Вятские Поляны

Тип: ж/д станция
Статус: часть другого н.п.

Станция Вятские Поляны (Слобода, Вокзал, Вокзальная Слобода, Станция) - посёлок, вошедший в состав города Вятские Поляны.

Историческая справка

В 1914-1915 годах через территорию Малмыжского уезда была проложена железнодорожная магистраль, связавшая Москву с Екатеринбургом. Ее трасса от Казани до Сарапула прошла в 3 км севернее села Вятские Поляны, за рекой Ошторма, где была организована станция и построен вокзал.

Первый поезд через станцию "Вятские Поляны" прошёл 20 октября 1915 года. Начальником станции назначили инженера Н.А. Быстрова, у которого было три помощника: Н.И. Ефремов, М.М. Миско и М.И. Чаплыгин.

В 1915-1916 годах в связи с Первой мировой войной ускоренно был возведён железнодорожный мост через реку Вятку, который связал берега широкой реки и позволил осуществлять бесперебойное движение поездов.

Деревянный вокзал IV класса на 25 пассажиров в комплексе с другими станционными постройками был возведён по образцовому проекту, разработанному в мастерской архитектора А.В. Щусева по заказу правления Общества Московско-Казанской железной дороги в 1914-1916 годах. Здания вокзалов подобной архитектуры в формах необарокко создавались в те годы на многих станциях направлений Казань-Екатеринбург и Агрыз-Воткинск, некоторые из них сохранялись до недавнего времени на станциях Камбарка, Кизнер, Можга, Кукмор, Чернушка.

Одновременно с вокзалом в районе станции был построен посёлок с одной улицей (ул. Вокзальная), застроенной служебными и жилыми деревянными зданиями, предназначенными для персонала железной дороги. В одном из зданий, расположенном ближе остальных к вокзалу, находилась амбулатория (ул. Вокзальная, 26). Внешний облик этих построек, расположенных с южной стороны железнодорожного полотна, соответствовал фасаду здания вокзала, составляя единый станционный комплекс.

В 1916 году при станции было построено одноэтажное деревянное здание школы. В первое время было открыто два класса, учителя приезжали из Казани и жили временно. К 1921 году количество учащихся увеличилось, школа получила название начальной школы № 20, и был назначен заведующий. В 1923 году заведующим был назначен Тупаев Яков Степанович, проработавший 23 года до выхода на пенсию. Верным помощником в его работе была жена Александровна Фёдоровна Тупаева, тоже учительница. Лицо школы менялось: появились цветочные клумбы, небольшой сад. Школа отличалась порядком и организованностью, в чём большая заслуга Тупаева Якова Степановича. Одной из первых учительниц была Надежда Николаевна Казанская, отличавшаяся любовью к работе, требовательностью к себе и к ученикам. Сначала она работала учительницей начальных классов, затем преподавала русский язык и литературу. Её трудовой стаж в этой школе 34 года (1921-1955). До 1933 года в школе при железнодорожной станции работало 4 учителя.

В годы Гражданской войны рядом со станцией был организован ссыпной пункт (впоследствии на его базе было создано хлебоприёмное предприятие), с которого в центральные районы России отправлялся на поездах хлеб, собранный продотрядами в ходе продразвёрстки на юге Вятской губернии. Весной 1919 года на станции размещался вагон со штабом 28-й азинской дивизии. В это время рядом со станционным посёлком возникло братское захоронение, в котором покоятся 24 красноармейца, погибших в оборонительных боях у железнодорожного моста.

24 июня 1924 рядом с памятником на братской могиле времён Гражданской войны возле станции, на улице Дзержинского, был открыт Народный дом железнодорожников (позднее стал называться "Клуб Ильича").

Рядом с Вокзальной слободой, в которой жили преимущественно рабочие, обслуживавшие железную дорогу, имелась также крестьянская слобода Гремучий Ключ.

Жилые дома привокзального рабочего посёлка и хлебоприёмного предприятия постепенно вытянулись вдоль соединяющей их дороги, и около нынешнего переулка Смычка улицы сомкнулись, образовав нынешнюю улицу Дзержинского. Видимо, кто-то увидел в этом символичный смысл - союз (как тогда ещё говорили: смычку) рабочего класса и крестьянства, - поэтому организованный в 1930 году колхоз был так и назван: "Смычка".

С 1933 года начальная школа была преобразована в неполную среднюю школу № 20 Казанской железной дороги. В то время большое внимание уделяли охвату всех детей школьного возраста обучением.

В 1936 году комплекс пристанционных построек дополнился пунктом приёмки вагонов (ул. Вокзальная, 13).

В 1939 году был заложен фундамент каменного здания школы, и 1 сентября 1940 года новая школа распахнула двери для детворы.

С 15 августа 1941 года здание школы было передано под одно из отделений эвакогоспиталя.

В связи с ростом города и увеличением пассажирских перевозок в 50-е годы станция усовершенствовалась, а здание вокзала было расширено.

В 1950 году рядом с вокзалом был построен буфет (ул Вокзальная, 11). При благоустройстве привокзальной площади в 50-е годы появился сквер с типовыми городскими скульптурами. Одна из них - "Ткачиха" - стояла до 2010 года.

В 1951 году из ОУЗ Казанской ж/д поступил приказ об открытии 8 класса и реорганизации неполной средней школы № 20 в среднюю общеобразовательную школу № 20 станции Вятские Поляны. Дальнейшее развитие школы происходило под руководством директора Сорокина Николая Варламовича, у которого был богатый опыт педагогической работы. В 1954 году состоялся первый выпуск учащихся 10 класса в количестве 28 человек. В 1957 году объединили Казанскую и Горьковскую ж/д и образовалась одна, Горьковская ж/д. С этого момента средняя школа № 20 переименована в среднюю общеобразовательную школу № 73 Горьковской железной дороги.

Электрификация железной дороги началась в 1984 году.

В 1995 году школа № 73 Горьковской ж/д передается городу Вятские Поляны и становится средней общеобразовательной школой № 5 г. Вятские Поляны.

В 2010 году построено новое двухэтажное здание вокзала на 150 пассажиров, заменившее старый вокзал, простоявший около ста лет. К зданию ведёт благоустроенный пешеходный бульвар, и является основным архитектурным акцентом в застройке привокзальной площади. На привокзальной площади располагаются остановка городского транспорта, автостоянка, тротуары для пешеходов, газоны и цветники. Проект железнодорожного вокзала выполнен Казанским отделом комплексного проектирования «Нижегороджелдорпроект»-филиалаом ОАО «Росжелдорпроект», а строительство осуществлено генеральным подрядчиком ОАО «Казтрансстрой» (г.Казань).

Достопримечательности

  • Братская могила красноармейцев у бывшего "Клуба Ильича".
  • Памятник - паровоз к 100-летию железнодорожного моста.
  • Памятник - военный грузовик ЗиС-5В перед автоколонной 1322.

Источники

  1. Материалы с сайта "Вики-Поляны"
  2. Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Выпуск 6. Город Вятские Поляны. Вятскополянский район. / Сост.-ред. Е.Л. Скопин. - Киров, 2015. - 496 с.: илл.

Справку подготовил В. А. Слесарев

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Сбербанк.Вятские Поляны 2009г.\\\\\A bank.Viatskie Polany (WERMUT)
      Сбербанк.Вятские Поляны 2009г.\\\\\A bank.Viatskie Polany (WERMUT)
      Вятские Поляны (vkulik)
      Вятские Поляны (vkulik)
      Водонапорная башня, ст. Вятские Поляны, 24.08.2010 г. (mav1818)
      Водонапорная башня, ст. Вятские Поляны, 24.08.2010 г. (mav1818)
      Вятские Поляны (Sergey Bulanov)
      Вятские Поляны (Sergey Bulanov)
      Электровоз ВЛ80С-2496 на ст. Вятские Поляны, 24.08.2010 г. (mav1818)
      Электровоз ВЛ80С-2496 на ст. Вятские Поляны, 24.08.2010 г. (mav1818)
      Вокзал на станции Вятские Поляны, Горьковская ЖД, Кировская область. Фото сделано 26.06.2011, 16:11 (Alexandr El'kin)
      Вокзал на станции Вятские Поляны, Горьковская ЖД, Кировская область. Фото сделано 26.06.2011, 16:11 (Alexandr El'kin)
      Вятские Поляны. Строящееся здание нового железнодорожного вокзала, 24.08.2010 г. (mav1818)
      Вятские Поляны. Строящееся здание нового железнодорожного вокзала, 24.08.2010 г. (mav1818)
      Электровоз ВЛ60К-2528, станция Вятские Поляны, Горьковская ЖД, Кировская область. Фото сделано 08.06.2012 (Alexandr El'kin)
      Электровоз ВЛ60К-2528, станция Вятские Поляны, Горьковская ЖД, Кировская область. Фото сделано 08.06.2012 (Alexandr El'kin)
      Электровоз ЭП1М-469, станция Вятские Поляны, Горьковская ЖД, Кировская область. Фото сделано 31.05.2012, 04:37 (Alexandr El'kin)
      Электровоз ЭП1М-469, станция Вятские Поляны, Горьковская ЖД, Кировская область. Фото сделано 31.05.2012, 04:37 (Alexandr El'kin)
      Вятские Поляны, ул. Дзержинского/Vyatskiye Polyany, Dzerzhinsky st., 24.08.2010 (mav1818)
      Вятские Поляны, ул. Дзержинского/Vyatskiye Polyany, Dzerzhinsky st., 24.08.2010 (mav1818)
      Вокзал (globus.z)
      Вокзал (globus.z)
      Мемориальная плита на братской могиле красноармейцев-азинцев, 24.08.2010 г. (mav1818)
      Мемориальная плита на братской могиле красноармейцев-азинцев, 24.08.2010 г. (mav1818)

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. удм.В т.ч. тат.В т.ч. мари
      3-02-015стан.Вокзальная слободаМалмыжский уезд,
      Вятско-Полянская волость
      Усадский4,5 км1909116215832016

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      Отдельно стоящие
      жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2].
      Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник.
      В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4].
      Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты.
      Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]).
      Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения.
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1409101002станцияВятские Поляны *Населённый пункт отсутствует в итогах переписи 1939 г., приведен по данным списков 1938 года (т. е. на момент переписи был ликвидирован, либо учтён в составе другого нас. пункта).Кировская областьВятско-Полянский районр. п. Вятские Поляны[-]
      Нас. пункт в списке 1938 г. показан в Усадском с/с [2 ↗]. Включён в состав р. п. Вятские Поляны постановлением ВЦИК от 10 июля 1938 г. [8, с. 89].
      Источники: [2, л. 184 ↗]
      Источники: 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.; 8. Административно-территориальное деление Вятской губернии – Кировской области. 1917 – 2009 гг. Справочник. – Киров, 2011.

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      Данные сельхоз переписи 1917 года по ст. Вятские Поляны почему-то находятся в Мериновской волости Малмыжского уезда (ЦГАКО Ф.574. Оп.14)

      Тупаев Яков Степанович, учитель школы № 20 станции Вятские Поляны. По Указу Президиума Совета СССР от 4 декабря 1948 года награжден орденом Ленина.  // ГАКО. Ф. Р-2169. Оп. 25. Д. 402. Л. 5.