Поездка по Омутнинской УЖД и северу Фалёнского района Кировской области

По следам заброшенных населённых пунктов...

Протяжённость маршрута более 130 километров.

21–22 января 2015 года

День первый

«Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь» - вот и мы, оседлав своего железного коня, 21 января 2015 года двинулись, еле плетясь в леса...

***

План побывать на местах бывших деревень северной части Фалёнского района был зарожден нами давно. Оба мы родом из лесозаготовительного участка Васильевский, который ныне относится к Омутнинскому району. А когда-то он вместе с расположенными поблизости деревнями относился к Фалёнскому району. Одна из улиц посёлка, что ранее была деревней Балдёнки, находится на территории Фалёнского района, остальные три – Омутнинского.

Вот и подошло долгожданное время. Обсудив предварительно маршрут нашего путешествия. Подготовив все для этого снаряжения, ранним январским морозным утром, мы двинулись в путь. Средством передвижения нам послужил самодельного производства снегоход «Вихрь» (двигатель от мотоцикла «Планета-3»).

Путь нашего движения до посёлка Васильевского, а затем и Крутого Лога проходил по насыпи бывшей УЖД.

Скорость движения была небольшой, всё время приходилось отворачиваться от накренившихся от снега веток молодых деревьев, так быстро «затягивающих» некогда просторную нить железной дороги. 

Первая остановка посёлок Потеринский. Встречает нас полуразобранными домами, накрытыми толстым слоем сугроба. Вдали виднеется добротный дом (в нём летом живёт пчеловод, зимой место для ночлега местных охотников).

Посмотрев на это всё, становится ясно одно: жили когда-то здесь люди, была большая школа и детский сад, пионерский лагерь Омутнинского металлургического завода. Теперь вот только ветхие развалюхи напоминают о былом, да и они скоро канут в лету, оставив лишь обширную заросшую поляну. 

Мимо проплывают последние ветхие постройки, расположившиеся у самого края УЖД, и мы покидаем посёлок.

Проехав немного, и на пути следования взору открывается лесоучасток «21 километр».

Александр, делает вынужденную остановку для дозаправки и технического осмотра нашего агрегата. Не теряя времени, я делаю несколько фотоснимков. Повсюду видны следы от снегоходов, видимо идёт «жаркое» время для охотников. Да и к тому же исходя из разнообразия следов на снегу, зверья нынче много.

Во время пути успеваю сделать несколько снимков станций и разъездов узкоколейной железной дороги.

Все лесопункты, расположенные вдоль УЖД, возникли в основном одновременно со строительством железной дороги (1937 год), проживали в них лесозаготовители. После вырубки леса около одного лесопункта, жители переезжали в другой.

Конечно, понимая сейчас, что жизнь лесопунктов не могла быть вечной. Есть лес – будет жить и лесопункт. Лес закончился, и закончилась его жизнь. Жаль... В то, счастливое время, наши предки как-то об этом не задумывались. Впереди всего всегда шёл план лесозаготовок. Всё больше и больше требовалось государству леса...

Проехав около 7 километров, въезжаем в лесопункт Волковка. Некогда одним из самых крупных лесоучастков железной дороги. Число жителей доходило до 1000 человек. Возник в 1937 году, ликвидирован в середине 80-х. Вначале лесопункт относился к лесному отделу металлургического завода, после «Лесчермету» и Омутнинскому ЛПХ. На территории лесопункта находилась исправительно-трудовая колония (в 1949 году ИТК переведена на 110 километр ж/д Яр – Верхнекамская).

Вдали виднеется несколько новых строений. Как оказалось, территорию арендовал какой-то охотник,  после чего приступил к строительству охотничьих домиков.

Продолжаем путь...

Вот, и виднеется наша малая Родина – посёлок Васильевский. Ура! Я на родной земле! Делаем остановку в бане, оборудованную под жилой домик. Растопляем печь. Греемся. Готовим обед. Во второй половине дня пошёл «сырой» липкий снег, который налипал на лыжи и гусеницу снегохода. Принимаем решение, продолжить путь в фалёнские деревни утром следующего дня.

Плотно, сытно и калорийно отобедав. Отлежавшись с получаса, собираемся съездить в лесопункт Крутой Лог (родину моих родителей), что в пяти километрах дальше по УЖД.

Участок бывшей «железки» от Васильевки до Крутого Лога находится в проезжем состоянии, полотно широкое, кустарников мешающих проезду нет. Прошлой зимой в этих местах предприниматели рубили лес, поэтому полотно узкоколейки так свободно.

Как и все другие лесопункты, Крутой Лог тоже встретил нас разрушенными домами. В годы войны это место то ли репрессированных то ли военнопленных немцев. На окраине посёлка было немецкое кладбище. Ещё родители мне рассказывали, что когда они умирали зимой, то хоронили их в промёрзшую землю. Могилы получались не глубокие. Через несколько лет, на этом месте леспромхоз стал строить бараки для рабочих. Часть могил была вскрыта.

Покатавшись по территории бывшего лесопункта, сворачиваем на железнодорожную станцию. Делаем несколько фотоснимков, вспоминаем как проносились гружёные лесом поезда по рельсам. Железная дорога, как живой организм, жила, дышала, от неё зависела жизнь многих людей, которые здесь жили и работали.

Но как человек не вечен, так и железная дорога постепенно стала умирать. После перестройки стали закрываться лесоучастки, потерявшие работу люди начали покидать родные места. Рельсы «железки» сняли и сдали в металлолом. Исчезла железнодорожная ветка, дамба зарастает лесом...

Продолжаем путь в обратном направлении.

Уставшие и огорчённые (в пути сломали лыжу) приехали в Васильевку. Общий километраж первого дня пути составил около 50 километров

День второй

Утро следующего дня встретило нас хорошей погодой: солнечное, морозное, пористый снежок – самое время для продолжения пути.

Взяв с собой всё самое необходимое, выезжаем в сторону фалёнских земель. Большая часть пути пролегает по железнодорожной ветке. После 1989 года, эту ветку разобрали и по ней проложили автодорогу до бобинских угодий (с 1988 года на Васильевском лесопункте создано подсобное хозяйство Омутнинского ЛПХ, на полях Фалёнского района, вблизи деревни Бобинцы были засеяны поля различными культурами, тут же заготовляли сено для скота).

Снега за ночь привалило достаточно, да  к тому же места эти никем на снегоходах не езжены, двигаться нам приходиться в целик. Чтоб не снижать скорость движения, я встаю на лыжи и прицепом за снегоход продолжаю путь.

Приезжаем на бобинские поля, от их величества практически ничего не осталось. Время берёт своё – кругом всё заросло мелколесьем. Тот, кто прибыл бы в эти места впервые, ни за что не подумал, что здесь когда-то расстилались поля.

Пробираться сквозь мелколесье приходится с трудом. Приходится останавливать технику, прорубать дорогу и двигаться дальше.

Преодолев поле мелколесья, выезжаем на пригорку, где была деревня Бобинцы. В своё время деревня являлась центром сельского Совета.

Делаем остановку на том месте, где раньше стояла двухэтажная школа. В неё ходили учиться ученики из всех в округе деревень, в том числе и БалдёнкиХмелёвка и Кузяки, расстояние до которых составляло более 25 километров.

Двигаемся далее к реке Белой.

Мост, соединяющий два берега, был разобран охотниками за металлом. Поэтому, чтоб пересечь реку приходится готовить место для переезда. Течение воды у моста быстрое, лёд тонкий, к тому же он совсем отсутствует у берегов. Около получаса утаптываем снег, уплотняем место переезда. После чего проезжаем без особых проблем.

Следующие по нашему курсу попадают знаменские поля.

Проехав их, выезжаем на чистую ровную местность. Вначале на нашем пути попадается деревня Шульгово. Отехав от неё чуть более километра, начинается деревня Знаменка. Деревня была образована в начале 1960-х годов в результате слияния трёх: Хомяки, Большие и Малые Квашни. Расстояние, между которыми составляет менее 1 километра.

Доехав до деревни Большие Квашни, увидели расчищенную дорогу (зимник). По ней, вывозят лес частные предприниматели из Фалёнок.

Деревни Большие и Малые Квашни разделяет пруд, говорят, что раньше здесь было много рыбы (васильевские рыбаки, раньше приезжали сюда на мотоциклах, порыбачить).

Фотографируем то, что осталось от деревни: развалины подсобного хозяйства (фермы), несколько домов.

Перед отправлением обратно домой. Делаем остановку. Обедаем. Проверяем техническое состояние транспорта.

Водитель, проезжающий на лесовозе мимо увидев нас, тоже сделал остановку. Был крайне удивлён, тем, что мы приехали из Омутнинска.

- «За такие километры и по такому морозу? Ну, ребята – вы экстремалы!» – восторженно сказал водитель.

Возвращаемся в Васильевку, собираем вещи и продолжаем путь в Омутнинск.

Общий километраж пройденного пути второго дня составил более 80 километров.

Вот и закончилось наше путешествие по Омутнинской узкоколейной железной дороге и северной части Фалёнского района Кировской области. Надеюсь, это наше не последнее путешествие по этим местам. Уже в ближайшую весну мы вновь планируем посетить Фалёнский район. Постараемся "захватить" в объектив фотоаппарата ещё больше бывших населённых пунктов.

Комментарии

Аватар пользователя Иван Зыков

Зимой природа не менее очаровательна! Как же много я пропускаю, работая всю неделю в офисе...

Интересно, а как много такой снегоход без дозаправки проезжает?

Аватар пользователя Алексей Агафонов

Бак расчитан на 10 литров. В среднем на одной заправке можно проехать километров 35.

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо за интересный фотоотчёт, Алексей! :) Как говорится, пиши ещё!

Приятно посмотреть на близкие места, хотя я там не бывал, дальше 45-го не бывал по бывшей УЖД от Чёрной. 

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо за путешествие! Селфи на 5.

Аватар пользователя татива

Спасибо! Красота зимних пейзажей, но сердце щемит  от вида заброшнного жилья... Здесь жили люди, места эти были для них родными. Я сама  в детстве жила на Урале в леспромхозовском поселке.

Аватар пользователя Mikiando

Зимой природа  не просто  очаровательна, она завораживает своим строгим белым цветом. Становится такой торжественной и волшебной. Про поездку. Это здорово, что мы, жители Кировской области, интересуемся не только достопримечательностями туристических маршрутов, но находим много интересного в родной стороне, навещаем свою малую родину даже по заросшим, нехоженным дорогам.

Аватар пользователя Долгополова Татьяна

Очень красивые фотографии!Путешественникам респект!

Да, красиво!

Выложу ссылку в блог.

Есть своя прелесть и в зимних поездках. Летом по некоторым заброшенным деревням и не пробраться. Сплошная стена крапивы или борщевика. А снег все укрыл. И медведи спят ))

Алексей, а в Васильевском фото не делали? Как он сейчас выглядит?

Аватар пользователя Алексей Агафонов

В день путешествия снимки Васильевского посёлка не делал. Но у меня есть снимки месячной давности, а также летние, весенние, осенние...

 

Хорошо бы выложить их в статью про Васильевский. Уникальный населенный пункт. Как деревня Селменцы в Закарпатье, где государственная граница проходит по улице или поселок Барле, где гражданство жителей определяют по тому, в какой стране (Бельгии или Голландии) располагается парадная дверь дома.

Здесь, конечно, не государственная граница, но все-же при наших безмерных территориях, факт интересный.

Аватар пользователя Алексей Агафонов

Хорошо, в ближайшее время подготовлю фотографии.

Аватар пользователя gogiy

Алексей,скажите пожалуйста,как состояние дороги до пруда у Большой и Малой Квашни,если ехать из Кирова?

Аватар пользователя Алексей Агафонов

Фотографии посёлка Васильевского, нынешнее его состояние, разместил в своём блоге, тема "Васильевские встречи".

Аватар пользователя Юрий Рякин

Молодцы! Спасибо за путешествие и фотографии! Будто сам там побывал.

Небольшое уточнение. Деревня Знаменка появилась в результате слияния деревень Большие Квашни и Хомяки. Д. Малые Квашни исчезла  ранее, году в 1956-58. А пруд разделяет деревни Большие Квашни и Хомяки. 

Аватар пользователя Хорват

Отличный рассказ. Спасибо!

Аватар пользователя gogiy

классный и фото отчёт!!!

Знаменка моя родовая деревня ,папа оттуда родом 

Как интересно было посмотреть. Хотелось бы посмотреть на дом Габовых в посёлке Крутой Лог, если идти по узкоколейке то по левую руку, на повороте у дома Авериных. В последний раз там были в 2000-2002 году. Спасибо.