Деревня Русский Сурвай

Доброго времени суток, уважаемые читатели.

Я - пермяк, но в душе и корнями вятско-вологодско-архангельский.

Собираю информацию о деревне Русский Сурвай Унинского района и хотел бы поделиться с вами найденной информацией о становлении этой деревни.

Существующие открытые источники не дают ответа на вопрос о том, когда появилась деревня Русский Сурвай Унинского района (Русский Сырвай Унинской волости Глазовского уезда). Прежнее название деревни - Старый Сырвай.

Первое упоминание о деревне в метрических книгах было в 1796 году (ЦГАУР, Ф.134, О.1, Д.1774; фильм 007484469 с.475-482):

о рождении - зап.35 7 августа деревни Старого Сырвая у экономического крестьянина Поликарпа Деветьярова сын Дометий. Крещен 10-го. Восприемник Клим Ларионов;

                      зап.47 2 сентября деревни Старого Сырвая у экономического крестьянина Тита Аникина сын Захар. Крещен того же. Восприемник Василий Васильев.

о бракосочетаниях - зап.6 13 февраля сочетались законным браком: той же деревни [Ярань-Шудзи]: экономический крестьянин Степан Карачев взял деревни Старого Сарвая девицу Настасью Федорову 18/20;

                                 зап.9 18 мая сочетались законным браком: той же деревни [Ярань-Шудзи]: вдовец Марко Шустов взял деревни Старого Сарвая вдову Екатерину Семенову 42/38.

В духовных росписях первое упоминание о деревне было в 1797 году. 14 дворов, фамилии глав хозяйств которых сохранились следующие почти 200 лет существования деревни.

Главы хозяйств: 61 - Федор Пермяков, 62 - Егор Калинин, 63 - Роман Калинин, 64 - Феоктист Деветьяров, 65 - Сергей Игнатьев (в 1798 г. полная запись Сергей Игнатьев Аникин), 66 - вдовец Филипп Киселев, 67 - Дометий Аникин, 68 - Марко Татарских, 69 - вдовец Миней Шишкин, 70 - Денис Бельтюков, 71 - Варфоломей Бельтюков, 72 - Василий Калинин, 73 - Панкратий Иванов (в 1798 г. полная запись Панкратий Иванов Калинин), 74 - Максим Игнатьев (в 1801 г. полная запись Максим Игнатьев Калинин).

Источник: Духовные росписи прихожан Богоявленской церкви с.Гожня за 1797 г. (ЦГАУР, Ф.134, О.1, Д.1258; фильм 007484186 с.308-312).

В 1797 году в деревне проживало 158 человек: 78 мужчин и 80 женщин. Через 100 лет, на момент первой всеобщей переписи населения Российской Империи в 1897 году, в деревне проживало 428 человек: 184 мужчины и 244 женщины.

Ближайшее двадцатилетие после переименования в источниках название деревни варьировалось: Старый Сырвай, Русский Сырвай, Старый Русский Сырвай, Русский Старый Сырвай, Большесырвайская, Сырвайская, в дальнейшем вплоть до 20-х гг. XX века закрепилось название деревни Русский Сырвай. Все эти годы деревня была именно деревней, не починком, не выселком, не селом. Близ деревни на протяжении первого двадцатилетия XIX века существовал починок Над речкой Сурвайкой, состоявший из 3 дворов, после 1825 года название починка в источниках не встречалось.

Комментарии

Известно, что с 1791 до 1797 года в ней проживали удмурты, по состоянию на 1796 год согласно документу "Духовные росписи прихожан церквей: Богоявленской с.Гожня, Екатериниской с.Верхокосинское, Троицкой (село не указано)" (ЦГАУР, Ф.134, О.1, Д.1243; фильм 007484185 с.99-101 https://www.familysearch.org/ark:/61903/3:1:3QSQ-G9ZJ-K1T6?i=98&cat=1788873) в деревне было 9 дворов: "новокрещены крестьяне" (далее номер двора - глава хозяйства).

61 - Алексей Гурьев, 62- Тимофей Михайлов, 63 - Петр Степанов, 64 - вдова Зинаида Ульянова, 65 - Данила Савельев, 66 - Василий Андреев, 67 - вдовец Ефим Маркелов, 68 - Максим Игнатьев, 69 - вдова Анисья Семенова.

Далее - переломный момент, большинство удмуртов покинули деревню, пришли русские. В 1797 году дворов стало 14, 3 из которых населяли удмурты, остальные 11 - русские....

К 1800 году удмуртов в деревне не осталось.

 

Здравствуйте, Александр, сомнительно, что всего за 1 год с 1896 по 1897 г. русские в деревне сменили удмуртов более чем наполовину, а за 4 года этнический состав жителей изменился на 100%.

Советую проверить эту версию по документам.

Напрашивается другая версия - новокрещеные удмурты стали считать себя или писаться русскими.

 

Здравствуйте, Виктор, в метрических книгах и исповедных росписях с 1791 по 1796 год в деревне нет жителей, имеющих фамилию. Насколько я заметил, фамилий не было именно у удмуртов аж до середины 19 века. С 1797 года главы 11 хозяйств деревним имеют фамилии. Состав новых жителей по имени-отчеству полностью отличается от вновь прибывших, т.е. 11 дворов - это вновь прибывшие жители. В дальнейшем сохраняется новый состав жителей, удмурты оставшихся 3 дворов исчезают из деревни. Попорую рассмотреть, как изменился состав соседних населенных пунктов, будут ли совпадения по имени-отчеству с крестьянами дер.Большой Сарвай. Сложнее всего с Пароном - он появился в 1800 году.

Изначально пытался найти, что могло повлиять на полную смену состава деревни. В каком-то источнике (поищу в своих записях) нашел, что заселение русских в восточной части Вятки происходило именно таким образом - удмурты переселялись, укрупняя соседние удмуртские населенные пункты, где позволяли размеры земель, а освободвшиеся населенные пункты заселяли русские. И происходило это где-то по договоренности, а где-то и в императивном порядке. При этом были периоды, когда в населенных пунктах жили  одновременно и русские, и удмурты (одни приглашали других или как минимум были не против) из-за высоких податей, которые были обязаны платить крестьяне селениями (встречалась такая информация по первой половине 19 века).

Поэтому я допускаю, что крестьяне-удмурты из дер.Большой Сарвай переехали в соседние деревни Малый Сарвай, Парон, возможно Савинцы, оставив деревню для заселения русских.

Александр, если фамилии не записаны, то это не значит, что однозначно их не было. По крайней мере, у новокрещеных удмуртов, да и даже у некрещеных удмуртов в переписи 1710 г. фамили есть.

Я точно не знаю про Унинских удмуртов, не интересовался ими. Допускаю, что произошло какое-то разграничение земель между удмуртами и русскими жителями Русского и Удмуртского Сурваев. Но в любом случае, это не могло произойти без разрешения Хлыновских властей. По Филиповой слободке такую мировую запись я видел, но она относится к началу 18 века. Да, кстати, где-то там в округе с. Сосновки проходил рубеж между Хлыновским и Казанским уездами. Если Сурвай относился к Казани, либо относился к спорной территории, то может у них и не было фамилий.

Я интересовался Еловскими и Косинскими удмуртами. Фамилии у них были и до крещения.

Многие Еловские удмурты (Брюшинская волость) Глазовского уезда при крещении получили новые фамилии взамен старых удмуртских.

С Юлией Бертисовой мы обсуждали эту тему здесь: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/8435/118781

Она встречала такие факты, что при крещении меняли не только фамилии, но и имена и отчества - комментарий за 03.12.2018.

Поэтому, она считает, что фокусировка на фамилии не всегда дает верные результаты.

Вот я и интересуюсь, не произошло ли подобное и в Сурвае?

в метрических книгах и исповедных росписях с 1791 по 1796 год в деревне нет жителей, имеющих фамилию. Насколько я заметил, фамилий не было именно у удмуртов аж до середины 19 века.

А Вы попробуйте найти эту деревню в ревизских сказках.

Виктор, благодарю Вас за конструктивную критику и направление поисков.

С ревизскими сказками не разобрался. Пока не пойму, в какой части искать, в Филипповой слободке населенных пукнтов со схожим названием не нашел.

Из своего верхнего поста уберу выводы и отредактирую некоторую информацию.

1) дер.Большой Сарвай (после 1796 г.) упоминается еще в исповедных ведомостях 1797 и 1798 года с таким названием. Далее все 9 дворов этой деревни со всем составом жителей (за исключением умерших. вышедших замуж и рекрутированных) в 1802 году значатся в населенном пункте: починок Малой Сырьи. И почему-то опять новокрещены. Всего в этом населенном пункте 12 дворов. То есть вывод о том, что дер.Русский Сырвай - это бывшая дер.Большой Сарвай, не верен.

2) Главы хозяйств дер.Большой Сарвай все-таки имели фамилии (хотя бы часть крестьян), фамилии встречаются в метрических книгах и отсутствуют в исповедных росписях. На исповедь ходили, не сообщая фамилии)).

3) дер.Парон была уже в 1798 г., нашел новокрещенных крестьян 2 дворов. Без фамилий.

4) Жители дер.Ярань-Шудзи (1794, 1795, 1796 гг. 30 дворов, около 300 жителей) в большинстве своем (Мезенцевы, Мельниковы, Кочкины, Карачевы, Пантюхины, Трухонины, Салангины, Жидких, Нечунаевы, Заякины, Шустовы и Щастливцевы) к 1798 г. оказались жителями дер.Новоселовской при селе Унях. Родственники и жители с.Уни мне говорили, что в дер.Борисовцы (прежнее название - Ярань-Шудзи) жили и живут старообрядцы. Могли старообрядцы многочисленным составом покинуть свою деревню и переехать в другую или это простое переименование?

В 19 веке было несколько бракосочетаний между жителями дер.Русский Сурвай и дер.Новоселовской с 1801 по 1837 гг., что на старообрядцев не похоже (браки с семьями не старообрядцев), так что скорее всего простое переименование деревни.

5) В 1796 г. все-таки встречается несколько записей в метрических книгах с названием населенного пункта - дер.Старый Сырвай (2 записи о рождении детей и 2 записи о браке), но более ранних записей нет, а Большой Сарвай встречается ежегодно (по 1,5-2 десятка записей в год). В исповедных росписях деревня Русский Сурвай впервые упоминается в 1797 г. и сразу 158 человек. При этом по прапра...деду указано в исповедных росписях 1798 г., что он не был исповедован 3 года, ему было на тот момент чуть больше 60 лет. То есть он должен был исповедоваться в 1795 г. и никак не мог быть  новокрещенным, а за 1794, 1795 и 1796 г. никаких упоминаний о нем в исповедных росписях нет.

 

Интересно, что описанное в первом посте, собиралось длительное время по ходу сбора основной информации о роде. А 5 пунктов этого поста - за пол-воскресенья.

Основные причины, почему я изначально предположил, что дер.Большой Сарвай - это дер.Русский Сырвай:

1) В метрических книгах первой половины 19 века встречается название деревни Большой Сырвай либо Большесырвайская применительно к жителям Русского Сырвая минимум 5 раз.

2) в дер.Большой Сарвай изначально было 9 дворов. "Сделать" (срубить или перевезти и поставить) за год 15 домов вместо 9 проще. чем 15 вместо 0, да еще и в лесу. В Русском Сурвае и в конце 50-х 20 века было принято ставить избы, дома всей деревней.

3) дер.Малый Сырвай стала Удмурт-Сурваем. Никаких других Сурваев кроме Русского и Удмурт-Сурвая в Унинском районе (волости) не появилось. Логично предположить, что Большой вырос в Русский.

С ревизскими сказками не разобрался. Пока не пойму, в какой части искать, в Филипповой слободке населенных пукнтов со схожим названием не нашел.

Попробуйте начать искать с Каринской волости - удмутры же. И тут фамилии Татарских и Деветьяров - говорящие.

А так же, пока я не понял, где там проходила граница, и я бы попробовал поискать их в Казанском уезде.

Посмотрите на страницах деревень соседние деревни Богородского и Унинского районов - где они в это время числились?

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Да, я тоже считаю наличие-отсутствие фамилий несущественным аргументом. Не силён в удмуртах, но у русских на Вятке до 1795 г. фамилии не писали, а с 1795 г. стали писать - но это не сопровождалось никакой сменой населения, и по непрерывным родословным линиям можно проследить, что это одни и те же семьи.

Кстати, во всех известных мне случаях крещения вотяков или черемисы (на Вятке) новокрещенам давали новые и фамилии, и имена. Причём часто это были "чьи-то" фамилии и имена, предполагаю, что крёстных.

Что деревня была деревней, а не починком - это естественно, ведь починок - это зародыш нового поселения, а в вашем случае деревня существовала уже давно.

В Глазовской библиотеке у одного из исследователей встречал такую формулировку: починок - это деревня, в которой не хватает каких-либо земель (для строительства жилья, общехозяйственных, посевных). Видимо существовал какой-то норматив, позволявший отделить починок от деревни, а выселок от починка. Тот же автор определяет село как населенный пункт, в котором есть церковь и ведется торговля. Населенный пункт с торговлей, но без церкви - сельцо. Признаки города, завода, засыпки и мельницы в в этом источнике не приводились.

Обратите внимание на мой пост выше - дворы деревни Большой Сарвай с 1802 года стали дворами починка Малой Сырьи.

Аватар пользователя Виктор_В

Населенный пункт с торговлей, но без церкви - сельцо.

Сельцо - это населенный пункт владельческих (крепостных) крестьян, в котором располагалась помещечья усадьба, но не было церкви. Точного определения никогда в источниках не видел, но из личного опыта всегда так. Если одному владельцу принадлежало три соседних населенных пункта, тот в котором усадьба, всегда - сельцо, остальные могут быть: деревня, починок, выселок и т.д.

Аватар пользователя Василий1955

Юрий Иванович, у русских крестьян на Вятке фамилии были уже с начала 17 века. А у крепостных на Вятке - не было, как и по всей России. Теперь насчёт починков. Наш починок Карауловский писался вплоть до 1917 года, хотя населения было более 200 человек. 

Я тоже, Василий Данилович, сколько раз ни пытался понять разницу между починком и деревней, всегда заходил в тупик.

Происхождение слова "починок" понятно, особенно когда написано "починок вновь" или т.п., но имеется масса примеров в переписях починков, которые так и не получили статус деревень. Может и были какие правила, или у нас в России не любили приерживаться каких-то четких правил на этот счет. Как запишет переписчик, так и поведется дальше?

Думаю, не стоит доверять пояснениям на этот счет краеведов советского периода, у них, к сожалению, не было такого доступа к первоисточникам, как в наше время.

Особенно подрывают понятия из школьных учебников про деревни и починки такие записи в переписях, как: "Деревня Синицкая вновь построена, или Починок вновь розчисной называют деревня Кохменевская."

А слово "сельцо" я в переписях по Вятскому краю вообще не встречал. Чаще "погост". Но без церкви - ни разу.

Эта тема требует отдельной дискуссии с аргументацией и выкладками из переписей.

 

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Василий Данилович, я вам про Фому, а вы мне про Ерёму! Причём тут крепостные вобще? (И кстати - с чего вы взяли, что у них не было фамилий?) По факту имеем факт, что у русских вятских крестьян независимо от их сословной принадлежности (ну, черносошные в основном) фамилии в РС, МК и ИР до 1795 г. не писали. Не всегда, конечно, но частенько. Вам примеры привести? - их легион.

А потом стали писать - у тех же самых людей, подчёркиваю. И никакой замены населения. 

Аватар пользователя Виктор_В

Фамилий не было не только у крепостных, по опыту Елабужского уезда (но это условная Вятка, Вятская губерния, но не старый Вятский уезд), фамилии в начале 18 века исчезают у ясашных, удельных и монастырских крестьян, обратно появляются только в начале 19 века. У кого-то фамилии спустя век сохранились неизменно, у кого-то обновились. В 1820-30-е годы в Елабуге настоящая "каша", в метрической книге запись о рождении могла быть "старая фамилия", а в записи о браке уже "новая". Я пока догадался об этом убил кучу времени))

Аватар пользователя Bortnikov_Fedor

Не уверен, что упомянутая в начале запись №47 из МК за 1796 год (...деревни Старого Сырвая у экономического крестьянина Тита Аникина сын Захар...) правильно расшифрована.

Дело в том, что Захар Аникин - мой пра-пра-пра-пра-пра-дед. Его дочь Анна Захаровна - жена Кирилла Ивановича Бортникова.

В исповедных росписях за 1820 год значатся "деревни Большого Сырваю крестьяне": (всего 20 дворов)

1) вдова Фекла Феодорова дочь Захарова жена Аникиных - 42 года (~1778 г.р.)

2) дети ея Димитрий [Захарович] 29 лет (~1791 г.р.)

3) Анна [Захаровна] 16 лет (~1804 г.р.) [в МК 1825 года в записи о браке четко указано, что Анна - дочь умершаго Захара Аникина]

Соответственно, Захар Аникин никак не мог родиться в 1796 году. Ну либо было два Захара......

p.s. я пока в самом начале процесса раскапывания родословной и если будут новые данные по этой линии, напишу...

 

 

 

Аватар пользователя Bortnikov_Fedor

вот теперь могу сказать точнее. к сожалению, ошибка тут даже в двух записях:

зап.35 7 августа деревни Старого Сырвая у экономического крестьянина Поликарпа Деветьярова сын Дометий. Крещен 10-го. Восприемник Клим Ларионов;

следует читать: рожд. 7 августа. деревни Стараго Сырвая у экономического крестьянина Поликарпа Денисова [Бельтюкова] сын Дометий. крещен 10 числа, восприемник Клим Ларионов [Калинин].

зап.47 2 сентября деревни Старого Сырвая у экономического крестьянина Тита Аникина сын Захар. Крещен того же. Восприемник Василий Васильев.

следует читать: рожд. 2 октября. деревни Стараго Сырвая у экономического крестьянина Тита Аникина сын Киприан. крещен тогоже числа, восприемник Василей Васильев [Калинин]

Источник: оцифрованные метрическая книга за 1796 год и исповедная роспись за 1800 год.

 

Аватар пользователя Аникин Владимир Валентинович

Доброго всем дня. Благодарю за интересную информацию. Доментий и его отец Поликарп Аникины возможно мои предки, основатели рода Аникиных. Хотелось бы узнать откуда пришли жители Сырвая, откуда их предки.

Аватар пользователя Аникин Владимир Валентинович

Доброго всем дня. Благодарю за интересную информацию. Доментий и его отец Поликарп Аникины мои предки, основатели рода Аникиных. Хотелось бы узнать откуда пришли жители Сырвая, откуда их предки.

Добрый день. Т.к. предки в 1796 г. записаны как экономические крестьяне, значит до 1764 г. они были монастырскими либо церковными крестьянами. И искать их в предыдущих ревизиях надо на территории соседних архиерейских или монастырских вотчин.