Вятские Поляны. Дозор (1620 год). В изложении А. Верещагина (ВУАК)

В статье приведен список из дозора 1620 года села Рождественского (Вятские Поляны). Список публиковался в ТРУДАХ ВЯТСКОЙ УЧЕНОЙ АРХИВНОЙ КОММИССИИ 1907 год (ВЫПУСКЪ II)

Село Рожественское на Полянахъ, по списку съ книги письма и дозору Конст. Шушерина и подьячаго Гр. Амирева 7128 (1620) года*).

Источник

Село Рожественское, что на Полянкахъ, на денежномъ, оброкѣ. А Въ немъ Божіе милосердіе храмъ древянъ Троицы Живоначалные да предѣлъ великого чюдотворца Николы, а в церкви образы и книги и свѣчи строение мирское. 

Да в селѣ

  1. дворъ поповъ 
  2. дворъ прикащиковъ 

да дворы крестьянские:

  1. Дворъ Ивашко Аѳонасъевъ
  2. Дв. Бориско Полстоваловъ
  3. Андрюшка Масло.
  4. Семейка Устюженинъ
  5. Гришка Колпашникъ
  6. Ивашко да Тимошка Фроловы
  7. Терешка Филипьевъ.
  8. Семейка Петровъ.
  9. Доронка Онцыферовъ.
  10. Ивашко Каратузъ.
  11. Гаврилко Кривошея.
  12. Калинка Герасимовъ.
  13. Пашка Лукьяновъ.
  14. Ѳедка Филипьевъ.
  15. Гришка Харитоновъ.
  16. Кондрашко Кузминъ да Ивашко Алексѣевъ.
  17. Васка Шаберъ.
  18. Лучка Зеленой.
  19. Полуехтко Петровъ.
  20. Ивашко Степановъ да Васка Михайловъ.
  21. Ивашко Темнаковъ.
  22. Ивашко Васильевъ.

Всего 22 двора. Въ живущемъ 3 выти с четью и полчетью выти. Оброку платятъ с выти по полутретья рубли, итого 8 р. 14 алт. полчетверты денги. Земля добрая. Сѣна по дубровамъ и на отхожемъ лугу на низъ по Вяткѣ рѣкѣ по смѣтѣ 480 копенъ; лѣсь черной, съ иными деревнями не въ розводѣ.

Въ селѣ жъ на Полянкахъ крестяня живутъ на лготѣ, а лготы имъ давалъ прикащикъ Семенъ Стромиловъ:

  1. Дв. Первушка Ивановъ. 
  2. Корнилко Евсевьевъ.
  3. Матюшка Ивановъ.
  4. Кузка да Сидорко Терентьевы.
  5. Гришка Ощепковъ.
  6. Якунка Салниковъ. Изо лготы выйдутъ во 131 году
  7. Стенка Корноухъ изо лготы выйдетъ во 133 году.
  8. Гришка Горбунъ, изо лготы выйдетъ во 132 году.

Да въ томъ же селѣ бобыли:

  1. Дв. Гаврилко Митрофановъ, оброку платить ему 8 алт. 2 денги.
  2. Гаврилко Терентьевъ, оброку платить ему 5 алт.

Да бобыли же живутъ на лготѣ... 5 человѣкъ, изо лготы выйдутъ во 132 году, а оброку имъ платить по 4 алт. человѣку.

Да у села Полянокъ на рѣчкѣ на Кушакъ мелница мутовка, на оброкѣ Вяцкого Успенского монастыря за старцомъ за Саватѣемъ, оброку платити в государеву казну в Казани но рублю.

А на дозорѣ были с Констентиномъ Шушеринымъ в селѣ Полянкахъ Вятского Успенского монастыря села Полянокъ попъ Ѳедоръ да крестяня: староста Семейко Яковлевъ Устюжанинъ, Лучка Зеленой, Ивашко Фроловъ, Бориско Филипьевъ Полстоваловъ, Ивашко Васильевъ Арской, Гришка Матвеевъ Горбунъ.

Сообщ. А.В — нъ.

* - Находится на листахъ 1568—1571 въ книгѣ Казанскаго уѣзда, хранящейся въ Московскомъ Архивѣ Министерства Юстиціи подъ № 153 (по печатному „Описанію документовъ" Архива подъ № 843).

Комментарии

Огромная благодарность Игорю Александровичу за публикацию работы А. Верещагина.

Аватар пользователя a-musikhin

Этот текст Верещагиным сильно сокращён. Так, например, он нигде не указал отчества у крестьян, детей, бобылей вообще не назвал по именам. А также не указал количество земли.

Например, двор 3.

У Верещагина - Андрюшка Масло

А в оригинале:

Во дворе Ондрюшка Давыдов Масло. У него сын Офонка. На получети выти.

Алексей Леонидович, получается сам оригинальный документ с которого Верещагин делал список сохранился и его можно найти в архивах?

Аватар пользователя a-musikhin

Конечно сохранился. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 153. Село Рождественское на Полянках описано на листах 610-613об.

Большое спасибо за наводку,

буду искать возможность как получить выписку по этому делу из РГАДА

Александр, добавьте пожалуйста эту информацию в населённый пункт Вятские Поляны.

Аватар пользователя Alexender

Татьяна Геннадьевна, не могу - дело не обработано (не составлен список нп).

Александр, показано в списке нп /по Арской дороге 0% за 56-63 гг./ это ещё одно не обработанное дело?

Аватар пользователя Alexender

совершенно верно

Александр, спасибо

Прям новость месяца для меня лично ))

пошел читать

Аватар пользователя Alexender

Игорь Александрович, удачи!

Алексей Леонидович, а почему Верещагин не опубликовал полный текст? Сомнения есть. Село Рождественское и село на Полянках это разные поселения? Возможно они близко расположены и  в полном тексте можно найти близко-родственные связи среди населения.

Аватар пользователя a-musikhin

Татьяна Геннадьевна, я, конечно, не могу знать точные причины, почему Верещагин опубликовал в таком виде. Возможно, для его целей этого было достаточно. Но, подозреваю, что он просто не сделал полные выписки. Представьте, он летом в каникулы ездил специально в Москву, чтобы там заниматься в архивах. А ведь в то время у него не было ни персонального компьютера, ни фотоаппарата. Ему приходилось всё выписывать вручную. При нехватке времени понятно, что он старался выписать самое главное. Публикации делались уже с его выписок, при этом могли возникнуть ошибки, т.к. он, вероятно, сокращал текст. Вот, думаю, как-то так.

Почему у Вас возникли сомнения, что это разные сёла? Могу Вас уверить, что в оригинале село называется так: "Село Рожественое, что на Полянках". Есть в этой книге еще одно село Рождественское, но оно называется "Рожественое, что на Укрече". Это совсем другое село.

Благодарю, Алексей Леонидович. В селе о котором идёт речь церковь или Троицкая, или Николаевская и в последующих документах село Рождественское не упоминается. Возможно "село Рожественное" имеет другой смысл, не связанный с наличием церкви. 

Аватар пользователя a-musikhin

Вы имеете в виду, почему село называется Рождественское, а церковь там Троицкая с приделом св. Николая?

Так в этом нет ничего удивительного. Первоначальная церковь в селе была Рождественская, а после того, как она разрушилась или сгорела, поставили новую церковь и освятили ее в честь св. Троицы.

Интересно, оказывается село в 1620 г. было оброчным, не монастырским?

А Рождественская вотчина Успенского Трифонова монастыря в дозоре 1620 г. записана отдельно?

Нашел у Спицына описание 1607 г. Из него следут, что Рождественская Полянская вотчина ВУТМ и село Рождественское на Полянах - разные н.п. Раньше я думал, что это одно и то же. Смысл последнего абзаца в Дозоре 1620 г. теперь понятен, как и причина самого дозора, т.к. Спицын еще упоминает челобитную архимандрита Ионы 1612 г. и дозор 1614 г.

"... Полянская вотчина.

Сохранилось небольшое описание этой вотчины 1607 г. Против речки Воштормы раскинулись монастырские луга, на которых ставилось до 1000 копен сена. Ниже речки шли монастырские пашни, а за ними крестьянские и бобыльские дворы; далее от реки к высокому берегу вела зимняя дорога к государеву житничьему двору, в котором стояло 4 житницы; за житницами - монатырь с церквами и кельями, от монастыря - улицы, около него - скотный двор. Подле монастырскую пашню дорога на овраг Дюдюм, оттуда на рч. Кушак, оттуда на большую бортную сосну, далее на овраг Касмир, от него на дер. Люгу. Пустаго места под старческим усадищем было десятин 10. По ключу у оврага расположилось селение с двумя улицами; тут были и монастырские дворы и крестьянские. Крестьянских дворов было 35. Управлял вотчиной поселенский старец Мисаил. В этом описании для нас любопытно то, что монастырские пашни отделяются от пашен крестьянских льготных.

В этом 1607 г. рядом с вотчиною Успенского монастыря появилось дворцовое село. Казанский жилец Мих. Онучин, возвращаясь с вотским посотным хлебом, видел по Вятке много удобных для житья порожних мест и заявил о том в Казани воеводам. По его расчету на открытых им пустых землях можно было поселить крестьян на 100 вытей и больше. Вместе с Онучиным приехал в Казань поп Никитин и крестьяне Кузьмин с товарищами. Они сказали воеводам, что вверх Воштормы от Дюдюма оврага рядом с монастырскою вотчиною лежит чистаго места, лесу и бора верст в 5 в длину и столь же в ширину, да по Тойме речке до черемисской деревни, что стояла на ея истоках, место по смете в длину верст на 10, в ширину версты на 4, от черемисской деревни Кукмары и от пашен верстах в 15, и просили позволения садиться им за государем на этих землях в крестьянах и дать им льготы на 6 лет (сноска: "Неудивительно, что Никитин и крестьяне так хорошо знали местность: они вышли из монастырской Полянской вотчины и даже записи на них были у архимандрита"). После дозору и сыску Савы Аристова земли отведены были челобитчикам, сошлись крестьяне и образовали дворцовое село. В нем была устроена житница для ясашного вотского хлеба... (далее рассказ про споры монастыря с дворцовыми крестьянами о земле)" Спицын А.А. Вотчины Вятского Успенского Трифонова монастыря. Вятка-1885., с. 10-11.

Права Татьяна Геннадьевна - это 2 разных села?!

Далее. Давайте внимательно посмотрим начало Дозора 1620 г.

Цитата: "Село Рожественское, что на Полянкахъ, на денежномъ, оброкѣ. А Въ немъ Божіе милосердіе храмъ древянъ Троицы Живоначалные да предѣлъ великого чюдотворца Николы, а в церкви образы и книги и свѣчи строение мирское".

Церковь Троицкая. Очевидно это не монастырское село Рождественское вотчины Успенского монастыря, а скорее всего, будущее село Усад, что находилось тоже на территории современного ПГТ Вятские Поляны, но за оврагом Дюдюм.

Оно в 1678 г. имело название: "село Троицкое, Усад тож", а в 1710 и 1716-17 "село Троицкое Усад и Поляны тож".

 

 

Виктор Иванович, поясните пожалуйста, какие выводы следуют, если  - село на денежном оброке.

Татьяна Генадьевна, тягло, оброк и ясак - разные виды налогообложения.

Оброчными обычно были государственные крестьяне, так же, как писал А.А. Спицын в статье "Земля и люди на Вятке в XVII столетии", оброчными в актах могли быть записаны и дворцовые крестьяне.

Конечно, оброчные земли мог получить и монастырь, но тогда бы оброк собирали не выборные  целовальники, а монастырские служащие. И в таком случае в заголовке Дозора 1620 г. обязательно было бы указано, что село относилось к Рождественской вотчине ВУТ монастыря. Вот как в случае с мельницей в предпоследнем абзаце.

А здесь в заголовке ни слова о монастырской вотчине.

Куда же тогда подевалась вотчина, которая была основана по грамоте 1595 г., полученной настоятелем Вятского Успенского монастыря Трифоном в 1595 г. от царя Федора Иоанновича?

Дозор 1620 г. был проведен по жалобам настоятелей ВУТМ с целью разграничить земли монастырской вотчины и дворцового села, которое относилось уже к Казанскому уезду. Именно поэтому в последнем абзаце и написано, что на дозоре присутствовали представител Полянской вотчины монастыря.

Ну и про церковь. В Полянской вотчине упоминаются 2 церкви:  Христорождественская и Николаевская, а здесь в Дозоре Троицкая с пределом Св. Николая.

Если посмотреть страницу с. Усад и переписи по нему - в переписях,  и даже в документах 19, начала 20 века, название церкви - Троицкая с Николаевским приделом.

Отсюда я и делаю вывод, что фрагмент Дозора 1620 г., представленный здесь, - это дозор дворцового села Усад Казанского уезда.