Генеалогические исследования Эльзы. Востриковы (ч. 1)

О линии деда, Вострикова Юрия Андреевича (1938 г. р.), я долгое время знала совсем немного. Дед ушёл из жизни в 1970 году. Его родителей я, конечно, не застала, и их история оставалась для меня чем-то совершенно незнакомым.

Когда несколько лет назад я начала заниматься генеалогическим исследованием, мне удалось выйти на родственников со стороны деда, с которыми раньше я знакома не была. Первую ниточку я нашла благодаря разговору с сестрой деда, моей двоюродной бабушкой. Из её воспоминаний я узнала, что мой прадед – Востриков Андрей Николаевич – работал на сталелитейном заводе и погиб примерно в 1941 году. Вероятнее всего, его похоронили на Северном кладбище в Ижевске.

Тогда у меня появилась мысль: а вдруг на заводе сохранился архив или музей? Я нашла электронную почту предприятия и написала запрос. В ответ мне сообщили, что место захоронения подсказать не смогут, но если личное дело сохранилось, готовы отправить скан. Через несколько дней в моей почте уже был скан личного дела прадеда. И каждый раз в такие моменты я особенно радуюсь тому, что на пути встречаются неравнодушные люди, которые прикладывают усилия, чтобы помочь, ищут информацию и не проходят мимо.

Из документов я узнала, что Андрей Николаевич родился в деревне Старое Кычино, происходил из крестьян, семья занималась земледелием. В личном деле были указаны сведения о его родителях и о родителях его жены. Так у меня появилось новое направление для поиска.

Раньше личные дела заполняли довольно подробно, с перечислением членов семьи. Именно там я впервые увидела информацию о том, что родители моей прабабушки (жены Андрея Николаевича), Смольниковы, были раскулачены и лишены избирательных прав. Но это уже другая история – о ветви Смольниковых, к которой я ещё вернусь.

Со слов бабушки я знала, что родители деда были старообрядцами. Сначала этот факт даже осложнил поиск информации о них в церковных документах. Но по мере изучения архивных материалов стало приходить понимание: какие документы существуют, где и что можно искать. Я узнала, что в духовных росписях можно встретить сведения и о старообрядцах, проживавших на определённой территории.

  ЦГА УР, ф. 134, оп. 1., д. 1618

Интересно, что Востриковы не сразу были старообрядцами. В метрической записи о рождении моего прапрапрадеда его родители указаны как православные. Значит, переход в старообрядчество произошёл позднее, и это ещё один вопрос, на который может быть удастся найти ответ.

 ЦГА УР, ф. 60, оп. 1, д. 95

Перепись 1897 года также помогла продвинуться в изучении состава семьи моих предков и уточнить, кто жил в доме на тот момент.

 ЦГА УР, ф. 5, оп. 1, д. 2077

Вот такая ветвь получилась на сегодняшний день (ветви детей свернуты):

Я также сделала запрос в ГАКО по спискам старообрядцев. И сейчас жду информацию по трем семьям на 1905 год (Востриковы, Смольниковы, Чирковы). Теперь остаётся немного терпения – и, возможно, появятся новые факты.

Я сама отношу себя к православным. Но то, что мои предки были старообрядцами, вызывает у меня интерес – хочется понять, при каких условиях и в какое время это случилось.

Одно из важных пониманий, которое пришло ко мне в процессе исследования рода, – это то, что через такие открытия история семьи начинает по-другому соотноситься с историей страны. Когда читаешь о церковном расколе или старообрядцах, это уже не просто факты из учебника, а часть истории твоего рода. И тогда история страны становится ближе – она воспринимается не как что-то далёкое, а как часть жизни твоих предков.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.