Ромачи

Тип: деревня
Статус: существующий н.п.

В Тоншаевском районе Нижегородской области проживают примерно две с половиной тысячи марийцев. Говорят на северо-западном наречии марийского языка, среднем между горным и луговым марийскими языками. Процентов на восемьдесят, как говорят специалисты, у тоншаевских мари язык совпадает с горным. Но диалекте есть звуки (фонемы), которых нет ни в горном, ни в луговом языках. Помимо Тоншаевского района на северо-западном наречии говорят марийцы Шарангского и Тонкинского районов Нижегородской области, а также, Яранского и Кикнурского районов Кировской области. Всего, по результатам последней переписи, – около десяти тысяч человек.
Дальние предки тоншаевских мари в большинстве своём являются выходцами из Яранского уезда, а некоторая разница в говоре произошла в результате этнической изоляции этой группы и под влиянием Ветлужских мари, пришедших из бассейна рек Б. и М. Какши.
По данным книги «Черемисские бортные урожаи Яранского уезда» в 1685 году на территории Тоншаевского района 12 поселений со следующими названиями: Ошкаты, Луга, Аркеева, Одошнур, Ромачи, Шугарнур, Ирга, Ошары, Пектубайкова, Таншайкова, Алангур, Ошма. В книге перечислены владельцы бортных урожаев – марийцы Алпайка, Акманайка, Токшичка, Актанайка, Колгозка, Тебекуайка, Яштарка, Кримсарайка, Енедечка, Таншайка, Яыдушка. Видимо каждое поселение представляло собой большую патриархальную семью. Из перечисленных поселений сохранились все, кроме Аркеева, Шугарнура, Пектубайкова и Ирги. Первые три переселились в д. Ошары, после межевания лесов 1779 – 1780 г.г. Ирга была покинута жителями после погрома карателей.
В списке бортных урожаев не упоминаются селения Токтары, Пурлы, Куверба, несомненно, существовавшие в то время. Очевидно, Яранские власти не добрались тогда до этих селений, окруженных дремучими лесами и болотами, и находившихся в стороне от большой дороги из Яранска на Ветлугу.
В царствование Петра I не территории Тоншаевского района переселяются новые группы марийского населения. Их гнали на новые места тяжелые повинности и налоги, рекрутчина и безземелье. В начале XVIII века возникают марийские поселения Большие и Малые Селки, Пекшик, Шимбуй, Пеньки, Дупляки, Ложкари, Большой и Малый Лумари, Ошма, Арба. В средине XVIII в. возникают поселения новокрещенных марийцев, выходцев из Котельнического и Яранского уездов: Евстропово, Лазарцево, Фирстово, Трифоново, Тимофеево, Пижма. Во второй половине XVIII в. все марийское население уже приняло христианство. Характерной особенностью марийских поселений было то, что они, как правило, располагались вдали от рек и посреди болот, на возвышенных местах. Возможно, в таких местах было легче укрыться от вездесущих сборщиков ясака и других государственных слуг. В дремучих и болотистых лесах единственным средством сообщения были реки, да и то в зимнее время.

По административной реформе 1775 – 1778 г.г. Тоншаевская волость входила в Яранский уезд сначала Казанского, а затем Вятского наместничества. С 1793 года Тоншаевская волость была передана в состав Ветлужского уезда Костромской губернии. Однако и по составу населения и по экономически связям Тоншаевская волость долго оставалась ближе к Вятке, чем к Костроме.

В последней четверти XVIII века на территорию Тоншаевского района переселяются русские – выходцы из Вятской губернии. Первые русские поселения возникали на гряде холмов, еще не занятых марийцами: Сухой Овраг, Хлыбово, Питер, Втюринское, Петровское, Соснанур, Богатыри, Письменер, Вякшенер, Березята и др. Особенно много переселенцев было из Касинской волости Котельнического уезда. Ими основано, по неполным данным, 15 поселений, в т.ч. Зотово, Крутобережка, Опшатнур, Лом, Ширта, Киприно, Радюшата, Шукшум, Плащенер, Шатташкем.

Таким образом, заселение территории Тоншаевского района проходило в два этапа. Первый поток поселенцев – марийцев проходил со стороны Яранска, Тужи, Санчурска, Кикнура примерно в течение двух столетий с конца XVI века до конца XVIII века. Второй поток поселенцев направлялся к нам со стороны средней Вятки и ее правых притоков – с конца XVIII века до середины XIV века. Скоро русское население численно преобладало над марийским. По 9–й ревизии 1857 года в Тоншаевской волости марийцев числилось 1619 душ, а русских было около 8 тысяч душ.

(В.С.Ложкин "История Тоншаевского района")
http://cetext.ru/naselenie-tonshaevskogo-rajona-v-dalekom-proshlom.html

Грамотой, данной митрополитом Казанским и Свияжским Тихоном в 1702 году, велено было «яранским новокрещенным в Яранском уезде в трех волостях… построить 3 церкви Божии со всею церковною утварью из Яранских ратушных доходов». Одна Грамота была выдана на построение Пижемской церкви села Тужа. «В 1705 году  был срублен  Петропавловский   храм  в селе Улеш. В те же годы происходит окладывание деревянной церкви Благовещения, давшей название селу на реке Б. Кокшаге, которое стало впоследствии с. Ошминским - Кикнуром. Сведений об архитектурном облике этих построек не сохранилось».

Улешский и Ошминский приходы представляли собой обширную территорию, заселенную мари. До 1847 года прихожанами с. Улеш были жители таких отдаленных деревень: Астанчурга 58 в., Малая Уста 50 в., Савватейка 45 в., Старые Краи 41в., Игмешнур 40 верст.
В 50-70 верстах от Благовещенской церкви находились деревни Ромачинской волости Ветлужской округи Казанского ведомства: Ромачи, Куверба, Одошнур, Шукшум, Ошары, Б.Селки, М. Селки, Нашира Б. и М. Ашкаты, Тоншаево, Луга, Тумаево, Б. и М. Лумары (селения Тоншаевского района). Мари Ромачинской волости первыми отделились от Благовещенской церкви с. Ошминского. Они начали ходатайствовать об открытии своего прихода. Причины: дальность расстояния и плохие лесные дороги. 
Их прошение кратко: «Состоим в приходе с. Ошминского Благовещенской церкви от 50 до 70 верст, а других сел и церквей ближе оного Ошминского нет. По такому дальнему расстоянию, особливо выдающие по причине великих лесов в летнее, паче же в весеннее по осеннее время, почти непроходимых грязей, в означенные наши жительства приходской наш священник (Иоанн Алексеевич Дьяконов – прим. авт.)  для исправления у нас нужных христианских треб весьма не успевает. По той же самой причине и мы для слушания славословия  Божия к приходской нашей церкви выезжать и приходить претерпеваем крайнюю нужду.  …  Жители новокрещенные из черемис, имея усердие и преданность святой церкви, положили единогласно свое намерение в деревне Ромачинской соорудить деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. 10 сентября 1793 года». Уже в 1811 году в Тоншаеве была построена каменная церковь.

"История церковной жизни на Кикнурской земле" (https://xn----7sbabytjxwdif3d6ggh.xn--p1ai/jizn_prihodov/detail.php?ID=4099)

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-4204, 1723 г.
      2480766деревни РомачейКазанская губерния, Казанская провинция, Яранский дистриктУрмачинская волость♂ 4384об
      2480770деревни РомачейКазанская губерния, Казанская провинция, Яранский дистриктУрмачинская волость♂ 4385
      2480785деревни РомачейКазанская губерния, Казанская провинция, Яранский дистриктУрмачинская волость♂ 2389
      2480790деревни РомачейКазанская губерния, Казанская провинция, Яранский дистриктУрмачинская волость♂ 4389
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-4206, 1748 г.
      1030200в деревне РомачахКазанская губерния, Свияжская провинция, Яранский уездОрмачинская ясашная волостьгосударственные ясашные новокрещены ис черемис♂ 486825—6872479—482об

      Список населённых мест Костромской губернии 1870-72 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      2871Ромачид.при рч. РомачинкеВетлужский уезд,
      Стан 1
      По левую сторону проселочной дороги в г. Котельнич (Вятской губ.), от Казанскаго тракта925214475299

      Комментарии

      К данному материалу не добавлено ни одного комментария.