Экзотические Растения

А.Д.Поникаровская

Сказ о том, как экзотические растения приживались в нашем крае.

Краем вечнозеленых помидоров называют нашу местность. Но, бывая в гостях и пройдясь по магазинам, этого не скажешь. Столы и прилавки ломятся от невиданных плодов и фруктов. За несколько лет мы успели отведать кокосы и ананасы, манго и папайю, бананы и сливы, дыни – арбузы, апельсины-мандарины, яблоки-груши, персики-абрикосы и даже крупный виноград.

Правда, вкусив это раз и два, нам снова захотелось поесть отварной картошки с солеными огурцами. Наш живот привык к сытным щам из русской печки да домашним пирогам, капусте да рыжикам. «Щи да каша – пища наша». 

Овощи
В пору нашего детства помидоров и огурцов не знали, они у нас не росли. Бережно, хлопотливо возились с рассадой капусты и брюквы на вырцах, закрывали на ночь мешковиной и соломой. Садили лук, чеснок, сеяли репу, морковь и свеклу. Семена выращивали сами и покупали у заезжих людей в бумажные кулечки.

Большую часть огорода занимал ячмень, чуть меньше – картофель. Его берегли, ели по праздникам, скоту не кормили. 

Зелеными помидорами нас угостили первые в школе. На участке рос кустик с зелеными шариками, какие бывают и на картофеле. Учитель велел положить помидоры в валенки и ждать, пока они не созреют. Какое там! Ждали, смотрели, а они не краснеют. Так и попробовали, было горько, невкусно. Это шел 1956 – 1957 год. Это позднее, в 1966-1968 годах Суворова В.М. выстроила у школы теплицу с печным отоплением. Рассаду садили рано, в марте. Помидоры росли жирными, темно-зелеными. В грунт их высаживали уже с завязями. С тех пор мы едим красные помидоры. Валентина Михайловна снабжала рассадой наш район и ездила с корзинами в Вологодскую область. В 1952 году она же увидела у своей свекрови чахлые кустики помидоров, принесенных от соседки. «Милодоры какие-то», - сказала она. «Не милодоры, а помидоры», - поправила её Валентина Михайловна, т.к. на её родине они уже росли. Плодов в тот год «милодоры» не дали. 

К стати, слово помидор в переводе с французского языка, означает «золотое яблоко»(роmmе – яблоко, or – золото, д – из). От слова роmmе образовалась помада, её изготовляли из яблочного пюре. Картофель – это земляное яблоко (pomme de terrre).

Невидалью являлись огурцы. Суворова В.М. родом из тех мест, где выращивают, солят в бочки и опускают (их) в речку под лед знаменитые «истобенские» огурцы. В 1952 году она посадила семена в яму под деревней Чеченино. Грядку удобрила, ничем не закрывала. Огурцы росли, жирели, цвели. Пришел с сенокоса свекр и давай шарить по этой грядке рукой «Вот, Валентина, ничего у тебя нет, а сегодня на сенокосе хлебали у Марии окрошку аж из двух огурцов». Да к осени у Суворовых столько наросло, что снабдили огурцами всю деревню и насолили во все кадушки. Банок тогда не было. Председатель колхоза Пихтин Прокопий Николаевич в те же годы ездил на сельскохозяйственную выставку в Москву и тоже привез разных семян, в том числе огурцов и помидоров. А столько всего уродилось, что его жена носила урожай корзинами в лес заезжим бригадам серогонов. 

Плодовые деревья и кустарники

Я уже рассказывала об ученом агрономе Печенкине Павле Георгиевиче, который имел сад в деревне Павловская, вел дневник наблюдений и заводил паспорт на каждое дерево.

В Утманове первый сад около школы заложил с учащимися директор школы Комаров Александр Никифорович в 1941 году в память об ушедших на фронт земляках. Саженцы он привез из Никольского плодопитомника. Сад благоухал до 1970-1980-х годов. Я помню ряды яблонь, вишен, кусты малины, смородины, ровные грядки клубники, сирень, розы, ирга. Дорожки были засыпаны гравием, приствольные круги обработаны, в центре красовалась яркая клумба. Сад был обнесен высоким забором и запирался на замок. Работать там на уроках труда считалось за честь. В саду проводились различные опыты с растениями. Комаров А.Н. привозил на августовское совещание учителей в п.Подосиновец корзину яблок и угощал ими всех присутствующих.

Около дома Комаровых тоже находился сад. Сейчас на том месте растет величавый кедр, а по всей улице до школы распространились по за ограде розы, сирень, вишня, клубника и малина.

При расцвете МТС каждую весну завозили из Никольска на катере «Утмановец» различные саженцы. В этом заслуга директора МТС Хомякова В.Н. и главного агронома Пономаревой Т.А. Сейчас у каждого дома растут яблони, малина, крыжовник и смородина.

В 1956 году выше школы был заложен новый сад, но место выбрали неудачное, часть яблонь вымерзла. Весной деревья цветут, а осенью каждый ученик может набрать себе дичков. 

В деревне Сокирино есть место под названием «сад». Там растут вишни, черемухи и самое старое дерево нашей местности – вяз, неведомо откуда завезенный.

Пластинин Анатолий Николаевич подсказал мне следующее. Главную роль в распространении деревьев играл и играет человек. Он говорит, что раньше на севере росли хвойные леса. Человек двигался и , чтобы не заболеть цингой, вез с собой сушеные плоды сначала рябины и черемухи, а затем шиповника, калины. Путешествовали и по воде и по суше. По рекам мы встречаем заросли шиповника, черемухи, калины. Недаром первыми деревьями около домов появились рябина и черемуха, калину в лесу найти сложно, а шиповник плодоносит только на теплых светлых склонах. Переселенцы из южных краев везли с собой саженцы липы и тополя. Позднее стали садить кедры, лиственницы и дубки.

О кукурузе.

В 1955-1956 годах всем миром садили кукурузу квадратно-гнездовым способом. Один копает ямку, другой семечко бросает. Действительно, в первый год эта культура дала богатый урожай. До сих пор помню вкус молочно-восковых початков. Наелись и люди, и животные. А с тех пор сколько ни сеяли не росло, все вымокало. 

О цветах.

В 1955 году мама Геннадия Ивановича (Поникаровского) ехала домой на лошади и нашла на большой дороге рассыпанную рассаду капусты. Засадила все грядки, а к осени у нее пышно зацвели астры. Сейчас нам смешно вспомнить. А каких только цветов мы не садим. У многих даже розы радуют глаз. 

Сейчас можно купить любые семена цветов и овощей, приобрести клубеньки и луковички. Помню случай. Учительница биологии проводила письменный опрос как получить семена из капусты. Один мальчик написал: «Надо взять кочан капусты, мелко его порубить. Вот тебе и семена».

Модно выкладывать альпийские горки. Сади, ухаживай и радуйся!

Все-таки жизнь не стоит на месте. От пещерного человека мы шагнули далеко вперед. Деревни умерли, а на их месте остались деревья: черемухи, липы, тополя и хмельники – живые памятники исчезнувшим деревням. Будем же радоваться каждому дню, шуму дождя и шелесту листьев, наслаждаться красотой цветов и трав, слушать пение птиц и вдыхать аромат Земли. Давайте беречь природу, уважать друг друга и дорожить жизнью.

Дополнения:

Логиновский Геннадий Иванович, окончивший Подосиновскую школу, впоследствии живший в г.Симферополе, написал автобиографическую повесть «Жила-была деревня». На стр. 123 читаем следующее: «Территория школы занимала квартал: слева было одноэтажное здание начальной школы (1-4 кл.), тут же жил директор школы Росляков Лев Александрович с женой, учительницей по физике, Галиной Александровной. Справа была средняя школа двухэтажная, про которую я пишу, с 5 класса по десятый. Между зданиями школы цвел школьный сад, посаженный до войны, - прямоугольник со сторонами около 50 метров, обнесенный высоким деревянным забором с дверью, закрывающейся на замок. Заведовала садом учительница ботаники Валентина Александровна. Пускали в него не всех; уже забыл, в каком классе я учился, и наш класс туда ходил пропалывать и поливать. В саду росли кусты малины, смородины, земляники и другие растения. Две яблони были покрыты крупными яблоками, похожими на «Семиренко».

Правее парадного крыльца главного корпуса росли деревья высотой 3-4 м., их посадили школьники старших классов, так говорила Валентина Александровна. Она и с нами весной 1958 года, когда я учился в девятом классе, тоже сажала деревья по длинной стороне площадки и левее парадного крыльца. У меня есть фотография, сделанная в 1976 году, так на ней деревья левее крыльца выросли на уровне верха крыши».

На стр. 130-131 есть разделы про грибы и ягоды, про пестики и пучки. В целом все грибы называли губами: пошел в лес за губами. Была такая детская игра. С завязанными глазами приговаривали: «Губы-ягоды беру у суседа на бору, а сусед – слепой, не бежит за мной». Сусед-суседушко – это такой мифический страж, вроде черта.

Черемуху в деревне сажали почти все хозяева. В лесу черемухи встречались редко. Ягоды хорошие, крупные, их ели свежими, а в сушеном виде применяли при поносе.

Рябина. В нашей деревне Косяково было только одно дерево рябины, у раскулаченного соседа.

Весной, когда сходил снег, на ржаном поле (на жнивье) росли пистики. Их собирали и употребляли в пищу: из них пекли пистешники».

Логиновский Г.И. пишет и о горохе, как ходили за ним тайком, т.к. горох охранял сторож. Пишет о разных видах пучек. Их ели, а из переросших делали брызгалки. Через один конец всасывали воду, а потом, надавливая на поршень, выдавляли воду, обливая друг друга. Струя била далеко.

Газета «Подосиновский колхозник» № 17 от 19 мая 1930 года пишет следующее: «Коммуна снабдит крестьян капустой. В огороде коммуны «Новый Север» - около ¼ гектара занято высокосортной капустной рассадой. Этой рассадой коммуна в состоянии будет снабдить около 1000 крестьянских хозяйств, которые до сих пор почти не занимались выращиванием капусты у себя на огородах».

В брошюре «Стриницы школьной истории. К 135 летию Подосиновской школы» (изд.2006 г.) на стр.14 указывается: «После неудачного заложения сада в 1883-1885 гг. осенью 1895 г. начата вновь посадка местных деревьев и ягодных кустов. Деревья привезены и посажены бывшими и настоящими учениками. Особенно хороши лиственницы, более 50 штук, доставленных Ф.Н.Катариным».

Далее на л.14 из воспоминаний Печенкина П.Г. (года учебы 1893-1894). Он пишет об учителе Подъякове «Рафаил Михайлович был большим любителем охоты на дичь и рыбной ловли. Замечательным он был и овощеводом. 

А.Д.Поникаровская

Краем вечнозеленых помидоров называют нашу местность. Но, бывая в гостях и пройдясь по магазинам, этого не скажешь. Столы и прилавки ломятся от невиданных плодов и фруктов. За несколько лет мы успели отведать кокосы и ананасы, манго и папайю, бананы и сливы, дыни – арбузы, апельсины-мандарины, яблоки-груши, персики-абрикосы и даже крупный виноград.

Правда, вкусив это раз и два, нам снова захотелось поесть отварной картошки с солеными огурцами. Наш живот привык к сытным щам из русской печки да домашними пирогами, капусте да рыжикам. «Щи да каша – пища наша». 

Овощи.

В пору нашего детства помидоров и огурцов не знали, они у нас не росли. Бережно, хлопотливо возились с рассадой капусты и брюквы на вырцах, закрывали на ночь мешковиной и соломой. Садили лук, чеснок, сеяли репу, морковь и свеклу. Семена выращивали сами и покупали у заезжих людей в бумажные кулечки.

Большую часть огорода занимал ячмень, чуть меньше – картофель. Его берегли, ели по праздникам, скоту не кормили. 

Зелеными помидорами нас угостили первые в школе. На участке рос кустик с зелеными шариками, какие бывают и на картофеле. Учитель велел положить помидоры в валенки и ждать, пока они не созреют. Какое там! Ждали, смотрели, а они не краснеют. Так и попробовали, было горько, невкусно. Это шел 1956 – 1957 год. Это позднее, в 1966-1968 годах Суворова В.М. выстроила у школы теплицу с печным отоплением. Рассаду садили рано, в марте. Помидоры росли жирными, темно-зелеными. В грунт их всаживали уже с завязями. С тех пор мы едим красные помидоры. Валентина Михайловна снабжала рассадой наш район и ездила с корзинами в Вологодскую область. В 1952 году она же увидела у своей свекрови чахлые кустики помидоров, принесенных от соседки. «Милодоры какие-то», - сказала она. «Не милодоры, а помидоры», - поправила её Валентина Михайловна, т.к. на её родине они уже росли. Плодов в тот год «милодоры» не дали. 

К стати, слово помидор в переводе с французского языка, означает «золотое яблоко»(роmmе – яблоко, or – золото, д – из). От слова роmmе образовалась помада, её изготовляли из яблочного пюре. Картофель – это земляное яблоко (pomme de terrre).

Невидалью являлись огурцы. Суворова В.М. родом из тех мест, где выращивают, солят в бочки и опускают (их) в речку под лед знаменитые «истобенские» огурцы. В 1952 году она посадила семена в яму под деревней Чеченино. Грядку удобрила, ничем не закрывала. Огурцы росли, жирели, цвели. Пришел с сенокоса свекр и давай шарить по этой грядке рукой «Вот, Валентина, ничего у тебя нет, а сегодня на сенокосе хлебали у Марии окрошку аж из двух огурцов». Да к осени у Суворовых столько наросло, что снабдили огурцами всю деревню и насолили во все кадушки. Банок тогда не было. Председатель колхоза Пихтин Прокопий Николаевич в те же годы ездил на сельскохозяйственную выставку в Москву и тоже привез разных семян, в том числе огурцов и помидоров. А столько всего уродилось, что его жена носила урожай корзинами в лес заезжим бригадам серогонов. 

Плодовые деревья и кустарники

Я уже рассказывала об ученом агрономе Печенкине Павле Георгиевиче, который имел сад в деревне Павловская, вел дневник наблюдений и заводил паспорт на каждое дерево.

В Утманове первый сад около школы заложил с учащимися директор школы Комаров Александр Никифорович в 1941 году в память об ушедших на фронт земляках. Саженцы он привез из Никольского плодопитомника. Сад благоухал до 1970-1980-х годов. Я помню ряды яблонь, вишен, кусты малины, смородины, ровные грядки клубники, сирень, розы, ирга. Дорожки были засыпаны гравием, приствальные круги обработаны, в центре красовалась яркая клубника. Сад был обнесен высоким забором и запирался на замок. Работать там на уроках труда считалось за честь. В саду проводились различные опыты с растениями. Комаров А.Н. привозил на августовское совещание учителей в п.Подосиновец корзину яблок и угощал ими всех присутствующих.

Около дома Комаровых тоже находился сад. Сейчас на том месте растет величайший кедр, а по всей улице до школы распространились по за ограде розы, сирень, вишня, клубника и малина.

При расцвете МТС каждую весну завозили из Никольска на катере «Утмановец» различные саженцы. В этом заслуга директора МТС Хомякова В.Н. и главного агронома Пономаревой Т.А. Сейчас у каждого дома растут яблони, малина, крыжовник и смородина.

В 1956 году выше школы был заложен новый сад, но место выбрали неудачное, часть яблонь вымерзла. Весной деревья цветут, а осенью каждый ученик может набрать себе дичков. 

В деревне Сокирино есть место под названием «сад». Там растут вишни, черемухи и самое старое дерево нашей местности – вяз, неведомо откуда завезенный.

Пластинин Анатолий Николаевич подсказал мне следующее. Главную роль в распространении деревьев играл и играет человек. Он говорит, что раньше на севере росли хвойные леса. Человек двигался и , чтобы не заболеть цингой, вез с собой сушеные плоды сначала рябины и черемухи, а затем шиповника, калины. Путешествовали и по воде и по суше. По рекам мы встречаем заросли шиповника, черемухи, калины. Недаром первыми деревьями около домов появились рябина и черемуха, калину в лесу найти сложно, а шиповник плодоносит только на теплых светлых склонах. Переселенцы из южных краев везли с собой саженцы липы и тополя. Позднее стали садить кедры, лиственницы и дубки.

О кукурузе.

В 1955-1956 годах всем миром садили кукурузу квадратно-гнездовым способом. Один копает ямку, другой семечко бросает. Действительно, в первый год эта культура дала богатый урожай. До сих пор помню вкус молочно-восковых початков. Наелись и люди, и животные. А с тех пор сколько ни сеяли не росло, все вымокало. 

О цветах.

В 1955 году мама Геннадия Ивановича (Поникаровского) ехала домой на лошади и нашла на большой дороге рассыпанную рассаду капусты. Засадила все грядки, а к осени у нее пышно зацвели астры. Сейчас нам смешно вспомнить. А каких только цветов мы не садим. У многих даже розы радуют глаз. 

Сейчас можно купить любые семена цветов и овощей, приобрести клубеньки и луковички. Помню случай. Учительница биологии проводила письменный опрос как получить семена из капусты. Один мальчик написал: «Надо взять кочан капусты, мелко его порубить. Вот тебе и семена».

Модно выкладывать альпийские горки. Сади, ухаживай и радуйся!

Все-таки жизнь не стоит на месте. От пещерного человека мы шагнули далеко вперед. Деревни умерли, а на их месте остались деревья: черемухи, липы, тополя и хмельники – живые памятники исчезнувшим деревням. Будем же радоваться каждому дню, шуму дождя и шелесту листьев, наслаждаться красотой цветов и трав, слушать пение птиц и вдыхать аромат Земли. Давайте беречь природу, уважать друг друга и дорожить жизнью.

Дополнения:

Логиновский Геннадий Иванович, окончивший Подосиновскую школу, впоследствии живший в г.Симферополе, написал автобиографическую повесть «Жила-была деревня». На стр. 123 читаем следующее: «Территория школы занимала квартал: слева было одноэтажное здание начальной школы (1-4 кл.), тут же жил директор школы Росляков Лев Александрович с женой, учительницей по физике, Галиной Александровной. Справа была средняя школа двухэтажная, про которую я пишу, с 5 класса по десятый. Между зданиями школы цвел школьный сад, посаженный до войны, - прямоугольник со сторонами около 50 метров, обнесенный высоким деревянным забором с дверью, закрывающейся на замок. Заведовала садом учительница ботаники Валентина Александровна. Пускали в него не всех; уже забыл, в каком классе я учился, и наш класс туда ходил пропалывать и поливать. В саду росли кусты малины, смородины, земляники и другие растения. Две яблони были покрыты крупными яблоками, похожими на «Семиренко».

Правее парадного крыльца главного корпуса росли деревья высотой 3-4 м., их посадили школьники старших классов, так говорила Валентина Александровна. Она и с нами весной 1958 года, когда я учился в девятом классе, тоже сажала деревья по длинной стороне площадки и левее парадного крыльца. У меня есть фотография, сделанная в 1976 году, так на ней деревья левее крыльца выросли на уровне верха крыши».

На стр. 130-131 есть разделы про грибы и ягоды, про пестики и пучки. В целом все грибы называли губами: пошел в лес за губами. Была такая детская игра. С завязанными глазами приговаривали: «Губы-яголы беру у суседа на бору, а сусед – слепой, не бежит за мной». Сусед-суседушко – это такой мифический страж, вроде черта.

Черемуху в деревне сажали почти все хозяева. В лесу черемухи встречались редко. Ягоды хорошие, крупные, их ели свежими, а в сушеном виде применяли при поносе.

Рябина. В нашей деревне Косяково было только одно дерево рябины, у раскулаченного соседа.

Весной, когда сходил снег, на ржаном поле (на жнивье) росли пистики. Их собирали и употребляли в пищу: из них пекли пистешники».

Логиновский Г.И. пишет и о горохе, как ходили за ним тауком, т.к. горох охранял сторож. Пишет о разных видах пучек. Их ели, а из переросших делали брызгалки. Через один конец всасывали воду, а потом, надавливая на поршень, выдавляли воду, обливая друг друга. Струя била далеко.

Газета «Подосиновский колхозник» № 17 от 19 мая 1930 года пишет следующее: «Коммуна снабдит крестьян капустой. В огороде коммуны «Новый Север» - около ¼ гектара занято высокосортной капустной рассадой. Этой рассадой коммуна в состоянии будет снабдить около 1000 крестьянских хозяйств, которые до сих пор почти не занимались выращиванием капусты у себя на огородах».

В брошюре «Стриницы школьной истории. К 135 летию Подосиновской школы» (изд.2006 г.) на стр.14 указывается: «После неудачного заложения сада в 1883-1885 гг. осенью 1895 г. начата вновь посадка местных деревьев и ягодных кустов. Деревья привезены и посажены бывшими настоящими учениками. Особенно хороши лиственницы, более 50 штук, доставленных Ф.Н.Катариным».

Далее на л.14 из воспоминаний Печенкина П.Г. (года учебы 1893-1894). Он пишет об учителе Подъякове «Рафаил Михайлович был большим любителем охоты на дичь и рыбной ловли. Замечательным он был и овощеводом. Каждое лето с весны во дворе училища разрабатывались гряды с желающими учениками. Сеяли семена моркови, свеклы, репы, лук, чеснок, капусту, брюкву и даже огурцы. Выращенные овощи сдавались в общежитие училища для питания учеников».

Там же, на стр.18: Мария Федоровна Некрасова начала учиться в 1916 году и вспоминает годы 1917-1918 (выпуск 1922 года): «В 1919 году случился пожар. Дома купцов выгорели. Остался только поповский, он был окружен садом. Там, где сейчас Стригино, было огромное болото, мы туда ходили за ягодами. Роща для нас была местом недоступным. Она была обнесена высоким забором. Её охранял сторож. Здесь же жил лесничий. Только в 1919 году вход в рощу был открыт» 

Там же, на стр.21: «В 1937 году силами учителей биологии Александра Исааковича Лепихина и Валентины Александровны Дежневой был при главном здании, с помощью учащихся старших классов заложен сад и создан пришкольный участок».

Докладная записка Райкультуртехника тов.Меньшуткина об отпуске средств на закладку опытно-показательных участков по луговодству в сумме 140 рублей. (Протокол заседания президиума РИК № 91 от 9 корзинами в лес заезжим бригадам серогонов. 

Плодовые деревья и кустарники

Я уже рассказывала об ученом агрономе Печенкине Павле Георгиевиче, который имел сад в деревне Павловская, вел дневник наблюдений и заводил паспорт на каждое дерево.

В Утманове первый сад около школы заложил с учащимися директор школы Комаров Александр Никифорович в 1941 году в память об ушедших на фронт земляках. Саженцы он привез из Никольского плодопитомника. Сад благоухал до 1970-1980-х годов. Я помню ряды яблонь, вишен, кусты малины, смородины, ровные грядки клубники, сирень, розы, ирга. Дорожки были засыпаны гравием, приствальные круги обработаны, в центре красовалась яркая клубника. Сад был обнесен высоким забором и запирался на замок. Работать там на уроках труда считалось за честь. В саду проводились различные опыты с растениями. Комаров А.Н. привозил на августовское совещание учителей в п.Подосиновец корзину яблок и угощал ими всех присутствующих.

Около дома Комаровых тоже находился сад. Сейчас на том месте растет величайший кедр, а по всей улице до школы распространились по за ограде розы, сирень, вишня, клубника и малина.

При расцвете МТС каждую весну завозили из Никольска на катере «Утмановец» различные саженцы. В этом заслуга директора МТС Хомякова В.Н. и главного агронома Пономаревой Т.А. Сейчас у каждого дома растут яблони, малина, крыжовник и смородина.

В 1956 году выше школы был заложен новый сад, но место выбрали неудачное, часть яблонь вымерзла. Весной деревья цветут, а осенью каждый ученик может набрать себе дичков. 

В деревне Сокирино есть место под названием «сад». Там растут вишни, черемухи и самое старое дерево нашей местности – вяз, неведомо откуда завезенный.

Пластинин Анатолий Николаевич подсказал мне следующее. Главную роль в распространении деревьев играл и играет человек. Он говорит, что раньше на севере росли хвойные леса. Человек двигался и , чтобы не заболеть цингой, вез с собой сушеные плоды сначала рябины и черемухи, а затем шиповника, калины. Путешествовали и по воде и по суше. По рекам мы встречаем заросли шиповника, черемухи, калины. Недаром первыми деревьями около домов появились рябина и черемуха, калину в лесу найти сложно, а шиповник плодоносит только на теплых светлых склонах. Переселенцы из южных краев везли с собой саженцы липы и тополя. Позднее стали садить кедры, лиственницы и дубки.

О кукурузе.

В 1955-1956 годах всем миром садили кукурузу квадратно-гнездовым способом. Один копает ямку, другой семечко бросает. Действительно, в первый год эта культура дала богатый урожай. До сих пор помню вкус молочно-восковых початков. Наелись и люди, и животные. А с тех пор сколько ни сеяли не росло, все вымокало. 

О цветах.

В 1955 году мама Геннадия Ивановича (Поникаровского) ехала домой на лошади и нашла на большой дороге рассыпанную рассаду капусты. Засадила все грядки, а к осени у нее пышно зацвели астры. Сейчас нам смешно вспомнить. А каких только цветов мы не садим. У многих даже розы радуют глаз. 

Сейчас можно купить любые семена цветов и овощей, приобрести клубеньки и луковички. Помню случай. Учительница биологии проводила письменный опрос как получить семена из капусты. Один мальчик написал: «Надо взять кочан капусты, мелко его порубить. Вот тебе и семена».

Модно выкладывать альпийские горки. Сади, ухаживай и радуйся!

Все-таки жизнь не стоит на месте. От пещерного человека мы шагнули далеко вперед. Деревни умерли, а на их месте остались деревья: черемухи, липы, тополя и хмельники – живые памятники исчезнувшим деревням. Будем же радоваться каждому дню, шуму дождя и шелесту листьев, наслаждаться красотой цветов и трав, слушать пение птиц и вдыхать аромат Земли. Давайте беречь природу, уважать друг друга и дорожить жизнью.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.