Малые Говоренки (Малые Дворища)

Тип: деревня
Статус: ныне не существует

Деревня Малые Говоренки(Дворища) в 1891 г. - 8 дворов, фамилий -2, Хозяйкин - 5, Коротких - 3. В 1926 г. уже 3 двора. Перестала существовать в 1939г.-1950г. Местоположение определено приблизительно (погрешность - круг радиусом 250 м от маркера), на основании Карты Бельского уезда 1936г. и Карты Глазовского уезда 1888г.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?
      Местоположение этого населённого пункта указано неточно. Пожалуйста, сообщите нам, если Вам известно его точное местоположение.

      Изображения

      map_fragment
      Фрагмент Глазовского уезда

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      2049Дворищи малые (Говоренки малые)поч. каз.при колодцахГлазовский уезд,
      Стан 1
      По правую сторону Нолинской торговой дороги (отделяющейся от Вятско-Пермского почтового тракта) до рч. Суны58186294069

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      2412Дворицы мал.; Говоренки мал.Вятская губерния, Глазовский уезд,
      Балахнинская волость, Сюрновское общество
      с. Верхосвятицкое, Свято-Духовская ц.Сада → Чепца854поденщик; извоз
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      021111починокМалых Дворищ (Малые Говоренки)Глазовский уездБалахнинская волость, Сюрновское сельское общество92531561, л. 104
      Источник: 1. Списки населенных мест Глазовского уезда за 1905 год // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/2.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      690003д.Мало-ГоворенскаяГлазовский уездс. Мало-Сюрновское, Артемиевская церковь1912
      По данным: ЦГА УР, ф.134, оп.1, д.998 а., л.173; клировая ведомость за 1912 г.
      Православные храмы Удмуртии. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. (онлайн-справочник на сайте ГАСУР)

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. удм.
      4-02-036дер.М. Говоренки, ДворищаНолинский уезд,
      Бельская волость
      Рябовский17 км3341014

      Комментарии

      Аватар пользователя Иван Зыков

      Название не соответствует правилам сайта. Местоположение не определено (указано по данным Книги Вятских Родов).

      • Неверно оформлено название населённого пункта (см. правила).
      • Местоположение населённого пункта указано неверно. Необходимо перенести метку или ввести новые координаты.

      Ответьте на этот комментарий, когда исправите ошибки.

      Здравствуйте Иван!
      Помогите, пожалуйста, установить точное местонахождение( если возможно) деревни Дворицы малые (Говоренки малые). На сайте и в других доступных источниках Малые Говоренки и их координаты я найти не сумел. Есть карта Бельского уезда 1936г - но она без привязки к координатам, можно только с большой погрешностью установить место.
      Мой прадед Коротких Сила Маркович(примерно1850 г.р.) из села Малые Говоренки в 1906-1908 г.(?) переехал со всей семьей в Сибирь. В наших современных семьях бережно хранят рассказы о жизни в Говоренках и о жизни в Сибири. Есть подробное описание родословной начиная от Ивана Коротких-деда Силы Марковича. У Силы Марковича были сыновья - Иван, Ефим, Константин, Игнатий, жена Акулина, сестра Мавра(Маврида?) жила в этой же семье. Всей семьей они переехали в Сибирь. Теперь мне нужно добраться до ревизских сказок, церковных росписей и других документов, чтобы понять откуда был Иван Коротких, почему в Б.Говоренках было 12 семей с такой фамилией, были ли они родственниками? Все это нужно нашим детям и внукам, чтобы знали и помнили какие и где их корни.
      С уважением Сергей Михайлович.

      Аватар пользователя дмитрий76

      На карте Глазовского уезда 1924 года есть Дворища (на р. Юрке).

      Дмитрий, это не те Дворища, это п. Юргучинской (Дворища) - №2169 в СНМ 1859-1873 гг. М. Дворища в 1924 г. были уже в Слободском уезде, южнее с. Короли.

      Аватар пользователя VIP

      Да, Дворища есть.
      Широта: 58.1160 Долгота: 51.8226 (см. слой топокарты).
      В Викимапии также есть: 58°6'55"N 51°49'18"E

      А вот где находятся Дворища малые - вопрос.

      Многократно убеждался, и здесь, уверен на 99,9%, если в деревне много семей с одинаковой фамилией, то все они родственники и произошли из одного рода.

      Исповедные росписи села Верхосвятицкого Ильинской церкви Слободского уезда за 1788 год.

      (ГАКО Ф. 237 Оп. 71 Д. 667)

       

      Починка ТЮТИНСКОГО 

      76) Иван Иванов сын Хозяйкин 32 л… братья его…

      77) Семен Иванов сын Хозяйкин 47 л…

      78) вдова Феврония Стефанова жена Коротких 59 л…

      79) Ларион Иванов сын Коротких 59 л…

      80) Сильвестр Иванов сын Хозяйкин 36 л…

      источник: http://www.falenki.ru/blog/arhiv

      В Книге "Откуда мы родом. Фаленский район..." есть самодельная карта Ильинского с/округа. Выкладываю ее здесь: http://www.falenki.ru/blog/karta-dereven-ilinskogo-selsoveta

      В д. Малые Говоренки сходились 2 дороги, ведущие в Сюрны. Хотя карта в книге сделана тоже без привязки и еще более запутает нас.

      На топо-карте самая большая высота 226 - это холм, у подножия которого было село Сюрны (рядом значок кладбища)

      Все, теперь разобрался, карта в книге неправильно сориентирована по сторонам света. Посмотрел, как текут реки Святица и Сада, правильнее будет перевернуть ее на 90 градусов. Теперь можно пользоваться.

      Дмитрий76; VIP; vikt0r ! Спасибо за оперативный ответ и участие!
      Ваша информация очень поможет в дальнейших поисках. Приятно что мои мысли о высоте 226 совпали с Вашими. Думаю что сопоставление всей известой мне информации даст положительный результат. Буду искать дальше, иногда не хватает маленькой детали.
      С пожеланиями успехов, Сергей.

      Сергей, я уже давал кое-какую информацию по Коротких. Посмотрите здесь:http://www.falenki.ru/forum/moya-rodoslovnaya  - в  форуме за 24 апреля 2011 г.

      Можно просмотреть информацию по селам (Ильинское, Короли, Сюрны) в справочнике "Православные храмы Удмуртии" - Ижевск 2000 г. В справочник вошли все села, в т.ч. и Фаленского р-на, входившие ранее в Глазовский уезд. В книге также перечислены деревни приходов и указано, какие документы по каждому есть в ЦАГА УР в Ижевске (часть церковных архивов там).

      Какие исповедные росписи по с. Верхосвятицкому (Ильинскому) есть в ГАКО, посмотрите здесь в базе данных: http://kirovgako.ru/index.php/231414.html

      По селу Короли ИР ищите в Удмуртии - в ЦГА УР в Ижевске.

      По селу Сюрны, наверное, ИР в ГАКО нет (в ЦГА УР?), есть, возможно, метрические книги начала ХХ в.

      С Ревизскими сказками сложнее, т.к. сначала надо точно определить, в какое время и в какую волость (Святицкую, Бельскую, Балахнинскую или Юрскую) входила деревня тот или иной период. А в этом месте границы приходов и волостей часто менялись.

      Вы сначала попробуйте поискать на сайте ЦГА УР. У них, мы уже обсуждали, сохранились переписные листы за 1895-97 гг. Там полные списки семей с указанием возраста. Тогда

      Название фонда - Глазовская уездная земская управа

      Вид документов - Переписные листы

      Даты документов - 1895 (ф. 5, оп. 1, №ед. хр. 2206), 1897 (ф. 5, оп. 1, №№ед. хр. 1740-2176)

      Перечень документов есть на сайте ЦГА УР

       

      Виктор, спасибо за подсказки по архивам. Мне еще надо учиться работать с архивами, важны всякие мелочи. Если будет какая-нибудь информация по м.Говоренкам, пожалуйста напишите.
      С уважением, Сергей.

      Аватар пользователя Иван Зыков

      Что с местоположением и названием, Вы исправите их?

      Иван, здравствуйте! Нашел карту Глазовского уезда здесь: http://clubklad.ru/maps/2520/ - 1888г. 1дюйм = 3 версты.
      Лист 29 и 30 это часть современного Фаленского района. Там есть Малые Дворицы. Путем нехитрых манипуляций привел карту к масштабу 1:50 000, через наложение на карту ГШ сравнил местоположение 10 населенных пунктов, получилось почти полное(90%) совпадение. С большой вероятностью можно определить точное местоположение Малые Дворицы. Как Вы думаете, этот результат можно считать положительным?
      С уважением, Сергей.

      Аватар пользователя ru-danko

      Я думаю, что можно, хотя иногда бывают случаи, когда на этих уездных картах отдельные деревеньки нанесены неточно.

      Ещё название приведите в норму. Судя по СНМ-1926, должно быть как-то так: Малые Говоренки (Дворища)

      Исправил, проверьте, может что не так.

      Иван, пожалуйста, исправьте как необходимо, я пока точных подтвержденй местоположения не нашел. И название тоже. Пытался исправить, но получилось опять не верно.

      Иван, а если я попытаюсь определить местоположение м.Говоренок на основании сопоставления карт с точностью 1 км(примерно) это будет основанием для установления местоположения? Все расчеты и графику я представлю.

      Попробовал определить координаты д.М.Говоренки, вот что получилось: 58 гр 07 мин 09,02 сек сев. широты,  51 гр 43 мин 22,90 сек вост. долготы. При определении использовалась карта Генштаба издания 1967 г., масштаб 1:50 000 и спутниковые снимки из Google Earth.

      alnikvah, спасибо за помощь! Перевел полученные Вами координаты в десятичные - получилось 58.11917 СШ и 51.72303 ВД - это Большие Говоренки, а Малые Говоренки были примерно в 2-3 верстах от Больших. В семейных записях есть упоминание о том, что всем селом(8 дворов!) ходили на праздники в Большие Говоренки на луг. Судя по карте Бельского уезда 1936 г. Малые Г. от Больших на север-северо-восток. Вышеупомянутая карта нарисована от руки, но населенные пункты отмечены очень точно(очевидно сделана с какой-то другой крты) - сверялся с картой ГШ 50-х годов, где есть Говоренки (Большие), этот же населенный пункт есть в Викимапии как урочище Говоренки. Может представится Вам случай, пройдет какая-то информация, которая поможет определить местоположение. Я предполагаю Малые Г. были в районе пересечения проселочных дорог идущих от Б.Говоренки и Сюрны( дорога идущая из Сюрнов на север и поворачивающая налево и примыкающая к дороге из Б.Говоренок) Еще раз спасибо за помощь!

      Аватар пользователя Нина Целоусова

      ГАПК Ф, 37 Оп. 2 Д. 123 скан 23

       МК 1850 г.

       46. 27-29 июля   Серафима -  Вятской губ. Глазовского у-да Рябинской вол. Балахнинского С.О. дер. Малых Дворищ государственный крестьянин Иван Харитонов Хозяйкин и жена  его Александра Николаева  оба православные. Восприемнки Оханский мещанин Алексей Андреев Скопин и дворовая девка Г. Тихановой Ксенья Гавриловых. 

      http://rodnaya-vyatka.ru/forum/60154 Вятские в метриках Пермской губернии

      Добрый день, Нина Целоусова!

      Спасибо большое за помощь!

      Если Вы не против, я Вам напишу в личку, может быть потребуется Ваша помощь или подсказка.

      Спасибо, с уважением

      Сергей Михайлович Коротких.
       

      Аватар пользователя Нина Целоусова

      Здравствуйте, Сергей Михайлович! Это не мне спасибо надо говорить, а Корзуниной Татьяне Ивановне. Это она выложила информацию на сайт, а я просто продублировала её на страничку деревни.