Баталово-Прислон-Козидвор

Получил от друга ссылку на интересные воспоминания о деревне Баталово, являвшейся некогда центром колхоза имени 17-го Партсъезда. В него же входила и деревня Козидвор, откуда родом мои предки. Места красивейшие. Козидвор стоял на угоре подле реки Нырмыч. От деревни сегодня остался лишь остов электростанции, которую строил мой дед Нестеренко Пётр Яковлевич - раскулаченный переселенец с Кубани (иликак их называли в Козидворе - лишенец).В 1932 году его семью раскулачили, а его "как главу кулацкого хозяйства" сослали с матерью и сестрами в Вологодскую область. Было ему от роду 24 года. Оттуда сбежал. Вновь был арестован в Москве и через Бутырскую тюрьму сослан в Кировскую область. Так и оказался в Козидворе. А тут женился на местной крестьянке - моей бабке Юшковой Александре Егоровне. С ней и переехал в строившийся тогда посёлок Рудничный, где начал развиваться и строиться ВКФР - фаабрика по размолу фосфоритной руды. Всю свою жизнь дед проработал на ВКФР мельником. Стал орденоносцем - кавалером ордена Трудового Красного Знамени. Для спецпереселенца дело неслыханное.

https://www.botalov.pro/ru/genealogija/mesta/rossija/kirovskaja_oblast/v...

Баталово (Кусково)

Верхнекамский район Кировской области России
Тип: деревня
Статус: существующий н.п.
Кусковы (карта Слободского уезда 3в, 1893)

Местоположение: Широта 59°39′57″N (59.665967) / Долгота 52°32′52″E (52.54777)

В 1896 г. открыта Баталовская земская школа1). Школа до настоящего времени не сохранилась.

Деревня Баталово входит в состав Рудничного городского поселения с административным центром в поселке Рудничный2)

В 3-х км от д. Баталово на высоком склоне р. Нырмыча в километре от реки находилась деревня Прислон3).

У Баталово введена в эксплуатацию АЗС4).

Примерно в 3-х км на восток от д. Баталово находилось озеро Баталовское (обозначено на карте Кайского района 1962 г.).

Из воспоминаний Бабикова В.В.

Из воспоминаний Бабикова Валентина Васильевича, п. Рудничный5):

После Великой Отечественной войны началось укрупнение колхозов. В 1950 году в Кировской области насчитывалось 1576 колхозов, а в 1960-м их стало 333. В годы войны в области уменьшилась посевная площадь, наблюдалось снижение урожайности, сокращалась численность скота.

После укрупнения соединились воедино три колхоза, расположенные на территории Баталовского сельсовета: «Колхоз имени 17 партсъезда», «Победа», «Новая жизнь», и объединённое хозяйство назвали «Новая жизнь». В этот колхоз вошли деревни Баталово(Кусково), Мордвино, Бабиковская, Прислон, Козидвор, Пашкинская (Поткино), Кулёво, Симановская, Бабиковский выселок, Васьково (починок Григория), Васьковская (починок Иванов). После пожара 1938 года образовалась деревня Новый Посёлок, здесь поселились погорельцы из Прислона и один житель из Великополья.

Колхоз «Новая жизнь» был многоотраслевым хозяйством, в нём занимались животноводством (разводили коров, телят, овец романовской породы), птицеводством, полеводством, пчеловодством. Выращивали в основном рожь, овёс, ячмень, горох, а из овощей – капусту, морковь, свёклу, огурцы, помидоры, турнепс. Имелось большое картофельное поле, выращивали также лён (с последующей его переработкой).

Молоко, полученное в хозяйстве, пускали на переработку: после сепарации получали сливки, сметану сбивали в сливочное масло. Всю полученную продукцию сдавали государству в счёт госпоставок, обрат выпаивали телятам.

Выращенную капусту квасили, огурцы солили, на льнопункте трепали, околачивали на семена лён. Все эти работы выполняли женщины, но заведующим льнопунктом был мужчина. В колхозе имелся механизированный крытый ток, была большая молотилка, мельница, все механизмы приводились в работу от локомобиля. (Локомобиль – это паровая машина мощностью 25 лошадиных сил, работающая на дровах. Механизмы приводились в движение при помощи трансмиссий, соединённых между собой плоскими ремнями.) Сюда, под навес, свозились снопы, здесь обмолачивалось и сортировалось зерно. Если зерно было повышенной влажности – его отправляли в сушилку. Солома складировалась неподалёку от зернотока.

Государству был нужен хлеб для формирования страховых, фуражных фондов, а также для выдачи колхозникам на заработанные ими трудодни. Все старались лучше подготовиться к весеннему севу, качественно произвести вспашные работы, быть готовыми к уборке урожая, а ведь всё делалось вручную или при помощи конной тяги.

Ещё задолго до весны в колхозной кузнице стучали молотками кузнецы. Ремонтировались плуги, бороны, сеялки, на складах сортировали зерно. В колхозе соблюдался севооборот, на поля вывозился навоз с колхозных дворов. Чистые пары проводили только в августе. Подсевали клевера.

Труд колхозников был довольно успешен, повсеместно получали высокие урожаи. Лучшим колхозникам первым предоставлялось право ехать с обозами сдавать хлеб государству. Обозы украшались флагами и транспорантами.

По некоторым сведениям, урожай ржи в 1939 году составлял 14 ц/га, овса – 15 ц/га, ячменя – 14 ц/га, пшеницы – 20 ц/га. До войны в колхозе «Новая жизнь» выдавали по 8 кг зерна на один трудодень, а в деревне Тихово – по 16 кг. В нашей семье на троих работающих было получено более 7000 кг хлеба на заработанные трудодни. Колхозники не знали, куда девать этот хлеб, и некоторые оставляли его на колхозном складе.

За каждой дояркой и телятницей было закреплено по 10-12 коров. Доярки сами принимали отёлы и несли ответственность за своевременное покрытие коров. Постепенно нормы закреплённых коров увеличивались. К примеру, у моей матери-доярки было 19 коров в группе. Труд доярок был тяжёлым, все делалось вручную: доили коров, убирали навоз, косили траву, воду возили на фермы в бочках.

На ферме был красный уголок, там на столе всегда лежали подшивки газет «Кировская правда», «Кайский горнорабочий», а также домино, шашки, балалайка. На балалайке мастерски играла младший фельдшер Евгения Степановна Мордвина. Доярками и телятницами работали молодые женщины, некоторым не было и 30 лет. Они частенько устраивали посиделки, пели, рассказывали всякие небылицы, плясали.

Был в колхозе и хороший клуб, в котором показывали кино с кинопередвижки. В клубе была небольшая сцена, зрительный зал, тоже стоял стол под красной скатертью, имелись пошивки газет и книги – в основном, классика. Рядом находилась крытая танцевальная площадка, где веселилась молодёжь. Спутницей всех наших развлечений была гармонь. Под гармонь плясали «принудиловку», танцевали вальсы, фокстроты, пели, устраивали разные игры.

В 1938 году по типовому проекту построили Баталовскую неполную среднюю школу. Она была деревянная, двухэтажная. После этого начальную школу в Козидворе закрыли, и ученики вместе со своей учительницей перешли в Баталовскую школу.6)

В школе-семилетке на территории колхоза в д. Баталово насчитывалось 270 учеников. Был хороший, профессионально подготовленный коллектив умных, понимающих, в меру требовательных и строгих педагогов. Учебников в школе не хватало – один учебник приходился на 4-5 человек, и бумаги было маловато. Мы обычно собирались по несколько человек, один читал, а остальные повторяли за ним, так и учили стихи по литературе. На школу возлагались большие задачи, в том числе все культурно-массовые мероприятия, художественная самодеятельность, проведение предвыборных кампаний, помощь колхозу: обработка льна, уборка картофеля, сбор колосков, заготовка кормов. На каждого ученика были разработаны нормы: первоклассник в свободное от учёбы время должен был натеребить 10 снопов льна, учащиеся 2-3-х классов – по 20 снопов, 4-5-х классов – 30-40 снопов, шестиклассники и семиклассники после уроков и в выходные дни копали картофель (по 7 соток), собирали колоски.

На селе учителя всегда были почитаемыми и уважаемыми людьми. В старые времена грамотных людей почти не было, самыми грамотными считались учитель, врач и поп. Я никогда не забуду тех, кто учил нас уму-разуму: директор школы Василий Михайлович Пешков, Валентина Ивановна Евсюнина (в замужестве – Кускова), Зинаида Трофимовна Лузянина (Карманова), Зоя Филипповна Юдина (Макарова), Фаина Михайловна Катаева (Жуйкова), Николай Александрович Гуляев, Александр Николаевич Белых, Вера Ильинична Кускова.

Война сильно ослабила экономику колхоза. В нашей родной деревне Бабиковская до войны было 18 дворов и 120 жителей. На фронт ушли все деревенские мужики и часть молодёжи. С войны вернулись только два Василия, оба – инвалидами: Василий Константинович Бабиков и Василий Николаевич Сухарев. В Новом Посёлке дождались с войны тоже только двух инвалидов – Степана Никитича Мелехина и Тимофея Автомоновича Мордвина. Деревня практически осталась без рабочей силы, на женщинах, стариках и подростках.

Колхозникам пришлось работать на лесозаготовках – стране нужен был лес. Работа в лесу была не из лёгких. Жили в бараках, которые отапливались печками, изготовленными из железных бочек, спали на нарах, негде было просушить одежду. На лесозаготовках и на лесосплаве работали женщины, у которых ни подходящей одежды не было, ни обуви – только лапти. Помимо всего этого, на колхозы возлагался ремонт дорог.

Деревенские жители выплачивали государству огромные налоги, и крестьянам приходилось жить в основном за счёт своего огорода. Беспаспортные колхозники (им не выдавали паспорта) не могли никуда уехать. После войны жизнь в колхозе была очень трудной, на трудодень выдавали всего по 200-300 граммов зерна. Основным продуктом питания была картошка, только благодаря ей народ и выжил. В 1946-1953 годах в колхозе ели хлеб, наполовину состоящий из тёртой картошки и ржаной муки. Картофель натирали на тёрке, отжим шёл на хлеб, а из крахмала варили кисель. В 1953 году, когда у колхозников появился настоящий хлеб, это был настоящий праздник души и тела.

Война, тяжёлая жизнь – всё это привело к тому, что люди стали убегать из деревни, бросать свои дома. Молодые ребята, отслужив в армии, старались остаться на сверхсрочную службу. Рабочие руки требовались везде: на лесозаготовках, на целине, в рабочих посёлках, на рыбных промыслах, на заводах и фабриках. Девчата уходили в няньки или просто выходили замуж за солдат, освободившихся осуждённых или вербовались на ткацкие фабрики, уезжали на большие стройки. Постепенно в колхозе остались только те, кому некуда было ехать.

В 1956 году колхоз «Новая жизнь» был ликвидирован. Всё его движимое и недвижимое имущество, кроме коров и мелкого скота, было передано одному из подразделений Вятлага – совхозу № 3. Руководство Вятлага и совхоза № 3 постаралось облегчить жизнь селян. В 1960 году в деревни Баталово, Мордвино, Новом посёлке, Бабиково пришло электричество. Появились новые возможности, люди стали получать пусть небольшую, но зарплату, им начали предоставлять один выходной в неделю и ежегодный двухнедельный отпуск. Стало возможным отправлять детей в пионерские лагеря, взрослые могли получать путёвки в дома отдыха.

Но и Вятлаг постепенно начал сдавать свои позиции. Со временем и деревни исчезли с лица земли. Сегодня сохранилось только Баталово, а в нём – всего пять жителей, среди них – 72-летний Василий Данилович Мордвин, коренной житель…

Из воспоминаний Сивкова И.В.

Из воспоминаний Сивкова Ивана Васильевича, п. Рудничный7):

Коллективизация стала серьёзным испытанием для деревенских жителей. Прислон и Козидвор вошли в состав колхоза имени 17 партсъезда с центром в д. Баталово. У крестьян-единоличников в созданный колхоз изъяли всех лошадей и сельхозинвентарь. Трое крестьян (двое из Прислона, один из Козидвора) отказались отдать лошадей, но животных конфисковали, а троих несогласных вместе с семьями выслали в Сибирь. Старожилы рассказывали, что во время проведения коллективизации в д. Баталово были убиты первый председатель сельсовета и его жена.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.