Лельвиж

Тип: село
Статус: существующий н.п.

Деревня Лельвиж расположена в северо-западной части Кукморского района Республики Татарстан. С запада граничит с деревнями Алан и Б-Сардеган Балтасинского района, с севера - территорией ОКХ «Уныш», с востока - территорией СХПК «Им. Вахитова», с юга - с деревнями Поршур и Малая Чура, входящими в ООО «Намус».

Лельвиж - большая деревня, окруженная «зеленой стеной» лесов. Этот район с древнейших времен был покрыт хвойными лесами. Общеизвестно, что удмурты и их предки являются исконными жителями лесной зоны. Весь многовековой уклад жизни удмуртов, религиозные верования, древний и современный фольклор связаны у них с лесом и рекой.

Название деревни «Лельвиж» происходит из татарского слова «доль» и удмуртского «быж», что означает «хвост мамонта». Татарское долдол - это мифологическое существо в какой-то мере соответствующее русскому «коньку-горбунку». Судя по тексту предания, удмуртское дуль-дуль - это ископаемое животное исполинских размеров; условно переводится это слово как «мамонт». А в 1921 году нашли бивень и зуб мамонта. Бивень весил четырнадцать килограммов, зуб - четыре килограмма.

Предположительно, деревня возникла в первой половине XVII века. В середине 40-х годов XVI века русское государство решило ликвидировать Казанское ханство, чтобы избавиться от своего воинственного соседа, приобрести плодородные земли в Поволжье и Прикамье и монопольно владеть важнейшей магистралью для торговли с Востоком. В апреле 1545 г. началась «казанская война», продолжавшаяся семь лет.

В 1552 году царь Иоанн Грозный завоевал Казанское ханство. Вместе с ним пало и Арское княжество. 10 октября 1552 года все удмурты Арской земли вошли в состав Русского государства. В конце того же года они внесли первый взнос в русскую казну. Но порабощенный народ не хотел смириться с такой жизнью и неоднократно поднимался на восстания. Они то потухали, то снова разгорались новой силой. Все это длилось до 1584 года. В эти же годы в крае начинается христианизация нерусских народов. Уцелевшая от полной ассимиляции часть удмуртов, ушла в более глубокие районы Северной Татарии. Так, группа из нескольких семей добралась до южных границ Малмыжского уезда. Здесь и обосновали новое селение. Старожилы говорят, что деревня Лельвиж существовала уже во время Пугачевского восстания.

В начале деревня входила в состав Китякской волости Малмыжского уезда Вятской губернии, а с образованием Татарской Автономной Советской Социалистической Республики вошла в состав Кукморского района. Архивные данные в г. Малмыже, из-за случившегося там пожара, не сохранились.

Население Лельвижа относится к периферийно-южной группе удмуртов, а разговорный язык - к шошминскому диалекту, много заимствованных слов из татарского языка.

Деревню на две части разделяет речушка Кушур. Она так была названа, потому что берет свое начало на лесной поляне («куш» лесная поляна + «шур» река).

На правом берегу речушки расположена улица Урдогурт. Первоначально эта улица была отдельным поселением, о чем свидетельствует ее название: «урдэс» боковой, соседний + «гурт» деревня, селение. Удмурты этой деревни относились к роду луд, центральным святилищем которых является Луд - священная роща.

На территории улицы Урдогурт (Майская) растет очень старая сосна. Она самая высокая на всей окраине. Сосна является «живым» свидетельством языческого мира. Сосна очень старая и, ее корни мешают при посадке картофеля, но никто не решается поднять на нее топор. Это - священное дерево. Говорят, наши предки молились под нею и оставили завет - хранить и беречь святыню!

На южной окраине деревни тоже росла сосна, но она уже повалилась от старости. Говорят, здесь раньше было языческое кладбище (валлян шай) и сосна стояла по середине маленькой полянки. Под этой сосной проводили моления, видимо, по погребально-поминальным дням. Культ предков занимал очень важное и почетное место в религии удмуртов. Ни одно моление не проходило без поминания усопших предков.

На северной окраине улицы Урдогурт стоит одинокая старая береза. Под ней молились Кылдысину (Кылчину) - творцу, богу земли. Кылдысин был владыкой нижнего, потустороннего мира. Нижний ряд космической модели мира удмуртов представлен в мифологии враждебной человеку подземным миром. Подземный мир воспринимался как страна мрака, холода, смерти - сопал дунне - потусторонний мир, откуда не возвращаются.

Археологические раскопки вблизи деревни не велись. Но на обнаженных склонах речной балки, неподалеку от нынешнего кладбища, были обнаружены кости, черепа, а также серебряные монеты 1870 г. По преданиям, на этом месте раньше было языческое кладбище. С началом христианизации покойников стали носить для отпевания в церковь С.-Чура и там же хоронили. Свое кладбище появилось в Лельвиже только в 30-х годах XX века.

Удмурты составляют большинство жителей деревни.  Население в основном занималось земледелием. Так как деревня была окружена лесами, жителям деревни приходилось их вырубать, выкорчевать пни, чтобы сделать поля. Главное орудие труда - это деревянная соха, которая сохранилась до 1960 года и, к сожалению, сейчас ее нет, и деревянные бороны с железными зубьями. Занимались жители деревни и пчеловодством, разводили скот.

Жители деревни участвовали в Первой мировой войне, были среди них и георгиевские кавалеры, один из них - Мешаров Емельян.

Один из грамотных людей деревни Порфирий Федоров принимал участие в установлении Советской власти в уездном центре - г. Малмыже, а позднее работал в уездном военно-революционном комитете.

Колхоз был организован в деревне в 1932 году. Социальный облик деревни перед коллективизацией был таков: кулаков - нет; середняков - 4 семьи: Федоровы, Савельевы, Виссарионовы, Алповы, которые впоследствии все были раскулачены, остальные - бедняки. Семьи Савельевых, и Алповых репрессированы и высланы на Урал (г. Магнитогорск). Семьи Алповых там и остались жить. А семья Савельевых вернулась и ту династию теперь продолжает семья их правнука В. З. Федоров. В последствии раскулаченные семьи были реабилитированы.

Безлошадных крестьян не было. В деревне кузницы держали Васильевы, Капитоновы, Игнатьевы, Егоровы, Букашевы, Кузнецовы, Порфирьевы. Три семьи держали пасеки это: Гордеевы, Алповы, Максимовы. Из середняков Савельевы занимались торговлей, извозом, у Виссарионовых была мельница с конным приводом.

С организацией колхоза жизнь крестьян в экономическом плане не улучшилась. Колхоз назывался «Вильмон 2». Первым председателем колхоза был житель деревни Александр Зюраков. Деревня была поделена на 5 бригад. Основная тягловая сила - лошади. Колхозники работали от зари до позднего вечера, за трудодни.

Первая автомашина полуторка была приобретена колхозом в 1936 году, а в 1939 году шофер машины Макар Мефодиев вместе с машиной был мобилизован на финскую войну. В эти же годы в деревне были открыты изба-читальня, клуб. Жизнь была тяжелой, денег не платили. Чтобы их зарабатывать, людям приходилось в свободное время заниматься различными промыслами: валкой валенок, изготовлением из мочалы кулей, плетением корзин. Многие семьи в довоенные годы переселились в различные места нашей страны - в Забайкалье, на Дальний Восток, в Удмуртию.

Как и всем жителям нашей страны, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. принесла много горя. Есть семьи, в которые не вернулись из войны по два, по три человека. Из семьи Черновых не вернулись Виссарион, Захар, Николай. Из семьи Максимовых не вернулись сыновья Федор, Александр. Из семьи Федоровых Захар и Петр. На войну ушли всего 153 мужчин, из них 91 погибли. Многие из них были награждены орденами и медалями. Двумя орденами Красной Звезды был награжден Василий Баширов, кавалерами этого же ордена были Михаил Баширов, Михаил Балтасев, Василий Демьянов.

Награжден орденом Славы III степени Иван Маслов. Один из сыновей раскулаченного Федора Савельева, Григорий, живший после войны в г. Сарапуле, был награжден орденами Славы III степени и Красной Звезды, медалью «За отвагу».

В послевоенные годы количество и национальный состав деревни изменился мало. Некоторые в поисках счастья уезжали в далекие края, некоторые оставались жить в отчем доме.

В настоящее время количество жителей деревни растет. Молодежь остается в деревне, появляются молодые семьи и новые улицы.

По данным Всероссийской переписи населения октября 2002 г. в с. Лельвиж проживает 600 человек, из них 587 - удмурты, жилых домов - 130.

 

(текст Федоров В.З. http://lelvizhmuseum.wix.com/lelvizh)

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Ландратская перепись, РГАДА 350-1-147, 1716—1717 г.
      3400031В деревне Лельвыж [+]Казанская губернияАрская дорога, Вотская дорога, [сотня вотяка] Ямака Досмякеева, Ямайкова сотне Досмякеева новокрещены 58об
      3400063В деревне Лельвыж [+]Казанская губернияАрская дорога, Вотская дорога, [сотня вотяка] Ямака Досмякеева, Ямайкова сотня Досмякеева вотяки7♂ 22 ♀ 24112
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-1-159, 1719 г.
      3140185деревни ЛельвыжКазанская губернияАрская дорога, вотцкая Ямайкова сотня Досмекеева112об—113
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1140, 1744—1747 г.
      80203в деревне ЛельвыжеКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАрская дорога, Байтулова сотня Васкеевагосударственные ясашные вотяки♂ 49118212—118260402об—405

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0719023д.ЛелвижеЕлабужская округаКетятская волостьясашных вотяков крещеных107291, л. 228 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      8003Лельвыжд. каз.при рч. ЛельвыжкеМалмыжский уезд,
      Стан 2
      По правую сторону Елабужского почтового тракта364050143215358

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      9984Лельвыж; ЛельвижВятская губерния, Малмыжский уезд,
      Сардыкбажская волость, Лельвижский район
      н/дн/д72387н/д
      Рода, число семей:
      Нет — 72
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[-]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      05180307деревняЛельвижМалмыжский уездСардыкбажская волость, Лельвижский район65183204387[-]1, ч. II, табл. 1, с. 54
      Сословие (разряд)
      Народность
      65183204387
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 1. Малмыжский уезд. - Москва, 1886.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      050313деревняЛельвыжМалмыжский уездСардыкбажская волость802162084241, л. 367 об.
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/5.

      Списки сельсоветов и населенных пунктов по районам ТАССР на 1930 год

      № (код)НазваниеРайонСельсоветКол-во жителейНациональность (чел.)Волость до районированияИсточник?
      30213801ЛельвижКукморский районЛельвижский сельсовет688вотск.: 688Шемарданская1, с. 55
      Источник: 1. Списки сельсоветов и населенных пунктов по районам ТАССР. Казань, 1930.

      Татарская АССР: Административно-территориальное деление на 1 января 1948 года

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветНац. состав населенияИсточник?
      48371601сельская местностьЛельвижКукморский районЛельвижский сельсоветудмуртское1, с. 93
      Источник: 1. Татарская АССР: Административно-территориальное деление на 1 января 1948 года/ Сост.: Г.С.Губайдуллин. - Казань: Татгосиздат, 1948. - 220 с.

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      92233829001селоЛельвижРеспублика ТатарстанКукморский районЛельвижский сельсовет (ц.)595308287удмурты: 98 %сельское1, 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      92233829001селоЛельвижРеспублика ТатарстанКукморский муниципальный районЛельвижское сельское поселение (ц.)561298263сельское

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии

      К данному материалу не добавлено ни одного комментария.