Агапенки (Курбатов, Каменный Ключ, Руш починта)

Тип: деревня
Статус: ныне не существует

П.Курбатов (Агапенки) на карте Уржумского уезда 3в, 1885

Деревня АГАПЕНКИ (КУРБАТОВ починок, КАМЕННЫЙ КЛЮЧ, РУШ починта) 

Не существующая ныне деревня. Находилась в 5 км к востоку от центра Немдинской сельской администрации, деревни Немда-Обалыш, на правой стороне оврага, ближе к третьему роднику ручья Абалшинка, который бил фонтаном из расщелин крутого каменного склона оврага. Возможно, из-за этого одно из названий деревни — Каменный Ключ. Овраг в районе расположения починков Агапенки и Осипов — сухой. Первые три родника, вытекающие в начале оврага, образуют реку Абалыш и ныне "пропадают", уходят под землю, продолжая снова течь через 300 м. На этом месте в настоящее время построен пруд. Каменный ключ находится уже под прудом, но на расстоянии 250 м от плотины бьет сильный родник, и снова течет ручеек. Этот родник благоустроен. Поселение находилось в зелени больших лип, берез и ветел. За огородами располагались большие поля, за ними рос березняк, а вдоль оврага — темный хвойный лес.

В ревизских сказках 1834 года говорится, что в починке Курбатов Агапенки — Каменный Ключ проживали новокрещенные ясачные крестьяне Д.С. Курбатов, И.С. Курбатов, П.М. Курбатов. Насчитывалось 3 двора, 12 мужчин и 11 женщин. Первые жители, по преданию, прибыли из села Кичма Уржумсого уезда Вятской губернии. В 1836 году в починке Агапенки насчитывалось 10 дворов, 42 мужчины и 38 женщин, в 1911 году — 9 дворов.

Жители починка не вступали в колхоз. В 1939 году Совет Народных Комиссаров принял постановление о ликвидации таких селений. В результате земля была передана колхозам "Ужара" и "Новая жизнь". Жители были вынуждены переехать в деревню Верхний Обалыш.

В годы Великой Отечественной войны из деревни Агапенки призвали на фронт 8 человек, 6 погибли.

К 1950 году деревни не стало. В эти годы ни один колхоз не смог полностью обработать землю деревни Агапенки, она заросла лесом. В конце 1950 года одно поле раскорчевали и распахали, жители дали ему название Целина. В конце 1960 года раскорчевали территорию самой деревни. Здесь расположились поля агрофирмы "Немдинская". Агапен-ковские пруд, леса, родник — излюбленное место отдыха новоторъяльских жителей, наиболее посещаемые ягодниками и грибниками места.

http://www.12rus.ru/List/29/2096/

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация
      16075Каменный ключ (Агапенки)поч. каз.при ключе КаменномУржумский уезд,
      Стан 2
      По проселочной дороге, между первым станом и границей уезда Уржумского с Яранским8519491120

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      18692Курбатов; Агапенки; р. АбалышкаВятская губерния, Уржумский уезд,
      Кичминская волость, Верх-Обалышевский район
      н/дн/д1040н/д
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?Посмотреть скан оригинала
      101687починокКурбатов (Агапенки)Уржумский уездКичминская волость82029491, л.870об
      Источник: Списки населенных мест Уржумского уезда за 1905 год (ЦГАКО ф. 574 оп. 2 ед. хр. 617/10)

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      378001деревняАгапенкиУржумский уезд
      3-й благочиннический округ
      с. Новый Торьял, Вознесенская церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1535)
      Справочник по составу приходов церквей Уржумского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Комментарии

      К данному материалу не добавлено ни одного комментария.