Шампаров Василий.

Старообрядец в картузе назвался сослуживцам Васей Шампаровым из Ижевска. В семье Вася был восьмым из десяти детей, а родни и вовсе не перечесть. Дома жена с тремя ребятишками, за плечами судьбинушка покрутила во все стороны. Вася привлëк внимание сослуживцев байками, всегда собирал вокруг слушателей, народу того и надо, время скоротать и забыть про холод, голод и войну. 

Синеглазый, с широкой улыбкой и ровным рядом зубов, мог очаровать не только внешностью залихвацкой, но шуткой удалой и смехом заливистым. Васе не впервой на фронте бывать, в Великой ранило, в Гражданскую контузило, но оптимизму и смелости это не убавило. Закалённый воин, из тех что врага чувствует издалека, оружием владеет мастерски и коня на скаку остановит. На судьбе Василия было написано: "Родину защищать", крупно и размашисто. Он спешил долг исполнять, не вслушиваясь в завывания матери, жены и прочих родственниц. Бабы, что скажешь. 

Ещё за плечами лагеря, десять лет из-за анекдота, в общем, спокойная семейная жизнь с сытными щами и мягкими постелями не избаловала Василия. Знал бы что жизнь такая предстоит - не спешил бы из утробы материнской на землю грешную, не цеплялся в детстве за жизнь, побеждая все хворобы. 

Вася быстро оценил в роте обстановку, решил под крыло взять самого молодого и с виду слабого пацана Котьку. Не дело молодым помирать, думал Вася, товарищу давал наставления и часть пайки, спрашивал про дом и родителей. Задушевные разговоры в перерывах между боями грели и дарили ощущение счастья и цели - вернуться домой живым, освободить Родину от захватчиков. Да, даже на фронте, покуда жив человек, счастье, вера и надежда не покидают его душу. 

Под Ленинградом шли ожесточённые бои с немцем. Синявинская операция хорошо известна и описана сейчас в истории по дням: "Советские войска несли большие потери, только за период с 26 по 29 сентября потери 86-й, 70-й стрелковых дивизий и 11 стрелковой бригады составили 8244 человека". Но за этими цифрами люди. И у каждого погибшего мужчины дома мама, жена, дети - осиротевшие. Жизни - сломанные, судьбы - исковерканные. 

26 сентября 1942 года Василий с Котькой и остальными товарищами взялись за оружие и по приказу командира приступили к форсированию Невы для захвата левого берега. А небо было в тот день голубое, бескрайнее. И немцы были особенно сильные. И командир не оценил все риски. А Вася просто исполнял приказ и верил в победу. Удар в грудь, резкий, острый, отбросил Василия в реку. Котька вскрикнул, страшно посмотрел на товарища и от следующей пули полетел следом, в холодную осеннюю Неву. Вася последний раз посмотрел на небо, на солнце, на товарищей и успел подумать: "Господи, помилуй". 

На Невском пятачке, на поле, где захоронено множество бойцов, установлен мемориал с высеченными строками Роберта Рождественского:

"Вы, живые, знайте, что с этой земли
Мы уйти не хотели и не ушли.
Мы стояли насмерть у тёмной Невы.
Мы погибли, чтобы жили вы."

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.