Детские годы на Печенкино

( Рассказ Поникаровской Анны Дмитриевны )

Мои детские годы. 60 лет прошло, а, кажется, это было вчера. Дедушка научил меня кататься на лошади, ходить на ходулях, играть в городки, водил в поскотину сочить сосновый сок, а летом собирать землянику и голубику. Я видела, как он гнул дуги и полозья для саней. С ним мы варили гороховый кисель, пели песни “ Варяг “и “Плещут холодные волны “. Он не пил, не курил, всегда был спокоен. Бабушка научила меня рисовать, шить тряпичные куклы, лепить из глины, сеять семена на рассаду, вышивать полотенца, мыть пол с дресвой, готовить закваску для теста и стряпать. Она умела стряпать вкусные прянички-“ малинки “ на сметане или “ поденье” (это сыворотка, которая остаётся на дне кринки, когда растопят и сольют горячее топлёное масло ). Весной, к прилёту птиц, мы пекли с ней “жаворонки”. Она вылепляла из теста большую птицу в виде ковша, а я садила в него 40 жаворонков, “ сорок сороков “. Бабушка умела стряпать ржаные пироги и пшеничники, картофельные шаньги и мусники, булочки, пряженики, оладьи. Готовили картофельный крахмал, промывали его и сушили. Варили клюквенный и молочный кисели. Из картофельной мезги пекли драники. В школу мы брали “жареники “- куски чёрствого ржаного пирога, посыпанные солью и поджаренные перед огнём русской печи на шестке. Осенью ждали, когда зарежут поросёнка и надуют свиной пузырь. Высохшим пузырём мы играли как мячом. Игрушками служили и высушенные кости. 
В 50-е годы по деревням ходили нищенки. Бабушка всегда их кормила и давала кусок хлеба на дорогу.
В школьные годы было очень интересно. Мы собирали золу, голубиный и куриный помёт для удобрения полей, собирали и сдава-ли макулатуру, металлолом и ивовую кору. В школе ухаживали за садом, пасли цыплят и кормили кроликов. Много читали. Учились хорошо. Хотелось всё знать, так как радио и телевидения не было, даже школу я закончила с керосиновой лампой. В старших классах впервые увидели на школьном огороде помидоры. Дали нам по пять 
кустиков. Но мы не знали, что плоды должны дозревать в помеще-нии. Попробовали зелёными и выбросили.
Я часто ночевала в детском доме, когда мама там дежурила. За-помнила, как там 5 марта 1953 года включили радиоприемник, и мы услышали о смерти Сталина. Воспитательницы заплакали, а мы, дети, не понимали почему. Запечатлелось в памяти 12 апреля 1961 года. В 9-м классе мы разделывали дрова на площади у начальной школы. Вдруг мы увидели, как вывешивают “ молнию “ на стену ма-газина. Подбежали и прочитали: “ Человек в космосе! Юрий Гага-рин “. Радость и гордость переполнила наши сердца. Мы устроились около приёмника в начальной школе и слушали передачу. Гагарин! Кто он? Какой он? Ждали газет, чтобы увидеть его фото. 
Родители и школа дали нам всё лучшее, что в нас есть.

Первый фильм

Я впервые увидела кинофильм в 1950 году, когда мне было 5 лет. На Печёнкино привезли кинопередвижку. Повесили простыню на стену в старом складе и начали “ катить “ кино “ По щучьему веленью”. Склад был полон, бабы, мужики и ребятишки. Мы сидели на полу. Я не испугалась, так как это была сказка. Следующий фильм был “ Тарзан “. Очень запомнился. В августе тёмными вечерами фильмы показывали прямо на улице.
Крещение

В деревню пришёл священник. Мне исполнилось пять лет. Детей собрали в избе Ногиной Александры Ефграфовны. Батюшка что-то читал над нами и поливал нас водой над тазиком, потом надел крестики. Я понимала, что это необыкновенное таинство. Хорошо за-помнился этот тёплый летний день. Дома устроили праздник: пили чай со свежим мёдом у самовара в горнице. Я поправляла крестик. Голова была ещё мокрой
Как бучили бельё
Весной у речки Калежницы женщины бучили бельё. Рубахи, полотенца складывали в бук, наливали воду. Сверху закрепляли холстину, середина которой опускалась в воду. В это углубление на-сыпали золу. На костре нагревали камни и саделками спускали их в золу с водой. Всё это шипело. Щёлок проникал внутрь бука и “ сти-рал “ бельё. Внизу у бука находилась “ затычка “. Этот “ гвоздь “ открывали, воду спускали и снова наливали сверху и добавляли кам-ни. Так делали несколько раз, пока вода в буке не начинала кипеть. Бельё в буке оставляли до утра. Назавтра бельё доставали, полоскали в речке и отбивали вальками для размягчения и выбивания щёлока.

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.