Штрафной лагпункт

Тип: посёлок
Статус: ныне не существует

Лагпункт (подкомандировка) Вятского ИТЛ на 37-38 километре Гайно-Кайской железной дороги.

На топографических картах 1946 г. [2] и 1962 г. [3] в этом месте на берегу речки (притока р. Бол. Созим) отмечены бараки без названия. 

Объект предположительно идентифицирован как штрафной лагпункт (штрафная подкомандировка) в составе ОЛП-6 на основании воспоминаний узника Вятлага С.В. Рацевича. В тексте упоминается, что он находился у железной дороги в двух километрах на север от 6-го лагпункта (который тогда находился в п. Ягодный), а также даётся его описание на конец 1941-го года. Цитата из книги [4, с. 119]:

По мере продвижения на север ширятся лесные массивы. Во все стороны раскинулся сплошной лес, - место работы заключенных. Над тайгой поднимаются струйки светлого дыма, свидетельствующие о том, что в лесной чаще с утра до вечера копошатся люди, обязанные по необходимости годами работать в поте лица, чтобы обеспечить себя пайкой хлеба с баландой из мороженой капусты и черпаком ячневой каши иногда заправленной чайной ложечкой вонючего постного масла.

Слева остался шестой лагпункт. Не проехали и двух километров, как на противоположной стороне железнодорожного полотна вплотную к нему вытянулись нитки колючей проволоки с вышками. Внутри отгороженной зоны два барака с окнами, заделанными решетками, двери с железными засовами. Чуть дальше небольшой домик, в котором кухня, хлеборезка, каптерка.

- Смотрите, кажется, штрафной лагпункт, - раздался чей-то голос с верхних нар.

- Тюрьма в тюрьме, - кратко резюмировал Горшков и рассказал нам, что собой представляет штрафное обиталище для тех, кто осмелился нарушить лагерный режим, пытался бежать и был пойман, позволил себе грубо разговаривать с начальством. В штрафном лагпункте, обычный, как везде, барак разделен на отдельные секции-камеры, постоянно находящиеся на замке. Штрафников каждое утро выводят на самые трудные и непривлекательные работы на участки, где нет работяг с лагерных подразделений и поздно возвращаются в зону. Утром и вечером тщательный обыск. Имеется холодный карцер, попадая куда провинившийся остается без горячей пищи, получая кусок хлеба и холодную воду. Срок пребывания в штрафном лагпункте, в зависимости от тяжести проступка, может быть от двух недель до шести месяцев.

По данным о структуре Вятского ИЛ на конец 1943 г., в структуре 6-го ОЛП (отдельного лагерного пункта) выделялся штабной лагпункт (предп. местопол. - п. Ягодный), штрафная подкомандировка и 1-й лагпункт - бывший 9-й лагпункт (предп. местопол. - п. Брусничный). На штрафной подкомандировке содержалось 109 заключённых, в т.ч. 103 мужчины и 6 женщин. [1, с. 118].

Дальнейшее положение данного лагпункта в структуре ИТЛ и год его закрытия требуют уточнения.

Источники

1. Белых Н. Ю. Экономика ГУЛАГа как система подневольного труда (на материалах Вятлага 1938-1953 гг.) / Н. Ю. Белых ; [отв. ред. В. А. Бердинских]. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) ; Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2011.
2. Топографическая карта III-O-39 (Омутнинск), 1946 г. (изд. 1948 г.).
3. Топографическая карта O-39-009 (Лесной). Масштаб: 1:100000. Год издания: 1962.
4. Рацевич В. С. Глазами журналиста и актера (том 2, часть 1) // URL: https://vgulage.name/books/racevich-s-v-glazami-zhurnalista-i-aktera-tom-vtoroj-chast-pervaja/

Денис Шабалин

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      map_fragment
      Фрагмент карты III-O-39 1946 г. (изд. 1948 г.)

      Комментарии

      Аватар пользователя Сильвер

      Серьезная визитная карточка обьекта, где выживали люди. Забывать такое конечно нельзя.  Капелька тяжелой истории...