Звенигово (затон Чекурский, Звенижский, Провой)

Тип: город
Статус: существующий н.п.

Город ЗВЕНИГОВО (затон ЧЕКУРСКИЙ, ЗВЕНИГОВСКИЙ, ЗВЕНИЖСКИЙ, ПРОВОЙ) 

Город Звенигово — административный центр муниципального образования "Звениговский район", расположен в 88 км южнее столицы Республики Марий Эл — города Йошкар-Олы.

Своим возникновением город обязан бурному развитию пароходных перевозок во второй половине XIX века. Появляющиеся в то время одна за другой пароходные компании "По Волге", "Самолет", "Нептун", "Кавказ и Меркурий" и другие, используя с выгодой для себя тот факт, что регионы Волги и Урала еще не были связаны с центром России железными дорогами, ежегодно перевозили по воде сотни миллионов пудов всевозможных грузов.

В 1858 году пароходное акционерное общество "Дружина" основали владельцы механического завода в Костроме братья А.П. и СП. Шиловы. В 1860 году оно уже имело 16 пароходов, в том числе 7 пассажирских и 9 буксирных, которые в основном курсировали между Рыбинском и Нижним Новгородом.

Для расширения собственной ремонтной базы и для удобного размещения судов в зимнее время "Дружина" облюбовала удобный затон в почти не обжитой людьми лесистой местности на левом берегу Волги, 70 верстами выше города Казани и в 52 ниже города Чебоксары. Хотя затон расположен на луговой стороне реки, берег там настолько высок, что во время половодья остается недоступным для паводковых вод. Длина затона составляла 2 км, ширина — 150-200 метров, глубина — около 5 метров. Земля принадлежала крестьянам красноярской и ошургинской общин, у которых и арендовали владельцы "Дружины" 15 десятин за небольшую плату. Здесь в 1860 году были заложены первые механические мастерские.

Незадолго до этого напротив затона, в котором началось строительство будущего завода, возникло русское поселение — выселок Чекуры. Именно от него и пошло одно из названий затона — Чекурский. Второе название — Звенижский (Звениговский) — возникло от названия впадающей в затон небольшой речки Звениги. Одно время часть жителей называла это селение Провой — слово являлось местным вариантом русского определения "паровой" и было связано с наличием судоремонтного завода. Происхождение названия будущего города также объясняется громкими звонами, издаваемыми заводом. В 3 км к востоку от города Звенигово есть священная роща — кусото Микола курык.

Первоначально на берегу затона были построены кузница, слесарня, амбар для хранения стройматериалов и 4 флигеля для мастеровых. В 1863 году здесь работали паровая машина и 4 механических станка, было построено несколько казарм для мастеровых. В 1892 году это был уже целый завод с 3 паровыми машинами, 2 паровыми котлами, 22 механическими станками, паровым молотом и другим оборудованием. Работали 4 мастера, которые "при готовой квартире и отоплении" получали в день от 50 коп. до 1 руб. 20 коп. Под их началом находились около 200 рабочих, мастеровых и учеников.

Интересна судьба одного из мастеровых людей А.И. Губырина. Трудовой путь он начал простым подмастерьем, быстро дослужился до механика, а затем стал и управляющим заводом. В 1886-1887 годах по его проекту в Звениговском затоне были построены 3 плоскодонные деревянные баржи с паровыми двигателями и машинными устройствами вместительностью до 60 тысяч пудов груза каждая (всего пароходов у "Дружины" в те годы было 24, барж — до 150). В 1886-1890 годах в затоне на воду было спущено 8 пароходов усовершенствованной Губыриным конструкции.

Вместе с производственными постройками на берегу затона появлялись и другие строения. В 1878 году при заводе была устроена деревянная церковь "во имя святого и чудотворца Николая", предметы внутреннего убранства и утварь для которой были собраны по подписке служащими и мастеровыми завода. В этом же году "Дружина" открыла училище на 40 детей обоего пола. Для лечения заболевших рабочих и членов их семей имелись отдельный флигель и аптека с постоянным фельдшером. Пароходство "Дружина" содержало 3 торговых заведения — бакалейную и мануфактурную лавки и рейнский погреб.

В 1894 году построили колокольню церкви во имя Святителя Николая Чудотворца.

К 1907 году — в России к этому периоду назрела революционная ситуация — дела "Дружины" заметно ухудшились, и владельцы общества приняли решение избавиться от судов и механического завода в Звениговском затоне. Новый владелец немедленно начал демонтаж и распродажу оборудования, процесс развала производства вскоре довершил пожар, уничтоживший почти все постройки, кроме лесопилки. По одной из версий, пожар ради получения страховки организовал сам новый владелец предприятия — богатый купец И.И. Тет. После пожара лесопилку и остатки некоторых строений выкупили бывший управляющий затоном А.Н. Николаев и лесопромышленник А.Т. Зимин, к которым позже присоединился судовладелец А.К. Иванов. Новая компания полностью восстановила завод и начала выпускать небольшие пароходики для мелких казанских судовладельцев. Постоянных рабочих на производстве было немного, и администрация регулярно привлекала к работам сезонников. Несколько лет, начиная с 1915 года, в этом качестве в составе бригады из Вятской губернии в Звениговском затоне плотничал будущий главный маршал авиации К.А. Вершинин.

После Октябрьской революции, в феврале 1918 года, советская власть издала декрет о национализации флота.

В 1920 году на заводе был пожар, в огне которого сгорели лесопильный цех и токарная мастерская.

После гражданской войны за возрождение предприятия из пепла застрельщиками выступили комсомольцы И.И. Кондаков, К. Чубаров, М.К. Чулков, Н.Н. Гортэ и другие. По их предложению завод стал именоваться "Красный волгарь".

С образованием механического завода местность вокруг него начала быстро обживаться. В затон перебрались многие жители выселка Чекуры, здесь поселялись, найдя работу, и крестьяне из соседних деревень левобережья. В 1904 году в затоне проживали более 300 человек, ютившихся в земляных бараках. В селении появились улицы Соляная (Гагарина), Лесная (Вершинина), Заводская, Стекольная.

Люди плели канаты, заготавливали мочало, пекли булки, кондитерские изделия. Все эти товары, а также продукция садов и огородов активно продавались и покупались по воскресеньям на местном базаре.

Помимо механического завода, в Звениговском затоне, в том месте, где в 2001 году построили новый авторечвокзал, в 1906-1913 годах работал небольшой стекольный завод. Его владельцем был И.Я. Григорьев.

На берегу реки Волги стояли склады леса со штабелями древесины и пиломатериала. Здесь связывались плоты, ежегодно на баржах и в плотах по реке сплавлялись сотни тысяч кубометров леса. Торговлю вел лесопромышленник А.Т. Зимин.

Чтобы жители затона и ближайших деревень не занимались самовольной рубкой леса, по указанию Чебоксарской уездной управы в 1895 году организовали казенное лесничество, открыли полицейский и земский участки.

В 1902 году двухклассное училище в затоне перешло в ведение земства и стало называться школой. С 1908 по 1912 годы она размещалась в 2-х зданиях: два класса находились в здании церкви на втором этаже, еще два — в частном доме Камболова (улица Вечеркина). В 1918 году церковь сгорела, позднее на ее месте был построен клуб речников.

В начале XX века среди населения затона были распространены эндемический зоб, которым в данной местности в различных населенных пунктах страдало до 80 процентов населения, оспа, скарлатина, трахома и другие болезни. Высокой была смертность. Заводской медпункт размещался в ветхом домике, имел всего лишь 2 койки и долгое время оставался единственным лечебным учреждением на всю Памъяльскую волость.

Некоторые изменения в области здравоохранения в затоне связаны с именем земского врача Е.Г. Алексеева-Ильина, направленного в затон Казанским губернским управлением в 1907 году. Он неустанно занимался организаторской работой. В 1910 году, воспользовавшись продажей завода новому хозяину, Е.Г. Алексеев-Ильин выхлопотал у Чебоксарской земской управы разрешение на приобретение двухэтажного деревянного дома, в котором ранее жил управляющий заводом и где размещалась его контора. В этом здании он разместил больницу с 10, а позже 25 койками. Евгений Григорьевич, будучи единственным сельским врачом на всю волость, немало занимался и просветительской работой, его часто можно было видеть среди рабочих механического завода, лесорубов, сплавщиков. Он читал лекции на санитарные темы.

Е.Г. Алексеев-Ильин проработал в поселке Звенигово несколько десятилетий, в 1924-1927 годах заведовал Звениговским кантонным здравотделом, в 1951 году награжден орденом Ленина. 7 апреля 1983 года в знак признания его заслуг на здании новой поликлиники Звениговской центральной районной больницы установлена мемориальная доска с барельефом доктора.

5 октября 1924 года в Звениговском затоне состоялся первый кантонный съезд советов рабочих и крестьянских депутатов. Согласно его постановлению, Звениговский затон стал считаться центром Звениговского кантона и был переименован в рабочий поселок Звенигово. Тогда в нем проживали 611 человек. В 1929 году в поселке начал работать радиоузел. Через год было организовано "Молочное товарное общество", в которое входили 44 хозяйства. Члены артели ежегодно сдавали заводу "Красный волгарь", детскому саду и больнице 3500 литров молока. Для укрепления молочного товарищества были приобретены 9 племенных коров.

Для приезжих открыли дом крестьянина на 20 мест.

По состоянию на 1 октября 1930 года население поселка Звенигово составляло 3392 человека. В поселке действовала фабрично-заводская семилетка. Школа в 1933 году стала средней. К 1930 году в поселке уже имелись 2 больницы, в них работали 9 врачей. В феврале 1931 года открылось Звениговское отделение Госбанка СССР. С первых же дней оно приступило к кредитованию хозяйственных органов, предприятий, торговых организаций и колхозов кантона. В 1931 году образовали Звениговский лестранхоз, а в 1936 году его реорганизовали в Звениговский лесхоз. В 1933 году открылась артель "Волгарец", в которую вошли 2 мастерские по индивидуальному пошиву и ремонту обуви. Был открыт пищекомбинат, выпускавший кондитерские изделия и напитки. В приспособленных деревянных зданиях размещались 2 хлебопекарни, в поселке также работали 2 столовые, баня, 2 парикмахерские.

8 30-е годы в поселке работали 2 детских сада, их посещали 140 детей. В 1936 году во вновь построенном двухэтажном здании открыли начальную школу, впоследствии она стала восьмилетней, а с 1974 года — средней школой N 2. В 1955 году построили каменное здание средней школы N 1, здесь работали заслуженные учителя школы Марийской АССР Татьяна Николаевна Скобелева (1951) и РСФСР (1958), Екатерина Васильевна Ембатурова (1960), Прасковья Трофимовна Михайлова (1966), Тамара Сергеевна Кусакина (1969).

9 октября 1939 года появился приказ о создании Звениговского молочного завода. Сначала это был небольшой цех, который производил молоко разливное, масло сливочное, творог. Из оборудования здесь имелись ручные сепараторы, примитивные маслобойки и прочее оборудование. До начала 60-х годов цех располагался в верхней части поселка в районе Стекольного. Весь производственный процесс происходил в ветхом деревянном здании, работали женщины руками и ногами. Воду брали из колодца, лед для охлаждения рубили в затоне, молочные фляги грузили вручную.

11 февраля 1940 года в боях с финнами геройски погиб кузнец-стахановец, танкист Сергей Николаевич Бутяков, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 24 сентября 1940 года судоремонтному заводу присвоили его имя, в сквере завода установлен памятник-бюст С.Н. Бутякову.

С началом Великой Отечественной войны промышленность поселка перестроили на военный лад. Завод имени С.Н. Бутякова приступил к изготовлению аэросаней и корпусов авиационных бомб. Поскольку сроки были поставлены самые жесткие, на монтаж аэросаней пришлось переводить даже машинные команды флота. Ремонт судов было решено перенести на февраль-март 1942 года. Участки перевели на казарменное положение. Испытания аэросаней по пересеченной местности проводились в ночное время. Как только были готовы первые 35 аэросаней, необходимых для формирования мотобатальона, на завод прибыл его личный состав. После полной комплектации батальона, он своим ходом отбыл на станцию Шелангер — позже звениговцы читали в газете "Известия", как этот батальон бился с фашистами под Москвой. Всего в цехах завода имени Бутякова было изготовлено 80 аэросаней, причем 3 машины бутяковцы собрали на собственные средства. Новый деревоотделочный цех был переоборудован под изготовление корпусов авиабомб. За сутки изготавливали по 128 бомб весом 100 килограммов каждая. У станочников было хорошо организовано социалистическое соревнование. В теплое время года все основные перевозки завод осуществлял водным путем. Зимой же задача отправки готовых корпусов авиабомб значительно усложнялась. По лесным, занесенным снегом, и без того труднопроходимым дорогам на истощенных колхозных лошадях продукция завода отправлялась на железнодорожную станцию Шелангер. Этим же транспортом на обратном пути на завод доставляли стальное литье и толстолистовой металл. Чтобы сделать транспортабельными тяжелые листы толстолистового металла весом 550-600 килограммов, их на станции разрезали на четыре части. Возчиками были женщины. Палубные команды флота, судокорпусный и литейный цехи с началом весны форсированными темпами вели ремонт судов. Весной 1942 года завод получил еще одно важное задание фронта. За навигацию нужно было переоборудовать более 10 пассажирских пароходов в плавучие госпитали и санитарные суда. Бутяковцам поручили переоборудовать несколько буксиров в канонерские лодки для Волжской военной флотилии. Кроме этого, завод выпускал плавучие понтоны для переправы военной техники через водные преграды. Как и большинство других трудовых коллективов, бутяковцы помогали фронту не только самоотверженным трудом. Поддержав почин саратовского колхозника Ферапонта Головатого, заводчане собрали средства на строительство самолета "Комсомолец-бутяковец", за что получили благодарственную телеграмму от И.В. Сталина.

Немалый вклад в дело победы над врагом вносили и размещавшиеся в Звенигове предприятия местной промышленности — лестранхоз, райлесхоз, промартель "Волгарец", райпищекомбинат. Перестроив в короткий срок свою работу на военный лад, они освоили производство более 25 видов новой продукции и постоянно перевыполняли планы. Звениговский лестранхоз снабжал завод имени Бутякова лесо- и пиломатериалами. Лестранхоз и лесхоз выпускали для фронта сани, телеги, хомуты и прочее, а также ширпотреб для населения, обеспечивали топливом предприятия, организации и учреждения. Промышленная артель "Волгарец" выполняла заказы по выпуску швейных и сапожных изделий. Бригада рыбаков райпищекомбината в апреле 1943 года дала сверх плана 4 тонны рыбы для снабжения рабочих и воинских частей.

В 1943 году в боях с фашистами отличился бывший воспитанник Звениговского фабрично-заводского училища Никифор Николаевич Марков, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. В его наградном листе указывалось: "В ночь с 25 на 26 сентября 1943 года тов. Марков в составе разведчиков из 19 человек форсировал Днепр в районе Сошиновки. Первым ворвался на правый берег Днепра, вступил в ожесточенный бой с превосходящими силами противника. В течение всей ночи вместе с группой разведчиков вел бой за расширение плацдарма... В ожесточенном бою, неоднократно переходящем в рукопашные схватки, Н.Н. Марков уничтожил девять немцев, в том числе одного офицера, и захватил ручной пулемет..."

Память о погибших в годы Великой Отечественной войны жива. В городе установлены памятник учителям, учащимся, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятный знак в честь кораблей и экипажей Волжской военной флотилии, погибшей в Сталинградской битве, памятник-обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, стела Героям Советского Союза.

После Великой Отечественной войны рабочий поселок Звенигово продолжал развиваться. На заводе имени С.Н. Бутякова появились судокорпусный цех (судоремонтный), хорошие термический и гальванический участки, токарные станки для обработки гребных валов длиной до 8 метров, трубогибочные станки. Параллельно с ремонтом судов на предприятии начало развиваться судостроение: одним из первых заказов было строительство 12 тралботов для прибалтийских республик.

В это время большие изменения проходили и на берегу. Стройучасток Марстройтреста начал строить трехэтажные многоквартирные дома из силикатного кирпича, в 1957 году началось щебение проезжей части улицы Ленина с разборкой ветхих строений у спуска в Нижний поселок. На улицах Школьной, Бутякова возводились восьмиквартирные дома, которые серийно выпускались на Красногорском домостроительном комбинате.

3 февраля 1959 года по улицам Звенигова начал курсировать автобус. Всего на маршрут выводились 2 машины — одна курсировала с остановками от автотранспортной конторы до улицы Стекольной, другая шла от улицы Стекольной до села Красный Яр.

В 1961 году началось проектирование и строительство высоковольтной линии электропередач Памъяльская станция — Звенигово от Единой государственной энергосети. В 1963 году эта линия и головная трансформаторная подстанция в поселке Звенигово были сданы в эксплуатацию.

В январе 1963 года в хозяйственном магазине поселка Звенигово был открыт пункт проката хозяйственных товаров. Преимущества этого вида услуг в первую очередь оценили женщины, с первых же дней установилась очередь на единственную стиральную машину, вскоре пункту проката выделили еще одну стиральную машину.

1 января 1968 года в поселке была создана межколхозная строительная организация "Марколхозстройобъединение". Ее разместили в конторе леспромхоза в трех маленьких комнатах. Весь январь заключали договора с колхозами, был открыт счет в отделении Госбанка, утвердили годовой титул, составили финансовый план. Подготовили документы для отвода земли под строительство собственной производственной базы. Хотя отдела кадров еще не было, начали набирать специалистов ведущих профессий — каменщиков, монтажников и рабочих. Закреплять кадры можно было, только предоставляя людям жилье. После возведения первых объектов, организация принялась и за жилищное строительство. Начали строить четырех- и восьмиквартирные дома по улице Горького. В декабре 1971-го сдали в эксплуатацию 40-квартирный дом (N 45 по улице Ленина).

Накопив определенный опыт, организация приступила к строительству 70-квартирных домов. В районном центре не хватало объектов соцкультбыта, было решено размещать их во встроенно- пристроенных вариантах. Так в Звенигове появились детская библиотека, аптека, молочная кухня, радиотелевизионная мастерская.

10 июля 1974 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании рабочего поселка Звенигово в город районного подчинения с сохранением прежнего наименования. В городе Звенигово было построено 13 двухэтажных кирпичных домов, 13 трех- и пятиэтажных домов и 1029 одноэтажных деревянных домов — всего 109260 квадратных метров жилой площади. Население составляло 10758 человек, в том числе 4453 рабочих, 1412 служащих, 79 колхозников.

В молодом городе имелись леспромхоз (создан в 1943 году на базе райпромкомбината), мехлесхоз, дорожно-строительное управление, комбинат бытового обслуживания, автотранспортное предприятие (основано в 1963 году), 2 строительные организации — ПМК-90 "Волжскпромстроя" и ПМК "Марколхозстройобъединения". В городе также находились базы Сосновского спецотделения "Марагрохимобъединения", ПМК управления "Марводэксплуатация", ПМК треста "Марсельхозмонтаж". В 1971 году прорабу Звениговской межрайонной строительной организации Елене Иосифовне Субботиной было присвоено звание "Заслуженный строитель Марийской АССР".

Торговлей в городе занимались 28 магазинов на 60 рабочих мест, работали 5 предприятий общественного питания. Город располагал двумя больницами на 295 коек, в которых работали 46 врачей, 2 средними школами, школой-интернатом, профтехучилищем. В Зве-нигове функционировали дом культуры, клуб речников, дом пионеров, детская музыкальная и детская спортивная школы. Для малышей были открыты 5 детских садов.

В состав города также входили деревни Шелангуш, Сергушкино, Чуваш-Отары, переданные в 1973 году. Однако через несколько лет, после того, как численность населения в районном центре достигла 14 тысяч человек, деревни вновь были возвращены в административное подчинение Красноярскому и Исменецкому сельсоветам. В 1974 году в городе Звенигово начало выпускать продукцию еще одно промышленное предприятие — нынешний завод "Зонд". В его цехах первоначально изготавливались лабораторные зажимы, селеновые выпрямители, датчики. Первая продукция была отправлена на головной завод в город Йошкар-Олу 18 августа.

Небывалый в истории отечественного речного флота эксперимент осуществил в навигацию 1975 года экипаж теплохода "ОТ-2055" из Звениговского затона под командованием капитана Николая Ильича Вечеркина. Вечеркин доказал, что при неизменной мощности теплохода-толкача в 2000 л.с. можно втрое увеличить грузоподъемность речного состава. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Н.И. Вечеркину была присуждена Государственная премия СССР. С тех пор все суда подобного типа на Волге стали работать по методу звениговского капитана.

В декабре 1976 года марку звениговских судоводителей поддержали звениговские судостроители — Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР присвоил высшую оценку, Государственный Знак качества, буксиру-толкачу "Волгарь", построенному на заводе имени С.Н. Бутякова.

В 1974 году в районном центре началось строительство центральной больницы. Нужно было снести 13 частных домовладений. Это вызвало большие споры. Пригласили главного инженера института "Марийскгражданпроект". Нашли другой вариант — весь планшет застройки объекта перенесли на 36 метров в сторону и снесли 5 хозяйств. Строительство начиналось при главвраче К.И. Сабирове, а закончилось лишь при А.Н. Липатове. В 1981 году был сдан первый корпус с поликлиникой, а в 1982 году — инфекционное отделение.

В 1976 году в Звенигове открылся цех N 10 Йошкар-Олинского завода "Контакт", в котором трудились 220 человек. В том же году в строй действующих вошла центральная котельная. В 1983 году началось строительство нового водозабора в районе деревни Сергушкино мощностью 9 тыс. кубометров питьевой воды в сутки. В 1988 году строители приступили к возведению новых очистных сооружений мощностью 7,2 тыс. кубометров в сутки, ввод которых осуществился в 1994 году.

Еще в 1970 году в Звенигове началось реконструкция пекарни, которая в дальнейшем превратилась в крупный хлебокомбинат.

С 1989 года началось строительство нового производственного корпуса Звениговского молочного завода для переработки 60 тонн молока в смену. Провели его техническое перевооружение и на тех же площадях появилась возможность перерабатывать 100 тонн молока. Такого количества сырья в районе, правда, не производилось — переработчики стали закупать молоко в соседних районах, областях и республиках. Гормолкомбинат постепенно превратился в мощное, стабильно работающее предприятие. К 2000 году он производил 23 наименования продукции, некоторые виды которой были отмечены медалями Всероссийских конкурсов. Вся молочная продукция в продажу поступала в современной упаковке из синтетической пленки. За опытом в Звенигово все чаще и чаще стали приезжать коллеги из других регионов России.

В 1991 году в городе открылся центр досуга и культуры "Голубая мечта".

В самом начале 90-х годов в Звенигове начали восстанавливать Свято-Никольскую церковь. Многие жители города и окрестных деревень взялись за работу безвозмездно. В августе 1993 года строители приступили к наружным реставрационным работам в здании церкви, которое в годы советской власти было передано дому пионеров. 23 сентября того же года над церковью вознесся купол с крестом.

В 1995 году вступил в действие ретранслятор, позволяющий жителям города смотреть передачи ГТРК "Марий Эл". В конце 90-х был введен в эксплуатацию новый узел электросвязи с АТС на 5000 номеров, что позволило снять проблему установки телефонов. Была проведена газификация индивидуального сектора, газифицировано более 400 домов.

В 90-е годы XX века в городе Звенигово, как и во всех других городах, появились частные магазины. Одним из самых известных здесь предпринимателей стал местный житель Ф.В. Керимов. Первый свой магазин он купил в 1994 году, второй взял в аренду, третий в 1996 году купил, четвертый, самый большой, построил в 1998 году, предоставив работу более 30 горожанам. Развитие предпринимательства помогает городу пополнять казну.

В год двадцатипятилетия, отмеченного в 1999 году, Звениговский завод "Зонд" активно искал выход из экономического тупика, в котором пребывал последние пять-шесть лет: в 1993 году здесь было прекращено производство полупроводниковых приборов, а в 1995 году резко сократился выпуск умножителей напряжения и трансформаторов для телевизионных заводов. С учетом имевшегося опыта изготовления высоковольтных трансформаторов заводчанами была предпринята попытка внедриться в число поставщиков катушек зажигания для Горьковского автозавода. В декабре 1998 года это изделие было поставлено на конвейер. Отработанные в процессе освоения производства катушек зажигания методы организации работ, способы привлечения инвестиций использовались для развития других направлений. К 2004 году выпуск промышленной продукции на заводе был прекращен. Предприятие находилось в конкурсном производстве, на его площадях разместилось общество с ограниченной ответственностью "Котран" с сохранением профиля производства завода.

В октябре 1999 года в городе Звенигово построен самотечный канализационный коллектор.

В 90-е годы десятки звениговцев участвовали в двух чеченских войнах. 30 декабря 1999 года в городе Грозном во время штурма позиций боевиков в составе роты мотострелков смертельное осколочное ранение получил девятнадцатилетний звениговчанин Алексей Волков. Он скончался 4 января 2000 года в госпитале города Моздока.

С целью сохранения и развития национальной культуры, истории Звениговского района 22 февраля 2000 года в здании бывшего отдела образования по адресу: г. Звенигово, ул. Кооперативная, дом 23 — был открыт районный краеведческий музей. В процессе становления и укрепления материально-технической базы музея немалую помощь оказали такие предприятия, как ОАО "Зеберс", завод "Зонд", Звениговский ГМК, завод имени Бутякова, совхоз "Звениговский" и другие трудовые коллективы. Только в первый год работы музея была организована и проведена 41 школьная экскурсия. Историческими памятниками города являются здание первой больницы кантона — построено в 1889 году, здания отдела главного механика и "Караванки" — построены в 1892 году, здание первой школы поселка Звенигово — построено в 1902 году. Археологическими памятниками являются Большая Гора-святилище, Звениговское селище и две Звениговские стоянки.

В апреле 2001 года одна из старейших улиц города — Кооперативная — была переименована в честь капитана Н.И. Вечеркина.

В 2003 году в городе Звенигово МУП "Звениговстрой сервис" сдал в эсплуатацию первый шестиэтажный дом жилищного строительного кооператива "Онар".

В 2004 году городу Звенигово исполняется 30 лет. Улицы асфальтируются, строятся новые дома, идет подготовка к празднику.

http://www.12rus.ru/List/23/671

 

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Дамба (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Дамба (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Луга.Вид с дамбы (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Луга.Вид с дамбы (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Дамба (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Дамба (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Слип (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Слип (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Затон (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Затон (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Луга.Вид с горы (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Луга.Вид с горы (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Вид на затон (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Вид на затон (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Пелена. (My roads and trails)
      Пелена. (My roads and trails)
      2-я лесенка (zvenigovofotobestmylivepageru)
      2-я лесенка (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Чудный закат! (Bernar “BTRaven” Traven)
      Чудный закат! (Bernar “BTRaven” Traven)
      Вид из окна. (S A N D E R 7 0 9)
      Вид из окна. (S A N D E R 7 0 9)
      ГПТУ-7 (zvenigovofotobestmylivepageru)
      ГПТУ-7 (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Коса (uRRi)
      Коса (uRRi)
      Winter Tale (Bernar “BTRaven” Traven)
      Winter Tale (Bernar “BTRaven” Traven)
      Ленена 7 (Maldan)
      Ленена 7 (Maldan)
      Теплый вечерок. (S A N D E R 7 0 9)
      Теплый вечерок. (S A N D E R 7 0 9)
      Плывёт! (Bernar “BTRaven” Traven)
      Плывёт! (Bernar “BTRaven” Traven)
      Шочмо-Дэнс! (Bernar “BTRaven” Traven)
      Шочмо-Дэнс! (Bernar “BTRaven” Traven)
      Закат (Dmitriy Kargin)
      Закат (Dmitriy Kargin)
      Виноград из Звенигово. (S A N D E R 7 0 9)
      Виноград из Звенигово. (S A N D E R 7 0 9)
      у 1-й школы (zvenigovofotobestmylivepageru)
      у 1-й школы (zvenigovofotobestmylivepageru)
      4-й магазин (zvenigovofotobestmylivepageru)
      4-й магазин (zvenigovofotobestmylivepageru)
      Остов спасательной станции (My roads and trails)
      Остов спасательной станции (My roads and trails)
      8 марта (Bernar “BTRaven” Traven)
      8 марта (Bernar “BTRaven” Traven)
      копия Эйфелевой башни (Александр Баданов)
      копия Эйфелевой башни (Александр Баданов)
      Post office. Почта. (My roads and trails)
      Post office. Почта. (My roads and trails)
      ул.Гагарина 55 (Bernar “BTRaven” Traven)
      ул.Гагарина 55 (Bernar “BTRaven” Traven)
      Берега Волги (My roads and trails)
      Берега Волги (My roads and trails)
      Звенигово, центр города. (My roads and trails)
      Звенигово, центр города. (My roads and trails)
      Зима (Panoramio) (Bernar “BTRaven” Traven)
      Зима (Panoramio) (Bernar “BTRaven” Traven)
      Волга. (My roads and trails)
      Волга. (My roads and trails)
      Ходовой товар! (Bernar “BTRaven” Traven)
      Ходовой товар! (Bernar “BTRaven” Traven)
      Нехилый такой туман (Bernar “BTRaven” Traven)
      Нехилый такой туман (Bernar “BTRaven” Traven)
      Котельная (Bernar “BTRaven” Traven)
      Котельная (Bernar “BTRaven” Traven)
      Без мотора никуда! (Bernar “BTRaven” Traven)
      Без мотора никуда! (Bernar “BTRaven” Traven)
      Спуск к нижней части города. (My roads and trails)
      Спуск к нижней части города. (My roads and trails)
      Парк (DAYZVO)
      Парк (DAYZVO)
      Лес (Maldan)
      Лес (Maldan)
      Дорога (Maldan)
      Дорога (Maldan)
      Стадион Звенигово (beliy_snow)
      Стадион Звенигово (beliy_snow)
      Footpath in the pine grove. Дорожка в сосновой роще. (My roads and trails)
      Footpath in the pine grove. Дорожка в сосновой роще. (My roads and trails)

      Административно-территориальное деление Марийской АССР

      № (код)ДатаТип н.п.Название н.п.РайонДо РЦ, кмСельсоветДо ц. С/С, кмБлиж. ж/д ст., кмКолхоз / преобл. национальность
      5204150101.05.1952раб. поселокЗвениговоЗвениговский районцентрЗвениговский поссоветцентрПомары24
      Расстояние до столицы республики: 86 км.
      5504080101.04.1955раб. поселокЗвениговоЗвениговский районцентрЗвениговский поссоветцентрПомары24
      Расстояние до столицы республики: 99 км.
      6903010101.05.1969раб. поселокЗвениговоЗвениговский районцентрЗвениговский поссоветцентрШелангер35русские
      Расстояние до столицы республики: 99 км.
      7403010101.01.1974раб. поселокЗвениговоЗвениговский районцентрЗвениговский поссоветцентрШелангер34русские
      Расстояние до столицы республики: 90 км.
      7803010101.01.1978городЗвениговоЗвениговский районцентрЗвениговский горсоветцентрШелангер32русские
      Расстояние до столицы республики: 90 км.
      8603040101.01.1986городЗвениговоЗвениговский районцентрЗвениговский горсоветцентрШелангер32
      Расстояние до столицы республики: 88 км. Центр. усадьба: предприятия: Звениговский механизированный лесхоз, Звениговский леспромхоз.

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      88212501000городЗвениговоРеспублика Марий ЭлЗвениговский район (ц.)г. Звенигово (ц.)1272258796843городское1

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      88212501городЗвениговоРеспублика Марий ЭлЗвениговский муниципальный район (ц.)Городское поселение Звенигово (ц.)1194654246522городское

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      К данному материалу не добавлено ни одного комментария.