Он дрался с Суриковым и ссорился с Фаберже, дружил с Репиным и Шишкиным

"Василий Федорович Свиньин, придворный архитектор, вошел в историю Санкт-Петербурга как проектировщик Музея этнографии и автор грандиозной реконструкции Михайловского дворца, приспособившей дворец для создания в нем Русского музея" [5]. Крестьянский сын, родом из маленькой глухой деревеньки под Вяткой - Василий Свиньин и представить не мог, что когда-нибудь станет архитектором Высочайшего двора, любимцем царской семьи и притчей во языцех для всей столичной архитектурной элиты [ссылка на фильм Красуйся, град Петров! Архитектор Василий Свиньин, телеканал Россия К - в конце заметки].

Свиньин Василий Федорович (фотография с сайта Российского этнографического музея).
Источник: http://www.ethnomuseum.ru/postroil-nash-dom

Он родился в небогатой крестьянской семье весной далекого 1865 года в селе Троицком (Большая Кибья) Елабужского уезда. Церковь в селе тогда еще не была достроена и крестили его в Спасской Даниловской церкви (в соседнем селе Данилово Сарапульского уезда) (по материалам [3] и личным исследованиям автора).

Его отец, Федор Максимович Свиньин, которого судьба занесла далеко от родного починка Прозоровского (Нолинского уезда), всегда помнил о родине. Да и сына его ведь звали так же, как его младшего брата - Василием. Но судьба распорядилась так, что Федор Максимович так и не побывал больше в родной деревне и умер от болезни, когда ему было всего лишь около 40 лет, а Васенька был еще очень маленьким. И только много лет спустя, Василий Федорович Свиньин нашел родственников и смог связаться с ними, но это отдельная история, о которой пока немного известно.

Семье без отца было трудно, и когда Василий немного подрос, его отдали в услужение екатеринбургскому купцу Стахееву Николаю Дмитриевичу. И уехал Василий далеко от дома, в Уральские горы - в город Екатеринбург. Труд приказчика, к которому Василия готовили, был ему не по душе, но Василий старательно исполнял все поручения, так как от его "выхода в люди" зависела и судьба оставленной им семьи - матери, старшего брата Степана и маленькой сестренки. Жил Василий сперва при магазине, а затем - при доме купца Стахеева и здесь он и начал рисовать по ночам - те же сосны, которые он видел в детстве, и которые же рисовал и Шишкин.

Товарищество «А. Ф. Второв с сыновьями»
Источник: https://humus.dreamwidth.org/10206701.html

(Комплекс зданий Стахеева Н.Д. в 1903-1910 гг. перешел во владение к купцу А.Ф. Второву)

Василию повезло - его талант художника заметил друг купца, екатеринбургский учитель Вологодский Павел Михайлович. Он потратил много времени, бесплатно занимаясь с талантливым учеником по выходным дням. Вологодский же и убедил Стахеева отправить юношу поступать в Санкт-Петербургскую Академию Художеств. В роду Стахеевы много занимались благотворительностью  и вот, когда Василий подрос, его нарядили, выдали денег и отправился он в далекий град Петра.

С честью выдержав экзамены, он прошел по конкурсу, но отсутствие свидетельства об общем образовании позволило ему только зачислиться на правах вольнослушателя на живописном отделении. Уже гораздо позже он экстерном сдал экзамены в Елабужском реальном училище, получил свидетельство об образовании и наконец-то был зачислен в студенты. Закончил он в итоге архитектурное отделение Академии Художеств - с медалью и был оставлен при Академии на должности архитектора с казённой квартирой.

Профессора и служащие Академии художеств. 1870-е.
Источник: http://babs71.livejournal.com/618308.html

Ещё во время учебы, будучи студентом, он встретил свою жену - Зинаиду Александровну. Писаная была красавица. 

Свиньин В.Ф. с семьей (фотография с сайта Российского этнографического музея).
Источник: http://www.ethnomuseum.ru/postroil-nash-dom

Собственно, из-за нее потом и произошла драка с Суриковым в новогоднюю ночь с 1899 на 1900 год [2]. Приревновал Василий Федорович к ней Сурикова - слыл тот тем ещё повесой. "В пылу сражения и не заметили, как закатились под елку, сверкающую мишурой и свечами, опрокинули ее, и начался пожар в казенной квартире, размещавшейся в Академии художеств" [5].

Работая архитектором при Академии Художеств, Василий Свиньин чувствовал, что многие его способности остаются нереализованными. Огромный потенциал искал выхода и вот однажды попалось ему на глаза объявления о конкурсе на реконструкцию Михайловского дворца с целью размесщения в нем Русского музея. Он с головой погрузился в волшебный мир чертежей, просиживая над ними ночи напролет. Было крайне непросто произвести перестройку дворца из княжествой резиденции в музей со всеми его особенными потребностями. Да и срок, выделенный на конкурс, был крайне мал...

Но вот, Высочайшее жюри приступило к рассмотрению творческих проектов. Разумеется, на конкурс подали заявки многие ведущие архитекторы, и все проекты были тщательно выверены и хороши. Но один из проектов выделялся среди другим мастерским сочетанием творческого наследия Росси с решением поставленныых задач. Велико же было удивление многих архитекторов, когда обнаружилось, что проект, получивший первую премию справом на постройку, принадлежал перу Василия Свиньина!

Проект средней части фасада. (Этнографический отдел) «Зодчий», 1909, Вып. 23, Л. 26
Источник: http://www.citywalls.ru/house23377.html

Мир архитекторов тесен, и Василию Свиньину Высочайшая комиссия предлагала "взять в помощь" кого-нибудь из именитых архитектором, но Василий отказался и за это расплачивался всю свою творческую жизнь - "коллеги" так и не приняли его. В чем только его не обвиняли - и в уничтожении россиевских барельефов, и в безвкусии. Но он старался быть выше наветов и просто увлеченно делал свое дело. И история расставила все на свои места - сейчас Государственный Русский музей является крупнейшим музеем русского искусства в мире. Конечно, он стал таким не только заслугами Василия Свиньина - но это значит, что его работа была важным кирпичиком существования и, в итоге, развития музея.

Почти три года велась реконструкция дворца - бывший заброшенным много лет, он требовал много работы - можно скачать, что его было бы проще построить заново. И Василий Свиньин понимал, что его судьба требует от него полной отдачи сил и он с головой отдавался интересному делу. И вот весной 1898 года, состоялось торжественное открытие Русского музея. А для Василия Свиньина, праздник омрачился смертью его друга - Ивана Ивановича Шишкина, с которым они дружили много лет (и даже дача под Лугой у них была общая).

...

После успешного развершения реконструкции Русского музея, Василий Свиньин берется за строительство этнографического отдела Русского музея - это была, пожалуй, еще более грандиозная работа. Как и все выполняемые им работы, Василия захватила идея создания русского национального музея, где будут собраны шедевры народных умельцев, где будет отражен быт народа.

Закладка здания Этнографического отдела при музее Александра III (фотография с сайта Российского этнографического музея).
Источник: http://www.ethnomuseum.ru/postroil-nash-dom

И, будучи последовательным во всем, даже при выборе материалов для строительства - Василий выбирал только отечественные. Он фактически снова открыл заброшенные Тивдийские мраморные ломки, чтобы для русского музея не везти итальянский мрамор - пусть и знаменитый, но чужой. Из-за этого его невольным врагом стал сам Фаберже. Не желая терять выгодный заказ на поставку каррарского мрамора, Фаберже использовал все свое влияние, чтобы запретить разработку тивдийского мрамора. Однако, Василий Свиньин еще до начала работ отправил образцы на проверку знаменитому доктору минералогии и геологии, Сергею Федоровичу Глинке, который подтвердил высокое качество этих образцов, и сумел отстоять свое решение.

Тивдийские мраморные ломки (Татьяна Хмельник, Александр Потравнов)
Источник: http://regionavtica.ru/articles/krasoty_kamennyh_djunglej.html

И даже станки для обработки мрамора, которых не было в то время в России, Василий Свиньин "привез в голове" после поездки по гранильным мастерским в Европе. Зная мастеровитость русского народа, по результатам этих поездок, Василий принял решение ни отдавать мрамор на обработку за рубеж, ни покупать там станки, а сделать всё здесь, в России. И чутье его не подвело - удалось и добыть, и перевести, и обработать мрамор на родине.

Архитектор, сам вышедший из крестьян, легко находил общий язык с людьми, с мастеровыми. Его уважали и слушались. В отличие от многих коллег-архитекторов, он был лишен высокомерия, но ценил свой труд, ценил и труд своих подчиненных.

В мраморном зале (Фото - Виктор М, 04.04.2013)
Источник: http://www.citywalls.ru/house23377.html

В итоге, эта его вера в людей, в себя и в Россию дали в том числе, как выразился Ферсман, “знаменитый” Розовый зал.

Мраморный зал (фотография с сайта Российского этнографического музея).
Источник: http://www.ethnomuseum.ru/planiruem-poezdku

Строительство этнографического отдела Русского музея затянулось более чем на 10 лет, но так не было завершено в соответствии со всеми планами архитектора - финансирование урезали, а потом и вообще приостановили.

"Грянула революция, разруха, голод, террор. Мир рушился, а Василий Федорович оставался на своем посту. Какие бы власти ни правили страной, академию сохранить надо. К нему неоднократно приходили с обысками, "конфисковывали" понравившиеся шубы, а он не боялся, ко всему был готов: приготовил чистую рубашку, полотенце, мыло "брокар" - обычный джентельменский набор образца 1918 года. До конца непонятно, как он смог уцелеть в то время. Видимо, архитектору Высочайшего двора помогло его крестьянское происхождение и огромная любовь к нему рабочих, с которыми он всегда умел найти общий язык. Да еще дачу свою, построенную на паях с Шишкиным, отдал под приют для бездомных детей. Как бы то ни было, но вихри враждебные пощадили Василия Федоровича Свиньина и его семью. Четыре года он не получал в академии зарплаты, но каждый день выходил на работу, да еще своих мастеров уговорил работать бесплатно. Он спас академию и от зимних холодов (тогда по его требованию объявили трудовую повинность, ломали баржи и ими отапливали огромное здание), и от наводнения 1924 года. За этот самоотверженный труд бывший придворный архитектор получил звание Героя труда. Но звания званиями, а советская действительность себя сказала. На беду, пришел в академию новый красный директор Маслов, увидел какие-то странные макеты, по-революционному стремительно мобилизовал студентов и вместе с ними молотками стал уничтожать бесценные архитектурные коллекции. Когда его за этим занятием застал Свиньин, то буквально схватил Маслова за шиворот. Публичного унижения красный директор снести не мог, несмотря ни на какие заслуги и авторитет старого архитектора, Маслов его уволил" [5].

Это было очень жестоко - Василий Федорович безумно тосковал, что не может больше проектировать. В последние годы он много ездил на трамвае, смотрел в окно на любимый город, прощался с ним [5].

...

Скончался он в 1939 году. Похоронен на Смоленском кладбище.

Его жена, Зинаида Александровна, не эвакуировалась во время войны и умерла голодным декабрем 1941 года. Похоронена тоже на Смоленском кладбище [1].

 

В честь 150-летия со дня его рождения был снят фильм: Красуйся, град Петров! Архитектор Василий Свиньин.

Литература:

  1. Блокада, 1941–1944, Ленинград : Книга Памяти / Правительство Санкт-Петербурга. — СПб. // Т. 26 : Р — С (Россовский — Седловский) / [Редкол.: Щербаков В. Н. (пред.) и др.]. — ООО «Издательский дом «Стелла», 2005. — 716 с.
  2. Дёмкин А.Д. Ненаписанный дневник [Текст] : роман / Андрей Демкин. - Санкт-Петербург : Копи-Р Групп, 2013. - 703 с. : ил., портр.; 24 см.; ISBN 978-5-905064-49-4 - с. 540-545.
  3. Личное дело Свиньина Василия Фёдоровича - РГИА, ф. 789, оп. 11 - 1883 г., д. 146.
  4. Молоканова Р. Жёлтые листья клёна : [Роман-мемуары] / Рада Молоканова. - СПб. : Первая линия, 2002 (Акад. тип. Наука РАН). - 388, [1] с., [4] л. цв. ил.: ил. ,; 25 см.; ISBN 5-93569-020-9 (в пер.)
  5. Токаревич Е. Нить Ариадны // Невское время, 2004 - №115, 23 июня. - http://www.nvspb.ru/stories/nitmz__ariadnue/?version=print

 

Комментарии

Он родился в небогатой крестьянской семье весной далекого 1865 года в селе Троицком (Большая Кибья) Елабужского уезда. Церковь в селе тогда еще не была достроена и крестили его в Спасской Даниловской церкви (в соседнем селе Данилово Сарапульского уезда) (по материалам [3] и личным исследованиям автора).

В личном деле В.Ф. Свиньина, с которым автор ознакомлен, нет сведений о его рождении в селе Троицкое. Насчет церкви не знаю, но скажу, что расстояние между селами по прямой линии 30 км, а по современным дорогам - 95 км, поэтому вывод, подобный выводу автора, сделать не могу.

Его отец, Федор Максимович Свиньин, которого судьба занесла далеко от родного починка Прозоровского (Нолинского уезда), всегда помнил о родине. Да и сына его ведь звали так же, как его младшего брата - Василием. Но судьба распорядилась так, что Федор Максимович так и не побывал больше в родной деревне и умер от болезни, когда ему было всего лишь около 40 лет, а Васенька был еще очень маленьким. И только много лет спустя, Василий Федорович Свиньин нашел родственников и смог связаться с ними, но это отдельная история, о которой пока немного известно.

Утверждение о том, что Федор Максимович Свиньин "помнил о родине" по-детски забавно. С генеалогической таблицей В.Ф. Свиньина автор знаком, а вот какие именно исследования автора показали, что Федор Максимович не ездил в починок Прозоровский, или, например, что Василий Федорович нашел родственников и смог с ними связаться, неизвестно. Логично, что если Василий Федорович нашел родственников, то "смог связаться с ними", как, впрочем, и то, что об этом "известно немного", а точнее - ничего. И вообще неясно, почему автор решил, что Василий Федорович своих родственников потерял. Может быть, сестра с Вятки ездила к нему в Петербург?

Собственно, из-за нее потом и произошла драка с Суриковым в новогоднюю ночь с 1899 на 1900 год [2]. Приревновал Василий Федорович к ней Сурикова - слыл тот тем ещё повесой. "В пылу сражения и не заметили, как закатились под елку, сверкающую мишурой и свечами, опрокинули ее, и начался пожар в казенной квартире, размещавшейся в Академии художеств" [5].

Драка произошла не в "новогоднюю ночь с 1899 по 1900 год", но это мелочи. Интересно другое. Выбор автором труда А.Д. Демкина в качестве источника весьма специфичен. Во-первых, этот труд не первоисточник, о чем прямо пишет сам Андрей Дмитриевич. Во-вторых, труд Андрея Дмитриевича не о В.Ф. Свиньине, а о В.И. Сурикове. Поэтому вряд ли при подготовке материала о Василии Федоровиче можно так легко выйти на несколько страниц из труда о Василии Ивановиче. Мной труд Андрея Дмитриевича указывается как современное упоминание о Василии Федоровиче, не более того. И узнал я об этом труде еще на стадии его создания от самого Андрея Дмитриевича, который советовался со мной по поводу описания указанного эпизода, что, кстати, Андрей Дмитриевич указал в самом труде. Думаю, ни от кого другого я бы о таком упоминании о Василии Федоровиче не узнал.

 Работая архитектором при Академии Художеств, Василий Свиньин чувствовал, что многие его способности остаются нереализованными.

Это утверждение автора сродни его утверждению о том, что Федор Максимович Свиньин "помнил о родине".

И Василий Свиньин понимал, что его судьба требует от него полной отдачи сил и он с головой отдавался интересному делу. 

Без комментариев.

Не буду комментировать известный автору фильм, в котором мне довелось участвовать, и статью (журналистскую) Е.Д. Токаревич, которую автор копирует абзацами, но хочу отметить, что место захоронения Зинаиды Александровны Свиньиной (Германовой) в действительности неизвестно.

Хочется поблагодарить автора за проявленный интерес к теме.

Не вижу смысла поддерживать дискуссию в дискурсе комментария ashs.

А для всех, кто в будущем реально заинтересуется жизнью Свиньина Василия Федоровича - мне будет интересно с ними общаться. Пока сохраняю интригу об истории, как Василий Федорович в итоге нашел и общался с родственниками по отцовской линии - но скажу, что этому есть доказательства, которые "можно потрогать" :) По мере готовности материала, скорее всего, он будет опубликован и дополнит материалы на Родной Вятке.

Конечно, я заинтересован жизнью члена моей семьи/рода не "реально". Господи, какая интрига, о чем Вы? Что значит это "нашел", почему он должен был искать родственников? Это мне уже напоминает какую-то желтопрессную мышиную возню. Уважаемый Тимофей, в Ваших пространных рассуждениях нет главного - конкретики. Удачи.