Кукарка Жерновогорский монастырь.

Нашел походу дальнего предка в записи из Википедии по Жерновогорскому монастыру (возле Кукарки).Кондратей Шастун-думаю от него и пошли мои предки Шастины из Кукарки.После нападения черемисов пропали жалованные грамоты на земли монастыря и для подтверждения права собственности на землю монастыря было проведенно расследование.Вот копия документа (из Википедии)

Из Дозорной книги пустыни Жерновых Гор, Останкова, 1619 года

В хранящихся в Московском Архиве Министерства Юстиции писцовых книгах по Казанскому уезду, № 153, помещена на 1341—1347 листках «Дозорная книга пустыни Жерновых Гор», приказного Сухова-Останкова, 7127 (1619) года.

Лета 7127 году июня в 4 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу и по наказу боярина и воеводы князя Иванв Михайловича Воротынсково да дияков Федора Лихачева, Ивана Васильева, приказной Сухой Останков сыскивал накрепко кукарские слободы крестьяне старожилцы и новоприезжим крестьяне и черемисы, что били челом государю царю и великому князу Михаилу Федоровичу всея Руси Жорновных Гор пустыни чорной поп Еуфимей з братею, а сказал на перед де сего был в той пустыне строитель Макарей, а тому де манастырю дано было государева жалования пашенные земли и перелогу и зарослей, да вниз по Вятке реке, по обе стороны, рыбные ловли и сенные покосы до Пижемского устья, да перевоз на Вятке реке, и на ту де у них вотчину была государева грамота, и в прошлом 117 году в смутное время Казанского уезду Черемиса манастырь их разорили и ту грамоту у них взяли. И ныне де владеть им тою вотчиною не по чему, и про тое б манастырскую вотчинную землю и про сенные покосы и про рыбные ловли и про перевоз сыскать накрепко сторонами рускими людми и татаре и дозрить и сметить на сколько её четей пашенные земли и перелогу и зарослей и сена и лесу и всяких угодей, сколь давно тою монастырскою вотчинною землею и рыбными ловлями и перевозом того монастыря старцы владеет и были у них на ту вотчину государевы грамоты и в смутное время те грамоты у них черемиса поималил, и ныне у них спору с ней в той вотчине нет ли. И в сыску кукарские слободы крестьяне старожильцы Гаврило Бушуев, Федот Ураков, Иван Хлупов, Василий Кочнев, Иванко Старев, Третьяк Лызлов, Пахом Хохолков, Поздей Попов, Китай Петров, Сава Демин, Иван Наумов, Ономзуй(?) Жихорев, Федор Гагара, Иван Патрушев, Степан Барышников, Иван Баглаев, Матвей Лызлов, Назар Скороваров, Василей Курцов, Худяк Тавезихин, Прокопей Кузнец, Туруса Плетенев, Иван Наймушин, Бобошин, Мироша Елизарьев, Илья Бобошин, Иван Дворник, Ганя Толстово, Оника Бобошин, Василей Барышников, Офоня Куприн, Василей Патрушев, Никита Добрынин и все кукарские слободы старожильцы сказали: по государеву цареву и великому князя Михайла Федоровича всея Руси крестному целованию на Жерновных Горах над рекою над Вяткою и преже сего была пустыня, а храм был поставлен во имя Ивана Предтечи, а в смутное время разорили пустыню, сожгли, Казанская Черемиса в 117 году, а до разорения в той пустыне стоял храм 15 лет, а строитель тое пустыни Макарей з братею владели и на Жорновных Горах пашню роспахали, чёрной лес, за манастырем на боровой земле, да он же владел пашнею отхожею над курьею над Горлицыным, а через Вятку реку проезжих людей перевозил, а рыбною ловлею и сенными покосы владел за рекою за Вяткою против Жерновных Гор, и вниз по Вятке реке до нижново конца острова; а ниж острова по заречью ж до Пижемсково устья на версту мы владеем, Кукарские крестьяне, сенными покосы, росчищали лес, а на другой стороне Вятки реки от Жерновных Гор по Вятке вниз владел строитель Макарей сенными покосы до конец верхнево конца острова, да с конец острова с Вятки реки на росоховатую березу, да с тое березыдо болшие веретеи на логе да по той болшой веретее от логу вверх по Вятке до манастыря; а отводил де ему Кукарские слободы до разорения слоботчик Офонасей Казанцов; а про то де не ведают, почему ему отводил, были ль нет ли у строителя у Макарья государевы грамоты, ведал ли нет ли слоботчик Офонасей про грамоты и почему отводил, а мы про те государевы про грамоты не слыхали, а про то нам ведомо, что у строителя Макарья благословенная патриаршеская грамота была, а что он через реку перевозил проезжих людей и ныне тот перевоз оттоброчен. И приказной Сухой Останков взяв с собою Кукарсково земсково старосту Офонасья Матвеева да прежних кукарских жилцов Гаврила Бушуева, Федота Уракова, Василья Кочнева, Ивана Костарева, Поздея Попова, Китая Петрова, Саву Демина, Ивана Хлупова, Матвея Лызлова, и с теми людми дозрил и сметил сколько пашенные земли и перелогу и за рыбныя и сена и лесу монастырские вотчины пашенные земли на Жорновных Горах за манастырем по смете на осмину выти, да на Горлицыне перелогу на пол-осмины, да зарослей на осмину ж; а от Горлицыны курьи вниз по Вятке до Жерновных Гор лесу черново на боровой земле на 2 версты, а против Жерновных Гор сенной покос и рыбная ловля, и лесу вниз по Вятке реке на версту, до конец нижново конца острова; а сена по сметке на лугу копен на 50, а от Жерновных Гор на той стороне сенных покосов по Вятки вниз на лугу копен на 20. И у прежнево строителя у Макарья с теми кукарскими крестьяны с старожилцы сенные покосы в споре сказал не по таде места отводят пока места слоботчик Офонасей отводил по государевой грамоте отводил де ему того лугу сенных покосов вниз по Вятке по болшей веретее да по озерка и по грани, а з граней и до конца тое веретей и граней дозрили от озера на край веретеи береза тесана да две березы на веретее да дуб тесан ж. И после не на спорном лугу сена копен на 50, а владеет де на лугу сенными покосы кукарские крестьяне ближних деревень околных русских людей нет, промеж их сыскать не кем, а луг прошёл сеные прокосы промеж рек Вятки и Пижмы, а роздавал крестьянам слоботчик Офонасей на Кукарке описным деревням покосы да в сыску ж новоприезжие Кукарские крестьяне Иван Ушаков, Степан Крупин, Конан Исаев, Иван Скочилов, Филип Ветлуженин, Петр Шаров, Никита Ивутин, Кондратей Шастун, Мина Жаравлев, Гаврилов Софронов, Григорей Романов, Кокора Загайнов, Третьяк Софронов, Филип Блинов, Иван Загайнов, Олексей Голомуд, Сидор Безсонов, Василей Шалеговец, Бажен Жеребцов, Меншей Вахромеев, Третьяк Добрынин, Гаврило Марьин, Ярофей Родыгин, Степан Ярыгин во все кукарские слободы новоприезжие крестьяне сказали, по государеву цареву и великому князя Михаила Федоровича все Руси крестному целованию, на Жорновных Горах пустыня была Ивана Предтечи, а про вотчинную землю манастырскую и про рыбные ловли и сенные покосы и перевоз и про государеву грамоту, про те де нам ведомо, пока места владел и сколко лет строитель Макарей, потому пришли на Кукарку после манастырсково и Кукарсково разоренья.

Да в сыску ж Казанского уезду Черемиса Немдежские волости, сотник Яныкей Петров да лутчей их человек Маназ Мамаев сказали: храм де был на Жерновных горах до разорения Кукарсково, а про манастырскую землю и про рыбные ловли и про сенные покосы покаместа владел строитель Макарей и про государеву грамоту не ведам, для тово пору с нами у него ни в чом не бывало, и мы грамоты у нево не пытывали и о том не роспрашивали почему он и покаместа чем владел.

ТВУАК, 1906. вып. 1-2. стр. 58-60 (с сокращениями)

РГАДА, ф.1209, оп. «Поместный приказ», д.153. лл.383-389

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.