ID: 107855
Волково - село в Агрызском районе Республики Татарстан, на р. Бима, у границы с Удмуртской Республикой. По автодорогам село расположено в 86 км к юго-востоку от районного центра в г. Агрыз (по прямой - в 62 км), в 12 км от деревни Контузла. На 2000 г. - 17 жителей (русские). С 2012 года постоянное население отсутствует. Уличная сеть села состояла из двух улиц (ул. Заречная и ул. Мира).
По материалам Татарской энциклопедии, село основано в середине 18 века. До 1860-х г.г. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, бурлачеством, отхожими промыслами в Пермской, Самарской и Саратовской губерниях.
Материалы Татарской энциклопедии о периоде основания населенного пункта повторяют неточность дореволюционного статистического источника [Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 6. Елабужский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1889, прил., с. 56] : "Справка: Починокъ Волковъ лежитъ при рѣкѣ Бимѣ — въ 86 верстахъ отъ уѣзднаго города и въ 8 верстахъ отъ правленія, церкви и школы. Населеніе состоитъ изъ русскихъ, пріѣхавшихъ сюда въ 1855-мъ году «на лѣсъ» изъ деревни Востраго Мыса, Мальканской волости, Нолинскаго уѣзда. ...". Достоверной является информация о первопоселенцах починка Валкова, что над рекою Бимою, которыми стали экономические крестьяне Валковы, переселившиеся из починка Острый Мыс, имевшего второе название - Калман (Колман, Калманы, Остромыжский, Колман над речкою Лобанью на устье речки Колмине). Соседний с Калманом населенный пункт, находившийся от него на расстоянии 400 метров, носил название Стопки, имел такое же второе название - Острый Мыс (Малый Калман, Отопки). Территориально оба Калмана в период заселения Валкова относились к Лобанской волости Нолинской округи Вятской губернии, позднее - к Малканской волости. Калман в 1763 году являлся местом проживания еще одного волковского рода Мельниковых, чьи потомки и родственники почти в одно время с Валковыми заселили глухой район недалеко от реки Камы. Здесь, в стороне от церковных властей, вблизи богатых лесными угодьями мест обосновались первые жители, исповедовавшие древлеправославие. С точки зрения канонической Церкви селяне считались раскольниками и подлежали особому вниманию. Отношение к Вере местных жителей было основой их староверского бытия и влияло на историю развития деревни. История села - это в основном непубличная история местных староверов.
Поселение получило название по фамилии первого осевшего в 1812 году на речке Биме раскольничьего семейства Валковых (Павел Пантелеев Валков и его сын Филимон Павлов Валков), заселившегося без официального разрешения. К 1816 году существование починка было узаконено. В период с 1812 по 1815 г.г. помимо Валковых в починке обосновались еще 15 семейств. Населенный пункт изначально состоял только из древлеправославных жителей-раскольников (поморов), за исключением прибывших следом за ними из под города Сарапула трех немногочисленных православных семейств: единого семейства Собиных и двух родственных Собиным семей Беляевых. Данную категорию переселенцев в первую очередь интересовали льготы, предоставлявшиеся со стороны государства (налоговые, повинности, освобождение на определенный срок от военной службы, подъемные и др.). В слабо заселенном крае для них исчезала болезненная для крестьян проблема распределения пахотных земель на старых, обжитых территориях.
Первое упоминание починка Валковского в церковных метриках Тихоновской церкви села Пьяного Бора связано с прибывшими на рубеже 1815/1816 г.г. ясашными православными крестьянами - Собиными. Согласно записи № 27 из метрической книги, произведенной 03 ноября 1819 года, было зарегистрировано венчание: "Починка Валковскаго ясашной крестьянин отрок Максим Михайлов Собин и Чагандинскаго прихода деревни Илнеш экономическаго крестьянина Никиты Иаковлева (Девятьярова) с дочерью девкою Анною; поручители при них: Семен (Сергеев), Митрей (Дмитрий Семенов), Петр (Матфиев) Беляевы, Николай (Михайлов) Собин, Степан (Игнатьев) Татаркин (деревня Теплые Ключи). Венчал Иерей Евфимий (Огнев) с Диаконом и причетниками Петром Врачевым и Алексием Стрельцовым." [НАРТ ф. 992 оп. 1 д. 116 л. 403об.]. Род Собиных и Белявых, как и другие семьи из Валкова, в дальнейшем неоднократно породнится с Деветиаровыми из починка Ильнеш.
До административно-территориальных преобразований в России и создания на её территории национальных автономий (1919-1921 г.г.) село относилось к Вятской губернии, располагалось на границе Сарапульского и Елабужского уездов, изначально относилось к Сарапульскому уезду, но во второй половине 19-го века было включено в состав Пьяноборской волости Елабужского уезда. Принадлежность поселения неоднократно менялась. В 1816-1834 г.г. населенный пункт относился к Быргындинской волости Сарапульского уезда.
Согласно материалам 7-й ревизии [ГАКО Ф. 176 оп. 2 д. 596, л. 121-127], в ревизской сказке от 10 марта 1816 года Вятской губернии Сарапульского уезда Быргындинского волостного правления вновь заселившегося починка Валкова что над рекою Бимою о состоящих мужеска и женска пола душей економических и ясашных крестьянах, поданой 26 февраля 1816 года, вновь заведенного в 1812 году без позволения казенной палаты по увольнению мирскаго общества починка Валкова что Над рекой Бимою по обе Стороны, новопоселенцы писаны по 6-й ревизии (в 1811 г.) Нолинской округи в разных нижеозначенных волостях и селениях о состоящих мужеска пола душах економических и ясашных крестьянах:
1 |
Шустовы |
7 человек, в т.ч. 3 мужчины, 4 женщины |
Нолинской округи, Сунского, деревни Нестинской, економические |
2 |
Шустовы |
7 человек, в т.ч. 3 мужчины, 4 женщины |
Нолинской округи, Сунского, деревни Нестинской, економические |
3 |
Прокошевы |
4 человека, в т.ч. 2 мужчин, 2 женщины |
Нолинской округи, Немского, починка Тюриковского, економические |
4 |
Лузьяновы |
8 человек, в т.ч. 3 мужчины, 5 женщин |
Нолинской округи, Немского, починка Тюриковского, економические |
5 |
Шишкины |
8 человек, в т.ч. 4 мужчины, 4 женщины |
Нолинской округи, Немского, починка Ярку, ясашные |
6 |
Горячкины |
9 человек, в т.ч. 4 мужчины, 5 женщин |
Нолинской округи, Немского, починка Чистова Поля, ясашные |
7 |
Шашовы |
7 человек, в т.ч. 3 мужчины, 4 женщины |
Нолинской округи, Немского, починка Полому, економические |
8 |
Логиновы |
9 человек, в т.ч. 7 мужчин, 2 женщины |
Нолинской округи, Лобанского, починка Збегаева, ясашные |
9 |
Мельниковы |
6 человек, в т.ч. 3 мужчины, 3 женщины |
Нолинской округи, Лобанского, починка Збегаева, ясашные |
10 |
Валковы |
5 человек, в т.ч. 2 мужчин, 3 женщины |
Нолинской округи, Лобанского, починка Калману, економические |
11 |
Марковы |
4 человека, в т.ч. 1 мужчина, 3 женщины |
Нолинской округи, Лобанского, починка Пихтового Мысу, економические |
12 |
Могилевы |
5 человек, в т.ч. 2 мужчин, 3 женщины |
Нолинской округи, Курчумского, деревни Мало Крутешенской, економические |
13 |
Могилевы |
3 человека, в т.ч. 1 мужчина, 2 женщины |
Нолинской округи, Курчумского, деревни Санниковской, економические |
14 |
Собины |
6 человек, в т.ч. 3 мужчины, 3 женщины |
Сарапульской округи Арефьевского, деревни Девятовой, ясашные |
15 |
Беляевы |
10 человек, в т.ч. 5 мужчин, 5 женщин |
Сарапульской округи Арефьевского, деревни Гарей, економические |
16 |
Беляевы |
10 человек, в т.ч. 5 мужчин, 5 женщин |
Сарапульской округи Арефьевского, деревни Гарей, економические |
Итого – 16 дворов, 108 человек, в т. ч.: 50 мужчин, 58 женщин. |
В 1816 году в поселении проживало православных канонической веры - 26 человек, в т.ч. 10 мужчин, 16 женщин; раскольников (поморов) – 82 человека, в т.ч. - 40 мужчин, 42 женщины (итого 108 человек). С уходом из жизни старого поколения Марковых, представители этой фамилии постепенно перешли в каноническую веру (к 1839 г., а также в 1846, 1848 и 1864 г.г. Марковы присоединялись к никонианству).
В 1827 году из Нолинской округи, Сунской волости, деревни Нестинской, в починок Валков переселяется семейство раскольников - Нечунаевых. В ревизской сказке от 04 апреля 1834 года деревни "что Словет починок Нестинской" указаны выбывшие экономические крестьяне - Евлампий Васильев Нечунаев 37 лет по прошлой ревизии, его сын Лаврентий, 13 лет и племянник Савва Иванов Нечунаев 18 лет: "Переведен с разрешения министра финансов Сарапульской округи Быргиндинской волости в починок Валков в 1827 году" (Савва), "Переведены по совокупному проживанию с племянником Саввою Ивановым в починок же Валков" (Евлампий и Лаврентий) [ЦГАКО Ф. 176 О.2 Д. 783 Л. 391об.].
При исследовании церковных метрик Покровской церкви села Пьяный Бор за период вторая половина XIX - начало XX в.в. можно заметить, что одни жители деревни из раскола присоединялись к православию, другие наоборот склонялись в раскол. Незначительная часть местных жителей присоединялась к православию на правах Единоверия.
Согласно ревизским сказкам IX и X ревизий, соответственно, от 29.08.1850 г. и от 16.03.1858 г., починок Валков относился к Сарапульскому уезду Кырлыганской волости Ныргындинского сельского общества [ГАКО Ф.176 Оп.2 Д.1325 л. 745; ГАКО Ф.176 Оп.2 Д.1837 л. 945]. Принадлежность починка в середине 1859 года к Ныргындинскому сельскому обществу указана в записи от 08.07.1859 о венчании в метрической книге по приходу Николаевской единоверческой церкви г. Сарапула за 1859 год: - "Каракулинского удельного приказа починка Кунтузлы крестьянина Карпа Карпова Коробейникова, единоверца, вдовца, после первого брака, с Ныргиндинскаго общества починка Волкова крестьянина Никифора Мельникова дочерью девицей Федосьей, обратившейся из раскола поповишинской секты, к единоверию. Поручителями были: по женихе того ж починка Кунтузлы удельные крестьяне Евфим Стефанов и Фотий Иванов Коробейниковы, по невесте тогоже починка Валкова крестьяне Иван Никифоров Мельников и Родион Осипов Шустов" [ЦГАУР Ф. 433. Оп.1 Д.8 л. 35]. В том же, 1859 году, починок Валков Ныргындинского общества бывшей Кырлыганской волости был отнесен к Ныргындинскому обществу Чегандинской волости Сарапульского уезда по новому образованию управления государственных имуществ [согласно данным "Памятная книжка Вятской губернии" на 1860 год, с. 351]. (В Памятной книжке допущена опечатка с названием Ныргындинского сельского общества, в оригинале указано "Нырдинское Кырлыганской волости").
К 1882 году починок Валков уже значился в Елабужской округе Пьяноборской волости. Информацию об относимости поселения можно почерпнуть из метрической книги за 1882 год Сарапульской Николаевской единоверческой церкви в разделе "О родившихся": запись номер 2, дочь Ирина, рождение 7 апреля 1878 года, Св. миром помазана 19 сентября 1882 года, Елабужскаго уезда, Пьяноборской волости, починка Валкова кр-н Михаил Моисев Беляев и законная жена его Евдокия Меркуриева. Восприемница починка Валкова кр.-нская девица Васса Михайлова Беляева. Священник Василий Рябов (ЦГУР Ф. 433 Оп. 1 Д. 24 Л. 196об.)
С учетом принадлежности населенных пунктов по хозяйствующим субъектам, по состоянию на 1891 год починок Волков относился к Волковскому сельскому обществу Пьяно-Борской волости Елабужского уезда (по данным переписи домовладельцев 1891 года, лошадиной переписи и "Материалам по статистике Вятской губернии"). В 1891-1917 г.г. починок также входил в состав Волковского сельского общества Пьяноборской волости Елабужского уезда.
Со временем, в починок переселялись представители других фамилий из соседних населенных пунктов и из других районов Вятской губернии. В 1860-1868 г.г. в починке Валков проживал со своей семьей "отставный" рядовый Дмитрий Васильев Аламандов, занимавший в 1858-1860 г.г. должность коннолесного объездчика 5-го Елабужского лестничества (Бимский лесной участок).
К февралю 1866 г. в починке обосновался переселенец из починка Ильнеш Андриан Николаев Деветиаров, взявший жену из семьи Беляевых (чья бабка, Параскева Михайлова, в девичестве была Собиной, а брат Параскевы - Максим Собин, фигурировал в первых метрических данных о деревне Валковской в 1819 г.). Андриан Николаев Деветияров оказался рачительным хозяином, из крестьян выбился в купцы, успешно торгуя мануфактурным товаром. К 1897 году он владел мануфактурной лавкой в селе Пьяном Боре, переселившись с семейством в волостной центр. В 1909-1911 г.г. успешный торговец был отмечен в ежегодном торгово-промышленном справочнике "Вся Россия", как пьяноборский купец, в разделе "торговля мануфактурой".
В 1869 году в починке Валков обосновывается семья лесного обьезчика рядового Григория Исаиева.
Еще одной вновь прибывшей фамилией в починке Валков значится фамилия Уваровых. В 1867-1870 г.г. в починке оседает молодой Анисифор Иванов Уваров, 1847 г.р., женившись на местной девушке из рода Горячкиных. Источник появления Уваровых в поселении - не установлен, в 1871 году у Анисифора родился сын Леонтей, продолживший фамилию.
К концу 19-го века селение стало называться Волково. Фамилия первопоселенцев Валковых также трансформировалась в Волковых. Первые поселенцы из фамилий Мельниковых и Шашовых в ревизских сказках записывались как Меншиковы и Шашевы, но в последующих ревизиях их фамилии были скорректированы. Архивная выписка о жителях починка Валково по 7-й ревизии 1816 года опубликована на Родной Вятке - здесь.
Некоторая часть жителей д. Валкова около 1895 года относилась к приходу Богоявленской единоверческой церкви в с. Серсак (Сарсак-Арема) Елабужского уезда Вятской губернии, в 37 км. к юго-западу от г. Агрыз. Деревянная церковь с одним престолом была построена по указу Вятской духовной консистории от 2 декабря 1886 г. № 12059 на пожертвования Елабужского Стахеевского комитета и других благотворителей, строительство которой было начато в 1887 г. и закончено в 1890 г. Престол был освящен 19 сентября 1891 г. во имя Богоявления Господня. В состав прихода Богоявленской единоверческой церкви в 1899 г. входили 15 населенных пунктов: с. Серсак, д. Серсак-Омга, д. Туташева, поч. Ивановский, поч. Стариков, поч. Куран, поч. Чаж, с. Мушак, с. Шаршады, поч. Никольский, д. Старая Салья, д. Пестерево, д. Контузлы, д. Валкова, д. Кулегаши (из них только 2 селения: с. Серсак и поч. Стариков входили в полном составе) [Источник]. В метрических книгах 1895 года Богоявленской церкви фигурируют немногочисленные прихожане - жители отдаленной деревни Валкова. Согласно сведениям о приходах Вятской епархии за 1912 г. (источник: Вятская епархия — Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912. Автор описания церковных приходов: архивариус Духовной Консистории В. И. Шабалин.), в Богоявленской церкви в селе Серсак Елабужского уезда, Благочиния Сарапульского викариатства "расстояниемь от г. Вятки в 502 вер., от благоч. в 75 в. ..." было прихожан: "...186 м. п., 195 ж. п., уклон. в старооб. 6 м. п., 11 ж. п., старооб. 334 м. п., 302 ж. п.", "... приход состоит из 16 селений, расст. от церкви в 2 – 58 в.". Валков, Кулегаш и Контузла были наиболее отдаленными от церкви населенными пунктами (около 58 верст).
Православные традиционной христианской веры, проживавшие в Валково, относились к церковному приходу, находившемуся в селе Пьяный Бор (Новый Пьяный Бор): Тихоновской церкви - в честь Св. Тихона Аммафутского (1816-1826 г.г.), а позднее - к Покровской церкви. В метрических книгах деревянная Тихоновская церковь в Новом Пьяном Бору, после постройки в селе новой, каменной, в 1826 г. стала называться Покровской, но по метрическим книгам до 1828 года указывалась как Тихоновская, в 1828-1829 использовались оба названия - Тихоновская и Покровская церковь, но с 1830 года использовалось только одно название "Покровская", один из престолов в которой был Тихоновским. Метрики о первых православных из починка Валкова, относившихся к канонической церкви за 1816 год не сохранились, поскольку "5 сентября 1816 г. вышеозначенные две деревянные церкви во имя Преподобного Тихона и в честь Св. Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев сгорели." (Шабалин В. И. Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии. Киров, 2020). Однако, установлено, что метрики с. Пьяный Бор Тихоновской церкви Сарапульской округи Вятской Епархии за 1816 год все же сохранились, находятся на хранении в ЦГАКО (г. Киров) и могут содержать уникальную неисследованную информацию в отношении первопоселенцев Волково и соседних деревень [ЦГАКО Ф. 237 Оп. 79 Д. 397 л.л. 1133-1147].
В период 1892-1917 г.г. в Валково действовала противораскольническая школа, основанная Вятским Братством Св. Николая (см. Вятские Епархиальные Ведомости, №20, 16 октября 1896 года, листы 972-986, "Краткий очерк истории возникновения и развития школ Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая", от 03 мая 1896 г., автор - А. Одоев). Подробнее о данной школе, истории, учителях и учениках - здесь. Школа была открыта в 1892/1893 учебном году, называлась "Валковская" и относилась к Пьяноборскому приходу Елабужского уезда. По сведениям, опубликованным в периодическом издании (Вятский край - 1897 г. №123), в 1896 году в Елабужском уезде было всего 149 начальных школ, в т.ч.: 87 земских и 62 церковных, из которых: "...1 – второклассная, 2 – двухклассные, 19 нормальных, 23 школы грамоты, 15 миссионерских и 2 противораскольнических".
Редко используемый источник статистических данных за 1897 год «Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего наличного в них населения и числа жителей преобладающих вероисповеданий по данным первой всеобщей переписи населения 1897 г.» под редакцией Н. А. Тройницкого, изданный в 1905 году в С.-Петербурге (стр. 39), сообщает, что в деревне Волково Елабужского правления проживало 502 человека, в том числе 224 мужчины и 278 женщин. В числе проживавших указано, что 89 человек относились к православному вероисповеданию, а 411 человек были из числа старообрядцев (поморов). В оригинальных данных переписи 1897 года на момент проведения переписи в деревне в наличии находилось 224 мужчины и 279 женщин, всего 503 человека, проживавших в 84-х дворах; постоянно проживающих в Волково было указано 232 мужчины и 275 женщин, всего 507 человек. В числе указанных 2 мужчин и 7 женщин относились к лицам некрестьянского сословия; приписанных к Волково числилось 236 мужчин и 270 женщин, всего 506 человек [ЦГАКО Ф. 574 Оп. 9 Д. 98 л. 003].
По данным Татарской энциклопедии до 1920 г. село входило в Пьяноборскую волость Елабужского уезда Вятской губернии. В 1920-21 гг. находилось в Вотской автономной области, с 1921 г. в составе Елабужского, с 1928 г. - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Красноборском, с 28.10.1960 г. в Агрызском, с 01.02.1963 г. в Елабужском, с 04.03.1964 г. в Агрызском районах.
Число жителей: в 1887 г. - 466, в 1920 г. - 565, в 1926 г. - 609, в 1938 г. - 480, в 1949 г. - 289, в 1958 г. - 269, в 1970 г. - 201, в 1989 г. - 53 чел. [