По следам вятских Главатских

Родословная семьи  Главатских начиналась со Степана Главатских. Моего прадеда.  Ни отчества, ни даты рождения, ни места рождения было неизвество. Единственно из воспоминаний, которые передались , что он был рыжий. Во время войны жил в дер.Зямбак с дочерью Анной. Умер от голода во время войны в 1943. У Степана и Авдотьи было 4 детей - Иван /1897/, Анисим /1914/, Анна /?/  и Нина/?/.3

Благодаря Юлии /Lu4ik/ я узнала, что-"Степан в свою очередь был сыном Анисима Федоровича Главатских. Анисиму, согласно переписи 1897 года, было 60 лет и был он из государственных крестьян, у всей семьи родным языком указан вотский. 24 января 1858 года (по старому стилю) в храме села Ежевского 22-летний Анисим венчался с 18-летней девицей Евдокией Сунцовой из деревни Кычоновской, оба из новокрещенных вотяков (Анисим записан Леонтьевичем, так как его собственный отец Федор умер к тому моменту, мать стала вдовой и жила у Леонтия Марковича Главатских, являвшегося родственником мужа; в таком случае иногда записывали под отчеством домохозяина). 

Ваш дед, Иван Степанович Главатских, родился 21 сентября 1897 года (по старому стилю) в семье Степана Анисимовича и Авдотьи Никифоровны Главатских, цитирую как в документе (стиль сохранен):
Глазовского уезда Ежевской волости починка Зямбаковского крестьянин из вотяков Стефан Онисимов Главатских и законная жена его Евдокия Никифорова, оба православные. (* Стефан и Евдокия - церковные варианты имен Степан и Авдотья)."

   Моя родословная пополнилась данными о моих прадедушке и прабабаушке - Главатских Степан Анисимович /1837 г.р.--?/ Главатских Авдотья Никифоровна /?/ 

Прапрадедушке Главатских Анисим Федорович/Леонтьевич/ /1837 г.р. - ?/ Главатских Евдокия  /Сунцова /1847

 

В исповедных росписях села Садинское   Покровской церкви за 1781 год Есть фамилии Иаков Федоров сын Главатский 63 л. И Трофим Федоров сын Главатский 46 л..По всей вероятности это мои предки. Но кто из них мой пра пра пра надо искать. Там же фамилии Булдаковых, Поздеевых, Сонцевых - вся родня в одном месте. Как и должно быть- жили ,находили друг друга и  создавали семьи в основном в своих или ближних деревнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя bookreader

roksolana пишет:

"Восстание было направлено на восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года. Началось 10 (22) января 1863 года и продолжалось до 6 (18) июня 1864 года." Участников восстания лишали всего- званий, дворянства, поместий и отправляли на Урал и в Сибирь. Гнали по Сибирскому тракту.
Название «Александровский» храм получил в честь давшего добро на её возведение императора.

 

Мне вот просто интересно, а кто поляков ссылал в Сибирь (конкретно, фамилии, национальности)?  И почему вы думаете, что все они были дворяне? И почему Вы думаете, что они были сюда высланы в "наказание"?    Мои родственники тоже рассказывали мне всякие "легенды", которые документально позже не подтвердились (думаю, хотели меня уберечь от знания "фактов"). 

Я вот слышал в интернете, один "злой человек" рассказываал, будто бы поляков и других "переселенцев" переселяли в Россию, что бы потом они стали "движущей силой революции".  Были еще 100 тысяч плеенных австрийцев (которые в полном составе перешли на сторону большевиков),  полки "интернационалистов" (венгров, чехов, латышей и др.). 

Ваших то не репрессировали после революции, по признаку принадлежности к "определенной народности"?  Скорее всего и поляки были "движущей силой революции" тоже...

Судя по тому, что до революции император разрешал полякам строить католические храмы - неплохо жили тут.  У многих россиян была какая то "православная" вера - а им не разрешали никаких храмов строить.     А акцентируете, так, что (как бы)   "россияне" Ваших предков сюда заслали...  Посудите сами, я вот (как бы) "россиянин", мои предки точно жили в Вятской губерни 300 лет, а их так репрессировали, что даже нет упоминания ни в одном архиве...  Люди просто "испарились".  Понимаете?  

Так, что когда Вы пишите, что Ваши предки-поляки были (как бы) репрессированы, то даже "неудобно это читать".  Это разве "репрессии" были? Разве так "репрессируют"?    Возможно им просто хотели сохранить жизнь (сберечь) - для других важных дел (для революции например, что бы Польшу создать)?   Вы об этом не думали?  

Вопрос риторический - ответ не нужен. Это я вообщем рассуждаю - о формулировках. 

    

Аватар пользователя дядя Женя

Вашими предками могут быть крещёные вотяки. В трудах Вятской учёной архивной комиссии (1905 г., вып. 5-6, стр. 235) есть статья о вятском купчине гостиной сотни С.Я.Лянгусове. В переписи 1710 г. ему 60 лет. У него ж выкупленные калмыки: Михей Яковлев сын Шмелёв, Иван Фомин сын Фоминых, Иван Филатов сын Лянгусов. В сноске к статье автор говорит: "Не следует удивляться тому, что крещёные Лянгусовым калмыки получили русские фамилии: крещёные инородцы обыкновенно получали в то время фамилии своих крёстных отцов, и калмычёнок, например, Иван Филатов Лянгусов, очевидно, получил фамилию Филата Спиридоновича. В 1741 году многие крещёные вотяки получили фамилии Воронцовых, по фамилии крестившего их сына тогдашнего на Вятке воеводы Иллариона Воронцова - Ивана Илларионовича (впоследствии графа), многие названы Владыкиными, как крещёные владыкою Вениамином Сахновским, а впоследствии многие Главацкими и Ившиными - по фамилиям их крестивших архимандрита Главацкого и иерея Ившина".

Аватар пользователя lu4ik

Уважаемая Любовь Аркадьевна, проанализировав Ваши сообщения/комментарии/посты на этом сайте, не могу пройти мимо и не поделиться с Вами следующей информацией:

  1. Главатских (Главацких, Главацкой) – фамилия может и польская, но конкретно в Вашем случае эта фамилия досталась Вашим предкам-удмуртам через крещение. Бесфамильные северные вотяки (удмурты) были обращены в православие и наделены ФИО на «русский» манер. Крестили массово, нарекая под час даже родных братьев разными отчествами и фамилиями. Фамилии, если говорить о северных удмуртах, в основном давали в честь крестившего либо выдающегося духовного лица, также иногда имеющееся отчество/дедичество или прозвище превращалось в фамилию. В Вашем случае – в честь управляющего Конторой новокрещенских дел и позднее митрополита Сибирского и Тобольского Сильвестра Главацкого (начиная с 1740х шло массовое крещение северных удмуртов, поэтому вполне логично, что новокрещенам давали его фамилию). Более того многим из них еще и дали отчество – Сильвестрович (или Сильвестров как было принято в то время).
  2. Деревня Главатских – конкретно в Вашем случае маловероятно является Вашим родовым поместьем/гнездом. Исходя из пункта первого нет смысла объединять всех удмуртских Главатских в один род. Для этого инеобходимо изучить ряд документов, но на данный момент я не вижу связи кроме одной фамилии (но не одного рода).
  3. Ваши предки по линии Главатских не являлись польской шляхтой в ссылке, а были государственными крестьянами-вотяками (удмуртами) (смотрите ниже почему).

Все вышесказанное основывается на документах и опыте изучения этого региона.

А теперь к архивным документам:

Ваш дед, Иван Степанович Главатских, родился 21 сентября 1897 года (по старому стилю) в семье Степана Анисимовича и Авдотьи Никифоровны Главатских, цитирую как в документе (стиль сохранен):
Глазовского уезда Ежевской волости починка Зямбаковского крестьянин из вотяков Стефан Онисимов Главатских и законная жена его Евдокия Никифорова, оба православные. (* Стефан и Евдокия - церковные варианты имен Степан и Авдотья).

Степан в свою очередь был сыном Анисима Федоровича Главатских. Анисиму, согласно переписи 1897 года, было 60 лет и был он из государственных крестьян, у всей семьи родным языком указан вотский. 24 января 1858 года (по старому стилю) в храме села Ежевского 22-летний Анисим венчался с 18-летней девицей Евдокией Сунцовой из деревни Кычоновской, оба из новокрещенных вотяков (Анисим записан Леонтьевичем, так как его собственный отец Федор умер к тому моменту, мать стала вдовой и жила у Леонтия Марковича Главатских, являвшегося родственником мужа; в таком случае иногда записывали под отчеством домохозяина). Таким образом, на момент польского восстания, Ваши предки уже находились в починке Зямбаковском (на 1858 – Кочуковская волость) и никак не могли иметь отношения к восстанию. 

Присоединяюсь к советам выше. Проверяйте и перепроверяйте факты и документы, и относитесь скептически к семейным легендам и рассказам. Удачи Вам в поисках!

Источники:
ЦГА УР
247-1-9
45-1-176
45-1-129
45-1-141

Здравствуйте Юлия! Спасибо вам за те сведения о моих предках, что вы прислали. Я слышала только о Степане, но даже его отчества не знала. Единственная запись о нем/из воспоминаний отца/его звали Степан-рыжий. Мое родословное древо пополнилось благодаря вам. Хотелось бы узнать еще больше. В интернете открыть какой-либо документ невозможно. Ехать в Удмуртию нет возможности. Очень жаль, что я так и не побывала на Родине отца. Он сам был там после войны 2 раза всего. Первый раз приехал с женой и моей сестрой , которой было 6 месяцев. Хотел там остаться жить в с.Зямбак.  Но его мать  не приняла русскую невестку.  Он развернулся и уехал. Странная женщина. У нее было не меньше пяти детей. После войны оставался один - мой папа. Она отказалась от него. Благодаря сайту Родная Вятка я узнала еще , что в Глазовском уезде очень много Селиверстовых. Моя мама Селиверстова. ЕЕ предки приехали на Урал- пообещали дать много земель в собственность/не обманули/.....Как мама говорила-  приехали с заводов. С каких заводов неизвестно. Возможно с Вятской губернии. Там было много заводов.

Может подскажете куда написать, чтобы получить информацию. Мне неважно поляки или нет. Отец нас убедил в этом. Спасибо за участие.

 

 

Аватар пользователя lu4ik

Любовь Аркадьевна, была бы очень признательна, если бы Вы отредактировали Ваше сообщение хотя бы в фамильном разделе (с учетом новой информации) - https://rodnaya-vyatka.ru/families/glavatskih
Многие могут также поверить в это и запутаться в своих поисках. Заранее спасибо!

Что касается поисков (это труд и большой), вижу 3 пути (есть сови плюсы и минусы у каждого):
1) поиск специалиста 
2) самостоятельный поиск в ЦГА УР (Ижевск) и ГАКО (Киров)
3) самостоятельный поиск, используя как минимум возможности Familysearch и Родной Вятки (почитайте форум здеась, а также соответствующую тему на ВГД) - ограниченное кол-во источников 

Аватар пользователя дядя Женя

Если Анисим венчался в 1858 году, то в ГАКО в ревизской сказке этого года по Ежевской волости Глазовского уезда он записан, вероятно, в том же Зямбаковском починке. По более ранним ревизиям можно добраться до момента крещения вотяков в этом или другом селении - ревизии покажут, было ли переселение из починка в починок. Ревизские сказки Глазовского уезда - ф. 176 оп. 8, а дело выбирают из описи по году ревизии.

Цитата от Дяди Жени: "В 1741 году многие крещёные вотяки получили фамилии Воронцовых, по фамилии крестившего их сына тогдашнего на Вятке воеводы Иллариона Воронцова - Ивана Илларионовича (впоследствии графа), многие названы Владыкиными, как крещёные владыкою Вениамином Сахновским, а впоследствии многие Главацкими и Ившиными - по фамилиям их крестивших архимандрита Главацкого и иерея Ившина".

Под 1741 г. имеется ввиду, скорее всего, крещение брюшинских удмуртов в день открытия первого удмуртского села Елово. Действительно, фамилия Владыкиных в тех местах широко распространена.

Под Главацким, я сначал думал, что имеется ввиду архимандрит Верхочепецкого монастыря, т.к. других монастырей подлизости не имелось. Но в собранном мною списке настоятелей монастыря, Сильвестра нет. Информация от lu4ik про Сильвестра Главацкого заслуживает внимания.

Про Иерея Ившина. Очевидно, имеется ввиду игумен того же Верхочепецкого монастыря Федот (Ившин Федор Филиппович), он и заложил церковь в Елово. Крестил несколько тысяч язычников в 1741-49 гг. В 1749 г. постригся в монахи, затем в 1751 г. стал игуменом монастыря. Погребен в Елово.

Еще, среди удмуртов очень распространена фамилия Сунцовы, - тоже фамилия священников, служивших в 17-18 вв. в Верхочепецком монастыре и селе Святицком.

 

Ну и непосредственно по Вашим Главацких.

Исповедные росписи села Садинского Покровской церкви за 1781 г. (ГАКО Ф. 237 Оп. 71 Д. 644)

 

Деревня Бачумовская (ныне - Бачумово Ярского р-на УР)

домовладельцы с фамилией Главатских

70) Иаков Федоров сын Главатский 63 л.,

71) Трофим Федоров сын Главатский 46 л.

 

На нашем сайте выложена Вторая ревизия 1747 года: https://rodnaya-vyatka.ru/books/1747-slobodskoy-uezd-2-ya-kniga-okonchanie

Видел, что в ней по Еловскому приходу указываются новые ФИО крещеных удмуртов, а так же их прежние удмуртские ФИО до крещения (по первой ревизии). Можете попробовать поискать там ваших Главацких, узнать их прежнюю фамилию.

Аватар пользователя lu4ik

Виктор Иванович, к слову о крещении, не встречался ли Вам духовник с фамилией Плетенёв? Предполагаю, что имя было Сергей, так как многие новокрещены стали Сергеевичами Плетеневыми.

Ну и непосредственно по Вашим Главацких.

Если говорить о северных удмуртах, то фокусировка на фамилии не всегда дает верные результаты. Особенно если речь идет о первых 50 годах после крещения (т.е. вторая половина XVIII века). Отчества и фамилии, данные после крещения претерпевали изменения, а именно:
1) В случае разных ФИО отца и сына, родных братьев - могли объединиться в одно. 
2) Принятые ко двору родственников, крещенных под другой фамилией, принимали их имя.
3) По воле духовного лица или по своему незнанию и неграмотности?? В исповедках того же с.Елово второй половины XVIII века полный бардак с отчествами и фамилиями (то так то так, самое верное тут - создание древа всего нп и анализ исповедок на базе общего древа иначе легко запутаться и ошибиться).
4) Смена фамилии по крещению на дедичество (имя деда), реже на имя одного из предков (Василий-Васильев).
3) Иная причина смены фамилии. Пример из поисков:
Главатских из починка Вверх по Чюре Дизминского в 1790е превращаются в Веретенниковых. Чудеса.
Вероятно есть и другие причины смены фамилий, я указала те, что мне встречались в личных поисках.

Если говорить о новокрещенах Главатских на 1751 год (территория своременного Ярского района, частично Юкаменского района):
дер. Бачумовская Антипа Селиверстов (Сильвестров) Главацкой (позднее Главатских/Главацких) - приход с. Елово
с. Укан Конан Селиверстов Главатских - приход с. Укан
дер. Мосеевская Ефрем Селиверстов Главатских - приход с. Укан
дер. Лезинская Борис Селиверстов Главатских - приход с. Укан
В приходе с. Понино нет такой фамилии. Приход с. Глазов не учтен.

Картина на 1765 год:
дер. Бачумовская Яков Антонов (Антипин см. пункт 3 выше) Главатских - приход с. Елово
дер. Мыркомоевская Дементий (отчество не указано) Главатских  - приход с. Елово
с. Укан Конан Селиверстов Главатских - приход с. Укан
дер. Дизминская Карп Алексеев Главатских - приход с. Укан
дер. Мосеевская Ефрем Селиверстов Главатских - приход с. Укан
поч. Вверх пол Чюре Дизминской - Тимофей Селиверстов Главатских -приход с. Укан (потомки станут Веретенниковыми в 1790е гг)
Приходы с. Понино и с. Глазов не учтены. 
*указаны главы дворов.

Откуда именно переселились Зямбаковские Главатских сложно сказать, для этого надо изучать первоисточники. Они могли быть как потомками вышеозначенных, так и нет (см. пункты выше). К тому же не учтены другие 2  прихода. По опыту склоняюсь к Уканскому приходу, однако нужно перепроверять.

Спасибо, Юлия, да, Вы правы, крещеные удмурты, даже если они однофамильцы - не обязательно родственники, а общее отчество не является подтверждением того, что они братья.

Что интересно, фамилия Новокрещенов появилась гораздо раньше массового крещения верхочепецких удмуртов.

 

Плетеневы служили в притче села Николаево (Березино). Именно Сергея не встречал, но я и на это имя внимание не обращал.

РГАДА Ф.1209. Оп. 1. Часть 1. Кн. 521. Л. 1-1081

186 (1677/78) г. Переписная книга города Хлынова с уездом переписи Михаила Петрова Воейкова и подъячего Федора Прокофьева.

"Монастырь Воздвиженской над рекою Чепцою ... да за оградою на слободке (л. 105)

(в) трапезник Фетка Плетенев, у него сын Игнашка, у Игнашки дети Савка 5 лет, Тришка году"

 

В 1710 г. большинство служителей этой слободки записаны уже в селе:

 "Погост вновь а в нем церковь во имя Николая чюдотворца древянная у той церкви... 

(л.803) Во дворе трапезник Иван Матвеев сын Мокрецов 46 лет у него жена ... да с ним же живет трапезник же Трифон Игнатьев сын Плетенев 34 лет у него жена ..."

Кроме того, нам не известны мирские фамилии настоятелей, а известно, что в 1705-07 гг. настоятелем Верхочепецкого монастыря был Сергий (список настоятелей) и еще в Трудах ВУАК (1915 г.) упоминается игумен Сергий в 1746 г.

Аватар пользователя lu4ik

Спасибо за информацию! Унесу себе в копилку, возможно в будущем что и прояснится.

Про Новокрещеновых интересно, не занималась домассовым периодом. где можно почитать?

Про Новокрещеновых публикации я не встречал. Я сам отслеживал один род, который в Фаленский район переселился.

По фамилии уже понятно, за что они ее получили. Потом, это локальная фамилия, если по КВР посмотреть: https://rodnaya-vyatka.ru/kvr/families/8713

Та же, примерно, локализация и по данным книг памяти по Кировской области и Удмуртии.

Сарапульских и Кильмезских я не рассматривал. Только причепецких.

 

В 1678 г. они жили в починке Синицин Хлыновского уезда, близко к селу Филиппово (сейчас в Кирово-Чепецком районе). Потом к 1710 г. на р. Святицу переехали, вот почему и деревню у нас назвали Синицкая (Синичено).

Перепись 1678 г.

Починок вновь росчисной Синицын

(в) Фочка Патракеев сын Новокрещеных, у него дети Ромашка женат, Панкратко 20 лет, Оксенко 18 лет, Гришка 15 лет, Меркушка 8 лет, Трошка 6 лет, у Ромашки сын Ларка 3 недель

 

Всех их мы находим в переписи 1710 г.

Роман, Оксен, Трофим, Григорей - там же в поч. Синицын, у Трофима уже есть половники (Соборное уложение запрещало инородцам иметь русских половников), а Меркурий служит причетником в церкви в с. Филипповке (стали бы новокрещеного удмурта брать причетником?). А Устин Панкратов сын - уже у нас на р. Святице в деревне Синицкой имеет двор из двух изб. Потом его потомки расселились по разным деревням. Поэтому на ОБД Мемориал много погибших Новокрещеновых из Фаленского и Просницкого районов.

Получается, крещены они были задолго до 1678 г., т.к. в 1678 г. уже считались русскими и староправославными, по крайней мере, никаких упоминаний на иное нет. Старостин пишет, что фамлия на Вятке известна с 1629 г. - в Хлыновском, Шестаковском и Слободском уездах.

Смотрел Писцовую книгу Хлыновского уезда 1629 г. и выборочно просматривал книги Слободского и Шестаковского уезда - Новорещеновы и Новокшеновы там есть и уже без упоминаний, что они крещеные удмурты.

Аватар пользователя lu4ik

Очень интересно. Тема крещения удмуртов заслуживает отдельной темы. Я планирую свои наработки выложить в блог и буду рада обратной свзяи с вашей стороны.

Аватар пользователя lu4ik

Если Анисим венчался в 1858 году, то в ГАКО в ревизской сказке этого года по Ежевской волости Глазовского уезда он записан, вероятно, в том же Зямбаковском починке. По более ранним ревизиям можно добраться до момента крещения вотяков в этом или другом селении - ревизии покажут, было ли переселение из починка в починок. Ревизские сказки Глазовского уезда - ф. 176 оп. 8, а дело выбирают из описи по году ревизии.

Интересно, что починок Зямбаковский впервые упоминается в Ежевских исповедках в 1852 году (ранее нет), потом пропадает на 5 лет и появляется в 1857 году. По идее он действительно должен быть в X ревизии, однако в справочнике Чуракова такого починка нет (близлежащие есть). 

Добрый вечер Юлия.    В ЦГА УР есть метрические по Зямбаку -

поч Зямбаковский, село Ежово, уезд Глазовский, 
церковь Двенадцатиапостольская, 1912 г., ф. 45, оп. 1
Метрические книги о рождении: 1800-1849,1857-76,1878-1918
Метрические книги о смерти: 1857-1876,1878-1918
Метрические книги о браке: 1857-1876,1878-1918 

И по другим деревням и починкам, почти по всем есть метрические книги. 

И деревня не Моссевская. А Мосевская.  

Аватар пользователя lu4ik

Любовь Аркадьевна, обратите, пожалуйста, внимание, что речь шла о наличии именно ревизских сказок (переписей).

Насчет названия деревне, я ее написала с удвоенной Е (а не С) как это мне встречалось и как есть на сайте, вот ссылка - https://rodnaya-vyatka.ru/places/77677

С одной Е не припомню такого варианта, но все может быть.

Да извините я ошыблась в написании. Было написано вами Мосеевская. Это правда не суть важно. Просто когда я ввела Мосеевская ответ был-такого населенного пункта нет. Я решила ввести Мосевская. ...

Аватар пользователя дядя Женя

Я занимаюсь историей Тужинского района (Яранского уезда). Прежде здесь жили марийцы. В переписной книге 1716-1717 гг. по Яранскому уезду (350-1-136) в разделе выбывших после предыдущей переписи (1704 года) в деревне Сидоровой записано: Карпа Сидорова сына Янбулата (в первой части переписи записан как Акбулат, скорее, Ахбулат - первая часть имени показывает на принадлежность к роду Ахтаная) отец Сидор Леонтьев сын Ситка умре в 711 году. В переписи марийских бортных ухожаев 1685 года писца Безобразова "Той же волости Пижемской деревни Азины по наезду и по скаске десятника черемисского Посничка Яштубаева в ево десятке: ... у Ситки Ахтанаева три борти пустых в соснах подле Вяцкой старой дороги и подле Немдыжа речки. Ситка Ахтанаев - основатель деревни Ситкиной (ныне Ситки), что находится недалеко от р. Немдежа на тракте (той самой Вяцкой старой дороге). Видно, что прозвание его по отцу - Ахтанаев. Он некрещён. Сын его Сидор Леонтьев сын Ситка своё новое имя получил при крещении, вероятно, по святцам, отчество - по крёстному отцу, прозвание (фамилию) - по родному отцу (?) Я правильно понимаю? Сын Сидора Карп получил отчество по имени своего крещёного отца, а прозвание (фамилию) - по марийскому имени отца (Янбулат - Ахбулат). Деревня Ситкина прежде в документах не встречалась, появилась в первой ревизии 1722 - 1727 гг. А в 1717 году названа по имени Сидора Леонтьева - Сидорова. Той же деревни Азины (Азана, Азансала) Маштычка Ешпаева (переписи 1685 года) сын Василей Семёнов сын Маштык - 65 лет (в переписи 1717 г). Его сын Андрей - 25, внук Митрофан - году. В очередных переписях марийских фамилий нет, только имена и отчества. Но написанный здесь Митрофан Андреев сын выводит родословную на род Щучиновых, когда фамилия появляется. В 3-й ревизии её ещё нет. Если учесть, что две ветви Щучиновых (одни считают себя русскими, поскольку несколько поколений жило в русской деревне, другие - мари - жили в родовой деревне Азансале) от ныне 60-летних представителей в 7 колене имеют общего предка, который в переписи (исповедных) записан был без фамилии. Откуда появилась фамилия Щучинов? От какого Щучина? Связано ли это с марийским именем или с прозвищем человека? И как это прозвание передавалось несколько поколений, если в документах не фигурировало? Или я что-то упустил?

Аватар пользователя bookreader

И как это прозвание передавалось несколько поколений, если в документах не фигурировало?

 

Мне тоже это интересно. 

Фамилия жены, при бракосочетании могла быть присвоена мужу, если тот был бесфамильный?  

PS

как вариант - у них были документы, но в переписных книгах их игнорировали, или они не хотели их заявлять (по каким то причинам, например, политическим).