ID: 86941
История села Всехсвятского
Село Всехсвятское (в прошлом Сырьяно–Всесвятское) – одно из древних сёл на территории Белохолуницкого района. К началу своего существования оно входило в Сырьянский стан Слободского уезда. О древнем происхождении села свидетельствует «Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской Епархии» В.И. Шабалина. В ней, на с. 471, читаем: «с. Сырьяно–Всесвятское, приход древний, основание его относится ко второй половине XVI ст. По переписи Доможирова, составленной в 1629 г., а равно и по другой переписи, произведённой писцом Карауловым в 1654 г. этот приход уже значился».
Сырьянский стан в конце ХVI - начале ХVII в. был в основном заселен удмуртами, но в это же время идёт бурное заселение северных земель русскими, которые основали поселения вначале на берегах Вятки, а в дальнейшем по её притокам. Таким поселением стал небольшой починок Мишки Головкина на речке Осётровке рядом с большой удмуртской деревней Передняя Муина в 1581 г., который и вырос потом в село Всехсвятское. Починок этот был односторонок, то есть дома располагались по одной стороне. Тогда же была построена первая деревянная церковь во имя Всех Святых. Первыми жителями были 3 или 4 семьи Анфилатовых и Поповых, судя по фамилиям, выходцы из города Слободского.
Через 20 лет первая церковь сгорела от молнии. «И в 1603 г. в селе над речкой Осётровкой построили новую большую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и теплый придел во имя Всех Святых. Старая деревянная церковь, стоявшая в селе 175 лет, была разобрана в 1778 г.
В 1629 г. в селе имелось 5 дворов церковников (в их числе и попа Василия Юрьева) и 16 дворов бобыльских.
В 1640-1650 годах через село Сырьяно-Всесвятское пролегла большая дорога, шедшая из Москвы через Хлынов, Слободской на Кай, Верхотурье в Сибирь. В селе устроили постоялый двор для обозов и ямскую станцию. Местные крестьяне получили возможность в зимнюю пору на своих лошадях зарабатывать на перевозке грузов: хлыновский хле6 - в Тобольск, а мороженое молоко и мясо - в Москву.
В 1678 г. во Всехсвятском насчитывалось 7 дворов церковников и 20 дворов оброчных бобыльских, в которых проживали 87 человек. Старинные документы сохранили их имена: поп Петр Котевин с работником Ваской Котеговым, диакон Иван Городилов, дьячок Гришка Попов, просфирница Марийца Полудницына, бобыли Васка Селиванов и его работник Мишка Кочергин, Конашка Романов, Никитка Трапезников и другие» [6].
В 1695 г. в городе Слободском известный мастер колоколитейного дела Трифон Каркин изготовил колокол для церкви Всех Святых.
С ростом населения церковь становилась тесной. И в 1765 г. было принято решение построить в селе каменную церковь.
В ГАКО хранится отпуск в деле Вятской Духовной консистории 1765 г. №13: «По благодати, дару и власти всесвятого и животворящего Духа, данной нам от самого великого архиерея господа нашего Иисуса Христа через святые и священные Его апостолы и их наместники и приемники. Благословили мы и дали сию храмозданную грамоту Епархии нашей, села Сырьянско–Всесвятской церкви священно–церковнослужителям и старосте церковному с приходскими людьми, по прошению оных, вместо обветшавшей деревянной Всесвятской, сооружить вновь каменную во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Всех Святых церковь, и когда сооружены будут, тогда убрать те церкви иконостасами и святыми иконами и прочим церковным благолепием.
Май 28 дня 1765 г. № 769
Подлинная грамота подписана Его преосвященством тако: Божиею милостию Смиренный Варфоломей Епископ Вятский и Великопермский.
Подлинная грамота подписана иереем Феоктистом» [3].
О выборе места для неё бытует такое предание. Будто бы прибывший из Вятки архиерей со свитой для выбора места и закладки церкви, определил это место на вершине увала. Оттуда сам по себе открывался широкий вид на окрестные просторы, а с колокольни он расширился бы вдвое. Но головкинцам это место не понравилось. Далековато от селения и от речки, да и трудновато туда подниматься пожилым людям по крутому склону увала. Ночью кто-то из них перенёс крест и икону, поставленную архиереем на вершине, вниз – на берег Осётровки, в центр деревни. Утром объявили, что место для церкви на горе не угодно Богу, и он сам послал архангела, чтобы перенести крест с иконой на другое место. В действительности, человеком, который перенёс крест на берег Осётровки, был обычный мужик Василий Попов, которого впоследствии прозвали Василий-архангел. Так и освятили это место у речки на высоком берегу приезжие священники для новой церкви. Решили посвятить её Всем Святым и назвать село Всехсвятское. На молебен и закладку церкви собралось множество людей со всего прихода.
Строилась церковь на губернские средства по линии духовенства, а также были пожертвования с прихожан. Так что строили её всем миром. Кирпич изготовляли на месте. Под деревней Байгозята, в 3 км. от села, копали красную глину, там же в дощатых сараях лепили кирпичи и складывали их в специальные ямы. В этих ямах шел обжиг кирпичей, для чего использовали дрова. Для промази использовали раствор, содержащий белую глину и известняк, которые добывали в другом месте. Для получения известкового теста известь заливали водой. «Железо закупили на ярмарках в Ирбите и Кунгуре. Начался усиленный ежемесячный подворный сбор денег. На строительство церкви прихожане несли не только деньги, а и жито, куделю, мясо, масло, мед, рогожи, кадки… Церковнослужители все тщательно учитывали и с максимальной выгодой продавали на ярмарках в Слободском и Хлынове, а также в Казани, Нижнем Новгороде и даже в Москве» [6].
Северный тёплый придел был построен артелью каменных дел мастера Григория Тебенькова в 1765-1768 гг. 9 января 1768 г. придел во имя Всех Святых освятили, и в нем начались службы. Расписан он был в 1775 г. и тогда же в нем обновили иконостас.
В церкви служили два священника, один дьякон, два псаломщика, одна просвирня, два сторожа (дневной и ночной), церковный староста.
В 1769-1773 гг. построили холодную церковь с главным престолом Рождества Пресвятой Богородицы. Она освящена была 7 сентября 1777 г. В 1778 г. иконописец Тимофей Плотников расписал её стены. В.И. Шабалин пишет: «Крестьянин ведомства государственной коллегии экономики Екатерининской вотчины, житель села Екатерининского, Тимофей Плотников в 1777 году находящимся при доме Его преосвященства определенным смотрителем иеродиаконом Климентом Чаховским свидетельствован и потому дозволено было им иеродиаконом ему Плотникову в селе Сырьянском, Всехсвятском писать святые образа, где и ныне оную работу исправляет, а кроме того подрядов при церквах, а также билета не читает» [5].
Продолжением холодного храма стала тёплая трапезная с приделом Филиппа митрополита Московского. Этот придел был освящён 11 июля 1772 г., а в 1830 г. упразднён.
Завершив строительство храма, на колокольню подняли 3 больших колокола весом по 30-55 пудов и 9 маленьких колокольцев. Последний, самый большой колокол был поднят на колокольню в 1864 г., на нём был выбит точный вес: 102 пуда 3 фунта. Отлили его слободские колоколитейщики Бакулевы. Поднимали его на канатах через верхние блоки, растянув канаты в разные стороны. Перед завершением подъема колокола один канат оборвался, подъем приостановили. Мастера стали совещаться: опустить колокол на землю или дотягивать. Решили дотянуть. Он был подвешен в центре звонницы, а все остальные в проёмах её окон. Четыре больших колокола были соединены одним канатом, и ими звонил один звонарь. Остальными девятью колокольцами в такт большим звонил второй. Звонарь стоял спиной на восток, лицом к юбке колокола. Петлю двух колоколов он надевал на живот. Правую ногу ставил на доску-педаль, правой рукой брал канат языка большого колокола, а левой брал за канат второго колокола, таким образом, удар большого колокола производил правой ногой вместе с правой рукой. Левой рукой производил удар второго колокола, остальные два колокола животом. В Пасхальную неделю подняться на колокольню и позвонить в колокола разрешалось всем.
В таком виде Всехсвятская церковь простояла до 1893 г. «В 1893 г. храм расширен. В 1904 г. храм обращен в теплохолодный, причем правый придел упразднён. Ныне в храме два придела (престола). Главный – Рождество Богородицы и придел Всесвятский» [4. С. 471].
Кроме основной церкви в с. Всехсвятское имелись приписанные к ней часовни. В самом селе находились две: Фроловская и Ильинская. В деревне Середневская находилась Егорьевская часовня, построенная из пропитанной противогниющим составом древесины без зауголков, без единого гвоздя и строительной скобы. Низ часовни был четырехугольный, середина – восьмиугольная, верх – круглый. Праздником там считалась Недостовская (первое воскресенье после Петрова дня). Разрушили часовню после Великой Отечественной войны.
Из «Клировой ведомости» 1914 г., с. 150 известно, что ещё одна часовня находилась у д. Шихалеевской в двух верстах от храма. Это была деревянная, очень древняя часовня, которая много раз перестраивалась. В первый раз она была устроена вновь окрестившимися удмуртскими семьями, ещё до постройки в приходе деревянной церкви. Она имела следующие размеры: в ширину 4 сажени, в высоту с куполом 8 саженей, покрыта железом, венчающий её железный крест был окрашен краской. В часовне отмечалось два празднества: 23 апреля в честь Великомученика Георгия Победоносца, и в честь святого Модеста – архиепископа Иерусалимского – в первое воскресенье после первого октября.
Была часовня и в д. Кезвинской в 15 верстах от церкви. Она была построена по плану, освящена в 1907 г. Эта часовня была 10 саженей в вышину с куполом и железным крестом, украшенным зеркальными стёклами, в длину и ширину по 5 саженей. Часовня была прочна, обшита тёсом; крыша и купол покрыты железом. В часовне установлен иконостас деревянный, перенесённый из местной церкви Всесвятской, из упразднённого придела Святого Филиппа Митрополита Московского. Иконостас был в два яруса с живописными иконами. В Кезвинской часовне почитались празднества в восьмую неделю после Пасхи во имя Святой Троицы и первого сентября Святого преподобного Симеона Столпника [1].
Ко Всехсвятской церкви была приписана также однопрестольная церковь во имя Вознесения Господня в деревне Ракаловской, которая просуществовала всего 10 лет, с 1901 по 1911 гг. Она сгорела из-за неосторожной топки печей 31 марта 1911 г. В ней служили Всехсвятские священники и дьяки.
За годы существования церкви Всех Святых в ней служило множество лиц духовного звания [2].
С изменением церкви менялся облик села. Само село начиналось с церковной площади треугольной формы, откуда расходились три улицы. Площадь окружали дома церковников и зажиточных людей. Три из них были двухэтажные. Один полукаменный занимал священник, другой деревянный – его помощник, а третьим владел местный богатей Колесников. В его доме нижний этаж был занят под столярную мастерскую, где обучались мастерству и работали на хозяина сельские парни. Ещё два–три одноэтажных дома на площади занимали купеческие лавки и жили служители церкви.
Расходящиеся три улицы просто назывались концами. Нижний конец спускался к плотине пруда к мельнице, построенной за околицей села. Верхний конец поднимался в гору. Там, на вершине, где предполагалось строить церковь, в 1903 г. построили пятиклассную школу, по тем временам замечательную, просторную и светлую с общежитием для младших школьников издалека.
Большой конец тянулся вдоль пруда, где на пути встречаются два пологих оврага. Между ними на возвышенности было построено обширное здание волостного правления с флигелем для его сотрудников. Когда–то здесь же рядом стояла церковно-приходская школа, а с другой стороны пожарный сарай с ручной пожарной машиной.
На окраине села за мостом стояли выездные ворота из села. От них расходились две дороги: одна вела вдоль речки Осётровки через Ракалово в Белую Холуницу. Это был основной тракт, а за прудом туда же вела другая дорога – вспомогательная.
В 1882 г. было открыто церковно-приходское попечительство. «С 1 января 1914 г. председателем попечительства состоит крестьянин д. Заднинской Сергей Венедиктович Новосёлов. Членами – крестьяне прихода сей церкви: д. Залоговской Николай Алексеевич Попов, д. Середнинской Иван Никифорович Шитов, д. Раневской Фрол Григорьевич Глазырин, д. Владычной Георгий Игнатьевич Мякишев, д. Шуплецовской Василий Михайлович Шуплецов, д. Зеленинской Дмитрий Георгиевич Трапезников.
Церковно-приходское попечительство заботится о благоустройстве храма. Содержит церковно–приходскую школу, доставляет отопление, освещение, сторожа и ремонтирует школьное здание. Вырабатывает красный кирпич для продажи и ремонта печей церкви, училища и причтовых домов» [2].
После революции в октябре 1917 г. изменилось и село. Был выслан предприниматель Колесников, а его мастерская и дом были реквизированы. В поповском доме на первом этаже открылся медпункт с квартирой фельдшера Батенькова Ивана Ивановича. На втором этаже молодёжь оборудовала клуб и библиотеку.
Из воспоминаний Попова П.А. следует, что церковь была закрыта 4 февраля 1930 г. решением схода прихожан по докладу председателя райисполкома Мордвинцева. Вместо неё жители села ходатайствовали об открытии школы повышенного типа. Однако старожилы села утверждают, что ещё в 1936 г. в церкви шла служба, так как у одной из жительниц села Всехсвятское Исуповой М. П. 30 октября 1936 г. в этой церкви отпевали мать. Мария Павловна вспоминала, что в войну церковь уже не работала, туда ссыпали зерно. По ее мнению церковь начали рушить в 1938 г. После войны в церкви были склад и мельница.
В 1982 г. в селе шло строительство нового школьного здания. Во время проведения земляных работ был обнаружен клад: глиняная корчага с медными монетами. По датировке монеты совпадают со временем постройки церкви. Есть предположение, что кто-то воспользовался народными пожертвованиями.
К настоящему времени церковь стремительно рушится. Этому способствуют и люди, и природа. В конце мая 2007 г. по селу прошёл ураган, который разрушил главу храма и кровлю трапезной. В XXI веке этот памятник истории и архитектуры может исчезнуть совсем.
Список использованных источников и литературы по теме исследования
Источники:
- ГАКО. Ф. 237 Оп. 74 Д. 3397 1896 г. с. 84
- ГАКО. Ф. 237 Оп. 70 Д. 1346. Клировая ведомость 1914 г.
- Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской Епархии. Вятка 1914 г. № 101.
- Шабалин В. Настольная книга о церквах и духовенстве Вятской Епархии составлена в 1909 г.
- Шабалин В.И. Иконописцы и иконопродавцы по Вятской и Пермской провинциям во второй половине XVIII столетия.
Литература:
- Виноградов О. Всехсвятское – Холуницкие зори, 2 июня 1999.
Надежда Бардыш
- Подробные
- Обзорные
Изображения













Фотографии вблизи этого места с сайта 
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам



Сведения из списков населённых мест и переписей населения
Переписи и ревизии Вятского края
Код | Название | [Всё+] | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепись 1628-1629, | ||||||||||
4331131 | [Да в Сырьянском же стану стал новой погост над речкою Осетреем на диком лесу, а на погосте церков Рожество Пречистые Богородицы да предел Всех Святых] | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан | — | — | 618 | |||
4331132 | ↑ да на погосте ж дворы церковных причетников и бобылские нетяглые | [+] | — | 21 | 619об | |||||
Перепись 1646, | ||||||||||
4111523 | В Сырьянском ж стану погост над речкою Осетровкою, а на погосте церковь во имя рожества пресвятей Богородиццы и всех святых | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, погост над речкою Осетровкою | — | 28 | 946об | |||
Перепись 1678, | ||||||||||
3540662 | Погост Всесвятцкой над речкою Осетровкою, а на погосте церковь во имя Рожества Пресвятыя Богородицы и Всех Святых | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | — | 11 | 411об | |||
3540663 | ↑ На том же погосте бобыльские дворы | [+] | — | 16 | 414 | |||||
Перепись 1706, | ||||||||||
3460665 | Того ж Сырьянского оброчного стану на Всесвятцком погосте, что над речкою Осетровкою бобыльские дворы | [+] | Российское царство, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | — | 4 | 280 | |||
Перепись 1710, | ||||||||||
3381211 | На погосте Сесвятцком | [+] | Сибирская губерния, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | — | 3 | 397 | |||
Перепись 1710, | ||||||||||
3812814 | На Всесвятцком погосте над рекою Осетровкою | [+] | Сибирская губерния, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | — | — | 643 | |||
3812815 | ↑ На том же погосте бобыльские дворы и места | [+] | — | — | 643 | |||||
Перепись 1710, | ||||||||||
1381190 | Погост Всесвятцкой над рекою Островкою, а на погосте церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и Всех Святых, а у той церкви | [+] | Сибирская губерния, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | — | 4 | 457об. | |||
1381191 | ↑ На том же погосте бобыльские дворы | [+] | — | 6 | 458 | |||||
1381197 | На погосте Всесвятцком | [+] | Сибирская губерния, Вятка, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | — | 3 | 460об. | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
1932731 | Всесвятцкого погоста | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан, Сырьянской оброчной стан | — | — | 915 | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
2020993 | В том же стану у церкви Всех Святых | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан, Слобоцкого уезда Сырьянского оброчного стану | — | — | 518об | |||
2021068 | В том же стану у церкви Всех Святых | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Сырьянский стан, Сырьянский тяглый стан | — | — | 559 | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
4270491 | В том же стану у церкви Всех Святых | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан, Слобоцкого уезда Сырьянского оброчного стану | церковнослужители | — | 256—256об | ||||
Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820 | ||||||||||
4270536 | в том же стану у церкви Всех Святых | Сибирская губерния, Вятская провинция, Слободской дистрикт | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | церковнослужители | — | 287—287об | ||||
Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820 | ||||||||||
Сказки священнослужителей 1736, | ||||||||||
4420050 | Села Сырьянского Всесвятской церкви | [+] | Вятская и Великопермская епархия, Вятская провинция | Слободского уезда | — | — | 266об | |||
Сказки священнослужителей 1736, | ||||||||||
4560380 | Сырьянского села Всесвятской церкви | [+] | Вятская и Великопермская епархия, Вятская провинция | Сырьянский заказ | — | — | 775 | |||
4560391 | села Сырьянского Всесвятской церкви | [+] | Вятская и Великопермская епархия, Вятская провинция | Сырьянский заказ, преждебывших священно и церковнослужителей а ныне при церквах неслужащих как попов так и протчих церковников и их детей неположенных в подушной оклад | — | — | 779 | |||
2‑я ревизия, | ||||||||||
4210104 | в Сырьянех церкви Рожества Пресвятыя Богородицы | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | священнослужители | — | 70об—71 | |||||
4210480 | села Сырьянского Всесвятской церкви | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | недействительные церковнослужители | — | 229 | |||||
2‑я ревизия, | ||||||||||
10809 | в селе Всесвятском | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | государственные черносошные крестьяне | — | 10435—10483 | 725—728 об. | |||
2‑я ревизия. Выбывшие, | ||||||||||
541329 | в селе Всесвятском | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | государственные черносошные | — | 10897—10952 | 679—681 | |||
3‑я ревизия, | ||||||||||
1340163 | в селе Всесвятском | Казанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд | Сырьянский стан, Сырьянский оброчный стан | государственные черносошные крестьяне | — | 187—190 |
Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.
№ (код) | Тип ? Тип населённого места: Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки. В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки. | Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
| Округа | Волость | Разряд ? Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др. Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту. | Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года. | Дворов | Источник | ?Посмотреть сканы листов дела. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
с. | Всесвятское | Слободская округа | Всесвятская волость | черносошных | 15 | 25 | 1, л. 281 | ![]() |
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
14615 | Всесвятское (Сырьянско-Всесвятское) | с. каз. | при рч. Осетровке | Слободской уезд, Стан 3 | По левую сторону Кайского тракта | 55 | 96 | 12 | 41 | 40 | 81 | Церковь православная 1. | ![]() |
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
17132 | село Всесвятское | Вятская губерния, Слободской уезд, Ракаловская волость, Всесвятское общество | с. Сырьяны, Всесвятская ц. | Осетровка → Вятка | 21 | 92 | работник на лошади; поденщик | |
Рода, число семей: | Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. Значок ![]() |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | Год переписи | [-]Дополнительная информация (показать/скрыть) | Источник | ?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Всесвятское | Слободской уезд | Ракаловская волость, Всесвятское общество | 15 | 50 | 42 | 92 | 1893 | [-] | 1, с. 186—193 | ![]() | ||
Сословие (разряд) Народность | |||||||||||||
15 | 50 | 42 | 92 | ||||||||||
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ?Просмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Всесвятское (Сыр[ь]яно-Всесвятское) | Слободской уезд | Ракаловская волость | 42 | 136 | 137 | 273 | 1, л. 745 | ![]() |
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
№ | Род | Название | Уезд и волость | Сельсовет | Расст. до ВИК | Крест. хоз-в | Проч. хоз-в | Всего хоз-в | Муж. | Жен. | Всего | В т.ч. удм. | В т.ч. тат. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
6-08-038 | село | Всехсвятское, Головинская, Целеевский | Слободской уезд, Федосеевская волость | Всехсвятский | 30 км | 51 | 44 | 95 | 208 | 182 | 390 | — | — | ![]() |
Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года
№ (код) | Тип | Название ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту). Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания. Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия. | Регион | Район | Сельсовет |
| Отдельно стоящие жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2]. Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник. В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4]. Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты. Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]). Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения. | [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Всехсвятское | Кировская область | Белохолуницкий район | Всехсвятский с/с (ц.) | 228 | 241 | 469 | 1-2. скотный двор и мельница | [-] | ||||||||
Источники: [1, л. 14; 2, л. 27] |
Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.
№ (код) | Тип | Название | Район | Сельсовет | Хозяйств | Нал.население | Примечание ?Список сокращений: | Источник | ?Просмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
— | Всехсвятское | Белохолуницкий район | Всехсвятский сельсовет | 61 | 238 | В т.ч. служащие: 25 хоз-в и 66 чел. | 1, л. 26 | ![]() |
Всесоюзная перепись населения 1970 года
№ (код) ?Номера (коды) присвоены с целью связывания с базой населённых пунктов сайта «Родная Вятка» | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Адм.-экон. значение | Шифр АЭЗ | Преобл. национальность |
|
| Категория населения | Источник | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Всехсвятское | Кировская область | Белохолуницкий район | Всехсвятский с/с (ц.) | с/с, управл. совхоза | 2а | русские | 122 | 155 | 277 | 126 | 157 | 283 | сельское | 2, л. 33 |
Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. п. | Сельсовет | Расст. до ц. с/с |
---|---|---|---|---|---|
3019 | село | Всехсвятское | Белохолуницкий район | Всехсвятский сельсовет | центр |
Расстояние до райцентра: 32 км. Центральная усадьба: совхоз Суворовский |
Всесоюзная перепись населения 1979 года
№ (код) ?Номера (коды) присвоены с целью связывания с базой населённых пунктов сайта «Родная Вятка» | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Адм.-экон. значение | Шифр АЭЗ | Преобл. национальность |
|
| Категория населения | Источник | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Всехсвятское | Кировская область | Белохолуницкий район | Всехсвятский с/с (ц.) | центр с/с, управл. совхоза | 2а | русские | 192 | 236 | 428 | 202 | 246 | 448 | сельское | 2, л. 18 об. |
Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года
№ (код) | Тип н.п. | Название | Район | Сельсовет |
|
| Категория населения | Источник | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Всехсвятское | Белохолуницкий район | Всехсвятский сельсовет (ц.) | 192 | 227 | 419 | 208 | 221 | 429 | сельское | 1, с. 39 |
Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. зн. | Округ | Расст. до ц. округа |
---|---|---|---|---|---|
3014 | село | Всехсвятское | Белохолуницкий район | Всехсвятский сельский округ | центр |
Расстояние до райцентра: 3 км |
Всероссийская перепись населения 2002 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Мужчин | Женщин | Оба пола | Национальный состав (%) | Категория населения | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Всехсвятское | Кировская область | Белохолуницкий район | Всехсвятский сельский округ (ц.) | 181 | 236 | 417 | русские: 97 % | сельское | 1, 2 |
Всероссийская перепись населения 2010 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | Мужчин | Женщин | Оба пола | Категория населения | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Всехсвятское | Кировская область | Белохолуницкий муниципальный район | Всехсвятское сельское поселение (ц.) | 185 | 188 | 373 | сельское |
Государственный каталог географических названий (АГКГН)
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область
Рег. № | Род объекта | Название объекта | Административный район |
---|---|---|---|
20176 | село | ВсехсвятскоеВсесвятское, Всесвятское (Сыр-Янско- Всесвятское), Всехвсятское | Белохолуницкий район |
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | |
---|---|---|---|---|---|---|
с | Всехсвятское | Кировская область | Белохолуницкий муниципальный район | Сельское поселение Всехсвятское (ц.) |
Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)
Всесвятская церковь
Храмозданные грамоты
Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
Приходы Вятской епархии за 1872 г.Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24 | |||
Село Сырьянско-Всесвятское | Всесвятская церковь | Слободской уезд | 5-й благочиннический округ |
№6, с. 192 100. Всесвятская в селе Сырьянско-Всесвятском. Построена в 1765 г., каменная. Престолов три: в холодном храме во имя Рождества Пресвятые Богородицы; в теплом на правой стороне во имя Святителя Филиппа Митрополита Московского, на левой - во имя Всех Святых. При церкви состоят два священника, диакон и три дьячка. Один из священников и диакон имеют квартиры в церковном доме. Причт пользуется 30 дес. пахатной и сенокосной земли. Приход простирается на 20 в. от церкви; деревень в приходе 65; прихожан м. п. 1772, ж. п. 2068. Ближайшия села: к востоку Иванцовское в 12 в., к югу Кинчино в 25 в., к западу Сырьянско-Николаевское в 7 в., к северу Вобловицкое в 17 в. Показать оригинал | |||
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. | |||
Сырьянская - Всесвятская, церковь приходская | Слободской уезд | 4-й благочиннический округ | |
Число прихожан — муж.п.: 2329, жен.п.: 2644. Штат — священников: 2. диаконов: 1. псаломщиков: 2. Рукописное примечание — 2 пол. 16 в.. | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
Сырьянское | Всесвятская | Слободской уезд | 4-й благочиннический округ |
Приходы Вятской епархии за 1912 г.Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912 | |||
Село Сырьянское | Всесвятская церковь | Слободской уезд | 4-й благочиннический округ |
9) Село Сырьянское – Всесвятская церковь, каменная, построена в 1765 г.; расстоянием от г. Вятки в 85 вер., от уездного города в 55 вер.; приписная Вознесенская церковь в деревне Ракаловской, освящена в 1906 г., часовни: 2 сельския, Шихалеевская и Кезвинская, постр. в 1906 г.; причта по штату положено: 2 свящ., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 3 д., пах. 22 д., сенок. 11 д.; в 1831 г. нарезано 165 д.; в 1895 г. за цер-ковию признано право на владение 8 д. 941 с.; духовенство пользуется только 33 д., а остальною пользуются крестьяне; братский денежный доход по общей кружке: свящ. 369 р., диак. 246 р., псал. 123 р.; по частной кружке: свящ. 183 р., диак. 122 р., пс. 61 р.; руги собир. на весь причт до 100 п. ржи, 130 иуд. овса и 60 п. ячменя; прихожан: правосл. рус. 3341 м. п., 3457 ж. п.; приход состоит из 71 селения, расстоянием 1 – 22 вер. Село расположено при речке Осетровке. В приходе пять школь, из коих в селе министерская двухклассная и церк.-прих. одноклассная, в деревне Горбуновской министерская одноклассная и две земские в деревнях Ракаловской и Юдинской. Занятие прихожан хлебопашество. Село стоит на проселочной дороге. Показать оригинал | |||
Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века | |||
с. Сырьяно-Всехсвятское | Всехсвятская церковь | Слободской уезд | 4-й благочиннический округ |
Число населённых мест в приходе: 71 (Смотреть список) По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1350) Справочник по составу приходов церквей Слободского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012 |
Каталог метрических книг
№ | Нас.пункт (село) | Церковь | Годы | Виды актов ?Р - записи о родившихся Б - записи о бракосочетаниях С - записи об умерших Рзв. - записи о разводах (ислам) ? - наличие сведений в деле неизвестно | Место хранения | Координаты дела | Листы | Ссылка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
114 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1854—1855 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4029 № в Госкаталоге: 22053739 | — | ![]() | ![]() |
115 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1856—1858 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4030 № в Госкаталоге: 22053738 | — | ![]() | ![]() |
116 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1859—1862 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4031 № в Госкаталоге: 22053737 | — | ![]() | ![]() |
117 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1863—1865 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4032 № в Госкаталоге: 22053736 | — | ![]() | ![]() |
118 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1866—1868 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4033 № в Госкаталоге: 22053735 | — | ![]() | ![]() |
119 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1869—1871 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4034 № в Госкаталоге: 22053734 | — | ![]() | ![]() |
120 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1872—1874 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4035 № в Госкаталоге: 22053733 | — | ![]() | ![]() |
121 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1875—1877 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4036 № в Госкаталоге: 22053732 | — | ![]() | ![]() |
122 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1878—1880 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4037 № в Госкаталоге: 22053731 | — | ![]() | ![]() |
123 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1881—1882 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4038 № в Госкаталоге: 22053730 | — | ![]() | ![]() |
124 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1883—1884 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4039 № в Госкаталоге: 22053729 | — | ![]() | ![]() |
125 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1895—1896 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4040 № в Госкаталоге: 22053728 | — | ![]() | ![]() |
126 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1897 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4041 № в Госкаталоге: 22053727 | — | ![]() | ![]() |
127 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1898 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4042 № в Госкаталоге: 22053726 | — | ![]() | ![]() |
128 | с. Сырьяно-Всехсвятское [Слободской уезд] | ц. Всехсвятская | 1899 | Р? Б? С? | Белохолуницкий КМ | Ф.ОФ Ед.хр.4043 № в Госкаталоге: 22053725 | — | ![]() | ![]() |
Персоналии из этого населённого пункта
Анфилатов Александр Дмитриевич (28.07.1905)
Анфилатов Алексей Георгиевич (1907)
Анфилатов Аркадий Петрович (1921—1941 (?))
Анфилатов Егор Николаевич (?—1944)
Анфилатов Иван Васильевич (1912—1942 (?))
Анфилатов Михаил Трофимович (1921—1941 (?))
Анфилатов Нафанаил Петрович (1923—1942 (?))
Анфилатов Николай Николаевич (1921—1941 (?))
Анфилатов Николай Петрович (1895)
Анфилатов Николай Петрович (1924)
Анфилатов Петр Алексеевич (1918—1941 (?))
Анфилатов Петр Герасимович (Георгиевич) (1917)
Анфилатов Петр Михайлович (1894)
Ардашева Александра Константиновна (?)
Байгозин Михаил Иванович (1919—1944 (?))
Булатов Николай Петрович (1901—1942 (?))
Булатов Прокопий Васильевич (1919—1943)
Бырылов Владимир Афанасьевич (1926—1945)
Войтов Анатолий Кириллович (?—1945)
Исупов Михаил Петрович (1923—1944)
Исупов Петр Николаевич (1904—1943)
Кочкин Михаил Михайлович (1880)
Кочкин Сергей Васильевич (1886)
Кунцов Иван Петрович (1907—1942)
Полуэктов Анатолий Афанасьевич (1920—1945)
Полуэктов Николай Григорьевич (1923—1945)
Попов Александр Егорович (1908—1943)
Попов Александр Егорович (1911—1943)
Попов Василий Алексеевич (1910—1942)
Попов Василий Афанасьевич (1902—1942 (?))
Попов Вениамин Афанасьевич (1902—1943 (?))
Попов Виктор Михайлович (1909—1942 (?))
Попов Геннадий Иванович (1925—1943 (?))
Попов Иван Иванович (1923)
Попов Иван Степанович (1907—1943)
Попов Михаил Данилович (1923—1942 (?))
Попов Михаил Константинович (1912—1942 (?))
Попов Николай Иванович (1922—1942)
Попов Николай Константинович (1917—1941 (?))
Попов Петр Вениаминович (1923—1943)
Попов Сергей Андреевич (1915—1941 (?))
Попов Федор Андреевич (1906—1943 (?))
Попов Яков Васильевич (1904—1943 (?))
Попов Яков Дмитриевич (1915)
Попова Анастасия Михайловна (1909)
Суворов Иван Семёнович (08.05.1900)
Что касается даты закрытия церкви.
Вполне возможно, что оба источника правы, т.к. церкви закрывались неоднократно. Сначала временно, но при этом местные власти, всячески пытались обойти законную процедуру, использовали надуманные предлоги: эпидемии скарлатины, кори и сыпного тифа, а в 1935-36 годах по хозяйственной необходимости церкви отбираются под колхозные зернохранилища. Но все эти незаконные меры после жалоб верующих в вышестоящие инстанции, пришлось отменить. Службы возобновились.
Позднее в конце 1930-тых церкви закрыли окончательно, уже по закону.
В соответствие с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 1929 года «О религиозных объединениях», предусматривалась следующая процедура. Сначала местные активисты должны были собрать подписи и организовать ходатайство большинства жителей прихода (я видел эти списки с подписями жителей деревень в ГАКО в делах о закрытии церквей). Затем на основании этого ходатайства принимается соответствующее решение райисполкома о закрытии церкви. И окончательное решение принимал уже Президиум Облисполкома. Иногда, когда жалобы верующих доходили до Москвы (в СНК СССР, ЦК ВКП(б), лично Сталину, М.И. Калинину, в Верховный Совет СССР), вопрос рассматривался и там, как в порядке надзора. Но, если законная процедура закрытия храма была соблюдена, то решение о закрытии оставляли в силе.
А вот по дате основания села, Nadinka, есть вопрос.
Дело в том, что в рукописи П.Н. Луппова, которая была издана в ЭЗВ под названием "История Вятских сел", написано, что село основано между 1615 и 1629 гг. Свой вывод Луппов сделал после анализа дозорных книг 1615 и 1629 гг.
vikt0r, не подскажете фонд, дело о закрытии церквей?
Василий, конкретно по церквам Фалёнского района: фонд Р-2169 - опись 44.
Но, как я понимаю, буква Р в начале означает, что это районный фонд. Значит по другим районам фонды будут другие.
В основном, это решения райисполкома о закрытии. Но в делах встречаются и решения собраний колхозников и дела о рассмотрении жалоб общин (двадцаток) верующих. В некоторых делах так же видел планы или описания зданий церквей. А в одном я нашел даже самодельную карту района (Бельского) за 1936 г.
По данным В.А. Любимова, Всехсвятские священники Широкшины - предки писателя А.С. Грина.
Источник: http://sloblib.narod.ru/grin/popravka3.htm