ID: 153462
Железнодорожная станция Баталовской ветки Гайно-Кайской железной дороги, которая начиналась у разъезда Южный и оканчивалась лесоскладом на берегу старицы р. Камы.
На картах 1972 г. (O-39-010), 1986 г. (O-39-V) - ж/д разъезд без названия.
Разъезд «Южный» - станция «Кама»
Эту железную дорогу начинали строить трижды. Первый раз – ещё до Великой Отечественной войны. Вырубили лес, подняли и засыпали дамбу, по обе её стороны прорыли канавы для стока воды. Дамба шла от разъезда «Южный», что находился между Рудничным и Совхозом № 3, через волосницкие поля и выходила на грунтовую дорогу у Большого моста, между с. Волосницей и д. Баталово. Асфальтированной дороги тогда не было, а грунтовая шла через все деревни. Дамба шла по низине у Баталово и выходила на большак у Старицы (бывшее русло Камы).
С какой целью начали строить эту железнодорожную ветку, не знаю. Но скоро началась война, и строительство заморозили. Баталовские жители были рады этой дамбе и использовали её для своих нужд. Раньше свой и колхозный скот они гоняли пастись на пожни Камы по лесным тропинкам и болотинам, по грязи шли на сенокос, по ней же бегали купаться на речку ребята. А тут появилось такое удобство как дамба!
Но за долгие годы дамба вновь начала зарастать лесом. По одну её сторону, где были коровьи тропы, стало много рыжиков и толстых фиолетовых путиков (или путников – грибы для засолки). По другую выросли заросли можжевельника, ребятишки собирали ягоды бидонами, и мамы делали из можжевельника квас.
В 50-е годы строительство продолжили. С дамбы убрали лишнюю поросль, канавы углубили, для отвода воды проложили трубы, сделали мосты, новую песчаную насыпь. Поначалу строили узкоколейку. И я успела тут поработать: мужчин и парней после войны было мало (мастер да бригадир), бригада состояла из девочек-подростков, решивших подзаработать в летние каникулы. Мы носили песок под шпалы, утрамбовывали его, забивал костыли. Железнодорожная ветка выходила на грунтовую дорогу у Старицы, и ещё делалось ответвление на р. Каму под деревней Баталово. Теперь стала понятна цель строительства: вывозка леса и перевозка различных грузов для сёл, деревень, лесоучастков.
Раньше лесопункты (Ожмеговский, Чусовской, Курьинский, Тупрунский, Перервинский и другие) отправляли свою продукцию (лес) по Каме. Река мельчала, засоряясь потонувшей древесиной. Весной во время половодья лес заплывал на сенокосные пожни, засорял участки, годами там лежал и гнил. Государство теряло дорогую лесопродукцию. Но вот появились машины-лесовозы, и появилась возможность подвозить лес к железной дороге.
Пока прокладывали узкую колею, за Баталово у Старицы было выбрано место для склада горючего, и конечный пункт узкоколейки получил название «Нефтебаза». Здесь построили кирпичные здания конторы и склада для приёма товара, который затем развозили на машинах и катерах по посёлкам, ёмкости с горючим огородили высоким дощаным забором, в лесу обустроили аммональный склад.
Под Баталово железнодорожную ветку дотянули до берега Камы. Лес, который ещё сплавляли, доставали из воды и складировали на берегу, а затем по железной дороге перевозили к Нефтебазе. Для рабочих на берегу Камы построили два деревянных барака. Но эта ветка надежд не оправдала: каждую весну её смывало камской водой.
В 80-е годы вновь началась реконструкция: узкую колею заменили широкой. Со всех лесопунктов лесовозами свозили древесину к Нефтебазе. Погрузку леса в вагоны осуществляли при помощи кранов. В километре от Нефтебазы была построена станция «Кама», здесь находились два бревенчатых дома. В одном располагалась станция с аппаратурой для связи с «центром» (п. Лесной), в другом жил начальник станции, который руководил приёмом и отправкой составов с лесом. На станции «Кама» трудилось немало жителей Лойно, Рудничного, Чуса, окрестных деревень. Железная дорога, как живой организм, жила, дышала, от неё зависела жизнь многих людей, который здесь жили и работали.
Но как человек не вечен, так и железная дорога постепенно стала умирать. После перестройки стали закрываться лесоучастки, потерявшие работу люди начали покидать родные места, а тут и «частный бизнес» подоспел. Рельсы сняли и сдали в металлолом, шпалы стали растаскивать на постройки и дрова. Исчезла железнодорожная ветка, которую трижды принимались строить, дамба вновь зарастает лесом. Хочется верить, что пройдут годы, и люди вдохнут новую жизнь в эту дорогу, и полетят по ней скоростные поезда…
Раиса Кускова, п. Рудничный
Источник: https://verhnekamje.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=86&p=75952#p75952
- Подробные
- Обзорные
Сведения из списков населённых мест и переписей населения
Всесоюзная перепись населения 1970 года
№ (код) ? | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Адм.-экон. значение | Шифр АЭЗ | Преобл. национальность |
|
| Категория населения | Источник | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Ст[анция] Кама | Кировская область | Верхнекамский район | Волосницкий с/с | сельскохоз. | 3е | русские | 9 | 6 | 15 | 9 | 6 | 15 | сельское | 2, л. 49 | ||||||||||||||
Тип нас. пункта "деревня" - так в источнике (повтор предыдущей строки). |
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.