Подгорена

Тип: деревня
Статус: ныне не существует

Варианты названия: поч. Подгорновский, поч. Подгорский, дер. Подгорновская

Принадлежала Климковской волости, находилась в 5 км к юго-востоку от села Елёво (Петропавловское), в 2 км от реки Белая Холуница. Ближайшие деревни – Пивовары (на северо-западе) и поч. Малые Кошурята (на юго-востоке).

Подгорена - одна из самых больших Елёвских деревень. По списку населенных мест 1859 года, в деревне было 9 дворов, 29 мужчин и 33 женщины.

Согласно подворной переписи Петропавловского общества, проведенной в 1893 г., Большой Подгорновский починок состоял из 12 хозяйств, в которых проживало 40 лиц мужского пола и 34 женского (в сумме 74), грамотных лиц имелось 3 человека. По этой же переписи, имелся также починок Малый Подгорновский (2 хозяйства, 7 муж., 7 жен., 2 грамотных). Судя по всему, починок Малый Подгорновский являлся частью большой деревни Подгорены, отделенный от основной части логом (см. схему). Таким образом, общее число дворов равнялось 14, население - 88 человек. По данным этого же источника, жители Большого Подгорновского починка были рудокопами (добывали руду для Климковского завода), а Малого - жгли уголь.

Согласно «Книге вятских родов» В. Старостина, в 1891 году в Большом Подгорновском жили люди с фамилиями: Шмаковы (4 семьи), Воронины (2 семьи), Полушкины (2 семьи), Бырылевы (1 семья), Черезовы (1 семья), в Малом ПодгорновскомКошурниковы (одна семья).

«Пламенные младенцы»

В 2000-м году в Белохолуницком районе был возобновлён крестный ход. События, послужившие причиной крестного хода, произошли в 1883 году, когда от рук обезумевшего отца Георгия Ивановича Воронина погибли его малолетние сыновья: Василий, Илия и Дмитрий – «Пламенные младенцы». Ежегодно 2 августа паломники совершают путь от Белой Холуницы до места, где когда-то находилась деревня, в которой они жили...

Жизнь в российской деревне никогда не была лёгкой, а в отдельные годы бывала особенно тяжкой. Таким были, например, 80-е гг. позапрошлого века. Эпидемии и страшный голод как следствие неурожаев из года в год мучили крестьян. Различные беды и невзгоды часто происходили в такие времена. Но одно из таких событий, выделяющееся по своей трагичности, прочно вошло в историю нашего края.

Произошло это в Подгорном починке Петропавловского прихода. Беда настигла Ворониных 14 февраля (2 февраля ст.ст.) 1883 года. Это была многодетная семья, испытывающая крайнюю нужду. В тот трагический день мать со старшими сыновьями – Гришей и Кириллом – ушла за 15 верст в Климковский завод собирать милостыню, а дочь Маша увела поить корову к роднику и задержалась там из-за очереди. Глава семьи, Георгий Иванович Воронин, остался дома с младшими детьми Дмитрием (7 лет), Илиёй (4 года) и Василием (2 года). Не вынеся голодного детского плача, помутившись рассудком, он... зарубил их топором и сжёг в печи дома.

В память о погибших детях была написана икона с изображением трёх православных святых – Дмитрия, Василия и Илии, лики которых на этой иконе походили на лица невинно убиенных младенцев.

Икона в честь «пламенных» младенцев

В память о невинно убиенных младенцах, названных «пламенными», были сооружены три часовни: у дома Ворониных в Подгорном починке, у источника на Манигоре под Климковкой и в ограде климковской Спасской церкви, где были захоронены косточки сожженных детей.

Икона «пламенных» младенцев была размещена в подгорновской часовне, а потом перенесена в Петро-Павловскую церковь села Елёво. У иконы служили службу, почитая невинно убиенных как святых мучеников.

После трагедии начали происходить чудеса. Пошёл слух, что вода в колодце у дома Ворониных стала святой, лечащей все болезни. Молитвы у иконы «пламенных» младенцев якобы помогали отыскать потерявшийся домашний скот, святая вода из колодца, из родника под часовней, молитвы у иконы исцеляли калек, избавляли от язв и других болезней. К колодцу и иконе потянулись не только местные жители, а и из Чернохолуницкого завода, Климковки, Белохолуницкого завода, из уездного города Слободского, из Вятки и других мест. Так возник священный крестный ход к «пламенным» младенцам. Когда елёвская церковь была разграблена, икону «Пламенных младенцев» сберегла у себя монашка Анна Ефимовна Шабалина. Её племянница, Елизавета Филипповна Комкина, сохранила её и с 1994 года эта икона хранится в белохолуницкой церкви Всех Святых.

Газета «Русь державная» в № 11 за 2000 год, рассказав о возрождении традиции крестного хода к «Пламенным младенцам», призвала считать его как покаяние за грехи детоубийства и придать ему статус всероссийского. В газете опубликована Молитва матери к «Пламенным младенцам». Звучит она так:

« О, блаженнии младенцы «Пламеннии», пострадавший в огне безумия родительскаго, агнцы непорочнии: Димитрие, Илие, Василие, жертва Богу чистая за грехи наши. Испросите чрез угодников Божиих: Димитрия Солунскаго, Василия Великаго и Илию Пророка слезнаго покаяния и сердечнаго сокрушения до конца дней наших нам, подобно отцу вашему по бесовскому наущению, детей своих во утробе убивающим и оправдания злодейсвам своим творящим. Помяните пред Престолом Вожиим вы, трие, знамением Пресвятыя Троицы являющиеся, невинных младших братьев и сестер во Христе ваших страждущих, чрез жестокосердие матернее Света Божия в царстве тьмы лишенных. Да спасение получим вашими молитвами и предстанем на Суде помилованными, мы и дети наши. Аминь, аминь, аминь.»

Cуществует версия объяснения поступка детоубийцы религиозными мотивами. По этой версии Воронин, губя своих чад, выполнял некий обряд, требуемый филипповским толком старообрядчества. В то же время подтверждений этого не найдено. По словам жителя Белой Холуницы Николая Ивановича Двоеглазова, уроженца с. Елёва, сына священника Петропавловской церкви, «...ни о каких старообрядцах и речи быть не может. Их не было здесь. Были все христиане, большинство которых около 1557 г. ушли от язычества...»

В 1930-х гг. было проведено следствие причин возникновения почитания "Пламенных младенцев", в ходе которого были выяснены интересные подробности. Исследование на эту тему опубликовано на сайте ГАСПИ КО (статья Е.Чудиновских "Пламенные младенцы").

Деревня Подгорена в XX веке

Подгорена входила в состав Елёвского сельского совета, образованного в 1920 году.

По данным переписи населения 1926 года, в Большом Подгорновском починке в было 27 дворов с числом жителей 120 (49 муж., 71 жен.), в Малом Подгорновском - 7 дворов с населением 42 человека (18 муж., 24 жен.). Судя по этим цифрам, деревня Подгорена была крупнейшим поселением Елёвского сельского совета и всего бывшего Петро-Павловского общества.

По данным первой половины 1930-х гг., в "Большой" части деревни проживало 121 человек (65 муж., 56 жен.), в "Малой" - 10 (3 муж., 7 жен.). Сокращение численности населения было, видимо, связано с коллективизацией.

По воспоминаниям старожилов, в 30-е гг. XX века в Подгорене насчитывалось около 22 дворов, протянувшихся вдоль дороги почти на целый километр.

Среди жителей деревни были Воронины, Шмаковы, Кошурниковы и семья Полушкиных.

В доме, перед окнами которого находилась подгорновская часовня, жил Иван Фёдорович Воронин, а после – его сын Дмитрий Иванович Воронин (1910±2 г.р.), кузнец. В его дворе находился тот самый знаменитый колодец со святой водой. Дмитрий Иванович выступал за ликвидацию часовни. «Свету в доме от этой часовни нет. Так мне это надоело. Хоть бы одним глазком на свет взглянуть...» И часовня была разрушена (в начале 30-х гг.) Через некоторое время то ли ему на кузнице осколком прилетело, то ли ость от зерна в глаз попала, но в результате он «потемнел» на один глаз...

Коллективизация в Подгорене прошла не слишком гладко. Некоторые жители деревни, убегая от коллективизации, уехали из деревни (например, Иван Николаевич Шмаков в 1929 г. переехал в пос. Чернохолуницкого завода). Были в деревне и случаи раскулачивания.

Согласно «Книге памяти жертв политических репрессий Кировской области», был раскулачен житель деревни Михаил Иванович Полушкин, 1877 г.р. 13 января 1930 г. особым совещанием при коллегии ОГПУ подвергнут по ст. 58 п. 10 УК РСФСР к 3 годам высылки в Северный край.

Согласно воспоминаниям старожилов, в деревне жила зажиточная семья Леонтия Кошурникова. «Леонтьевцы», как их называли в деревне, были раскулачены и сосланы. В деревне остались жить дети Леонтия. В большом, обшитом доме Кошурниковых разместилась контора колхоза, а во хлеве – ферма.

В деревне Подгорена был образован колхоз «Свобода». Согласно архивным данным, общая площадь колхозных земель на момент вручения Госакта на вечное пользование землей (02.12.1936), составляла 559,55 га. Председателем колхоза «Свобода» был Ксенофонт Устинович Воронин, широко известный в округе как Селифон. В колхозе были фермы, кузница. После войны была и птицеферма. После объединения колхоза «Свобода» с кошурятским колхозом «Верный путь» (1950 г.) Селифон переехал в Кошурята, а оттуда сын забрал его к себе в Москву.

Крестьянская молодёжь дружила всеми окрестными деревнями, дружно гуляла, отмечала праздники. В каждой из деревень имелись свои таланты. В деревне Подгорена гармонистами были Михаил Александрович Воронин, Павел Александрович Шмаков.

По воспоминаниям старожилов, примерно в 1954 году в деревне произошёл странный случай. Крестный ход был запрещён, но люди всё равно приходили сюда, уповая на подгорновскую святую воду как на последнее средство исцеления. Коммунист Глафира Полушкина (из дер. Пивовары) попыталась уничтожить святой колодец. По слухам, она накидала в него хлама и даже попыталась поджечь. Спустя некоторое время после этого события её восемнадцатилетний сын умер от сердечного приступа. Это событие некоторые жители посчитали расплатой за совершенные грехи.

Закат деревни

Как и в других деревнях, после войны в Подгорене домов становилось всё меньше. 1 января 1964 года в деревне было 3 двора с населением 5 человек, а к 1966 году в деревне остался лишь один. В нём жила некая Панька (возможно, Степанида Меркурьевна). Вскоре не стало и его.

Официально деревня ликвидировалась 12.01.1971 г.

По воспоминаниям старожилов, в 70-е гг., когда в Подгорене уже никто не жил, паломники тайком приходили к святому месту. Колодец был уже частично завален, но люди всё равно доставали воду из него банками, спуская их вниз верёвкой. Позже колодец был полностью уничтожен.

Сейчас на месте деревни нет даже холмов, которые обычно оставались от изб. Лишь заросли крапивы напоминают о том, что здесь жили люди. На месте деревни сохранился лог, круто прорезающий дорогу.

В память о «пламенных» младенцах на месте, где была часовня, стоит крест, огороженный железной оградкой. Рядом к берёзе прибита табличка с надписью: «Место гибели младенцев Дмитрия (7 л), Василия (2 л), Илии (4 л). Деревня Подгорена. 2.02.1883 г.»

Известные уроженцы

Уроженцем деревни Подгорена был Евгений Васильевич Воронин, проживавший в Чёрной Холунице. Указом Президиума Верховного Совета от 7 мая 1971 г. он был удостоен звания Героя Социалистического труда. Уроженцем этой деревни был и Афанасий Иванович Воронин, отец Александра Афанасьевича Воронина, главы администрации пос. Чёрная Холуница в 1990-е гг.

* * *

Информацию собрал Денис Шабалин, правнук Марии Ивановны Шабалиной (Ворониной) (1910 - 1992), уроженки дер. Подгорена, сестры упомянутого в тексте и на схеме Дмитрия Ивановича Воронина.

Сведения о "Пламенных младенцах" - на основе книги И.Порошина "Откуда мы родом". Также использованы материалы с сайтов ГАСПИ КО (статья Е.Чудиновских "Пламенные младенцы"), "За веру, Царя и отечество" (Климовский крестный ход Пламенные младенцы), в том числе фото из последнего источника. История деревни в 20-м веке - на основе воспоминаний старожилов.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?
      Схема дер. Подгорена около 1940 г.
      Схема дер. Подгорена около 1940 г.
      «Икона сия написана в знак памяти сожженных младенцев в печи дома 2 февраля 1883 г. Отцом крестьянином Георгием Ивановым Ворониным в починке Подгорском Петропавловского Прихода Дмитрий- 7лет, Илия 4 лет и Василий — 2 лет»
      «Икона сия написана в знак памяти сожженных младенцев в печи дома 2 февраля 1883 г. Отцом крестьянином Георгием Ивановым Ворониным в починке Подгорском Петропавловского Прихода Дмитрий- 7лет, Илия 4 лет и Василий — 2 лет»
      Поч. Подгорский в наши дни. Место гибели "Пламенных младенцев"
      Поч. Подгорский в наши дни. Место гибели "Пламенных младенцев"

      Ревизские сказки и переписные книги Вятского края

      КодНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3189, 1747 г.
      10066в починке Подгорновском[+]Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездВотчина Вятского архиерея, Елевская волостьархиерейские крестьяне♂ 41436—1439103
      10067↑ В том же починке Подгорновском[+]государственные черносошные крестьяне состоящие в семи и четырегривенном окладе♂ 21440—1441103—103 об.
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-3191, 1747 г.
      540072в починке ПодгорновскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездВотчина Вятского архиерея, Елевская волостьгосударственные черносошные крестьяне♂ 61111—111659об
      540073↑ <там же>архиерейские крестьяне♂ 181117—113460—60об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3203, 1762—1764 г.
      1300103в починке ПодгорскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездАрхиерейские вотчины, Елевская вотчинагосударственные черносошные крестьяне♂ 1 ♀ 1242—242об
      Примечание: скаска 1764 года
      1300113в починке ПодгорскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездАрхиерейские вотчины, Елевская вотчина[государственные черносошные крестьяне]♂ 9 ♀ 13255—255об
      1300128в починке ПодгорскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездАрхиерейские вотчины, Елевская вотчинагосударственные черносошные крестьяне♂ 1 ♀ 1266
      Примечание: скаска 1764 года
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3197, 1763—1765 г.
      130060в починке ПодгорскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездАрхиерейские вотчины, Елевская вотчинагосударственные черносошные крестьяне♂ 1 ♀ 198—98 об.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация
      14523Подгорновскойпоч. каз.при колодцахСлободской уезд,
      Стан 3
      По правую сторону Кайского тракта831339293362

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      16417Подгорновский бол.Вятская губерния, Слободской уезд,
      Климковская волость, Петропавловское общество
      Климковский завод, Спасская ц.Белая Холуница → Вятка1083рудокоп
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?Посмотреть скан оригинала
      091692починокПодгорновский (Большой)Слободской уездКлимковская волость1560491091, л.733
      Источник: Списки населенных мест Слободского уезда за 1905 год (ЦГАКО ф. 574 оп. 2 ед. хр. 617/9)

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      306009починокПодгорскийСлободской уезд
      3-й благочиннический округ
      с. Елево, Петропавловская церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350)
      Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. перм.
      5-06-024дер.Больше-Подгорновский (ный), ПодгорянеОмутнинский уезд,
      Климковская волость
      Елевский18,5 км27274971120

      Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      20906д.Б. ПодгорноеБелохолуницкий районЕлевский сельсовет

      Список сельских населённых мест Кировской области на 1 января 1950 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      20805д.ПодгоренаБелохолуницкий районЕлевский сельсовет

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      230822урочищеПодгорино

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Аватар пользователя ru-danko

      Введите информацию по Большому, с Малым Подгорновским пока остаётся не до конца прояснённой история. Я общался с местными жителями, никто о Малом не рассказывал. А какие данные ещё есть о Малом Подгорновском по переписи 1926? Напишите текстом в комментарий.

      Пока что склоняюсь к версии, что часть Подгорены севернее ручья - Малая Подгорена, южнее - Большая Подгорена. Цифры числа дворов более-менее сходятся.

      Аватар пользователя Роман

      Больше Подгорновский 18,5 км 27 дворов 49 муж 71 жен

      Мало Подгорновский также 18,5 км 7 дворов 18 муж 24 жен

      Второе название у обоих написано Подгоряне так что можно предположить что либо лог либо низина делили условно деревню на малую и большую часть хотя это один населёный пукт просто переписчики так запиали

      Аватар пользователя ru-danko

      В Малом Подгорновском в 1926, получается, 42 человека, а уже в начале 1930-х всего 10 человек. Очень может быть, это как раз связано с раскулачиванием большой семьи "Леонтьевцев", дом которых как раз был к северу от лога в малой части деревни.

      Аватар пользователя VladimIr

      Добрый день! На плане не точность - дом Шмакова Афонасия Максимовича, а не Воронина... Это дом моего деда.

      Аватар пользователя ru-danko

      Спасибо, Владимир! Сделаю уточнение. Значит, наши с вами предки жили в одной деревне. Мои - Воронины.

      Аватар пользователя VladimIr

      Кто именно? Большие Подгорена до оврага, а малые после в сторону Кошурят. Селифон Александрович Воронин Родственники живут в Москве. И у нас в Рудном.

      Аватар пользователя ru-danko

      На этой схеме Воронин Дмитрий Иванович - брат моей прабабушки Шабалиной (Ворониной) Марии Ивановны

      Аватар пользователя VladimIr

      Извиняюсь Селифон Устиныч.

      Аватар пользователя VladimIr

      Шмаков Максим Григорьевич мой прадед, пятый дом.

      Аватар пользователя VladimIr

      Добрый день! Изменений так и не вижу...

      Аватар пользователя ru-danko

      Владимир Анатольевич, пока не дошли руки, сделаю.

      Аватар пользователя Vyati4_

      Здравствуйте!

      Подскажите, пожалуйста, были ли в этой деревне Тетенькины?

      Дело в том, что у моего деда в паспорте указана деревня Подгорена Белохолуницкого района, в дальнейшем (после 1925 года) они переехали в Полом. Согласно описанию  Тетенькиных здесь не было. Возможно в документах ошибка и это была Подгоряне Слободского уезда (Нагорский район)?

      Аватар пользователя ru-danko

      В Белохолуницком районе были деревни Подгорное и Подугорена. Тетенькиных там в 1891 году не видно, но могли приехать позже. Кроме того, была деревня Подгоряна вблизи села Полом (на сайт ещё не добавлена, вот её страница в КВР: http://rodnaya-vyatka.ru/kvr/places/91504/17449). В этой деревне тоже нет Тетенькиных в 1891 году, но в районе села Полом много деревень, где жили Тетенькины, смотрите карту в КВР: http://rodnaya-vyatka.ru/kvr/families/12551

      Аватар пользователя Vyati4_

      Большое Вам спасибо!

      Аватар пользователя ru-danko

      Я вам не сильно помог. Попробуйте создать тему на форуме, расскажите всё что знаете, всем миром разберемся.

      Аватар пользователя Юлия Дорофеева

      Я правнучка "Леониьевичей" Кошурниковых (Федора и его сына Льва). Буду признательна любой информации по этому роду.
      Селифон Воронин тоже родственник,но не прямой. Там надо разбираться еще через кого.
      Потомков Федора Леонтьевича в свей родословной отобразила. Про его братьев и отца - не знаю ни чего...