Клировая ведомость Покровской церкви села Пьяный Бор за 1865 год
(с комментариями)
Клировая ведомость Покровской церкви села Пьяный Бор за 1865 год[1] интересна рядом исторических фактов, связанных с селом с деревнями, входившими в 1860-х гг. в Покровский приход. Примечательной информацией, отмеченной в клировой ведомости, является относимость села Пьяноборского, деревень Муново, Зуево, Коновалово, Контузлы и починка Зуева, что на Тёплых ключах по состоянию на 1865 год - к Каракулинскому волостному правлению, а деревни Арзамасцовой, черемисского починка Каменного Ключа и татарской деревни Ямурзиной – к Старосальинскому волостному правлению. В клировых ведомостях за 1863[2] и 1864[3] гг. значились те же сведения об относимости этих деревень. Пьяноборский приход в 1863-1872 гг. включал в себя 12 селений. Пьяноборская волость по состоянию на 1865 год ещё не была выделена из Каракулинского волостного правления, это произошло не позднее 1869 года. Так же, по состоянию на 1865 год, в клировой ведомости была указана относимость русских починков Прокошева, Ильнеш и Валков к Чегандинскому волостному правлению, сформированному из упразднённой в 1859 году[4] Кырлыганской волости. В том же, 1859 году, по новому образованию управления государственных имуществ, починки Валков, Прокошева и Ильнеш Ныргындинского общества Кырлыганской волости были отнесены к Ныргындинскому обществу Чегандинской волости Сарапульского уезда. Принадлежность всех трёх починков к Чегандинской волости Сарапульского уезда по клировым ведомостям за 1863-1872[5] гг. сохранялась, а в клировых ведомостях за 1870[6] и 1872 гг. в Чегандинской волости был указан так же починок Зуева что на Тёплых Ключах. Важным является указание в клировой ведомости за 1869 год[7], поданной 12 января 1870 года, Пьяноборской волости (это первое упоминание Пьяноборской волости в церковных документах). К 1878 году в состав Пьяноборской волости из Чегандинской волости будет переведён починок Валков, того же, Пьяноборского прихода.
Ещё одним интересным фактом является указание в клировой ведомости за 1865 год (эти же сведения повторяются в клировых ведомостях за 1863-1872 гг.) периода начала строительства в селе Пьяный Бор новой Покровской церкви – 1815 год, а не 1816-й, как в другом известном источнике[8], в котором была указана дата закладки храма – 16 июля 1816 года:
… 202. Село Пьяноборское, Покровская церковь [По описанию церковь деревянная пожертвована в с. Старый Пьяный Бор Уфимской губернии Мензелинского уезда. – Прим. авт.]. Село упоминается в челобитной 1682 г. (Вятские губернские ведомости. 1884 г. № 26; протоиерей священник [Н. Н.] Блинов «Г. Сарапул. Исторический очерк». 1887 г.). В этом году башкирцы сожгли церковь. Первая церковь была деревянная Тихоновская. Вторая тоже деревянная. Эти церкви обе истреблены пожарами. В начале XVIII столетия церковь была деревянная в честь Св. Тихона Аммафутского. Село называлось дворцовым и принадлежало к Уфимской провинции, а затем перешло в ведение Казанской епархии и, наконец, в 1791 г. перечислено в Вятскую епархию. Во время перечисления были две деревянные церкви без приделов: 1-я – во имя Преподобного Тихона, построенная по благословению преосвященного Вениамина, архиепископа Казанского, в 1762 г. и освящена 16 июня 1763 г.; 2-я – в честь Св. Афанасия и Кирилла, построенная в 1781 г. по благословению архиепископа Казанского Амвросия и освящена 30 октября 1782 г. (клировые ведомости 1814, 1815 гг.). 5 сентября 1816 г. вышеозначенные две деревянные церкви во имя Преподобного Тихона и в честь Св. Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев сгорели. 16 июля того же 1816 г. заложен каменный храм с тремя престолами, каковой и построен в 1826 г. До построения каменного храма службы совершались в деревянном покое вроде часовни. В холодной церкви главный престол освящен во имя Покрова Божией Матери, в теплой церкви престолы освящены: правый – в честь Св. Тихона Аммафутского и левый – в честь Св. Александрийских Афанасия и Кирилла. Эти же престолы существуют и ныне. Дела архива [Вятской] духовной консистории: 1049/1809, 620/1811 (выдан план), 1031/1814, 605/1815, 246 (сгорение церкви), 1021/1816, 872/1817, 282, 552, 6/…/ /1818, 1249/1826, 478/1827 (освящение холодного храма), 743/1829, 388/1833, 681 (освящение Тихоновского придела), 1107, 1108, 1109 (освящение левого придела)/1834, 764/1836, 1724/1844, 660, 2040 (освящение храма)/1846, 201, 561/1848, 1328/1849, 843 (освящение придела), 1329 (освящение храма)/1850, 75/1854, 1363 (освящение придела), 1910/1855, 514/1865, 371/1870, 235/1871, 457/1872, 233/1873 (перестроение теплой церкви), 167/1875. Метрические книги с 1722 г. Примечание. Дела архива [Вятской] духовной консистории: 1021/1816, 2332/1850. …
Клировая ведомость за 1865 год описывает текущие реалии Покровского прихода, а незадолго до этого, в 1862 году, в состав прихода входили 14 селений. В том же, 1862 году, в связи с обустройством в деревне Чекалде своей церкви, из прихода села Пьяный Бор в новосозданный Николаевский (Чекалдинский) приход были причислены бывшая приходская деревня Чекалда и бывший приходской починок Азёво[9]:
… 211. Село Чекалда, Николаевская церковь. Приход открыт в 1862 г. и выделился из [прихода] с. Пьяноборского. В ноябре месяце того же 1862 г. приступлено к постройке из бывшей Флоровской часовни временной церкви. Стройка церкви окончена в январе месяце 1863 г. 5 февраля 1863 г. церковь освящена в честь Св. Николая Чудотворца. Эта церковь 13 декабря 1874 г. сгорела. До устройства новой церкви богослужения совершались в нежилой комнате при доме сельского жителя. В 1875 г. построена новая церковь, деревянная же, с одним престолом, который освящен 16 октября 1875 г. в честь угодника Божия Св. Николая Чудотворца. Дела архива [Вятской] духовной консистории: 669/1860 (открытие прихода), 292/1874. Метрические книги с 1862 г. При починке Азеве в 1907 г. устроена приписная церковь из бывшей часовни и освящена малым освящением 6 августа того же 1907 г. Богослужения совершаются на переносном антиминсе. Дело [архива Вятской духовной консистории] о построении церкви 157/1906. Примечание. Клировые ведомости 1866, 1875 гг. …
В клировой ведомости за 1865 год отмечен перевод к 1821 году значительной части прихожан (из числа новокрещен) в Богородицкий приход села Икское Устье, а после открытия в 1836 году в селе второго церковного штата, к Покровской церкви села Пьяный Бор из Чегандинского прихода были причислены прихожане русских починков Прокошева (1837 год) и Ильнеш (1837 год), а также марийских починков Кулегаш (1838 год) и Каменный Ключ (1838 год). Через 10 лет после этого, в 1847 году, к Покровской церкви были причислены прихожане из починка Зуева, что на Тёплых Ключах, до того относившегося к Чегандинскому приходу.
Раскольников по состоянию на 1865 год в Пьяноборском приходе официально значилось: 395 человек (196 муж./199 жен.), числившихся в 35-ти дворах. Массовое уклонение в раскол в этом приходе начнётся на следующий, 1866 год. В 1872 году учтённых раскольнических дворов значилось 40, в них проживало 486 раскольников (235 муж./251 жен.). Все раскольники традиционно группировались в пяти починках: Валков, Прокошево, Контузла, Тёплые Ключи и Ильнеш. В основном все раскольники относились к беспоповцам поморской секты, за исключением раскольников из деревни Контузлы, относившихся к толку поповщины.
Перейдем же непосредственно к клировой ведомости за 1865 год. В нашем распоряжении оказалась большая часть ведомости, без раздела «О причте», в котором описывался состав семейств всех проживавших в селе лиц, имевших отношение к священно-церковнослужителям. Данный раздел почти повторяет аналогичный раздел клировых ведомостей за 1863-1864 гг., которые со временем так же будут обработаны и представлены для исследования.
(л. 264)
Ведомость о церкви Покровской и причте оной Елабужскаго Уезда села Пьяноборскаго состоящаго в благочинии Священника Стефана [Филиппова] Кудрявцева за 1865 год.
(л. 264об.)
Ведомость о церкви
Покровской Елабужскаго Уезда села Пьяноборскаго состоящаго в Благочинии Священника Стефана [Филиппова] Кудрявцева за 1865 год.
1. Застроена в 1815 году и строением окончена в 1826 году иждивением прихожан при пособии некоторых добровольных вкладчиков по сборной книге.
2. Зданием каменная с таковою ж колокольнею, крепка и обнесена оградою.
3. Престолов в ней три: в настоящей холодней посвящен Покрову Божией Матери, в двух теплых приделах, в правом – во имя Святителя Тихона Чудотворца Амафунтскаго, в левом – во имя Святителей Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских. Все они освящены и совершаются Священнослужения.
4. Утварью церковной во всех частях достаточно.
5. Причта подавна было положено по штату два Священника, один Диакон и четыре причетника, из коих один причт т.е. - Священник с двумя причетниками, в 1821 году, после перешедшаго отсюда довольнаго количества приходских в Село Икское Устье, по Указу, переведен в оное, а в 1836 году, снова открыт вторый штат. По новым же штатам определены два Священника, Диакон, Дьячек и Пономарь.
6. Земли при сей Церкви значится: а) усадебной – полторы десятины, луговой обращаемой нередко жителями села под скотской выгон три десятины, а пахатной значущейся по Генеральному межеванию и вновь в 1857 году обойденной межевыми столбами тридцать десятин. Впрочем, сего последнего со времени нарезки Священноцерковнослужители никогда не пользовались, (л. 265) и часть оной состояла под общественными Удельными запашками, взамен коей по прошению Священноцерковнослужителей в 1858 году нарезано луговой земли за рекой Камой тринадцать и три чети десятин. Дополнительной же по высочайшему повелению пропорции земли, пока еще не нарезано.
7. Дома у всех Священноцерковнослужителей собственные деревянные при Церкви, на земле в 8 местах для Священноцерковнослужителей по плану высочайше конфирмованному отведенной.
8. На содержание Священноцерковнослужителей постояннаго оклада ни откуда не получается, пропитываются же они добровольным подаянием жита, кроме двух небольших починков, с коих получается хлебная руга, и произвольными за требоисправлениями денежными награждениями, почему содержание, как зависимое от случайностей, скудно.
9. Зданий, принадлежащих к сей церкви никаких нет.
10. Церковь сия разстоянием от Духовной Консистории в 500, от Духовнаго правления в 80 верстах, а местный Благочинный находится при Церкви.
11. Ближайшие к сей Церкви сей же округи и Благочиния Икскоустьинская Богородицкая в 40 верстах, Варзиячинская Троицкая в 35, Сарапульской округи другаго Благочиния Новопоселенская Рождественская в 20 и Чекалдинская Никольская в 20ти верстах.
12. Приписанной Церкви к оной и
13. Так же и домовой в приходе не существует.
14. Вместо прежней описи церковному имуществу, (л. 265об.) существовавшей с 1826 года, в 1856 году составлена новая на 79 листах, кои все в Елабужском Духовном Правлении того же года 28 ноября прошнурены, припечатаны и Окружным Благочинным Священником Николаем Клобуковым скреплены.
15. Приходорасходная книга о суммах свечной и церковной выданныя из Елабужскаго Духовнаго Правления за скрепой и печатью онаго: 1я в 1855 году 4 Генваря, а 2я в 1863 году сентября 6го дня, ведутся исправно, и хранятся в целости.
16. Копий с Метрических книг с 1790 по 1799й год по истреблению пожаром прежней деревянной Церкви некоторых совсем нет, за прочие же годы последующие хранятся в наличии и целости.
17. Исповедныя росписи с 1800 по 1817й год по той же причине в некотором расстройстве и с того года поныне в надлежащем виде и целости.
18. Обыскная книга выдана в 1860 году за шнуром и печатью Духовной Консистории за скрепою Члена оной Протоирея Павла Бехтерева, в ней ныне записано 244 листа и затем ненаписанных остается 256 листов.
(л. 266)
О причте означенной церкви
…
(л. 272об.)
Примечание
(л. 273)
О прихожанах означенной церкви |
||||
В каких местах и какого звания прихожане |
Число дворов |
Число душ |
В каком разстоянии от церкви и нет ли препятствий в сообщении |
|
Муж. |
Жен. |
|||
По части 1го Священника Каракулинскаго Волостнаго правления. Препятствий в сообщении нет. |
||||
В селе Пьяноборском: военных |
- |
14 |
24 |
- |
крестьян |
125 |
472 |
484 |
|
Деревне Муновой: военных |
- |
4 |
10 |
в 2х вер. |
крестьян |
40 |
181 |
208 |
|
Починке Зуеве, что на Тёплых ключах: военных |
- |
5 |
20 |
в 10ти вер. |
крестьян |
41 |
176 |
203 |
|
Раскольников секты поповщинск. |
4 |
15 |
12 |
|
Чигандинскаго Волостнаго правления. Препятствий в сообщении нет. |
||||
Починке Валкове: военных |
- |
3 |
7 |
в 7ми вер. |
крестьян |
7 |
37 |
55 |
|
Раскольников безпоповщины Поморской сект. |
16 |
113 |
129 |
|
Починке Прокошеве: военных |
- |
- |
1 |
в 7ми вер. |
крестьян |
3 |
13 |
19 |
|
Раскольников безпоповщины Поморской секты |
2 |
12 |
13 |
|
Починке Ильнеше: военных |
- |
16 |
28 |
в 12ти вер. |
крестьян |
46 |
204 |
230 |
|
Раскольников безпоповщины Поморской секты |
8 |
31 |
31 |
|
ИТОГО: |
262 |
1125 |
1289 |
- |
(л. 273об.)
В каких местах и какого звания прихожане |
Число дворов |
Число душ |
В каком разстоянии от церкви и нет ли препятствий в сообщении |
|
Муж. |
Жен. |
|||
По части 2го Священника Каракулинскаго Волостнаго правления. Препятствий в сообщении нет. |
||||
В селе Пьяноборском: военных |
- |
13 |
26 |
- |
крестьян |
94 |
435 |
481 |
|
Деревне Зуевой: военных |
- |
5 |
14 |
в 7ми вер. |
крестьян |
36 |
181 |
199 |
|
Деревне Контузле: военных |
- |
- |
8 |
в 7ти вер. |
крестьян |
24 |
114 |
127 |
|
Раскольников секты поповщины |
5 |
25 |
14 |
|
Починке Коновалове: военных |
- |
5 |
12 |
в 7ти вер. |
крестьян |
16 |
77 |
76 |
|
Старосальинскаго волостнаго правления. Препятствий в сообщении нет. |
||||
Деревне Арзамасцовой: военных |
- |
3 |
10 |
в 10ти вер. |
крестьян |
20 |
83 |
100 |
|
Починке Каменном Ключе: военных |
- |
6 |
10 |
в 10ти вер. |
Новокрещен из Черемис |
18 |
70 |
85 |
|
Деревне Ямурзиной: военных |
- |
- |
- |
в 15ти вер. |
Новокрещен из Татар |
5 |
22 |
27 |
|
ИТОГО: |
213 |
1 014 |
1175 |
- |
А всего с раскольниками: |
510 |
2 335 |
2 673 |
- |
/примечание расшифровщика: 35 дворов раскольников, 395 человек (196 муж./199 жен.)
(л. 274об.-275)
Ведомость. Сколько по Пьяноборской Покровской церкви от 1864 к 1865 году осталось наличных, воска со свечами и денег, сколько в течение онаго поступило в приход, сколько было в расходе, и сколько за тем осталось к 1866 году. |
|||||||||||||||||||||||||
Осталось от 1864 к 1865 г. |
К тому в 1865 году поступило в приход. |
В сем 1865 году поступило в расход. |
К 1866 г. осталось |
||||||||||||||||||||||
Воска со свечами |
Наличных денег |
За проданные свечи с прибыльными. |
От подаяния. |
За отдачу в наем домов, лавок, и проч. |
Воска со свечами. |
На покупку воска и свеч. |
На починку церкви и разные расходы. |
Внесено для хранения и приращения в пользу церкви. |
Продано свеч. |
Наличных денег. |
Воска со свечами. |
||||||||||||||
В кошелек. |
В кружку. |
||||||||||||||||||||||||
Пуды. |
Фунты. |
Рубли. |
Коп. |
Рубли. |
Коп. |
Рубли. |
Коп. |
Рубли. |
Коп. |
Рубли. |
Коп. |
Пуды |
Фун. |
Рубли. |
Коп. |
Рубли. |
Коп. |
Рубли. |
Коп. |
Пуды. |
Фунты. |
Рубли. |
Коп. |
Пуды. |
Фун. |
- |
39½ |
4995 |
45¼ |
140 |
93 |
10 |
54 |
1743 |
65¼ |
- |
- |
2 |
10 |
59 |
00 |
1401 |
67 |
81 |
93 |
2 |
25 |
5347 |
97 ½ |
- |
24 ½ |
Примеч. 1. В числе показанных на приход кружечных денег 1743 руб. 65 ¼ коп. поступило:
а) от пожертвований прихожанами на колокол 337 р. 9 коп.,
б) от продажи разных книг 22 р. 53 к.,
в) на заведение ризницы и утвари 147 руб. 18 к.,
г) от продажи венчиков и листов разрешительной молитвы 2 р. 28 к.,
д) на освещение церкви и негасимую лампаду 40 руб. 65 коп.
Примеч. 2. Из числа значущихся в расходах денег 140 руб. 67 коп. употреблено:
на вино, муку и ладан 81 р. 85 коп.,
на освещение и отопление церкви 122 руб. 38 ½ к.,
на заведение ризницы и утвари 23 руб.,
на поправку церкви 73 р. 76 коп.,
на выписку книг и журналов 16 руб. 35 коп.,
на выписку бланковых листов, венчиков и разр. молитв 18 р. 13 к.,
по сборам на училище девиц духовнаго звания, в попечительстве и друг. 40 руб. 58 к.,
на канцелярские расходы и другие мелкие [расходы] 25 руб. 16 ½ коп.
Примеч. 3. Передвижной по банковым билетам суммы было 1000 руб. 45 копеек.
К сей ведомости сей Пьяноборской Покровской церкви:
Священник Павел Иванов Чистяков руку приложил,
Диакон Михаил Дорофеев Головин руку приложил,
Диакон Алексей Иванов Стрельцов руку приложил,
Дьячек Иван Гавриилов Лучников руку приложил,
Пономарь Семен Николаев Заворохин руку приложил.
[1] Источник: дело «Клировые ведомости церквей г. Елабуга и Елабужского уезда Вятской губернии», 1865 год, ГБУ ГА РТ Ф. 980, Оп. 1, Д. 3, лл. 264-275.
[2] Источник: дело «Клировые ведомости церквей г. Елабуга и Елабужского уезда Вятской губернии», 1863 год, ГБУ ГА РТ Ф. 980, Оп. 1, Д. 1, лл. 249-258об.
[3] Источник: дело «Клировые ведомости церквей г. Елабуга и Елабужского уезда Вятской губернии», 1864 год, ГБУ ГА РТ Ф. 980, Оп. 1, Д. 2, лл. 287-298об.
[4] Ведомость о составе волостей, по новому образованию Управления государственных имуществ в Вятской губернии, в 1859 году. Памятная книжка Вятской губернии на 1860 год, с. 351. В Памятной книжке допущена опечатка с названием Ныргындинского сельского общества, в оригинале указано "Нырдинское Кырлыганской волости".
[5] Источник: дело «Клировые ведомости церквей г. Елабуга и Елабужского уезда Вятской губернии», 1872 год, ГБУ ГА РТ Ф. 980, Оп. 1, Д. 10, лл. 235-246об.
[6] Источник: дело «Клировые ведомости церквей г. Елабуга и Елабужского уезда Вятской губернии», 1870 год, ГБУ ГА РТ Ф. 980, Оп. 1, Д. 8, лл. 339-350об.
[7] Источник: дело «Клировые ведомости церквей г. Елабуга и Елабужского уезда Вятской губернии», 1869 год, ГБУ ГА РТ Ф. 980, Оп. 1, Д. 7, лл. 311-322об.
[8] Шабалин В.И. Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии. Киров, 2020, стр. 123-124.
[9] Там же, стр. 128.
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.