Волково (Валков)

Тип: село
Статус: существующий н.п.

Волково - село в Агрызском районе Республики Татарстан, на р. Бима, у границы с Удмуртской Республикой, в 100 км к юго-востоку от г. Агрыз.  На 2000 г. - 17 жителей (русские). 
По материалам Татарской энциклопедии, село основано в середине 18 века. До 1860-х г.г. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, бурлачеством, отхожими промыслами в Пермской, Самарской и Саратовской губерниях.

Материалы Татарской энциклопедии о периоде основания населенного пункта повторяют неточность  дореволюционного статистического источника [Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 6. Елабужский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1889, прил., с. 56] : "Справка: Починокъ Волковъ лежитъ при рѣкѣ Бимѣ — въ 86 верстахъ отъ уѣзднаго города и въ 8 верстахъ отъ правленія, церкви и школы Населеніе состоитъ изъ русскихъ, пріѣхавшихъ сюда въ 1855-мъ году «на лѣсъ» изъ деревни Востраго Мыса, Мальканской волости, Нолинскаго уѣзда. ...". Достоверной является информация о первопоселенцах починка Валкова, что над рекою Бимою, которыми стали экономические крестьяне Валковы, переселившиеся из починка Острый Мыс, имевшего второе название - Калман (Колман, Калманы, Остромыжский, Колман над речкою Лобанью на устье речки Колмине). Соседний с Калманом населенный пункт, находившийся от него на расстоянии 400 метров, носил название Стопки, имел такое же второе название - Острый Мыс (Малый Калман, Отопки). Территориально оба Калмана в период заселения Валкова относился к Лобанской волости Нолинской округи Вятской губернии, позднее - к Малканской волости. Калман в 1763 году являлся местом проживания еще одного волковского рода Мельниковых, чьи потомки и родственники почти в одно время с Валковыми заселили глухой район недалеко от реки Камы. Здесь, в стороне от церковных властей, вблизи богатых лесными угодьями мест обосновались первые жители, исповедовавшие древлеправославие. С точки зрения канонической Церкви селяне считались раскольниками и подлежали особому вниманию. Отношение к Вере местных жителей было основой их староверского бытия и влияло на историю развития деревни.  История села - это в основном история местных староверов.

Поселение получило название по фамилии первого осевшего на речке Биме раскольничьего семейства Валковых (Павел Пантелеев Валков и его сын Филимон Павлов Валков), заселившегося без официального разрешения. К 1816 году существование починка было узаконено. В период с 1812 по 1815 г.г. помимо Валковых в починке обосновались еще 15 семейств. Населенный пункт изначально состоял только из древлеправославных жителей-раскольников (поморов), за исключением прибывших следом за ними из под города Сарапула трех немногочисленных православных семейств: единого семейства Собиных и двух родственных Собиным семей Беляевых. Данную категорию переселенцев в первую очередь интересовали льготы, предоставлявшиеся со стороны государства (налоговые, повинности, освобождение на определенный срок от военной службы, подъемные и др.). В слабо заселенном крае для них исчезала болезненная для крестьян проблема распределения пахотных земель на старых, обжитых территориях.

Первое упоминание починка Валковского в церковных метриках Тихоновской церкви села Пьяного Бора связано с прибывшими на рубеже 1815/1816 г.г. ясашными православными крестьянами - Собиными. Согласно записи № 27 из метрической книги, произведенной 03 ноября 1819 года, было зарегистрировано венчание: "Починка Валковскаго ясашной крестьянин отрок Максим Михайлов Собин и Чагандинскаго прихода деревни Илнеш экономическаго крестьянина Никиты Иаковлева (Девятьярова) с дочерью девкою Анною; поручители при них: Семен (Сергеев), Митрей (Дмитрий Семенов), Петр Беляевы, Николай (Михайлов) Собин, Степан Татаркин. Венчал Иерей Евфимий с Диаконом и причетниками Петром Врачевым и Алексием Стрельцовым." [НАРТ  ф. 992 оп. 1 д. 116 л. 403об.]. Род Собиных и Белявых, как и другие семьи из Валкова, в дальнейшем неоднократно породнится с Деветиаровыми из починка Ильнеш.

До административно-территориальных преобразований в России и создания на её территории национальных автономий (1919-1921 г.г.) село относилось к Вятской губернии, располагалось на границе Сарапульского и Елабужского уездов, изначально относилось к Сарапульскому уезду, но во второй половине 19-го века было включено в состав Пьяноборской волости Елабужского уезда. Принадлежность поселения неоднократно менялась. В 1816-1834 г.г. населенный пункт относился к Быргындинской волости Сарапульского уезда.

Согласно материалам 7-й ревизии [ГАКО Ф. 176 оп. 2 д. 596, л. 121-127], в ревизской сказке от 10 марта 1816 года Вятской губернии Сарапульского уезда Быргындинского волостного правления вновь заселившегося починка Валкова что над рекою Бимою о состоящих мужеска и женска пола душей економических и ясашных крестьянах, поданой 26 февраля 1816 года, вновь заведенного в 1812 году без позволения казенной палаты по увольнению мирскаго общества починка Валкова что Над рекой Бимою по обе Стороны, новопоселенцы писаны по 6-й ревизии (в 1811 г.) Нолинской округи в разных нижеозначенных волостях и селениях о состоящих мужеска пола душах економических и ясашных крестьянах:

1

Шустовы

7 человек, в т.ч. 3 мужчины, 4 женщины

Нолинской округи, Сунскогодеревни Нестинской, економические

2

Шустовы

7 человек, в т.ч. 3 мужчины, 4 женщины

Нолинской округи, Сунскогодеревни Нестинской, економические

3

Прокошевы

4 человека, в т.ч. 2 мужчин, 2 женщины

Нолинской округи, Немского, починка Тюриковского, економические

4

Лузьяновы

8 человек, в т.ч. 3 мужчины, 5 женщин

Нолинской округи, Немского, починка Тюриковского, економические

5

Шишкины

8 человек, в т.ч. 4 мужчины, 4 женщины

Нолинской округи, Немскогопочинка Ярку, ясашные

6

Горячкины

9 человек, в т.ч. 4 мужчины, 5 женщин

Нолинской округи, Немскогопочинка Чистова Поля, ясашные

7

Шашовы

7 человек, в т.ч. 3 мужчины, 4 женщины

Нолинской округи, Немскогопочинка Полому, економические

8

Логиновы

9 человек, в т.ч. 7 мужчин, 2 женщины

Нолинской округи, Лобанскогопочинка Збегаева, ясашные

9

Мельниковы

6 человек, в т.ч. 3 мужчины, 3 женщины

Нолинской округи, Лобанскогопочинка Збегаева, ясашные

10

Валковы

5 человек, в т.ч. 2 мужчин, 3 женщины

Нолинской округи, Лобанского, починка Калману, економические

11

Марковы

4 человека, в т.ч. 1 мужчина, 3 женщины

Нолинской округи, Лобанскогопочинка Пихтового Мысу, економические

12

Могилевы

5 человек, в т.ч. 2 мужчин, 3 женщины

Нолинской округи, Курчумскогодеревни Мало Крутешенской, економические

13

Могилевы

3 человека, в т.ч. 1 мужчина, 2 женщины

Нолинской округи, Курчумскогодеревни Санниковской, економические

14

Собины

6 человек, в т.ч. 3 мужчины, 3 женщины

Сарапульской округи Арефьевского, деревни Девятовой, ясашные

15

Беляевы

10 человек, в т.ч. 5 мужчин, 5 женщин

Сарапульской округи Арефьевского, деревни Гарей, економические

16

Беляевы

10 человек, в т.ч. 5 мужчин, 5 женщин

Сарапульской округи Арефьевского, деревни Гарей, економические

Итого –  16 дворов, 108 человек, в т. ч.: 50 мужчин, 58 женщин.

В 1816 году в поселении проживало православных канонической веры  - 26 человек, в т.ч. 10 мужчин, 16 женщин; раскольников (поморов) – 82 человека, в т.ч. - 40 мужчин, 42 женщины (итого 108 человек). С уходом из жизни старого поколения, Марковы постепенно перешли в каноническую веру (к 1839 г., а также в 1846, 1848 и 1864 г.г. Марковы присоединялись к никонианству) .

В 1827 году из Нолинской округи, Сунской волостидеревни Нестинской, в починок Валков переселяется семейство раскольников - Нечунаевых. В ревизской сказке 1834 года от 04 апреля деревни "что Словет починок Нестинской" указаны выбывшие экономические крестьяне - Евлампий Васильев Нечунаев 37 лет по прошлой ревизии, его сын Лаврентий, 13 лет и племянник Савва Иванов Нечунаев 18 лет: "Переведен с разрешения министра финансов Сарапульской округи Быргиндинской волости в починок Валков в 1827 году" (Савва), "Переведены по совокупному проживанию с племянником Саввою Ивановым в починок же Валков" (Евлампий и Лаврентий) [ЦГАКО Ф. 176 О.2 Д. 783 Л. 391об.].

При исследовании церковных метрик Покровской церкви села Пьяный Бор за период вторая половина XIX - начало XX в.в. можно заметить, что одни жители деревни из раскола присоединялись к православию, другие наоборот склонялись в раскол. Незначительная часть местных жителей присоединялась к православию на правах Единоверия.

Согласно ревизским сказкам IX и X ревизий, соответственно, от 29.08.1850 г. и  от 16.03.1858 г., починок Валков относился к Сарапульскому уезду Кырлыганской волости Ныргындинского сельского общества [ГАКО Ф.176 Оп.2 Д.1325 л. 745; ГАКО Ф.176 Оп.2 Д.1837 л. 945]. Принадлежность починка в середине 1859 года к Ныргындинскому сельскому обществу указана в записи от 08.07.1859 о венчании в метрической книге по приходу Николаевской единоверческой церкви г. Сарапула за 1859 год: - "Каракулинского удельного приказа починка Кунтузлы крестьянина Карпа Карпова Коробейникова, единоверца, вдовца, после первого брака, с Ныргиндинскаго общества починка Волкова крестьянина Никифора Мельникова дочерью девицей Федосьей, обратившейся из раскола поповишинской секты, к единоверию. Поручителями были: по женихе того ж починка Кунтузлы удельные крестьяне Евфим Стефанов и Фотий Иванов Коробейниковы, по невесте тогоже починка Валкова крестьяне Иван Никифоров Мельников и Родион Осипов Шустов" [ЦГАУР Ф. 433. Оп.1 Д.8 л. 35]. В том же, 1859 году, починок Валков Ныргындинского общества бывшей Кырлыганской волости был отнесен к Ныргындинскому обществу Чегандинской волости Сарапульского уезда по новому образованию управления государственных имуществ [согласно данным "Памятная книжка Вятской губернии" на 1860 год, с. 351]. (В Памятной книжке допущена опечатка с названием Ныргындинского сельского общества, в оригинале указано "Нырдинское Кырлыганской волости").

С учетом отнесения населенных пунктов к хозяйствующим субъектам, по состоянию на 1891 год починок Волков относился к Арзамасцевскому обществу  Пьяно-Борской волости Елабужского уезда (по данным переписи домовладельцев 1891 года и "Материалы по статистике Вятской губернии"). В 1892-1917 г.г. починок относился к Волковскому сельскому обществу Пьяноборской волости Елабужского уезда.

Со временем, в починок переселялись представители других фамилий из соседних населенных пунктов и из других районов Вятской губернии. В 1860-1861 г.г. в починке Валков проживал со своей семьей "отставный" рядовый Дмитрий Васильев Аламандов,  занимавший в 1858-1860 г.г. должность коннолесного объезчика 5-го Елабужского лестничества. К февралю 1866 г. в починке обосновывается переселенец из починка Ильнеш Андриан Николаев Деветиаров, взявшй жену из семьи Беляевых (чья бабка, Параскева Михайлова, в девичестве была Собиной,  а брат Параскевы - Максим Собин, фигурировал в первых метрических данных о деревне Валковской в 1819 г.). 

К концу 19-го века селение стало называться Волково. Фамилия первопоселенцев Валковых также трансформировалась в Волковых. Первые поселенцы из фамилий Мельниковых и Шашовых в ревизских сказках записывались как Меншиковы и Шашевы, но в последующих ревизиях их фамилии были скорректированы. Архивная выписка о жителях починка Валково по 7-й ревизии 1816 года опубликована на Родной Вятке - здесь.

Около 1895 года д. Валкова относилась к приходу Богоявленской единоверческой церкви в с. Серсак (Сарсак-Арема) Елабужского уезда Вятской губернии, в 37 км. к юго-западу от г. Агрыз. Деревянная церковь с одним престолом была построена по указу Вятской духовной консистории от 2 декабря 1886 г. № 12059 на пожертвования Елабужского Стахеевского комитета и других благотворителей, строительство которой было начато в 1887 г. и закончено в 1890 г. Престол был освящен 19 сентября 1891 г. во имя Богоявления Господня. В состав прихода Богоявленской единоверческой церкви в 1899 г. входили 15 населенных пунктов:  с. Серсак, д. Серсак-Омга, д. Туташева, поч. Ивановский, поч. Стариков, поч. Куран, поч. Чаж, с. Мушак, с. Шаршады, поч. Никольский, д. Старая Салья, д. Пестерево, д. Контузлы, д. Валкова, д. Кулегаши (из них только 2 селения: с. Серсак и поч. Стариков входили в полном составе) [Источник]. В метрических книгах 1895 года Богоявленской церкви фигурируют немногочисленные прихожане - жители отдаленной деревни Валкова. Согласно сведениям о приходах Вятской епархии за 1912 г. (источник: Вятская епархия — Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912. Автор описания церковных приходов: архивариус Духовной Консистории В. И. Шабалин.), в Богоявленской церкви в селе Серсак Елабужского уезда, Благочиния Сарапульского викариатства "расстояниемь от г. Вятки в 502 вер., от благоч. в 75 в. ..." было  прихожан: "...186 м. п., 195 ж. п., уклон. в старооб. 6 м. п., 11 ж. п., старооб. 334 м. п., 302 ж. п.", "... приход состоит из 16 селений, расст. от церкви в 2 – 58 в.". Валков, Кулегаш и Контузла были наиболее отдаленными от церкви населенными пунктами (около 58 верст).

Православные традиционной христианской веры, проживавшие в Валково, относились к церковному приходу, находившемуся в селе Пьяный Бор (Новый Пьяный Бор): Тихоновской церкви - в честь Св. Тихона Аммафутского (1816-1826 г.г.), а позднее - к Покровской церкви. В метрических книгах деревянная Тихоновская церковь в Новом Пьяном Бору, после постройки в селе новой, каменной, в 1826 г. стала называться Покровской, но по метрическим книгам до 1828 года указывалась как Тихоновская, в 1828-1829 использовались оба названия - Тихоновская и Покровская церковь, но с 1830 года использовалось только одно название "Покровская", один из престолов в которой был Тихоновским. Метрики о первых православных из починка Валкова, относившихся к официальной государственной религии за 1816 год не сохранились, поскольку "5 сентября 1816 г. вышеозначенные две деревянные церкви во имя Преподобного Тихона и в честь Св. Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев сгорели." (Шабалин В. И. Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии. Киров, 2020). Однако, установлено, что метрики с. Пьяный Бор Тихоновской церкви Сарапульской округи Вятской Епархии за 1816 год все же сохранились, находятся на хранении в ЦГАКО (г. Киров) и могут содержать уникальную неисследованную информацию  в отношении первопоселенцев Волково и соседних деревень [ЦГАКО Ф. 237 Оп. 79 Д. 397 л.л. 1133-1147].

В период 1892-1917 г.г. в Валково действовала противораскольническая школа, основанная Вятским Братством Св. Николая (см. Вятские Епархиальные Ведомости, №20, 16 октября 1896 года, листы 972-986, "Краткий очерк истории возникновения и развития школ Вятского Братства Святителя и Чудотворца Николая", от 03 мая 1896 г., автор - А. Одоев). Подробнее о данной школе, истории, учителях и учениках - здесь. Школа была открыта в 1892/1893 учебном году, называлась "Валковская" и относилась к Пьяноборскому приходу Елабужского уезда. По сведениям, опубликованным в периодическом издании (Вятский край - 1897 г. №123), в 1896 году в Елабужском уезде было всего 149 начальных школ, в т.ч.: 87 земских и 62 церковных, из которых: "...1 – второклассная, 2 – двухклассные, 19 нормальных, 23 школы грамоты, 15 миссионерских и 2 противораскольнических".

 

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      12794Валковпоч. каз.при рч. БишеСарапульский уезд,
      Стан 3
      Между почтовым трактом Сарапульско-Елабужским и проселочной дорогой, идущей по правому берегу р. Камы833940132158290Мельниц 5.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      5520ВолковВятская губерния, Елабужский уезд,
      Пьяно-Борская волость, Арзамасцевское общество
      н/дн/д77466бурлак
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.

      Материал