Из судебно-следственного дела о паломничестве к часовням Пламенных младенцев в Белохолуницком районе Вятского округа Нижегородского края (ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 7. Д. СУ-8727.)

Из судебно-следственного дела о паломничестве к часовням Пламенных младенцев в Белохолуницком районе Вятского округа Нижегородского края (ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 7. Д. СУ-8727.)

№ 1

Письмо заведующего агитационно-пропагандистским отделом Климковского волостного комитета ВКП(б) и председателя волостного  совета Союза безбожников пос. Климовки в агитационно-пропагандистский отдел Вятского губкома ВКП(б) с просьбой о помощи в размещении в газетах материалов о паломничестве к часовням Пламенных младенцев

2 апреля 1929 г.

Агитпропкомиссия Климковского волостного комитета ВКП(б) Омутнинского уезда Вятской губернии1  решила обратится к Вам за содействием в нашей работе. Местная здешняя особенность - это широкое "развитие религиозности". Главным показателем здесь служат "сгоревшие пламенные младенцы". Лет свыше 40 назад умалишенным отцом были заживо сожжены трое малолетних детей. Церковь подхватила настоящий факт, приписав сожженных к "лику святых". Выстроены часовни (одна на заводе и другая на месте их сожжения и дер. Подгорянской). Церковью же распространен слух о совершаемых чудесах этими младенцами. Отсюда - большая вера в их загробную жизнь. Часовни этих младенцев пользуются большой популярностью, а в итоге на месте здесь [видны] бесчисленные вереницы паломников, идущих служить благодарственный молебен или панихиду. Паломники идут и из дальних уголков Вятской губернии, Северо-Двинской, из Уральского округа и др. Идут пешком, едут на лошадях. А затем, отслужив панихиду, церковники из "святого колодца" им дают в бутылочки воды - "слезы младенцев" или горсточку земли с могилы сгоревших. Приходят больные, среди них заразные, тут же умываются и воду выливают (как «святую" обратно в колодец). Приезжают на чесоточных лошадях - а отсюда распространение по району чесотки. А самое главное - это распространение всевозможных слухов и небылиц. Слухи о войне, о страшном суде - все это исходит из уст приходящих паломников.

На месте здесь работают 4 ячейки союза безбожников2. После годичной их работы уже сейчас подготовлена почва к ликвидации этой часовни. На днях, заслушав доклад о работе ячеек, агитпропкомиссия вынесла решение: "Напрячь все силы к делу ликвидации часовни". К выполнению этого привлекаются все культурные силы. Равно вынесено и решение обратиться к редакции «Вятская правда» и «Вятская деревня» о их помощи нам. Мы будем делать им систематический материал о совершаемых фактах паломниками и лжи с чудесами пламенных младенцев с тем, чтобы этот материал систематически освещался на страницах этих газет. Но первые наши начинания в этом деле терпят крах. Посланные нами первые материалы не нашли оклика со стороны редакции газеты "Вятская правда", несмотря на личную их передачу нами (не по почте)  тов. Ануровой. Материал, видимо, сейчас уже затерян, нами сейчас подготовлен и подготавливается следующие материалы, но факт их не помещения (первых материалов) наталкивает нас на мысль на бездушное отношение к нашей работе редакций этих газет.

Мы просим сейчас еще и Вашего содействия, отдельно указав этим редакциям на помещение наших материалов, ибо это имеет не только губернское значение, но и далеко переходящее наши вятские границы.

Выражаем полную уверенность в Вашей помощи: С приветом к вам.

Зав. АПО волостного комитета Турундаев.

Председатель волостного совета союза безбожников Климковки Шабалина

Верно: делопроизводитель ГК Елсуков.

Помета: В. Срочно. ГО ОГПУ. Для сведения и принятия соответствующих мер по своей линии. Пом. зав. АПО ГК Подпись.

 

Л. 2-2об. Заверенная копия.

 

№ 2

Акт обследования колодца, находящегося в дер. Подгорновской у часовни Пламенных младенцев

5 сентября 1929 г.

Мы, нижеподписавшиеся, врач Климковской народной больницы Кашина А.Г., заместитель председателя Совета Пивоваркин И.Я., в присутствии понятых починка Б. Подгорновского Воронина К. Уст., того же починка Воронина Дм. Иван. составили настоящий акт об обследовании колодца, находящегося в дер. Подгорновской у часовни "Пламенных младенцев".

Нашли: колодец расположен от линии дороги - один метр, почва вокруг колодца глинистая, обруб колодца над почвой высотой около одного метра; глубина колодца, обруба, около 7 метров; состояние обруба удовлетворительно; отверстие колодца  закрывается крышкой,  сколоченной из двух досок; вода из колодца достается ведром, которое лежит около колодца без всякого присмотра; ведро покрыто ржавчиной. Вода из колодца достается веревкой, на которой есть цепь через ворот. Вода содержит небольшое количество мути, на вкус - безвкусная и без запаха, колодец является в общем пользовании близ лежащих домов.

Рядом с колодцем, на расстоянии четверть метра, стоит часовня Пламенных младенцев, где происходят молебны, периодически - во время полевых работ; в остальное  время - почти каждый день. Вода из этого колодца для богомольцев достается особым ведром, которое хранится в часовне; богомольцы берут воду как святую в бутылочки, которые разносят по домам для лечения.

Рядом с колодцем богомольцы, чаще заразные больные, этой же водой умываются, а также обливают себя сверху.

Комиссия по осмотру постановила: ... этот колодец изолировать от часовни, не разрешать пользоваться этой водой молящимся по вышеуказанным причинам или же совершенно снести эту часовню и колодец.

Подлинное подписали:

Верно: секретарь Елевского сельсовета Кошурников.

 

Л. 13-13об. Заверенная копия.

 

№ 3

Выписка из акта приема и передачи часовни в дер. Подгорновской

14 сентября 1929 г.

Мы, нижеподписавшиеся, председатель Елевского селсовета Кулаков Ф.Х., член Петропавловской церковной общины Кошуриноков Ф.В., в присутствии понятых деревни б. Подгорновской Воронина А.С. и Воронина И.П., агент УР Шитов и стар. м-ра* Шитовой составили настоящий акт на прием и передачу часовни в дер. Б. Подгорновской нижепоименованных предметов:

1. Деревянное здание часовни в столбах, обшитое тесом, 5х4 1/2 аршин - 1;

2. Колодец рядом с часовней — 1;

3. Бадья — 1.

15. Миска фарфоровая — 1

18. Наливок маленький - 1

Подлиное за подписями.

Верно: секратарь Елевского сельсовета Кошурников.

 

* Старшего милиционера?

 

Л. 13об. Заверенная копия.

 

№ 4

Выписка из протокола заседания президиума Белохолуницкого райисполкома о закрытии часовен Пламенных младенцев

3 октября 1929 г.

...Постановили:

1. Принимая во внимание разлагающее влияние бывших монашек, проживающих в пределах б. Климковской волости (Климковский, Елевский и Тамышевский сельсоветы) на окружающее население, наличие антисоветской агитации, просить окрисполком о выселении монашек из пределов Елевского, Климковского и Тамышевского сельсоветов, удаленных от центра района.

2. Постановлением окрисполкома от 29 сентября 1929 г. № 7/23 в районе бывшей Климковской волости закрыта одна часовня Пламенных младенцев (в Кошурковке), в то время как их имеется две одного названия (не закрыта в церковной ограде в Климовке, 3 – Манигорская, выстроенная в честь коронования Николая II и 4 – на «Боровке»). Ходатайство ВИК″а, населения и общественных организаций о закрытии касалось всех часовен, а не одной часовни в дер. Кошурковке, ввиду чего просить окрисполком о пересмотре материала по ходатайству бывшего ВИК″а о вынесении решения о закрытии всех 4-х часовен.

Выписка верна: секретарь РИК″а: подпись.

Копия верна: старший делопроизводитель ОИК″а Чайкин.

 

Л. 11. Заверенная копия.

 

№ 5

 

Из протокола допроса в Вятском окружном отделе ОГПУ рабочего, члена ВКП(б), Воронина Михаила Григорьевича, племянника Пламенных младенцев

25 января 1930 г.

...Показал: Пламенные младенцы являются моими родными дядями, а моему отцу родными братьями...

Вскоре после похорон сожженных младенцев попы воспользовались этим случаем, стали говорить, что они святые и т.д. Была создана молва, что в доме убитых младенцев стали появляться тени, что по этой причине происходят различные заболевания и т. п. вещи. Суеверное население поверило этому, стали делать различные обещания при болезнях, покупали свечи, служили молебны, приносили церкви пожертвования  и т. д., в результате попы сумели построить  две часовни – в заводе Климковка и дер. Подгорновской на том месте, где стоит дом, в котором были сожжены младенцы.

В настоящее время из близких людей сожженных младенцев имеются: мой отец Воронин Григорий Егорович, 56 лет. Живет в заводе Климковка, на пенсии, и его брат Воронин Кирилл Егорович, 58 лет. Живет тоже в заводе Климковка, на пенсии. Кроме того, жива еще сестра моего отца*  Мария Егоровна, живет в починке Полуэктовский Климковского сельсовета. Все они являются родными братьями и сестрами Пламенных младенцев. Уехали из дер. Подгорновской сразу же после сожжения.

В 1926-1927 г. я, будучи отсекретарем партярчейки района, в который входит Подгорновская деревня, имел возможность наблюдать, что паломничество в то время имело настолько большие размеры, что нередко в день приходило к часовне до 25 богомольцев в летние месяцы, и каждый тут оставлял по пять-шесть рублей. Естественно, что такой большой приток денег подталкивал попов раздувать значение и святость сожженных Пламенных младенцев.  Часовня год-полтора тому назад в деревне Подгорновской закрыта и сломана. В заводе же Климковка до сих пор существует и посещение таковой до сих пор продолжается, причем посещение как будто не сократилось. За ликвидацию Климковской часовни ранее велась некоторая работа со стороны партячеек, но за последнее время этого ничего не делается. Союза безбожников в районе не существовало и только теперь находится в стадии организации. Как относится население к ликвидации часовни сказать трудно, т.к. никакой подготовительной работы по этому вопросу не проводилось. Все же надо сказать, что если рабочие на 80 % будут согласны на закрытие, то большинство крестьянства, в частности, женщины будут против.

Надо добавить, что при Подгорновской часовне был колодец, из которого производилось омовение, т. к. воду считали святой**, но данный колодец вместе с закрытием часовни был зарыт.

Записано верно и прочитано в чем расписался Воронин.

Уполномоченный Вятгоспу по Слободскому уезду: подпись.

 

* Фамилия неразборчива.

** Подчеркнутые слова в тексте документа подчеркнуты красным карандашом.

 

Л. 192-104. Подлинник.

 

№ 6

 

Из протокола допроса в Вятском окружном отделе ОГПУ пенсионера Воронина Григория Егоровича,  брата Пламенных младенцев

26 января 1930 г.

...Показал: Пламенные младенцы, которых население считает святыми, являются моими родными братьями. Сожжение их произошло 2 февраля 1883 года. Дело произошло так:

У моего отца семья была очень большая, состояла из жены, дочери Марии и 5 сыновей: Кирилл, Григорий, Дмитрий, Илья и Василий**. В то время мне было 10 лет, а сожженным Дмитрию - 7 лет, Илье - 4 года и Василию - 2 года. Отец наш жил бедно, подрабатывал на лошади, возил дрова. Перед сожжением месяца за два он захворал, у него заболели глаза и работать не мог. Когда у нас стал на исходе хлеб, мать послала меня и Кирилла сбирать [милостыню] в Климковку. 2 февраля 1883 г. мать приехала за мной на лошади в Климковку, а отец с тремя маленькими сыновьями и дочерью 9 лет остался дома. Оказывается, когда сестра Мария ушла из дома с коровой на водопой, отец потопил вторично печь и сбросал в нее оставшихся дома троих ребят, которые все там сгорели. Когда сестра Мария вернулась домой, то застала их в печке обуглившихся, почерневших. Отец тогда же запер дверь в сени, чтобы она никуда не убежала и сказал ей, что он ей ничего не сделает.

Когда я с матерью приехал домой, то мы застали только один пепел. Были созваны соседи, отец связан и отослан в последствии в Вятку, где он и помер через полгода от душевного расстройства, не дождавшись суда. Мы сразу же тогда уехали из дер. Подгорновской в завод Климковку, где и живем по сие время.

Пепел и остатки костей от сгоревших ребят тогда были собраны в горшок и находились почти год со следственным материалом. В октябре месяце 1883 г. этот пепел был послан в Климковку, где и был похоронен заводоуправлением в церковной ограде. Примерно года через два после похорон среди населения стали ходить слухи, что сожженные младенцы помогают от болезней или помогают находить скот, если им помолиться. Попы этими слухами воспользовались, и во тот же год построили на месте погребения младенцев часовню. Часовня строилась церковью и на средства ее. С постройки часовни стало ходить много богомольцев, и в последние годы перед революцией в летние месяца приходило ежедневно человек до 50. Когда Климковская часовня стала давать большой доход потом, то Елевскому попу стало завидно. Чтобы добиться, в свою очередь, доходов елевский поп перед революцией построил в дер. Подгорновской на месте сожжения младенцев вторую часовню, которую население стало также посещать. Одновременно был выкопан также колодец, который стал считаться святым. Приходящие богомольцы стали брать из него воду, как святую.

В 1929 г. летом часовню и колодец в дер. Подгорновской уничтожили, и богомольцы туда уже не ходят.

Климовскую часовню богомольцы до сих пор посещают и весьма изрядно в летние месяца, иногда в день до 50 человек.  В этой часовне церковная служба бывает 4 раза в год, т.е. 1 января, 24 октября, 21 августа и 2 февраля по старому стилю. Первые три службы бывают в день именин сожженных младенцев, а 2 февраля - в память дня сожжения их.

  Осенью 1929 г. в Климковке ставился один раз вопрос о закрытии Климковской и 2 других часовен, но дело что-то молчит. Поблизости от завода Климковка есть еще две часовни незакрытые: в дер. Боровка и в дер. Шабалята. В последней часовне церковной службы не бывает, а только туда ходят богомольцы, где молятся и лежат на колоде в воде, которая льется из ручейка, выходящего из-под часовни. Лежащие в воде в этой колоде бывают не только летом, но и зимой.

Записано верно и прочитано, в чем росписуюсь: *

Уполномоченный ВятГОСПУ по Слободскому уезду: подпись.

 

* Вместо подписи — крестик.

** Подчеркнутые слова в тексте документа подчеркнуты красным карандашом.

 

Л. 105-Л. 107. Подлинник.

 

№ 7-8

 

Из протоколов допроса в Вятском окружном отделе ОГПУ мастера маслозавода дер. М. Подгорная

7 апреля 1930 г.

...Показал:  В нашей бывшей Климковской волости священники, воспользовавшись народной темнотой и невежеством, воспроизвели во святые  троих детей, сожженных их отцом в 1882 году. С целью извлекать доход от этого дела священники построили часовни Пламенных младенцев в Климковке, в деревне Шабалята и нашей деревне Подгоряна.

Климковскую и Шабалятскую часовню обслуживали священники Климковской церкви, а Погорянскую - священники Елевской церкви3.

Все часовни имели "святости":

Климковская часовня имела останки/пепел, кости Пламенных младенцев.

Шабалятская часовня имела колоду, где, как в святой воде, купались паломники.

Подгорновская часовня имела святой колодец, где паломники брали воду из колодца, называемую "священными слезами младенца".

Обслуживающая Подгорновскую часовню Елевская церковь, обслуживала разные духовные запросы паломников, как то: исповедь и т.п., и для лечения зубов имела у церкви елку, где больные грызли ее.

Ввиду этого бывшая Климковская волость была центром громадного стечения паломников со всех округов, областей, соседних с Вятским округом. Особенно летом было до 100 человек паломников ежедневно.

Осенью 1929 г. Подгоновская часовня и колодец закрыты; позднее закрыта Климковская церковь с часонями; теперь единственным пунктом тяготения является Елевская церковь.

Священник Елевской церкви Двоеглазов Иван Александрович, ярый староцерковник, викторовец4, выходец из крестьян Климковского завода, не духовного звания, бывший делопроизводитель  ЗАГСа в Климковском ВИКе. В Елевской церкви священником служит уже около 3 лет.

За время своей службы в Елеве он сгруппировал около себя большое количество монашек из разных местностей; которые жили за счет паломничества, а сейчас - за счет добровольных приношений женщин...

Летом 1929 года в нашу деревню с толпой паломников приходили монашки: Виктория-Ольга Шутова, Анна Шабалина, Татьяна Широких и  в группе крестьян-паломников всем пропагандировали против колхозов, заявляя "скоро будет война и всем предавшимся антихристу будет дано от Бога жестокое наказание". Летом 1929 года в нашей деревне был особенно большой наплыв паломников. Вообще усиленный наплыв начался с 1928 года. Иногда в день было до 4 молебствия в нашей деревне.

После молебствий брали воду из колодца. "Слезы младенцев" и эту воду паломники пили, умывались и обливались, и уносили с собой в бутылочках. Кроме того, уносили землю из-под часовни.

Записано с моих слов верно: подпись.

 

17 августа 1930 г.

Вторично допрашиваемый гр. показал следующее: ранее данные подтверждаю, могу дополнить следующее: хотя часовню Пламенных младенцев и  закрыли, но все же по настоящее время паломничество продолжает посещать Елевскую церковь, в частности священника Двоеглазова, каковой еще не был арестован, а также монашек, каковые еще продолжают дела Пламенных младенцев и лечение от недугов. Оставшиеся монашки при церкви в с. Елево в последнее время работают очень осторожно, судя по тому, что нигде не работают, а в материальном отношении живут неплохо, ни в чем не нуждаясь, приходящие богомольцы останавливаются у монашек на квартире, через каковых ведут антисоветскую пропаганду, и что советская власть нападает на религию и проводимые религиозные обряды притесняют вплоть до ареста. Записано с моих слов верно, протокол мне прочитан, в чем и расписуюсь: подпись.

Допросил сотрудник ОГПУ: подпись.

 

Л. 109-110об. Подлинник.

 

№ 9

 

Из протокола допроса в Вятском окружном отделе ОГПУ крестьянки дер. Кошурниковская

7 апреля 1930 г.

...Показала:  ... Двоеглазов имеет в своем окружении много монашек, неизвестно на какие средства существующих. "Святая елка" осенью 1929 года в с. Елеве была спилена монашками и увезена в лес, а почему то не распилена на дрова.

Записано с моих слов верно. Прочитано*

Допросил сотрудник: Подпись.

 

*Вместо подписи — два крестика.

 

Л.111-111об.

 

№ 10

 

Из протокола допроса в Вятском окружном отделе ОГПУ крестьянина деревни Кошурята

7 апреля 1930 г.

Показал:  Я служил церковным старостой Елевской церкви в течение 1,5 лет, с 1926 по 1927 г. вкл. Наша церковь была викторовской ориентации и таковой она является до сих пор*.

Священники нашей церкви обслуживают часовню дер. Б. Подгорной, называемой Пламенных младенцев.

При часовне был сделан колодец. В дни праздников (3 дня) воду в колодце святили и тоже ее брали богомольцы.

В остальное время вода стояла в часовне в чаше и богомольцы брали воду из чаши в бутылочки и уносили домой.

Записано с моих слов верно. Прочитано.  К сему*

Допросил сотрудник: подпись.

 

* Вместо подписи написано: расписаться не может.

 

Л. 112-112об. Подлинник.

 

№ 11

 

Протокол допроса в Вятском окружном отделе ОГПУ секретаря сельсовета из дер. Кошурята

7 апреля 1930 г.

...Показал:  В нашем районе, в Елевском приходе, примерно в 1918 году, юродивый Влас начал вести работу по организации в с. Елеве монастыря. Специально для монастыря в 1924 году в Елеве был построен деревянный двухэтажный дом натурой; для священника в то время был другой дом. Построенный для монастыря дом в 1926 году был муниципализирован. С 1925 года в село Елево стали прибывать монашки, сначала две, а потом их стало больше, и проживают они до сих пор.

Постройка монастыря была обусловлена большим наплывом сюда паломников на месте сожжения младенцев. В 1910 году был построен столб с иконой, а в 1919-1920 гг. построили в этом месте в дер. Б. Подгорной часовню Пламенных младенцев.

Священник Двоеглазов, проживая в селе с 1928 года, и монашки Шутова, Шабалина, Широких5 в этот период, умышленно, с целью извлечения доходов, проповедовали Пламенных младенцев за святых, распространяли "слезы младенцев", придерживались викторианской ориентации в церковном направлении, стремились создать в Елеве монастырь.

Более показать ничего не могу. Показание мне прочитано. Записано с моих слов верно.

К сему: подпись.

Допросил сотрудник: подпись.

 

Л. 113-113об. Подлинник.

 

№ 12-13

 

 Из протокола допроса в Вятском окружном отделе ОГПУ крестьянина дер. Пивоварской 

7 апреля 1930 г.

...Показал: Проживающие в с. Елеве священник Двоеглазов Иван Александрович, псаломщик Якимова Зинаида, монашки Шутова Ольга, Шабалина Анна Ефимовна, Беркалова Пелагея, Широких Татьяна5 и Суслова Анна (сейчас арестованная) являются активными распространителями народного суеверия на территории нескольких сотен верст радиуса. Кроме них есть еще 3 церковника неактивных. Сгруппировавшись в с. Елеве с целью организации монастыря в 1922 - 1925 гг., монашки, а также священник и лица культа распространяли суеверия в широких массах следующими приемами:

а) Через часовню Пламенных младенцев в дер. Б. Подгорной, построенной в 1918 - 1920 гг. (закрыта осенью 1922 года).

б) Через колодец при часовне, со "слезами младенцев", каковые развозили богомольцы в отдаленные районы (закрыта осенью 1929 года).

в) Через "святую елку" при церкви с. Елева, каковую использовали для лечения зубов богомольцев (уничтожена осенью 1929 года).

г) Через паломничество, особенно в летнее время, достигавшее до 100 человек в день из районов в радиусе 100-250 верст.

д) Через часовню Пламенных младенцев в заводе Климковке (закрытую в 1930 году).

е) Через часовню в дер. Шабалята с колодой "святой воды", где купались богомольцы (закрыта в 1930 году).  

ж) Через Елевскую церковь, до сих пор существующую и являющуюся единственным центром паломничества во всем Климковском крае, до сих пор снабжающую паломников "святой водой".

з) Монашка Шутова Ольга способствует распространению суеверия через изображения "святых" на иконах, на игрушках, на ложках. Монашки Шабалина и Беркалова  Пелагея распространяют кору от "святой елки" и распространяют новые иконы.

и) В 1923 - 1924 гг. натурой построили для монашек дом для монастыря.

В конце февраля 1930 года монашка Татьяна Широких в с. Елеве в группе крестьянок вела пропаганду против участия в женских делегатских собраниях, заявляя, что "Вы там постановляете выселить нас, а если бы вы не ходили на собрания, то было бы меньше голосов против нас, не надо ходить по собраниям..."   

Священник Двоеглазов и монашки Шутова, Шабалина, Беркалова, Широких - ярые агитаторы за викторовскую  ориентацию, стягивают к себе всех викторианцев из других местностей. Например, из Ильинского прихода сергиевской ориентации священник Двоеглазов завербовал в свой приход на должность псаломщика Якимову Зинаиду - активную викторианку, малограмотную крестьянскую девушку, фанатично религиозную.

В изъятой у Шабалиной записке есть заказ на доски от Шутовой... Доски предназначались на иконы.

Более показать ничего не могу. Показание мне прочитано. Записано с моих слов верно.

 

P.S. При обыске у Шабалиной и Беркаловой найдена еловая кора, хранимая в бумаге,  в коробке, вместе с бельем. При изъятии Шабалина заявила, что "она мне нужна для лечения".

Из под часовни в дер. Б. Подгорной паломники брали землю, отчего образовались ямы, которые пополнялись привозной землей несколько раз в лето.

Подпись.

Допросил сотрудник: подпись.

 

Из протокола повторного допроса крестьянина дер. Пивоварской 

17 августа 1930 г.

Я, ранее данные мной показания подтверждаю. Дополнить могу следующее: Хотя часовня Пламенных младенцев уже второй год не существует, но паломники все же еще посещают Елевскую церковь. Нынешней весной, в особенности в июне месяце, числа не помню, мне пришлось поехать в с. Елево, там я встретил две партии богомольцев, идущих в с. Елево, человек по 30. Незнакомые мне, как видно, больны. Было много случаев, что богомольцы приходили на место закрытой часовни. Когда в июне месяце я ехал из Климковки с колхозниками артели "Доброволец", то одна партия богомольцев, идущих из с. Елево, попалась навстречу. Колхозница Кулакова Евдокия спросила о том, куда они ходили, они ответили, что проклятые большевики закрыли часовню, подождите, скоро большевикам будет конец.

Оставшиеся в настоящий момент монашки Шабалина, Якимова и другие продолжают распространять среди населения народные суеверия. В частности о часовне Пламенных младенцев, на что и живут, ни в чем не нуждаясь. Попутно с религиозными суевериями ведут антисоветскую пропаганду. Большинство населения, т.е. прихода Елевской церкви, недовольны останками часовни Пламенных младенцев, в частности монашками, от каковых желают избавиться, как от гнезд народного суеверия, т.к. все же еще продолжают посещать разные больные Елевскую церковь.

Посему делу дополнить больше ничего не могу. Записано с моих слов верно. Протокол мне прочитан. Подпись.  Допросил сотрудник ОГПУ: подпись.

 

Л. 114-116. Подлинник.

 

№ 14

 

Протокол допроса в Вятском окружном отделе ОГПУ  крестьянки с. Елево

8 апреля 1930 г.

...Показала: В 1924 году в нашем селе Елеве начал организовываться монастырь, для чего прихожане бесплатно построили натурой жилой дом. В 1927 году в наше село приехал священник Двоеглазов Иван, бывший советский работник, с тех пор в нашем селе вокруг церкви стал организовываться монастырь и стали стекаться на жительство монашки. В начале 1930 года, в нашем селе проживали:

1. Священник Двоеглазов

2. Псаломщик (фамилия неизвестна)

3. Его прислуга монашка Анюта (сейчас арестована)

4. Псаломщик Якимова Зинаида

5. Монашка Виктория - Шутова Ольга

6. Монашка Шабалина Анна Ефимовна

7. Монашка Вострикова Павла, убогая

8. Монашка Беркалова Пелагея

9. Монашка Широких Татьяна

10. Церковный сторож - монашка, живет в церкви.

Псаломщик живет отдельно; Двоеглазов, Якимова, Шабалина, Беркалова - живут в отдельном доме.

Виктория с Широких живут в доме б. Шмакова Петра Алексеевича, а П. Вострикова живет также с остальными в доме.

Была в нашем селе при церкви "святая елка" для лечения зубов, эту елку монашка Шабалина распространяла как "святую" и дала рецепты лечения зубов корой этой елки, благодаря этому к этой елке было массовое паломничество. Нынче летом неизвестный старик приходил к елке 4 раза и уносил кору по заказам для десятков людей из отдельных регионов. Осенью 1929 года эту елку спилили, но почему-то не уничтожили, а увезли и свалили в лесу.

В дер. Подгорная была часовня Пламенных младенцев, благодаря пропаганде юродивого Власа, в последние годы паломничество в этой часовне достигло больших размеров. После закрытия часовни, зимой 1929/30 гг. было незначительное число паломников. но они приходили к Двоеглазову.

В конце февраля 1930 г. монашка Татьяна Широких, в селе Елево в группе крестьян вела пропаганду против женских делегатских собраний: "Вы на собрании проголосовали нас выселить. Вас покарает Бог. Зачем вы ходите на собрания? Не надо ходить. если бы не было тебя там не было бы лишнего голоса. Советская власть - это власть антихроста".

Более показать ничего не могу. Показание мне прочитано. Записано с моих слов верно.

К сему неграмотная* .

Допросил сотрудник: подпись.

 

* Вместо подписи — два крестика.

 

Лл.119-120. Подлинник.

 

№ 15

 

Протокол допроса в Вятском окружном отделе ОГПУ псаломщицы Елевской церкви Якимовой Зинаиды Ивановны

8 апреля 1930 г.

...Показала:   Я, псаломщик Елевской церкви с января 1929 года, твердого убеждения сторонница викторианской ориентации. В нашем селе церковный  причт состоит из следующих лиц: а) Священник Двоеглазов; б) Я, как псаломщик; в) Пономарь - монахиня Шабалина; г) Сторож: девица Россохина из Вятского района или его окрестных; д) Второй псаломщик - Хлыбов (инвалид). Кроме того, в селе проживают монашки:

а) Виктория (сейчас в отлучке) - Ольга Шутова

б) монашка Пелагея

в) монашка Татьяна

г) кроме того, проживала гр. Суслова Анна, сейчас арестованная.

В дер. Б. Подгорной до осени 1926 года была часовня, построенная в честь сожженных младенцев, каковых чтили верующие отдаленных районов, и приходили богомольцы из отдаленных районов. Проповедей об этих младенцах священник для богомольцев не читал. Во время панихид священник упоминал этих младенцев по запискам, подаваемым богомольцами.

При часовне в дер. Б. Подгорной был колодец, откуда во время богослужения брали воду в фарфоровую миску, которая стояла в часовне, эту воду мы освятили, и богомольцы брали эту воду небольшими дозами в свои бутылочки и уносили домой. Считали ли эту воду богомольцы "слезами младенцев", я не знаю. Мы считали, что это просто святая вода и каждый верующий знал как ее употребить.

Вопрос:  Знали ли вы, какую разницу верующие богомольцы видали в святой воде из часовни дер. Б. Подгоряна и святой водой из какой-либо церкви своих приходов?

Ответ: Об этом я не знаю.

Приходили ли к нам заразные больные среди богомольцев, я не знаю. Совершали ли богомольцы умывания и обливания освещенной водой, я не знаю. В дни, когда богомольцев было особенно много,  мы воду освящали в ведерке или же из миски наливали в ведро небольшую дозу воды, исходя из догмы: "капля - море освящает".   Для наливания воды в посуду богомольцев у нас была лейка.

Брали или нет богомольцы землю из-под часовни в дер. Б. Подгорная, я не знаю.

Была в с. Елеве елка у церкви у могилы одного священника, эта елка почиталась верующими богомольцами и они использовали ее для лечения зубов,  брали для этого кору от елки. Освящения этой елки нами не производилось, были лишь у этой елки богослужения 2 раза в год, как богослужения на могиле. Считали ли ее верующие "святой" елкой, я не знаю, но кору они брали и церковь их поступки как будто бы несовместимые с христианской верой не осуждала.

После закрытия церковной часовни и колодца в дер. Подгорная и церкви с часовнями в Климковке, паломники приходят только в нашу Елевскую церковь, где служат панихиды и молебствия, по просьбе паломников освящается вода в церкви, и паломники по-прежнему уносят ее с собой. Воду приносят с собой богомольцы в бурачках.

В нынешнюю зиму паломников было не больше, чем зимой прошлого года. Викторианскую ориентацию я приняла будучи певчей на клиросе Ильинской церкви, когда Ильинский причт принял синодальную ориентацию, я перешла в викторианство и отказалась петь на клиросе, и около года проживала только в своем хозяйстве, в это время я посетила с. Елево и договорилась о вступлении в причт на должность псаломщика. Пошла я сюда служить исключительно потому, что здесь викторианской ориентации приход, а иначе бы не пошла сюда.

Больше показать ничего не могу. Показание мне прочитано. Записано с моих слов верно. З. Якимова.

 

Лл.121-122об. Подлинник.

 

№ 16

 

Из протокола допроса в Вятском окружном отделе ОГПУ священника Елевской церкви Двоеглазова Ивана Александровича

22 августа 1930 г.

Показания по существу дела: В селе Елево Белохолуницкого района я служил в качестве священника с 1 мая 1927 г. По приезде моём на место службы оказалось, что в качестве псаломщика служат монашки Виктория Шутова и Анна Шабалина; в приходе села Елево имеют большой авторитет, а Шутова пользуется громадной популярностью не только своего прихода, но верующих г. Вятки и окружающих приходов. Паломничество к сгоревшим младенцам развито сильно и, кроме того, Шутова сумела развить почитание иерея Марка, на могиле коего была ель большого размера. Для ясности необходимо привести некоторые данные из летописи села. Село древнее. Строилось в конце XYII века, был причт и, начиная с 1720-х годов, упоминаются три священника: Филипп, Симеон и Марк, умерший в 1780-х годах. После него были его сват и зять до 1815 года. После чего причт меняет место жительства на Климковку... в течение 100 лет, несмотря на просьбы елевских прихожан... В этот момент и были сожжены три мальчика в деревне Б. Подгоряна отцом крестьянином, который был первым бедняком. Почитание сожженых младенцев началось по преданию следующим образом:

Священник Алексей Семин боялся быстрой езды на лошадях, и однажды лошадь с угора понеслась так сильно, что ему на ум пало обещать по младенцам панихиду. Лошадь будто бы усмирилась, и он обещание исправил, а затем ....рекомендовал делать такие обещания и верующим, что и делалось, а так как в заводе работало много пришлых рабочих, которым приходилось об этом видеть и слышать, то они сами стали делать такие обещания, безусловно при содействии священников, монашествующих и других, объясняющих суть дела. Почитание умершего иерея Марка, на могиле коего была елка, началось не ранее прибытия в Елево монашек в 1922 году, а особенно Шутовой, умеющей на этом деле подзаработать. До 1915 года  паломники в Елево обращались редко, да и там не было часовни, а в 1915 году с приездом туда своего причта в лице священника Александра Чермных началась конкуренция с Климковской и, вероятно, не иначе как климковскому священнику приходилось отсылать туда, то есть в Елево, паломников.

Когда была устроена часовня я не помню, а колодец при ней был устроен в 1921 или 1922 году при содействии священника Александра Кулакова, который и вызвал монашек к себе, имея к ним особую симпатию. Я лично в 1923 году обращался  к нему с просьбой принять меня псаломщиком, но он отказал и отказ свой мотивировал отказом прихода...  Шутова при своем поступлении имела такой авторитет, что постановление о моем принятии было дано на ее усмотрение и только с закрытым от неё письмом Этим постановлением я получил назначение в Елево от епископа. В то время Шутова имела личные сношения с популярными иереями Леонидом Юферевым и Димитрием Юрковым и другими. При всяком удобном случае доносила им и епископу о всех действиях священника в Елеве. В ее руках был приход и высшее духовное начальство относились к ней с особым доверием и благосклонностью... Кроме того, я вскоре узнал, что Шутова покупает сотнями в деревне ложки и живописно пишет в ложке грибы или рыбку, а на другой стороне - Б. Подгоряновскую часовню и делает надпись «От сгоревших отроков» на черенке же - «с. Елево». ...Шутова была намерена образовать монастырь и говорила некоторым паломникам, что у нас скоро будет община...   В таком положении я застал приход к 1 мая 1927 года... По увольнении Шутова начинает спекулировать другим, а особенно на выдумке всевозможных чудес. По ее воззрению даже при обыске  у нее и описи имущества свершаются чудеса, так как закрывается ее имущество от глаз представителей власти, будучи на виду. Повод к этому чуду таков: по выражению квартиродержателя их Шмакова у них имущество на 100 лет не прожитых, а при описи не оказалось и на 100 рублей... Летом 1929 года Шутова нарисовала трех мальчиков и объявила их теми, кои сожжены, но фотографий крестьянских бедных детей не было и быть не должно. Какой-то вятский фотограф карточки размножил и пошла спекуляция. Кроме того, Шутова давала каждому паломнику крестик и благославляла как игуменья...

Относительно елки могу сказать следующее: елка представляет из себя громадное красивое дерево, зеленевшее, которое в 1925 году ударом молнии в вершину было поражено и засохло. Шутова этот удар приняла за знак свыше о времени открытия мощей иерея Марка и начала  проповедовать о скором падении елки, изверженные корни которой и обнаружат гроб Марка и его нетленное тело. Это разнеслось старцем Власием по территории чуть ли не всей Вятской губернии. Почитание Марка монашка Шутова и её единомышленница Широких держали строго; каждый раз, идя ко службе и от службы церковной, заходили на могилу Марка... Кору для исцеления зубов обыкновенно рекомендовала Шутова и усердно ее грызла сама, на могилу для служения заупокойной лично ходил я всегда, но не считая это чем-либо выходящим из ряда, а молился равно как о Марке, так и упокоении кого-либо из прихожан на сем кладбище. По окончанию же я уходил тотчас, а когда у выхода благославлял молящихся, Шутова в это время занималась раздачей коры, но по своей собственной инициативе... Ее считали прозорливой... Молебны на могиле Марка не служились, а только краткие литии как на обыкновенной могиле. В данное время, кто бывало раньше, с могилы Марка несут гнилушки от пня елки по своему желанию без всякого со стороны причта напоминания. В Подгоряновской часовне отправлялись служения следующим образом: монашки вначале приготовляли к служению: всем давали свечки и зажигали, доставали воду из колодца и вливали в фарфоровую чашку, которая предлагалась для освящения. Собирали деньги и памятки а я, явившись в часовню, начинал обычно водосвятный молебен, а по просьбе паломников - и с акафистом, освящал воду и окроплял водой головы молящихся, когда они целовали крест. Остатки воды выливались близ колодца по моему распоряжению, но если кто у них, быть может, лил и в колодец, когда я это не мог заметить... Некоторые из паломников доставали из колодца в жаркие времена ведра воды и окатывали себя, но не над колодцем, а у колодца. Вода после освящения в чашечке по установившемуся уже до меня обычаю раздавалась паломникам. И если эту воду кто называл «слезками младенцев» (чего я лично не слыхал), то, конечно, это было не иначе как по действию тех же монашек. По окончанию молебна служилась по сгоревшим младенцам панихида...

Доказательством того, что Викторию (Ольгу) Ивановну Шутову, дочь мещанина города Слободского, занимавшего должность волостного писаря в селе Кай, а затем лесопромышленника, проучившуюся в городе Слободском в монастыре около 20 лет; паломники считали прозорливый и святой; служат колоссальные в ею личную пользу пожертвования. Как, например, в 1925 году гражданами Грухинами была пожертвована целая лошадь с полным комплектом упряжи, тарантасами и санями». И всё вышесказанное в январе 1929 года было Шутовой продано, и деньги обращены в ее пользу. О других невинных ей пожертвованиях я сказать ничего не могу, но их было много.

Шутова живописка, а потому с места созжения младенцев она решила распространить иконы тех трех святых, имена коих носили сгоревшие младенцы, по всем церквам Вятской епархии, а также икону Тихвинской Божией Матери, копируя таковую со старой иконы, вынесенной ею из старой церкви в 1925 году при священнике Александре Кулакове. При ея же содействии усиливается почитание этой иконы паломниками. Но прихожане села Елево, как видно, особого почитания не проявляют, так как при троекратном служении моем в день празднования этой иконе 26 июня по старому стилю молящихся прихожан села Елево не было...

Больше ничего показать не могу. Показание писано собственноручно в чем и подписуюсь: И. Двоеглазов.

Допрос снял: подпись.

 

Лл. 215-218об. Подлинник.

 

№ 17

 

 Протокол допроса  в Вятском окружном отделе ОГПУ псаломщицы Елевской церкви монахини Виктории (Шутовой Ольги Ивановны)

22 августа  1930 г.

...Показания по существу дела: 4-х лет от роду я осталась сиротой после смерти моего отца, который умер от пьянства. Он был лесопромышленником. После его смерти мать моя открыла бакалейную торговлю и на эти средства учила меня. До 1904 года я училась в Слободском епархиальном училище, и после окончания его я, не имея возможности поступить на фельдшерские курсы, куда имела большое стремление,  поступила в Слободской монастырь послушницей и через 9 лет, т.е. в 1913 году, меня постригли в монахини. За время пребывания моего в монастыре я научилась живописи, писала вывески, а в особенности иконы по заказам верующих. В 1922 году Советская власть наш монастырь закрыла и всех нас оттуда выселила, я осталась жить в Слободском на частной квартире и занималась писанием маленьких иконок, каковые продавала и этим существовала. В 1923 году я поехала в с. Елево помолиться, и там мне предложили место псаломщика в Елевской церкви, там я пробыла до 1930 года и уволилась оттуда по болезни. Вместе с церковным сторожем Широких Татьяной уехали в с. Николькое, где она поступила сторожем, а я, ввиду болезни, еще псаломщиком не поступила, но исполняла обязанности его, т.е. пела на клиросе и помогала Широких в работе. Широких я знаю по монастырю и, когда я жила в Елеве, я выписала ее. Шабалину и Якимову я узнала в Елеве, священника Двоеглазова я узнала тоже в Елеве. Он раньше служил в с. Загоскино Синегорского района, и по предложению прихожан после отъезда священника Пронина я его вытребовала в нашу церковь. В селе Елеве церковь наша особенная. При ней, как и при Климковской церкви, имеются часовни в память о 3-х сожженных младенцах 48 лет назад. Дело обстояло так: 48 лет назад один бедный крестьянин, сошедший с ума, в лихорадке сжег своих трех малолетних детей. Сам он умер до суда, а прах детей был похоронен около Климковской церкви, там на могиле младенцев построена часовня. И приходящие молиться берут из могилы песок, который считается святым и исцеляет от многих болезней. Я сама, веря в святости этого песка, брала и клала на болевшую голову и выздоравливала. Естественно, я говорила богомольцам, что песок этот святой. В с. Елеве, в 5-ти верстах на месте сожжения, также построена часовня, в честь святтого Ильи. Около этой часовни находится колодец. Вода в ней, по моему мнению, святая и помогает от разных болезней. Мы ее называем "слезы младенцев". В двух км от Климковского завода имеется часовня в честь Святителя Николая и там из горы вода проходит через часовню в земле и выходит снаружи. Там есть колода.  Я и другие считаем эту водой святой и в колоде иногда купаемся. И когда три раза окунёшься - легче. В с. Елеве около старой церкви имеется ёлка, посаженная на могилу иерея Марка, умершего 100 лет тому назад. До революции эта елка не считалась святой, но в годы революции она стала сохнуть, причем от молнии пожелтела только верхушка, а снизу она не желтела, тогда как я знаю, что от молнии дерево начинает сразу сохнуть. Кору от этой елки я часто прикладывала к зубам при зубной боли, и боль переставала. Все эти святости я распространяла среди приходящих паломников и богомольцев. К епископу Виктору я ездила два раза. Первый раз я ездила в 1925 году вместе со старостой Федором Кошурниковым, и Виктор дал нам на место убывшего священика Тронина - Двоеглазова. Второй раз я ездила с Анной Шабалиной к Виктору за благословлением. В то время к нему поехал и священник Двоеглазов, но мы ездили не вместе. При втором посещении Виктора, последний мне посоветовал написать письмо отцу Амвросиму (Красных), служившему тогда в церкви Климковской, чтобы он отказался от павловской ориентации и перешел бы к викторовской, обещая ему приход и т.д. Я так и сделала - написала, такое же письмо я написала отцу Иоанну из Никушинской церкви. Тогда же Виктор передал мне для отца Валерия (Семина из Климковки) какой-то пакет, в котором хранились листовки, но по приезду домой в Елеве у меня этот пакет забрал отец Иван Двоеглазов, куда он его дел, не знаю. Листовку такую я сама читала, она была против сергиевцев и немного против власти, что будто бы сергиевцы предались антихристу, всего я не припомню. Беседы с крестьянами я не вела, никуда не ходила. О колхозах я понятия не имела, поэтому разговоров никаких не вела. Нажим на церковь со стороны советской власти был не только на нашу, но и на другие, так как все церкви были обложены большими налогами, и я это отнесла как нужное, и ничего против этого не сделаешь, хотя я считала это неправильно, но все же я признавала это, так как всякая власть от Бога, правда этот взгляд не викторианский, но мой личный. К нам на квартиру иногда заходил священник Двоеглазов посидеть и поговорить о духовной жизни, но мы его не приглашали...   Что же касается живописи на ложечках, то я действительно писала на них "воспоминания о Елеве", "на память", грибки и т.п. украшения, такие ложечки я раздавала паломникам и получала за них продуктами...

Я как художница по просьбе паломников писала карточки трех пламенных младенцев на память, не видя их лица, и как они выглядели, я спросила у сестры этих младенцев, живущую ныне в дер. Совинове. В вырубке елки я не участвовала, слышала только грохот от падения ее, вырубили ее прихожане.

Лошадь с санями подарил мне лично Грухин, за что, не знаю, но этой лошадью пользовались все, но никто не ухаживал, потому и я ее продала, на что имела право...

Больше показать ничего не могу. Показание мне прочитано, в чем подписуюсь Шутова Ольга.

Допросил: подпись.

 

Лл. 236-237об.; 242-243. Подлинник.   

 

№ 18

 

Из обвинительного заключения по делу

10 февраля 1931 г.

...Вокруг церкви села Елево организовалось крепкое антисоветское ядро, состоящее из: 1) Двоеглазова Ивана Александровича, священника, 2) Якимовой Зинаиды Ивановны, псаломщицы и монашек 3) Шабалиной  Анны Ефимовны и 4) Шутовой Анны Ивановны.*

В отношении каждого в отдельности участника группировки, их антисоветская деятельность выразилась в следующем:

ДВОЕГЛАЗОВ Иван Александрович. Приехав в с. Елево в 1927 году, среди крестьян, посещающих церковь, повел агитацию против Советской власти, говоря крестьянам, что кто будет подчиняться Соввласти, тот предается "антихристу" будет заклеймен печатью "антихриста". Уговаривал крестьян лучше ходить в церковь и молиться Богу...

Летом 1929 года вместе с монахиней Викторией ежедневно с толпами паломников ездил в дер. Подгоряна для совершения службы в часовне Пламенных младенцев у "святого" колодца. Прибывающие паломники из дальних местностей останавливались ночевать у него в доме, ежедневно использовались сборища паломников, наиболее махровой фанатичной части крестьянства, для проведения среди них антисоветской агитации против мероприятий Соввласти и партии на селе...

ШУТОВА Ольга Ивановна — Виктория. Стремясь укрепить викторовскую ориентацию, Виктория говорила в группе паломников летом 1930 года, что епископ Виктор замучен Соввластью за то, что не поддается большевикам и верит старой церкви, называла власть "антихристовой", призывала не помогать власти и не вступать в колхозы, иначе они, крестьяне, на том свете получат тяжкое наказание...

ЯКИМОВА Зинаида Ивановна. Весной 1930 года в момент проведения сплошной коллективизации, вместе с монашкой ШУТОВОЙ и ШАБАЛИНОЙ агитировали среди женщин против вступления в колхозы...

Летом 1930 года в группе женщин говорила, что теперь даже и детей учат по "антихристовой"  вере, не носят крестов, стремится из них власть сделать воров и жуликов...

ШАБАЛИНА Анна Ефимовна. Среди населения распространяла слухи, что растущая около церкви с.Елево - елка "святая", исцеляет от болезни зубов, давала приходящим верующим советы, как исцелить себя от болезни зубов и благодаря этому елка прославилась, как чудодействующая, и к елке было массовое паломничество...

В 1929 году среди приходящих в церковь крестьян вела агитацию, что Советская власть зажимает религию, не надо ей подчинятся, тот, кто не посещает церковь - безбожник, хуже дьявола, война будет - всех большевиков убьют, спасется тот, кто будет веровать в Бога, посещать святых Пламенных младенцев. Благодаря такой агитации, посещаемость церкви значительно увеличилась, принося церковникам большие доходы....

Привлеченные к следствию в качестве обвиняемых граждане:

ДВОЕГЛАЗОВ Иван Александрович, ШУТОВА Ольга Ивановна, ЯКИМОВА Зинаида Александровна, ШАБАЛИНА Анна Ефимовна в предъявленном им обвинении по ст. 58 - 11 УК: «участие в контрреволюционной группировке и агитации против Соввласти и ее мероприятий, виновными себя не признали, факты антисоветской агитации отрицали, но ничего существенного в свое оправдание не предоставили.

На основании изложенного выше граждане:

ДВОЕГЛАЗОВ Иван Александрович, 1892 г. рождения, русский, гражданин СССР, грамотный, происходит из мещан Климковского завода, Белохолуницкого завода, с 1920 по 1921 гг. был членом ВКП(б), исключен за религиозные предрассудки, священник Елевской церкви Белохолуницкого района..., лишен избирательных прав, семейный (5 человек).

ШУТОВА Ольга Ивановна -  Виктория, 1887 г. рождения, русская, гражданка СССР, беспартийная, происходит из крестьян Кайского района, грамотная - окончила епархиальное женское училище, девица, с 1904 по 1922 гг. жила монашкой в Слободском женском монастыре, лишена избирательных прав, ранее не судима.

ЯКИМОВА Зинаида Ивановна, 1902 г. рождения, русская, гражданка СССР, девица, беспартийная, грамотная, происходит из крестьян Слободского района, псаломщик Елевской церкви, лишена избирательных прав, ранее не судима.

ШАБАЛИНА Анна Ефимовна, 1893 г. рождения, русская, гражданка СССР, девица, беспартийная, грамотная, происходит из крестьян Белохолуницкого района, с 1912 по 1920 гг. жила монашкой в  Верхотурском Успенском женском монастыре, в Елевской церкви просвирня, лишена избирательных прав...

ОБВИНЯЮТСЯ:

в том, что будучи враждебно настроенными к Соввласти и партии, организовались в контрреволюционную группу, ставя себе целью срывать все мероприятия Соввласти и партии путем агитации против коллективизации, хлебозаготовок, самообложения сельхозналога, расширения посевных площадей, страхования скота, займа индустриализации, льнозаготовок, призывали крестьян к неподчинению Соввласти и свержению ее, собирали нелегальные собрания группы, прорабатывая на них методы и пути борьбы с Соввластью, пропагандировали в массах верующих святости и чудодействия Пламенных младенцев, святого колодца, святой ели, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 - 11 УК...

СПРАВКА : Обвиняемые находятся под стражей в Вятском Домзаке:

ДВОЕГЛАЗОВ Иван Александрович    с 18 августа 1930 г.

ШУТОВА Ольга Ивановна                      —II—II—

ЯКИМОВА Зинаида Александровна      —II—II—

ШАБАЛИНА Анна Ефимовна                 —II—II—

СТАРШИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СО: подпись.

 

*Так в документе, правильно — Ольги Ивановны.

 

Л. 335-357. Подлинник.

 

№ 19

 

Выписка из протокола заседания Коллегии ОГПУ (судебное)

30 мая 1931 г.

Постановили:

Двоеглазова Ивана Александровича заключить в концлагерь сроком на пять лет, считая срок с 18 августа 1930 г.6,  Шутову Ольгу Ивановну7 выслать через ПП ОГПУ в Казахстан сроком на три года, считая срок с 18 августа 1930 г,  Якимову Зинаиду Ивановну8,  Шабалину Анну Ефимовну9 выслать через ПП ОГПУ в Северный край сроком на три года, считая срок: Шабалиной и Якимовой с 18 августа 1930 г., Якимову Зинаиду Ивановну и Шабалину Анну Ефимовну направить этапом10.   Дело сдать в архив.

Секретарь коллегии ОГПУ: подпись, печать.

 

Л. 368-368об. Подлинник.

 

 

Примечания

1 Постановлениями президиума ВЦИК от 14 января и 4 февраля 1929 года образована Нижегородская область, в состав которой вошла и Вятская губерния. Постановлением Президиума ВЦИК от 15 июля 1929 года Нижегородская область переименована в Нижегородский край. В августе 1929 года ликвидированы все уездные и волостные исполкомы. Нижегородский край разделен на округа. На территории бывшей Вятской губернии образовано три округа, просуществовавшие всего год (ликвидированы Постановлениями ЦК ВКП(б) от 15 июля, ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 года) . В Вятский округ входили Белохолуницкий, Верхошижемский, Вожгальский, Вятский, Зуевский, Зюздинский, Кайский, Мурашинский, Омутнинский, Оричевский, Просницкий, Синегорский, Слободской, Фаленский, Халтуринский районы, 1-й и 2-й районы г. Вятки. В состав Белохолуницкого района вошел пос. Климковка.

2 Сою́з вои́нствующих безбо́жников — добровольная общественная организация в СССР, основанная в 1925 году, ставившая своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях. После начала Великой Отечественной войны и изменения государственной политики в отношении религии СВБ прекратил свою деятельность.  В 1947 году СВБ был официально распущен, а его деятельность была передана Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»).

3 Елевская церковь Петра и Павла.

4 Викторовец — последователь епископа Виктора (Островидова Константина Александровича). Викторианство - одно из течений Истинно Православной Церкви, окончательное формирование которой произошло в 1927 году, после декларации митрополита Сергия (Ивана Страгородского), заместителя Патриаршего Местоблюстителя,  о лояльном отношении к советской власти».  Тогда многие видные иерархи, духовенство и верующие не приняли Декларацию, не признали «нового курса» митрополита Сергия, назвав его «сергианством». Они и образовали ИПЦ. В конце 1920-х годов ИПЦ объединяла несколько независимых групп («ветвей»), возникших вокруг разных духовно-административных центров или вокруг духовных лидеров — авторитетных иерархов. Так появились катакомбники — «даниловцы», «иосифляне», «буевцы», «викториане», «андреевцы», «ярославская оппозиция» и др.

В Вятской епархии произошло разделение между архиепископом Павлом (Борисовским), осенью 1927 года вернувшимся к руководству Вятской епархией, и викарным епископом Глазовским Виктором (Островидовым). ИПЦ с самого начала ее возникновения являлась запрещенной властями. Поэтому для осуждения было достаточно, если обвиняемый признавал себя последователем идей епископа Виктора.

5 Широких Татьяна Евстафьевна, 37 лет, происходила она из крестьянской семьи дер. Темерево Дворищенской волости Нолинского уезда Вятской губернии. С 1913 г. и до закрытия жила в Слободском Христорождественском женском монастыре. Затем работала в пошивочной мастерской сапожницей, в Демьянской Свято-Духовской церкви сторожем, а с 1927 по 1930 гг. в Елёво при церкви Петра и Павла помощницей псаломщицы. На допросе от всех предъявленных ей обвинений отказалась и вскоре была из-под стражи освобождена.

6 Иван Александрович Двоеглазов, отбывая заключение, строил Беломоро-Балтийский канал. В 1933 г. вернулся в с. Елёво, вновь служил священником. В 1940 г. был осужден к году исправительных работ в трудколонии «за неуплату налогов», выслан в Белорусскую ССР. В начале войны этапирован в г. Кузнецк Пензенской области, по пути эшелон подвергся бомбежке, в которой Иван Александрович и погиб)

7 Дальнейшая судьба Шутовой Ольги Ивановны неизвестна. Сведений об освобождении из ссылки не имеется. В 1967 году, когда пересматривалось дело, ее не было в живых.

8 Зинаида Ивановна Якимова, отбыв ссылку в Котласском районе, вернулась на родину.  В 1967 г. была жива, жала в с. Ильинское Слободского района.

9 Шабалина Анна Ефимовна после ссылки жила в пос. Климковка Белохолуницкого района. В 1967 году была жива.

10 Реаблитированы по этому делу Двоеглазов Иван Александрович,   Шутова Ольга Ивановна, Якимова Зинаида Ивановна,  Шабалина Анна Ефимовна 20 июня 1989 года Прокуратурой Кировской области как подпадающие под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов.

 

Сокращения

 

АПО — агитационно-пропагандистский отдел

б. - бывший

Б. -большой (ая)

ВИК — волостной исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов

вкл. -  включительно

ВКП(б) - Всероссийская коммунистическая партия (большевиков)

ВЦИК - Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т

г., гг. - год, годы (при цифрах)

г. - город

ГАСПИ КО - Государственный архив социально-политической истории Кировской области

ГК -  губернский комитет

ГО — губернский отдел

гр. - гражданин (гражданка)

Д. - дело

дер. - деревня

домзак — дом заключения

зав. - заведующий

ЗАГС — [отдел] записи актов гражданского состояния

ИПЦ

М. - малая

об. - оборот

ОГПУ - Объединённое государственное политическое управление при СНК СССР

ОИК — окружной исполнительный комитет

Оп. - опись

Пом. - помощник

пос. - поселок

ПП ОГПУ — Полномочный представитель ОГПУ

РИК — районный исполнительный комитет

с. - село

СВБ- Союз воинствующих безбожников

СНК СССР — Совет Народных Комиссаров СССР

СССР — Союз Советских Социалистических республик

ст. - статья

УК — Уголовный кодекс

УР — уголовный розыск

Ф. - фонд

ЦИК -  Цуентральный исполнительный комитет

ЦК ВКП(б) -Це6нтрадьный комитет ВКП(б)

Комментарии

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо за материалы! Это просто "бомба".
Про Викторианство нашел в интернете неплохую книгу А.Г.Полякова "Викторианское течение в РПЦ", 2009 [antimodern.ru].

Аватар пользователя ele-chudinovsk

Спасибо за добрые слова. Публикация подготовлена полтора года назад. предполагалось, что по разным архивам будет собран материал по "Пламенным младенцам" и он буд где-то опубликован (от журнального варианта до книги). Но такого издания так и не состоялась, похоже, что по другим архивам, в частности, ГАКО, такая подборка документов так и не была сделана. У меня уже не первая публикация на эту тему: http://gaspiko.ru/html/elevo

    Спасибо! Прочитала с интересом. 

    Аватар пользователя ru-danko

    Большое спасибо за публикацию! Для меня тема очень интересна, потому что касается родных для меня мест.

    Приведу ссылки на населённые пункты, о которых идёт речь в деле:

    • посёлок Климковка - центр Климковской волости, Спасская церковь и при ней часовня Пламенных младенцев
    • село Елёво - Петропавловская церковь
    • деревня Подгорена (починок Подгорновский, Большой Подгорновский) - место совершения убийства Г.И.Ворониным своих детей Дмитрия, Василия, Илии; здесь находились часовня и колодец, которые были местом паломничества
    • посёлок Боровка - в деле упоминается часовня
    • деревня Шабалята - Манигорская часовня в честь коронования Николая II
    • деревня Кошурята - центр Елёвского сельсовета

    ДВОЕГЛАЗОВ Иван Александрович, 1892 г. рождения, русский, гражданин СССР, грамотный, происходит из мещан Климковского завода, Белохолуницкого завода, с 1920 по 1921 гг. был членом ВКП(б), исключен за религиозные предрассудки, священник Елевской церкви Белохолуницкого района..., лишен избирательных прав, семейный (5 человек).

    По поводу Ивана Александровича Двоеглазова - по-моему, интересный факт, что священник был членом волостного исполнительного комитета. Я обратил на это внимание, когда смотрел дела климковского ВИК в ГАКО. Я приводил документ в заметке "Хозяйство прадеда Шабалина Митрофана Александровича" с описью имущества моего несовершеннолетнего прадеда, этот документ составлен как раз членом ВИК Двоеглазовым И.А.

    Что касается Ворониных, то, по воспоминаниям старожилов, в том доме в Подгорене, перед которым стояла часовня и колодец, в предвоенные годы жили мои родственники, тоже Воронины. Возможно, они поселились в этом доме, после того как семейство "пламенных" уехало из Подгорены. 

    Аватар пользователя ele-chudinovsk

    Как тесен мир! На Двоеглазова у нас в архиве имеются следственные дела. Подробнее о нем - в книге о Слободском Христорождественском монастыре 

    Аватар пользователя ru-danko

    Посмотрел книгу о Слободском монастыре. Бросилось в глаза одно различие в показаниях Двоеглазова:

    В деле:

    Священник Алексей Семин боялся быстрой езды на лошадях

    В книге: 

    Служивший тогда священник Алексий Белкин боялся быстрой езды на лошадях.

    Что за Белкин? :)

    И всё-таки, про И.А.Двоеглазова мне кажется интересным факт: человек, который был членом РКП(б) (в статье написано ВКП(б), но это явно опечатка), советским работником (членом ВИК), становится не просто священником, но к тому же "викторовцем", то есть, если я правильно понял, сторонником антисоветского течения в церкви. 

    Аватар пользователя ele-chudinovsk

    Спасибо за вопрос. Не мог Белкин ниоткуда взяться. Разберусь. Самой интересно

    Аватар пользователя ru-danko

    Возможно, это просто ошибочный набор рукописного текста. Белкин - Семин. Буква "С" завитушкой похожа на Б. "м" легко принять за лк.

     

    Аватар пользователя ele-chudinovsk

    Как Вы и предполагали - написание очень похоже и на Белкин и на Семин. Но, проанализировав написание отдельных букв, пришли к выводу, что фамилия все-таки Семин. Спасибо за правку.

    Аватар пользователя ru-danko

    Алексий Семин служил в Климковском заводе с 1867 года, с 1893 года по 1906 г. был благочинным, в 1906 г. уволен за штат (по данным ВЕВ).