Ошедские

Тип: деревня
Статус: ныне не существует
Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация
      16695При речке Ошле 1-й (Ошетской)поч. каз.при рч. ОшлеЯранский уезд,
      Стан 1
      По правую сторону Ветлужской коммерческой дороги, из г. Яранска в г. Ветлугу50924283260

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      22197Ошедский; ОшетскийВятская губерния, Яранский уезд,
      Шешургская волость, Круг-Мазарское общество
      с. Кокшага, Троицкая ц.Ошма → Пижма17123мельник; извоз
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      499003починокОшетскийЯранский уезд
      5-й благочиннический округ
      с. Круг-Мазары, Александро-Невская церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648)
      Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. мариПроч. нацмен.
      9-01-169дер.Ошедские (ский) при речке ОшлеЯранский уезд,
      Кикнурская волость
      Кругмазарский32 км363679110189

      Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      141506д.ОшедскиеКикнурский районКруг-Мазарский сельсовет

      Список сельских населённых мест Кировской области на 1 января 1950 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      151305д.ОшедскиеКикнурский районКруг-Мазарский сельсовет

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя Rage171

      Статья Алевтины Недорезовой "Корни родословной глубоки..." о деревне Ошедские на сайте кикинурской районной газеты "Сельские огни": http://selogni.ru/o-kiknure/istoriya-kiknura/1360-korni-rodoslovnoj-gluboki

      Так как старый сайт газеты закрыт со всем содержимым выложим данную статью тут.

      КОРНИ РОДОСЛОВНОЙ ГЛУБОКИ... 23.01.2014

      «Помнить всё и знать родной свой род
      Я считаю, что обязан каждый,
      Может, это приведёт народ
      В век неравнодушия однажды»...

      Кто автор этих строк, к сожалению, не знаю. Но вспомнила их неслучайно. 

      В новогодние выходные повстречала в посёлке знакомую девушку – студентку Марину. Разговорились.
      - Надолго приехала? – спрашиваю.
      - Нет, завтра уезжаю.
      - Что так мало погостила?
      - Ещё к бабушке заеду. Давно не виделись. Она уже старенькая, в Совет-ском районе живёт.
      В деревне, которую назвала девушка, я бывала, потому заинтересовалась:
      - Как зовут бабушку?
      - Таня.
      - А по отчеству?
      Маринка засмеялась:
      - Не помню. Мы её как-то все баба Таня да баба Таня зовём.
      От изумления я застыла. Однако сдержалась и стыдить собеседницу не стала, лишь ненавязчиво посоветовала: «Вот и спроси при встрече». «Хорошо», - снова весело ответила девчонка и побежала домой.
      Долго я находилась в каком-то шоковом состоянии. Как такое возможно? Девушке – 20 лет, а не знает элементарных вещей. Похоже, в семье не велись разговоры о том, кем были деды и прадеды, не прививалось детям уважение к ним и уж тем более интерес к истории своего рода.
      Только что их судить? Незнание своих корней – беда не только этой семьи, а целых поколений. Почему беда, спросите? Да потому что человек – то же дерево. Подрубите корни – вмиг засохнет! Вот и высохли наши души, зачерствели сердца. Живительная влага в них не поступает.

      А ведь когда-то на Руси, вплоть до 40-х годов XX века, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. В домах знатных людей на стене в красивой рамке обязательно висело генеалогическое дерево. Им гордились.
      В средние века рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило опять же хорошее знание родословного дерева и наличие родового герба.
      Да что там рыцарь! Даже древние славяне знали и почитали своих предков. В трудную минуту они поднимали глаза к небу и кричали: «Чур!». Считалось, что так они призывают на помощь самого старшего и мудрого родственника. «Чур» переводится как «дед», отсюда и пошло выражение «деды и пращуры».
      А мы как живём? Близкая родня зачастую не дружит между собой, не общается. До предков ли тут?
      И всё-таки, пожалуй, я погорячилась, обвинив в безразличии к своему происхождению целое поколение. Бывая в поселениях, не раз встречалась с людьми, которые знают историю рода, бережно хранят семейные реликвии: фотографии, документы, иконы, предметы, вещи, передаваемые из поколения в поколение.

      Знаю такую женщину и в Кикнуре. Это Алевтина Ивановна Смирнова. Люди постарше помнят её как бывшую «хозяйку» книжного магазина. Нынешняя молодёжь и не поверит, что когда-то в нём стояли огромные очереди. Покупка хорошей книги считалась удачей, а оформление подписки на целую серию книг или журналов – счастьем.
      Алевтина Ивановна всегда была человеком любознательным, начитанным, казалось, знала абсолютно всё. Начнёт рассказывать – заслушаешься. Недавно она зашла в редакцию по делам, но разве могли мы просто так отпустить интересную собеседницу?! Задержали не зря. Узнали много интересного из истории её рода, изучением которого женщина занимается уже много лет.

      По некоторым данным, Маковеевы (девичья фамилия Алевтины Ивановны) на кикнурскую землю пришли в 1813 году, и первым был прапрадед Андрей Александрович. Он стал одним из основателей деревни Ошедские, что располагалась когда-то в макарьевской стороне.
      С годами работящий мужчина создал крепкое личное хозяйство. Одна беда – работать в нём было некому. Сыновья к тому времени погибли, осталась лишь дочь Домна. Да и к той уже сватались. И тогда властный отец сказал дочери: «Замуж не пойдёшь, будешь нам с матерью помогать».
      Домна ослушаться не посмела, но зато в девках родила четверых сыновей. Грех по тем временам страшный! Ох и горевал отец, ох и казнил себя. Чтобы замолить свои и дочкины грехи, три раза пешком, в лаптях, ходил он в город Вятку за проектами строившейся тогда Кокшагской церкви.
      Домна назвала сыновей Истрапом, Истатом, Уваром, Вавилом, но особо ими не занималась. И некогда, и не принято раньше было. Положит их на казёнку - место у печки, где лапти сушили, там они и лежат день, как в люльке. Тепло, темно. Малыши потом долго света боялись, не привыкли к нему.

      Подивились мы услышанному, а у Алевтины Ивановны уже новая история готова, на этот раз о бабушке Вере Наумовне и деде Николае Меркурьевиче.
      Были они крепостными крестьянами и принадлежали царской семье. Получив вольную, супруги поселились в деревне. Жили, как и все, бедно: деревянные столы, лавки, деревянные ложки. Из еды - капуста, картошка да незамысловатая похлёбка.
      Но в любой праздник к великому изумлению деревенских жителей Вера Наумовна стелила на стол белоснежную самотканую скатерть. Дед Николай был примечателен тем, что как две капли воды походил на царя Николая II. Оттого люди при нём робели.
      Узнали мы и о тёте Насте, которая была красавица - глаз не оторвать, и пела, как Русланова. Муж её, Александр, замёрз во время первой мировой в окопах, и осталась женщина одна с маленькими детьми.

      О Марии Уваровой из рода сына Домны – Увара. Ленивые выросли потомки, оттого бедные. Одной из первых вступила Мария в колхоз, в активисты выбилась. На одном из собраний восседала за столом, покрытым кумачом, и записывала: какую долю вносят в коллективное хозяйство вновь вступающие.
      Это было обязательным условием, вот и отбирали у крестьян последнее. Дед Никита, смахнув слезу, расстался с любимым конём по кличке Орёл. А у одного мужика – жена больная, детей полон двор – нечем делиться. «Разве что петуха, слепого на один глаз, забирайте», - печально произнёс он. «Неси птицу!» - скомандовала Мария и записала в ведомости - «кривой петух».
      Позднее эти же активисты запишут в кулаки простого деревенского трудягу. Его семья - супруги, девять детей, старенькие родители - ютились в небольшой избе и решили, наконец, дом построить, пятистенок. Всё на своём горбу возили, своими руками строили, дети постарше едва не надорвались. А им приговор: «Раскулачить! Ишь, в каких хоромах живут, будто господа какие».

      Слушаем Алевтину Ивановну, путешествуем во времени. А она уже о родной деревне Ошедские разговор ведёт.
      – Ох, и дружная была деревня. В войну 41-го председательствовал в ней Иван Иванович Ворошилов. Увечье у него имелось, потому на фронт не взяли. Людей очень жалел. Чтобы они не голодали, придумал он сеять в дальних полях горох. Тайно. Вырастят, соберут, кормятся. Государству не сдавали. И никто не донёс, ни один не выдал. А однажды после уборки, опять же крадучись, овечку зарезал и на все семьи разделил. Женщины варили мясо и плакали.

      Таких интересных фактов из истории рода, деревни у нашего краеведа-любителя много. Собирать их помогали родные, знакомые, земляки. Теперь младшая дочка Нина, живущая в Питере, продолжает дело. Увезла из маминого альбома все старинные фотографии, отдала в городе на реставрацию и оформляет альбом. Пусть дети, внуки, правнуки передают его из рук в руки, изучают родословную и по вечерам, укладывая своих сыновей и дочек спать, рассказывают им сказку о замечательной бабушке Вере и белой волшебной скатерти…
      Алевтина НЕДОРЕЗОВА.