К вопросу о ранних браках среди крестьян

Тема брачности и минимального возраста вступления в брак наших предков регулярно становится предметом обсуждения краеведов и генеалогов, в том числе среди гостей и участников портала «Родная Вятка». Проведя анализ метрических книг за пол столетия (1791-1840 гг.) по приходу Троицкой церкви села Пихтовый Мыс Глазовского уезда было установлено, что средний возраст венчающихся незначительно, но постепенно повышался. Если в конце XVIII века для впервые вступающих в брак женихов он составлял 19 лет, а для невест 19,3 года, то на рубеже 1830-40-х гг. в том же приходе он равнялся 20 годам для женихов и 19,2 года для невест. Указанные сведения были взяты напрямую из второй части метрических книг «О бракосочетавшихся» и не проверялись дополнительно по соответствующим записям раздела «О рождающихся».

Тем не менее, утверждения о браке в 16, 15 и даже 14 лет регулярно звучат тут и там, но их документальное подтверждение либо не приводится вообще, либо основано на неполных данных: только сведениях о возрасте в записи о венчании или данных о возрасте в ревизской сказке. Во всяком случае в метрических книгах XIX века, в рассматриваемой округе возраст 16 лет являлся предельным. Затрудняет исследование данного вопроса отсутствие указания возраста брачующихся в большинстве МК всех приходов до конца 1790-х или даже начала 1800-х гг. В качестве альтернативы остаются не всегда и не полностью достоверные данные ревизских сказок (особенно не точны они в отношении женщин), либо кропотливый поиск записей о рождении каждого из участников венчания.

В данном очерке будут рассмотрены те случаи и примеры ранних браков, которые были надежно верифицированы записями о крещении жениха и невесты (или одного из них), а также записями о венчании на примере метрических книг прихода села Екатерининского Курчум Курчумской вотчины Вятского Успенского Трифанова монастыря за 1749-1799 гг. (было исследовано 30 МК этого периода), и дополнительно сверены с данными ревизских сказок, преимущественно 3-й и 5-й ревизии.

Курчумский погост был основан вятским Успенским Трифоновым монастырём в 1661 году с постройкой здесь деревянной церкви, освящённой в честь святой великомученицы Екатерины. Изначально это село называлось по храму Екатерининским. Затем его переименовали в село Курчумское. Каменный храм взамен обветшавшего деревянного выстроен в 1731 году, он сохранился до наших дней, хотя и пребывает в плачевном состоянии. Архимандритом вятского Богоявленского монастыря Пафнутием главный престол его освящён также в честь святой великомученицы Екатерины, а один из приделов – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1768 году церковь расширяется, к ней пристраивают ещё один придел. Десятилетием спустя, в 1778 году в храме заменяют кирпичный пол на более долговечное покрытие из опочных плит, а еще через девять лет тесовую крышу перекрывают железом. Эти работы проводились в период, когда настоятелем храма являлся Андрей Иосифович Васнецов (1722 - 1790 гг.), прапрапрадед наших великих художников.

Рис. 3. Екатерининская церковь в с. Курчум Нолинского уезда (Сунский район), автор Дедова Т.П.

В 1790 году в приходе села Курчум числилось[1] 8667 человек, 4098 мужчин и 4569 женщин всех сословий и возрастов, что характеризует его как один из самых многолюдных приходов Вятской епархии рассматриваемого периода. Население прихода представлено русскими по национальности, монастырскими (с 1764 года – экономическими) и черносошными, по социальному статусу, крестьянами.

Для меня этот приход интересен тем, что являлся в XVIII веке родным для моих многочисленных предков из родов Булатовых (дер. Поломская и дер. Смоленская), Демешевых (поч. Шестаковский), Калининых (дер. Бельтюковская над Ключем, поч. Тарабунинской), Коровкиных (поч. Коровкинской), Пигилевых (Морозовых) (дер. Муринская над речкой Курчумом), Салтыковых (дер. Санниковская и поч. Салтыковский), Скрябиных (дер. Прокошевская), Солодянкиных (дер. Дымная, Середыш), Чирковых (дер. Матушкинская), Широких (дер. Подгорная, Подворена и дер. Осиновый Полом).

Для начала предлагаю определиться, какой возраст для вступления в брак считался достаточным в русском обществе и праве? В Русской Православной церкви существовали каноны и правила, которыми определялся минимальный возраст для вступления в брак. В «Эклоге» императоров Льва и Константина (византийский законодательный свод VIII века) для вступающих в брак определен возраст: 15 лет для мужчин и 13 для женщин[2], а в «Прохироне» Василия Македонянина (сборник норм византийского гражданского, уголовного, судебного и церковного права созданный в 879 году) этот возраст снижен до 14 и 12 лет соответственно. Оба эти кодекса служили источниками при составлении «Кормчей книги». Стоглавый Собор (1551 год) установил норму[3] брачного возраста для мужчины - 15 лет и для женщин - 12 лет, что и являлось минимальным возрастом для вступления в брак до XVIII века.

Изменение ранее установленного порядка было оформлено Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г., которым запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16[4]. С тех пор в России установилось два совершеннолетия для брака: гражданское - 18 и 16 лет и церковное - 15 и 13 лет. Брак, заключенный до достижения церковного совершеннолетия, считался недействительным и подлежал расторжению. Недостижение же гражданского брачного совершеннолетия считалось препятствием только запретительным, а не расторгающим. Супругов, заключивших брак до указанного срока (жениха от 15 до 18 лет и невесту от 13 до 16 лет), разлучали до наступления гражданского совершеннолетия, если последствием брачного сожительства не были беременность жены или рождение ребенка.

Если не достигшие брачного совершеннолетия были обвенчаны, а потом разлучены, то по достижении ими гражданского совершеннолетия и при желании продолжить супружество им дозволялось это. Причем союз их подтверждается в церкви по чиноположению, т.е. они снова венчаются с повторением вопросов и ответов, установленных при венчании, относительно свободы волеизъявления к вступлению в брак и с повторением молитв, напечатанных в «Требнике» в конце венчания. Им предоставляется возможность очистить совесть пред духовником за преждевременное вступление в брак.

Таким образом, при изучении метрических книг 2-й пол. XVIII века ранними следует признавать те случаи венчания, в которых жениху было менее 18, а невесте менее 16 лет (хотя жесткой эта норма стала лишь в 1830 году).

В рассматриваемом приходе ежегодно заключалось достаточно большое число браков. В 1749 году их насчитывалось 72, в 1799 году – 110, в среднем около 90 случаев венчаний в год. Минимальное количество браков отмечено в 1757 году – 61, максимальное в 1754 – 122 случая.

Приход Екатерининской церкви с. Курчум в 1812 году.

Автор карты: Mikeros

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Поскольку поименно рассмотреть все означенные случаи венчаний не представляется возможным, сосредоточимся на тех примерах, где в качестве участников фигурируют прямые предки автора или их кровные родственники. Всего за исследуемые годы зарегистрировано 2654 брака, из которых удалось установить 21 точную дату крещения и венчания женихов и 11 дат для невест. Данная выборка не является репрезентативной, так как верифицированных дат недостаточно (оптимально иметь 2-3% от всех случаев) и затрагивает только браки, совершенные в родах Булатовых, Желниных, Коровкиных, Салтыковых, Солодянкиных и Широких (Широковых).

Первым в их ряду будет брак Сидора Фомина Булатова (1758 – 1820 гг., пра (6 раз) дед) из дер. Поломской и Марины Макаровой Кропачевой (ок. 1752 – ок. 1812 гг.) из дер. Большая Юнга Ошланского прихода. Из МК известно, что Сидор Фомин родился 04.02.1758 г. ст., но в записи о рождении написан «Салтыковым», а не «Булатовым», в записи же о венчании, датированной 21.01.1773 г. ст. ошибочно написан Иосифом, а не Исидором. Получается, на момент венчания мой предок был без двух недель 15-летним, что было меньше даже минимального «церковного» возраста для венчания жениха, в то время как невесте было около 20 полных лет. Примечательно, что первый ребенок пары – дочь Евдокия, была крещена 13.02.1776 г. ст., то есть родилась по прошествии трех лет.

Его отец и мой пра (7 раз) дед – Фома Павлов Булатов (1735 – после 1778 гг.) тоже женился сравнительно рано. Фома был крещен 22.09.1735 г. ст., а венчался с Ефросиньей Савиной Катаевой (ок. 1728 – после 1790 гг.) в январе 1753 года, когда ему было 17 полных лет.

Если случай Сидора Фомина Булатова еще может допускать различные трактовки, ввиду наличия ошибок в записи о браке, а что важнее – и в записи о крещении (хотя это явная ошибка священнослужителя), то следующий уже не вызывает сомнений. Речь о Григории Павлове Булатове (1755 – после 1820 гг., двоюродный дядя Сидора), из дер. Поломской, крещенном 30.09.1755 г. ст. Факт его венчания с девицей Зиновией Васильевой Хлебовой (род. 05.05.1756 г. ст.) из дер. Шмелевской той же вотчины зарегистрирован 08.02.1772 г. ст. на момент, когда жениху исполнилось только 16 лет и 4 месяца, а невесте 15 лет и 9 месяцев. Еще один мой дальний родственник из рода Булатовых – Симон Никифоров Булатов (1735 – после 1754 гг.) из дер. Поломской, крещенный 03.04.1735 г. ст. венчался в январе 1751 года с Марфой Ивановой Городиловой из дер. Муринской той же вотчины, когда ему было 15 лет и 9 месяцев. Аналогично дело обстоит с браком Самуила (Самойлы) Никифорова Булатова (1754 – 1827 гг.) из той же деревни. Запись о его крещении датирована 20.08.1754 г. ст., а о венчании с Ефимией Никитиной Желниной (ок. 1746 – 1776 гг.) - 24.01.1770 г. ст., когда жениху исполнилось только 14 лет и 8 месяцев, а невесте было более 20 лет. Еще один представитель рода Булатовых – Савва Поликарпов (1757 – после 1816 гг.), крещенный 03.05.1757 г. ст. обвенчался первым браком с Анной Яковлевой Зыкиной из поч. Подгорного 07.02.1772 г. ст. в возрасте 14 лет и 9 месяцев.

Зададимся вопросом: может быть именно Булатовы в силу внутренних причин совершали подобные ранние браки? Ответ на него будет отрицательным – это явление отмечается повсеместно в Екатерининском приходе и даже в более радикальных формах. Так отрок Ефрем Павлов Коровкин (1760 – после 1772 гг.), крещенный 16.05.1760 г. ст. был обвенчан с девицей Евдокией Ефимовой Дюпиной из дер. Ковардинской Березинского прихода 20.01.1772 ст., в возрасте 11,5 лет! На сегодняшний день этот брак представляет собой пример наименьшего возраста жениха на момент венчания, найденный и верифицированный мною за все время занятий генеалогией. В раннем возрасте сочетался браком и родной брат Ефрема - Диомид (Дометий), крещеный 07.08.1764 г. ст., который обвенчался с девицей Евгенией Марковой Глушковой 24 января 1780 года в возрасте 15,5 лет.

Еще один пример очень раннего венчания жениха встречается в роде Солодянкиных – Яков Степанов Солодянкин, крещ. 23.04.1735 г. ст. из поч. Ждановского венчался 14.01.1749 г. ст. с девицей Евфимией Яковлевой Мокрецовой в возрасте 13 лет и 8 месяцев.

Иным образом обстояло дело с возрастом невест, вступающих в первый брак. Здесь наблюдаются одновременно две тенденции, вытекающие одна из другой: невесты, в большом числе случаев, старше жениха, и средний возраст вступления в брак у них выше. Кроме одного случая венчания Хлебовой Зиновии Васильевой, в возрасте 15 лет и 9 месяцев (о нем см. выше), других ранних браков с участием невест не выявлено. Что, впрочем, не означает их отсутствия или особой редкости, а объясняется большей трудностью прослеживания судеб дочерей по МК, ведь многие из них выдавались в замужество за пределы прихода Екатерининской церкви села Курчум.

Почему же случаев браков с участием малолетних женихов ощутимо больше? Разные исследователи отвечали на него по-разному. К числу логичных и обоснованных версий относится, например, что мальчики раньше были готовы к физическому труду и самостоятельности, фактически к 15-16 годам овладевая всеми навыками, необходимыми в крестьянском быте, в то время как «профессиональная» подготовка девочек требовала большего времени. Другая точка зрения гласит, что таким образом в семью привлекалась готовая взрослая работница (20-22 лет), которая сразу включалась в хозяйственные дела и могла оказать ощутимую помощь семье мужа. Не лишена смысла версия, что такие браки (совсем юный жених и «зрелая» невеста) прикрывали позорное явление снохачества, когда невеста поступала в дом свекра, фактически становясь его наложницей, а половую жизнь с законным мужем начинала через несколько лет, после его взросления. Могли быть и иные, более частные и индивидуальные причины для раннего брака.

Рассмотрев некоторые примеры ранних браков среди крестьян прихода Екатерининской церкви села Курчум, можно сделать следующие выводы:

1. Браки с участием жениха 16 лет и младше встречаются довольно часто и не представляют собой исключения, тогда как браки, в которых возраст жениха менее 14 лет – единичны. Вероятно, допустимым среди местных священнослужителей считался возраст 15 лет и старше, что соответствовало церковным канонам. Однако в ряде случаев из этого правила делались исключения и венчали даже лиц 11-13 лет;

2. Невесты вступали в первый брак значительно позже, часты случаи, в которых невеста старше жениха на 2-5 лет, при этом возраст с которого начинается массовое венчание невест можно оценить в 19-20 лет. Выявлен всего 1 случай венчания, в котором возраст невесты составил менее 16 лет.

3. В тех случаях, когда жених был особенно молод и между ним и невестой имелась значительная (3 и более лет) разница в возрасте, рождение первого ребенка фиксируется лишь на третий-четвертый год брака, что косвенно подтверждает отсутствие консумации такого брака в первый период совместной жизни.

 

#история #генеалогия #семья #венчание #брачность #свадьба #крестьяне #Вятка #Булатовы #Курчум

 

[1] ЦГАКО. Ф. 134. Оп. 1. №1164, Л. 126.

[2] Эклога. Византийский законодательный свод VIII века. М.: Наука, 1965. С. 45.

[3] Ответ об обручании и венчании // Стоглав [Текст]: cобор бывший в Москве при Вел. государе царе и вел. князе Иване Васильевиче (в лето 7059) / Гл. ред. Данилушкин Михаил Бориславич. - Санкт-Петербург: Воскресение, 1997.

[4] Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. 12 декабря 1825 — 28 февраля 1881 гг. Т. 5., Ч. 1, №3807.

 

Комментарии

Очень интересное исследование. Я тоже не раз поднимал эту тему, но по своим предкам на подобное пока не хватает времени. Кстати, вероятно, именно снохачеством можно объяснить записи в ревизских сказках, когда, например, у 16-летнего отца записан ребёнок 4-5 лет. Т.е. на самом деле его жена родила от свёкра, а записали на законного мужа. Как только священник это пропустил? Впрочем, коррупция была и в этой сфере. Наложил епитимью и всё простилось.

Аватар пользователя skygrad

Мальчики способны к половому акту уже в 13 лет (некоторые и ранее). Девушки еще ранее на год или два, но для полноценной безопасной беременности им необходима физическая зрелость, достигаемая примерно в 18 лет. Отсюда возрастной "перекос" в браках средневековья. В современном обществе этот вопрос в добрачный период решается относительной свободой нравов и противозачаточными средствами. Разумеется, могли быть и другие причины рассматриваемого явления.

Из книг В.А. Любимова «Барановы… Кудрины… Щепины… Юферевы…»

Круглыжская (Верхневетлужская округа Котельничского уезда). Книга 2, с. 153

 

Парфеновы… Анисима Поликарпова дети: Матрона (род. пр. 1753) – 06.06.1774 венчалась с Федором Павловым Яровиковым из Скрябинской, выходила замуж из дер. Баевской Ацвежских починков

 

Из Ревизской Сказки 1762 - 1764 гг. 350-2-1554. Л. 78 об.- 81

Котельничский уезд Ацвежские починки починок Скрябинский

 

…Никон Лаврентьев сын Яровиков 47 - - - 64 (года)

у него дети Максим 27 - - - 44 (года) Гаврило 26 - - - 43 (года) …

у Гаврило … дети Павел – 16 (лет) … у Павла жена Евдокия Иванова 19 (лет) …

у них сын Федор 10 нидель …

 

Павел Гаврилов Яровиков стал отцом в 16 лет.

 

На момент венчания 06.06.1774 г. Федору Павлову Яровикову было 10 лет.

 

Примечание вятского краеведа Мусихина А.Л.:

Возраст невесты - 21 год. В то время это считалось уже почти старой девой. Не исключено, что это был её второй брак. Иногда такое практиковалось, особенно при отсутствии женихов подходящего возраста. Родители сговаривались о свадьбе, а детей никто и не спрашивал.

При такой разнице в возрасте жена фактически становилась нянькой своему мужу.

Аватар пользователя дмитрий76

 Здравствуйте, Павел! Прочитал Ваше исследование, спасибо.

Проведя анализ метрических книг за пол столетия (1791-1840 гг.) по приходу Троицкой церкви села Пихтовый Мыс Глазовского уезда

Указанные сведения были взяты напрямую из второй части метрических книг «О бракосочетавшихся» и не проверялись дополнительно по соответствующим записям раздела «О рождающихся». 

 Хотел сообщить, что в МК сёл Белая, Уни и Сосновка, которые я смотрел за 1814,1817,1818,1820,1823 возраст брачующихся не указан, а за 1840 г. уже указывается, но в блоге "Жизнь и смерть в Пихтовом Мысе. Часть I." Вы пишите:

Большим упущением является тот факт, что в метрических книгах 1802-1838 гг. возраст молодоженов не указан. 

Аватар пользователя Mikeros

Все верно, но я анализировал и сравнивал только период 1795-99 гг. (возраст есть) и 1839-40 гг. (возраст тоже есть):

«Проанализировав 81 запись о браках за период 1795-1799 года вырисовывается следующая картина: средний возраст жениха, венчающегося первым браком – 19 лет, невесты – 19,3 года. Женихи старше невест в 22% случаев, в 22% случаев их возраст равен и в 56% случаев невеста старше жениха на 1-3 года. Самый ранний возраст заключения брака для жениха и невесты указан – 16 лет. Самый поздний возраст венчания жениха первым браком – 30 лет, невесты – 22 года.

 

Доля браков, в котором хотя бы для одного из супругов он является вторым составляет всего 6 случаев из 81: в 3-х из них вдовцами были оба, в 2-х – невеста была вдовой, в одном случае жених был вдовцом. Интересно, что в одном случае брак, в котором жених венчался вторым браком, а невеста первым назван «полуторным» (ЦГАУР, Ф. 134, Оп. 1, №1796, Л. 153-об.).

Спустя 40 лет, когда записи о возрасте венчающихся возвращаются в метрические книги, картина меняется существенно. Исходя из анализа 128 брачных записей за 1839-1840 гг. средний возраст жениха, вступающего в первый брак составляет 20 лет, средний возраст невест остается прежним и составляет 19,2 года. Женихи старше невест в 25 случаях из 96 (26% случаев), в 24 случаях (25%) их возраст равен, в 49% случаев возраст невесты больше. Самый ранний возраст вступления в первый брак для жениха и невесты – 17 лет, самый поздний для жениха составляет 44 года, для невесты 30 лет.».

Аватар пользователя Jelena

У меня есть пример моих прямых предков. Венчавшихся в начале 1819 года. Сутягин (починка Сутягина) и Шарачева (починок Ильина, родилась в Выезде)
Жениху не было 16 лет. он 1803 года рождения на момент свадьбы 15 лет 10 месяцев. Невеста - 1792 года рождения (осенняя). То есть ей 26 с хвостиком) Первый брак для обоих.
Ну ничего так прожили до ее смерти в 1851 году. много детей. Мои четырежды прабабушка и четырежды прадед. одна из их дочерей (1831 гр - не последняя из детей, да и вообще они с братом близнецом оба выжиди и дали потомство) - Моя трижды прабабушка Анастасия.

Ну из опыта изучения метричек конца 18- начала 19 века по сословию однодворцев в нынешних Белгородской и Харьковской областях - в то время часты были браки, когда жениху 15-17, невесте 24-25 при этом. недостатка невест не было. потом эта практика постепенно менялась. и возраст брачующ9ихся выравнивался и обычно раньше 18 не женили

 

Аватар пользователя Leonid1872

Может вопрос немного не в тему, а со скольких лет могли стать восприемниками младенца? Читал такую запись, что восприемником был одиннадцатилетний юноша (мальчик?), в записях возраст восприемника не указывается, сопоставил по предыдущим метрикам, теперь сомневаюсь, может у родителей был еще старший сын - полный тезка младшему брату?

Аватар пользователя Mikeros

Девушки лет с 12-13, а мужчины в основном уже женатые.

Аватар пользователя Jelena

Э не скажите. воспреемницу встречала 8-9 лет. мальчиков лет с 10-11

Аватар пользователя Leonid1872

Согласен с Вами, читал много записей когда старшие сестры возраста 14-18 лет становились восприемницами своим новорожденным младшим сестрам, с юношами такого возраста гораздо реже. Мой вопрос так и остался вопросом, может кому встречался подобный случай из метрик, когда восприемник младенца в столь юном возрасте?

Добрый вечер, Леонид Трофимович!

Всё-таки такой случай, когда в восприемниках значатся дети, иногда встречается в МК. Однажды мне довелось видеть 7-летнего мальчика в качестве восприемника своей сестры, что тоже вызвало удивление. Жаль, не смогу сейчас вспомнить конкретно, за какой год и какой церкви была эта МК.

 

может кому встречался подобный случай из метрик, когда восприемник младенца в столь юном возрасте?

Надо указы Синода смотреть. Религиозно-правовые нормы менялись. Да и не всегда выполнялись. И контролировать было сложно, т.к. в МК возраст воспреемников не указывается.