-Ола42марийцы
      8613060201.01.1986деревняБольшой Шургумал (Кугу Шӱргыйымал)Советский район21Кужмаринский сельсовет3Йошкар-Ола45марийцы

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      88252847003деревняБольшой ШургумалРеспублика Марий ЭлСоветский районКужмаринский сельсовет391722мари: 87 %сельское1; 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      88252847003деревняБольшой ШургумалРеспублика Марий ЭлСоветский муниципальный районКужмаринское сельское поселение301515сельское

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселение
      88652447116дБольшой ШургумалРеспублика Марий ЭлСоветский муниципальный районСельское поселение Кужмаринское
      Источник: 1. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) // Федеральная служба государственной статистики.

      Комментарии

      К данному материалу не добавлено ни одного комментария.