В архивных делах иногда встречаются поистине уникальные документы, увидев которые хочется познакомиться с ними глубже, с помощью таких архивных «подсказок» разобраться в исторических моментах, связывающих прошлое и настоящее.
Одним из таких интересных документов, стало подлинное водительское удостоверение 1916 года, обнаруженное в одном из архивных дел. Уже само наличие водительского удостоверения в тот период - редкость (в России первое водительское удостоверение было выдано в 1900 году в Санкт-Петербурге), поэтому для такого губернского города, каким был Орел в начале прошлого века, это явление особенное. И вот такой ценный, с исторической точки зрения документ, встретился в документах Государственного архива социально-политической истории Кировской области.
Билет № 40 или водительское удостоверение принадлежал Дегтереву Иосифу Ивановичу, человеку грамотному, окончившему земское училище. Права он получил в 32 года, в этот период жизни он служил в царской армии в чине ефрейтора, был шофером полковника. Вероятно, он был достаточно ответственным человеком, так как на тот момент был вдов и один воспитывал двоих дочерей. Если внимательно изучать этот документ, то на каждой страничке обнаружатся очень интересные факты. Это и способ закрепления фотографии в билете (сургучная печать, суровая нитка, клей), внешний вид фотографируемого (создает первое впечатление о личности владельца), способ оформления самого документа (реквизиты подписи, печати, текста), содержание текста правил (слова с «ять», которые использовались до орфографической реформы в 1918 году).
Билет на право управления автомобилем был получен Дегтеревым после окончания шоферских курсов, организованных при механических мастерских гаража «ПРИМУС» города Орла Орловской губернии, где он обучался управлять автомобилем и обращаться с двигателем под руководством механиков мастерской и инструкторов шоферских школ. По окончании курсов контора механических мастерских и гаража «ПРИМУС» выдала свидетельство, подписанное инструктором и главным механиком. А после Орловская городская управа выдала билет (книжку) на право «Городской езды», имеющий порядковый номер 40. Надо сказать, что в нашей стране была введена зарубежная форма водительского удостоверения (именно такое, как у Дегтерева), после того, как в 1909 году Россия присоединилась к международной «Конвенции о передвижении автомобилей» . Для получения прав требовалось окончить курсы вождения, которые часто организовывались при автомастерских. В самом документе указывались сведения о владельце и его фотография.
Билет на право управления Дегтерева Иосифа Ивановича был выдан 28 июля 1916 года, в день окончания испытаний на шоферских курсах. Выглядит книжка скромно, чувствуется бережное отношение владельца. Документу почти 99 лет, но он в хорошем состоянии, нет рваных листов, текст хорошо читается, фотография не выцвела, по ней читаются признаки эпохи: водитель снят в форме ефрейтора царской армии. Фотография эта вклеена на обороте обложки и прошита суровой ниткой, которая сверху залита сургучной печатью.
На следующей странице - информация о том, кому и кем был выдан билет. Здесь же написано, что автомобиль системы № 3 имеет знак № 1 и принадлежит не получившему удостоверение шоферу, а механику механических мастерских и гаража «ПРИМУС» города Орла. В нижнем левом углу стоит печать Орловской городской управы и подписи члена управы и делопроизводителя.
Следующие листы книжки это «Обязательные постановления о порядке движения по городу Орлу автоматических экипажей», опубликованные 26 сентября 1915 года в № 73 Губернских ведомостей. Постановления - это прототип современного Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 15 ноября 1995 года, основным принципом которого также, как и в начале прошлого века, являются сохранность жизни и здоровья граждан, как водителей, так и пешеходов. Одно из первых таких постановлений появилось в Санкт-Петербурге и называлось: «О порядке пассажирского движения на автомобиле». В этом постановлении говорилось, что управлять автомобилем мог гражданин, достигший возраста 21 год, грамотный, умеющий говорить по- русски, необходимым условием была сдача экзамена. Уже тогда был предусмотрен ежегодный техосмотр, в период с 1 марта по 1 апреля.
Самая короткая, 1-я глава - это общие правила, здесь всего 3 параграфа, в которых говорится о том, что «автоматические экипажи» могут двигаться по городу после осмотра и испытаний, которые проводятся особой комиссией, «состав которой определяет Городская Дума». Лица, управляющие автомобилем, тоже должны допускаться к управлению после испытаний.
Глава 2-я называется «Правила, касающиеся конструкции и оборудования автоматических экипажей», содержит 10 параграфов, где подробно описывается техническое оснащение автомобиля. Основная мысль главы: надежность экипажа в целом и его составных частей. И это подтверждает каждый параграф. Так, например, «Автоматический экипаж должен быть сделан надежно и так сконструирован, оборудован и выполнен, чтобы опасность пожара, взрыва, а также шума, дыма ... не могли иметь места. Отверстия для выпуска пара или газа должны быть так расположены и направлены, чтобы исходящие пары или газ не поднимали пыли и не причиняли неудобства прохожим». Вот тут неволей позавидуешь пешеходам той эпохи, современный транспорт такие приоритеты не соблюдает.
О противоугонной системе один из параграфов гласит: «При автомобиле должно быть устроено приспособление, которое лишало бы посторонних лиц возможности пустить в ход автомобиль, в случае отсутствия управляющего им». Хотя это сложно представить, но вероятно были случаи угона, и не единичные, раз эту информацию внесли в постановления.
Глава 3-я посвящена разрешению на использование и испытаниям автоматического экипажа, обязанностям его владельца. Здесь говорится о заявлении в Городскую Управу о желании ездить по городу в своем экипаже, о ежегодном техосмотре «с 1 по 15 апреля», о номерных знаках, о свидетельстве, например, «Свидетельство о допущении автоматического экипажа к езде, всегда во время езды должно находиться при экипаже и предъявляться лицом, управляющим экипажем, агентам Городской Управы и чинам полиции, по первому их требованию». Этот факт актуален и по-сей день.
В главе 4-ой описываются требования к кандидатам на управление автомобилем для получения свидетельства на право управления. Так же, как в современных требованиях, необходимо знать правила движения, иметь уверенные навыки управления автомобилем, уметь «производить небольшие починки, в случае легкой порчи экипажа». В одном из параграфов сказано: «Разрешение на управление автоматическим экипажем выдается лицам не моложе 18 лет, грамотным, умеющим объясняться по-русски, имеющим слух и зрение не ниже нормального и не обладающими физическими недостатками, мешающими управлять автоматическим экипажем». В наше время медицинские требования несколько возросли, чтобы их перечислить понадобится напечатать несколько листов формата А4, хотя и актуальность этого вопроса тоже выросла.
В следующей главе, последней и самой большой, указаны «Правила езды на автоматических экипажах и обязанности управляющих ими». Есть моменты, которые подчеркивают принадлежность другому времени, например, «Если приближение автоматического экипажа будет вызывать беспокойство у лошадей или других животных, то управляющий автоматическим экипажем должен убавить скорость и, в случае надобности, остановить экипаж и даже двигатель».
Так еще, про скорость - «Скорость движения ... не должна превышать 12 верст в час.., а также на грязном и скользком пути, наконец, везде, где имеется оживленное движение, должно ехать тихим ходом и во всяком случае не более 5 верст в час». (Одна верста соответствует 1,067 км, поэтому современное понимание оживленного движения того времени не сразу укладывается в сознании).
Но есть параграфы, перекликающиеся с современными правилами - «Лица, управляющие автоматическими экипажами ... должны быть всегда в трезвом виде», «Езда на автомобилях вперегонку воспрещается», а еще «При остановке на улицах, управляющий автомобилем обязан остановиться вдоль тротуара, в один ряд с прочими экипажами по направлению езды, причем не заграждать проездов ворот, входов и не стеснять уличного движения». У нарушителей правил свидетельства и билеты на право управления отбираются, и на усмотрение Управы они могут быть лишены выдачи свидетельств и билетов и на будущее время.
В июле 2016 года водительскому удостоверению Дегтерева Иосифа Ивановича исполнится 100 лет, почтенный срок, но главное, что документ сохранился и дал возможность узнать немного больше о том периоде истории, ведь, как говорят, «история собирается по крупицам», может и эта «крупица» со временем поможет воссоздать какое-то важное событие в истории страны.
Для справки:
Примус — лат. - первый.
История водительского удостоверения, в «народе» именуемого правами, берёт начало в 1893 году, во Франции. Тогда префектом полиции Парижа автомобилисту, чье имя история не сохранила, была выдана справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором. К слову, для получения справки потребовалось только продемонстрировать умение управлять автомобилем, без сдачи экзаменов.
До 1936 года единого образца водительского удостоверения не было, и случалось такое, что свидетельства об окончании курсов, выданные в одном городе, не признавались в другом. В 1936 году появилась единая форма удостоверения шофёра. А после присоединения Советского Союза к Венской конвенции об автомобильном движении, в 1968 году появилось водительское удостоверение международного образца. В конце 20 века использовались права в виде отдельной книжки, форматом совпадающей со свидетельством о регистрации автомобиля. Случилось это после введения нового образца документа в 1992 году. В 2009 году в нашей стране стали выдавать удостоверения в виде пластиковой карты со штрихкодом, последние изменения в образец прав были внесены в 2014 году (было внесено большее количество категорий и подкатегорий, отметка о возможности управления только с автоматической коробкой передач).
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.