Нолинские корни художника В.Васнецова.

Нолинские корни художника В.Васнецова. 

Прадед Виктора Михайловича Васнецова родился в с.Ошеть Нолинского уезда (ныне Сунской р-н). Дед и отец - в с.Талоключинское Нолинского уезда (ныне пгт.Богородское Кировской обл.). Отец художника М.В.Васнецов в 1831г. учился в Нолинском духовном училище.

 

"Плох тот народ, который не помнит, не любит и не ценит своей истории. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего родства, детства, юности". В. М. Васнецов.

 

 

 

 

 

Вятский род Васнецовых. 

Ольга Шихова, сотрудник Нолинского музея истории и краеведения.

Первые Васнецовы

Фамилия Васнецовых необычна для Вятки. Обычные вятские фамилии связаны с окружающим нас миром, явлениями природы или просто произошли от простонародных прозвищ - Шубин, Коровин, Онучин, Лаптев, Карасев, Громов, Сорин и тому подобные. Сам В. М. Васнецов выводил свою фамилию от слова Василий, но никаких документов по этому поводу не оставил. Наиболее вероятно, что фамилия Васнецовых произошла от новгородского собственного имени Васнец и осталось, видимо, от новгородских ушкунцев-разбойников, которые в 1374 году пограбиша Вятку.

Не исключено, что эта фамилия могла придти на вятскую землю из новгородских владений через Усть-Вым, Ныроб, Чердынь и Кай.

Род Васнецовых многочисленен. Почти все мужчины этого рода были священнослужители. По исследованиям О. Н. Виноградова, первое документальное упоминание фамилии Васнецовых относится к 1628 году, когда 370 лет назад московские писцы в книге по городу Хлынову сделали запись об Осташке Васнецове. Из нее становится известно, что по берегу реки Вятки от устья Засоры была посадская улица, которая размещалась на месте железнодорожных путей современного речного порта, и что на этой улице был собственный дом Остафья Васнецова. Остафий был купцом, занимался изготовлением серебряных украшений и их продажей. Изготовление серебряных изделий требовало от мастера высокого художественного вкуса. Следовательно, этот далекий представитель фамилии Васнецовых являлся своего рода профессиональным художником. Остафий был довольно богатым человеком, под храмом Вознесения (сейчас на этом месте Центральная гостиница) он имел лавку и платил оброку 4 рубли, что по тем временам считалось очень большими деньгами.

За 1665 год найдено краткое упоминание о том, что в городе Хлынове площадным подьячим служит Ивашко Васнецов. Это упоминание дорого тем, что Васнецовы уже в то далекое время были грамотные. Площадные подьячие служили в приказной избе для написания жалоб от неграмотных людей и должны были написанное свидетельствовать подписями двух грамотных. Ивашко был своего рода адвокатом древних вятичей, помогая оформлять материалы на незаслуженные обиды и притеснения властей.

Из многочисленных записей за 1678 год становится известно, что в пяти дворах города Хлынова живут представители рода Васнецовых: Тимошка Васнецов, его брат Ивашка Федоров сын Васнецов, а главное, здесь упоминается основатель рода известных художников Васнецовых - псаломщик Успенского монастыря Митька Игнатьев сын Васнецов. С него и началась ветвь Васнецовых, служащих по духовному ведомству.

Родословная братьев Васнецовых

Дмитрий Игнатьевич Васнецов родился в городе Хлынове в 1661 году, в 17 лет служил псаломщиком в Успенском монастыре. Затем переведен для службы в Нолинский уезд, Дворищенскую волость, село Ошеть (ныне Сунский район), где и прослужил всю жизнь дьячком. У него было пять сыновей, которые по примеру отца стали священнослужителями. Несколько поколений Васнецовых родилось и прослужило в селе Ошеть (сын Дмитрия Игнатьевича Иосиф Дмитриевич, внук Иван Иосифович). Остальные дети и внуки Дмитрия Игнатьевича были направлены для службы в другие приходы (Андрей Иосифович - иерей в Курчуме, Прокопий - диакон в Кырчанах). Некоторые из его потомков служили и в городе Нолинске: в Николаевском соборе - священник Алексей Ильич Васнецов, протоиерей Александр Николаевич Васнецов (служили в разное время, примерно с1800 по 1936 гг.); в Успенском храме - протоиерей Михаил Иванович Васнецов (1882- 1959 гг.). На территории Нолинского кладбища находится его захоронение.

Прадед художников Козьма Иванович родился в селе Ошеть. С детства помогал отцу в церкви: читал и пел на службах, затем учился в Вятской семинарии, где кроме основных предметов преподавалось также земледелие и рисовальное искусство. Он учился с успехом весьма хорошим у учителя-художника Федора Черепанова. Козьма Иванович писал портреты, этюды, натюрморты, резко выделяясь своими художественными способностями среди прочих студентов рисовального класса. По окончании Вятской семинарии в 1800 году назначен на третье священническое место в Нолинский уезд, село Талоключинное - современный районный центр Богородское, где появились на свет дед и отец знаменитых художников.

Нолинские Васнецовы

Михаил Васильевич Васнецов (отец художников) провел детские годы в селе Курчум Нолинского уезда (ныне Сунский район), воспитываясь в доме деда по материнской линии Александра Григорьевича Вечтомова, поэтому всю жизнь считал Курчум своей родиной. Начальное образование получил на дому. К семи годам умел петь, читать и писать.

4 августа 1831 года Михаил Васильевич был зачислен в Нолинское духовное училище, а через год переведен в Вятское духовное училище. После окончания его с успехом обучался в семинарии. Окончив курс богословия, Михаил Васнецов в Крестовой церкви Кафедрального собора был приведен к присяге. Текст присяги до сих пор хранится в его ставленом деле, а под текстом подпись: Под сей присягою присягаю кончивший курс воспитанник Вятской семинарии Михаил Васнецов. (Васнецовы. Материалы исследования. АО Городская газета, Вятка, 1993 г.).

Получив священнический сан, Михаил Васильевич направляется для службы в Троицкую церковь Уржумского уезда Пилинской волости (ныне Уржумский район) в село Лопьял. Там Михаил Васильевич был сразу определен наставником сельского училища, где учил крестьянских детей. Здесь появились его первенцы: Николай и Виктор. По истечении шести лет, он переведен в село Рябово Вятского уезда Сулаевской волости (ныне Зуевский район) и сразу определен учителем сельской школы.

В Рябово семья прожила более 20 лет. По приезде Михаил Васильевич строит собственный деревянный дом, который сохранился до наших дней и сейчас в нем расположен музей. По воспоминаниям односельчан, Михаил Васильевич был разносторонне развитым человеком, с мягким сердечным характером, любил природу, любил рисовать и хорошо рисовал с натуры. Об этом увлечении отца Виктор Михайлович вспоминал: ;когда мы приезжали домой на летние каникулы, ну, конечно, была радостная встреча. Мать спешила хорошенько нас накормить, а отец после этого начинал проверять, как и чему мы учились, какие получали отметки. Потом требовал показать все наши рисунки, очень серьезно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы - рисунки и этюды, выполненные масляными красками, все виды окружающих село красивых мест (О. Н. Виноградов).

Таким образом, художественный талант Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича не появился вдруг, ни с того ни с сего, а накапливал, набирал силу в глухом захолустье Вятской губернии в течение нескольких поколений рода Васнецовых.

Вятский период в творчестве братьев Васнецовых

Вятский период в биографии и творчестве Виктора и Аполлинария Васнецовых, по исследованию

Т. Малышева, определяется со времени их рождения и до осени 1878 года, когда Виктор Михайлович с женой окончательно покинули Вятку и вслед за ними в Москву переехал младший брат Аполлинарий. Непосредственно с Вяткой как губернским городом братья были связаны с момента поступления Виктора в духовное училище и приездом Аполлинария, чтобы повторить путь старшего брата.

Из известных ранних работ В. Васнецова выделяется графика -натурные наброски, портреты друзей Федора Порвицкого, Михаила Кошкарева и композиция на религиозный сюжет Кающаяся Магдалина. Тогда же, по свидетельству В. Васнецова, были сделаны рисунки для собирателя русского фольклора И. Тропинина, который намеревался издать пословицы и поговорки с иллюстрациями. Но альбом был сделан позднее другим издателем, и, тем не менее, уже знаменитый художник не стеснялся этого юношеского труда и охотно дарил своим друзьям в Москве.

Обращается Виктор Михайлович и к религиозной живописи. Его внимание привлекает силой своего воздействия на окружающих образ Христа. Выполненная маслом икона Благословение детей (Христос в окружении детей малого возраста) - его первая живописная работа. Впервые живописные произведения он видел еще мальчиком в сельском храме. Иконопись Предтеченской церкви села Рябово и позднее заслуживала его одобрение - уже маститого профессора живописи.

Нелегкий выбор

В годы пребывания в Вятке у В. Васнецова не только складывались основы творчества, но и формировались общественные взгляды. Он отказывается от карьеры священнослужителя и безбедного, привычного существования и собирается поступать в Академию художеств. Еще в семье он был подготовлен к этому решению. Виктор наверняка знал об успехах в живописи прадеда Козьмы Ивановича, видел акварельные картины бабушки Ольги Александровны, он соревновался с отцом Михаилом Васильевичем в мастерстве рисунка и наблюдал работу тетушки Марии Васильевны.

Вятский период для В. Васнецова прерывается в связи с отъездом в Петербург и поступлением в Академию художеств. Юноша-провинциал, оказавшийся в столице без покровителей, после успешной сдачи экзамена по рисунку решил, что поступит без аттестации по наукам. Но оказалось все сложнее. Прежде чем поступать во второй раз, он год проучился в школе Общества поощрения художеств.

Возвращение в Вятку было связано с приездом на могилу отца. Он снова поселяется на родине, чтобы поправить здоровье и помочь младшим братьям, четверо из которых остались сиротами и еще учились.

В 1868 году в Вятку приезжает ссыльный польский художник Эльвиро Андриолли, с которым они познакомились на музыкальных, литературных и художественных вечерах у начальника почтово-телеграфной конторы Д. Я. Далматова.

Брат Виктор видел в Аполлинарии будущего художника, отметив как лучшие пейзажи реалистические, конкретные по мотиву, с тщательной проработкой рисунка изображения родных мест (Рябово, Вахруши, Батариха, Турины, Хлыновка). Некоторые из них он даже собрался показать И. И. Шишкину. В одной из поездок к родственникам Аполлинарий особо отличился, сделав рисунок Деревянная часовня в с. Елгань (музей-квартира А. М.Васнецова в Москве), который можно считать первым свидетельством неравнодушного отношения художника к старинной русской архитектуре.

1871-1872 годы, проведенные Виктором в Вятке, дали много не только Аполлинарию, утвердившемуся в выборе жизненного пути, но и ему. В этот приезд Виктор активно взялся за гравирование досок для печатных изданий. Он видел, как легко, мастерски делал это Андриолли. Яга, Тряпичница, Рюмочка, Могильщик, В гостях, Брюсов календарь, Владыка углов, Последний из могикан, Развлечение - это его лучшие работы в этом жанре.

Из Петербурга на родину в очередной раз братья возвратились в разное время. Аполлинарий задержался на три года в столице, занявшись самостоятельными поисками своего пути в жизни. Виктор, вдохновленный родными местами, написал Вятские леса, Лес за рекой Вяткой. Но самое интересное, что в этот период Васнецов писал икону маслом на холсте с изображением Богоматери, предназначенную для Крестовоздвиженского мужского монастыря в г. Слободском.

В 1878 году братья последний раз посещают Вятку. Тогда Виктором Михайловичем была написана серия портретов родственников художника - братьев Петра и Аполлинария, тещи М. И. Рязанцевой, бабушки жены Т. А. Караваевой и др. В то же время он сделал этюды к картине После побоища Игоря Святославовича с половцами: Берег реки Вятки, Луг в селе Раковка, где находилось имение Рязанцевых.

Под влиянием старшего брата первые пейзажи маслом написал и А. Васнецов. Поехав в Москву вслед за Виктором, он закончил по вятским мотивам три живописных работы Просека, Старая дорога и Вятский пейзаж.

Природа вятской земли с ее первозданной красотой, жизнь народа с традициями, характерными для будней и праздников, вятские села и города с памятниками русской старины, - все это дало братьям представление о родной Руси, о русском доме и наложило отпечаток на все их творчество. Именно в глуши вятских лесов зародилась привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев - резчиков по дереву, мастеров глиняной, расписной игрушки, лубочных картинок - пробудило интерес к сказочному творчеству.

Именно в Вятке сформировалось мировоззрение выдающихся русских художников, здесь были заложены основы их творческого метода.

Источник: http://selskaya-nov.ru/page/vyatskij-rod-vasnecovyx.

 

 

Комментарии

За интересную публикацию спасибо.

В родословной Селивановских нашла упоминание о Васнецовых:

Женой псаломщика при церкви с. Лопьял Уржумского уезда Семёна Варфоломеевича Селивановского (1840 – после 1898) была Мария Николаевна (1848 – после 1898), дочь уволенного из духовного звания дьячка с. Сунского Нолинского уезда Николая Васильевича Васнецова (ум. до 1881).

Да, вот ещё вспомнила об одной фотографии из своего фотоархива, на которой изображены земской начальник Яранского уезда Владимир Иванович Селивановский, его жена Вера (в девичестве Винклер) и Васнецов. К сожалению, неизвестно кто именно.

Может быть, автор статьи Ольга Шихова поможет определить неизвестного Васнецова? С ней можно связаться?

Аватар пользователя Родыгина Анна

Это статья сайта газеты Нолинского района "Сельская новь", 2012г. (ссылка указана в конце статьи в блоге). Можно спросить у редакции. На сайте есть телефон или эл.почта редакции. 

Указано, что О.Шихова - сотрудник музея. Не знаю, работает ли О.Шихова сейчас в музее. Телефон Нолинского краеведческого музея - (83368) 2-11-82.

Спасибо, постараюсь дозвониться до музея.

Из книги "Васнецовы. Материалы исследования. АО Городская газета, Вятка, 1993 г.": "... 5 февраля 1844 года за № 778 воспитаннику Вятской семинарии студенту богословия Михаилу Васильеву сыну Васнецову дан билет о дозволении вступить в брак с девицею духовного звания. ... выбор пал на девицу Аполлинарию 17 лет, дочь священника Иоанна Тимофеева Кибардина Сретенской церкви села Березинского. ... свадьбу праздновали в селе Березинском у тестя Иоанна Кибардина. ... 28 мая 1844 года Михаил Васнецов самим епископом Неофитом со священством кафедрального собора рукоположен во священника Троицкой церкви села Лопьяла.

... По приезде в село Васнецов сразу был назначен заведующим Лопьяльского сельского училища. В училище он преподавал арифметику, грамматику и закон Божий.

Шесть лет прослужил в Лопьяле священником и заведующим сельского училища Михаил Васнецов.

В Лопьяле у него родились дети - Николай 23 ноября 1845 года и Виктор 4 мая 1848 года, будущий великий русский художник, оба крещены и получили свои имена в местной церкви.  

4 января 1850 года священник села Рябовского Чураков и села Лопьяльского Васнецов поменялись местами, один вместо другого. В конце января священник Михаил Васильев Васнецов на двух своих подводах и пяти наемных уехал из Лопьяла в село Рябово..."

Про Рябово есть ещё одна брошюра - "Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В.М. и А.М. Васнецовых", Киров, 2011, 32 страницы. (тираж 3000 экз.)