Елово

Тип: село
Статус: существующий н.п.

с. Елово Глазовского уезда

Свято-Троицкая церковь (1741–1940 гг.)

Приход с. Елово образован в 1741 г. епископом Вятским и Великопермским Вениамином, который сам заложил и освятил первую в Удмуртии церковь во имя Св. Троицы с двумя престолами для новокрещеных удмуртов.
Указ о строительстве деревянной церкви издан в 1741 г., строительство нача-то 14 июня 1741 г. и велось на местные средства. Главный престол в честь Св. Троицы был готов к освящению в 1747 г., а приделы освящены ранее: в честь Св. Апостола Андрея Первозванного – 27 ноября 1741 г., в честь Св. Стефана, епископа Великопермского – в 1744 г.
27 ноября 1785 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота № 2272 на строительство каменной церкви. Церковь была построена в 1795 г. на средства прихожан с тремя престолами: в холодной церкви – главный – во имя Св. Троицы, в теплой церкви – правый в честь Апостола Андрея Первозванного и левый – в честь Св. Стефана Великопермского. Престолы в теплой церкви освящены 29–31 мая 1800 г., холодный храм освящен 3 июня 1802 г.
По указу Вятской духовной консистории от 11 августа 1815 г. № 2533 деревянная церковь была разобрана. В состав прихода в 1837 г. входили:  с. Елово, д. Ягошурская, д. Муркомоевская, д. Сизьминская, д. Верхпудемская Большая, д. Верхпудемская Малая, д. Короваевская, д. Лековайская, д. Пудемская, д. Тумская, д. Баяранская, Пудемский завод, поч. Казаковский, д. Усть-Лекомская, д. Астрахан-ская, д. Апевайская, д. Чурильская, поч. Апевайский, поч. Сосновский, д. Верхоб-рюшинская, д. Нижнебрюшинская, поч. Костромской, д. Костромская, д. Озерская, д. Чабыровская, д. Усть-Лекомская (Кушманская), д. Коповская, д. Жабинская, д. Яггурецкая, д. Дзякинская, поч. Еловский, поч. Поздеевский, поч. Кушманский, поч. Верхозаризский, поч. Оверинский.
В июле 1854 г. в селе построена деревянная часовня на кладбище, 4 марта 1878 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство; 17 октября   1894 г. открыта женская церковно-приходская школа.
Свято-Троицкая церковь и часовня закрыты на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 12 декабря 1940 г. Здание передано под культурное учреждение.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?
      Свято-Троицкая церковь (1741–1940 гг.)
      Свято-Троицкая церковь (1741–1940 гг.)

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      с.Елово, Удмуртия (Salech)
      с.Елово, Удмуртия (Salech)
      Река Чепца (Andrey Ivashchenko)
      Река Чепца (Andrey Ivashchenko)
      Церковь в с.Елово (Salech)
      Церковь в с.Елово (Salech)
      Дорога Киров-Глазов в сторону д. Сосновка (Andrey Ivashchenko)
      Дорога Киров-Глазов в сторону д. Сосновка (Andrey Ivashchenko)
      Церковь (Andrey Ivashchenko)
      Церковь (Andrey Ivashchenko)
      Церковь (Andrey Ivashchenko)
      Церковь (Andrey Ivashchenko)
      Вид на храм с Чепецких берегов (Andrey Ivashchenko)
      Вид на храм с Чепецких берегов (Andrey Ivashchenko)
      Телеграфная линия (Andrey Ivashchenko)
      Телеграфная линия (Andrey Ivashchenko)
      Елово. Церковь Троицы Живоначальной (Andrey Ivashchenko)
      Елово. Церковь Троицы Живоначальной (Andrey Ivashchenko)
      Дорога Киров-Глазов 03.01.2013 (Andrey Ivashchenko)
      Дорога Киров-Глазов 03.01.2013 (Andrey Ivashchenko)
      Церковь зарастает, время берет свое... (Andrey Ivashchenko)
      Церковь зарастает, время берет свое... (Andrey Ivashchenko)
      Самый старый храм в Удмуртии (Andrey Ivashchenko)
      Самый старый храм в Удмуртии (Andrey Ivashchenko)
      храм Святой Троицы с. Елово (Andrey Ivashchenko)
      храм Святой Троицы с. Елово (Andrey Ivashchenko)
      Дорога Киров-Глазов в районе Елово 07.07.2012 (Andrey Ivashchenko)
      Дорога Киров-Глазов в районе Елово 07.07.2012 (Andrey Ivashchenko)
      Церковь (Andrey Ivashchenko)
      Церковь (Andrey Ivashchenko)
      Что там за горой? (Andrey Ivashchenko)
      Что там за горой? (Andrey Ivashchenko)
      Улица Центральная (Andrey Ivashchenko)
      Улица Центральная (Andrey Ivashchenko)
      Красивый домик в деревне (Andrey Ivashchenko)
      Красивый домик в деревне (Andrey Ivashchenko)
      Трасса Киров-Глазов в сторону Яра (Andrey Ivashchenko)
      Трасса Киров-Глазов в сторону Яра (Andrey Ivashchenko)
      Машинный двор (Andrey Ivashchenko)
      Машинный двор (Andrey Ivashchenko)

      Ревизские сказки и переписные книги Вятского края

      КодНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1710, РГАДА 1209-1-1034, 1710 г.
      1381342Деревня Еловская[+]Сибирская губерния, Каринская волостьЧепецкая нижняя доля21Σ 89534об.
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3814, 1719 г.
      1922242Деревня Еловская[+]Казанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктКаринский стан, Каринская волость, Верхочепецкая отяцкая нижняя доля♂ 157708об
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3836, 1722 г.
      421891деревня ЕловскаяКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктКаринский стан, Каринская волость, Верхочепецкая отяцкая нижняя доля39♂ 205535—537
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-3191, 1747 г.
      541557в деревне а ныне ето село ЕловскоеКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездКаринский стан, Верхочепецкая отятская нижняя доля, Еловская сторонаотяки♂ 13013697—13826828об—834
      Примечание: Итого в селе Еловском …
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3190, 1748 г.
      1540065Еловское село что прежде была деревня ЕловскаяКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уездКаринский стан, Верхочепецкая отятская нижняя доля, Еловская сторонановокрещеные из отяков♂ 22123081—23301125—138об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3206, 1762—1764 г.
      1340714в селе ЕловскомКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд[Каринский стан], Верхочепецкая Нижняя доля, Еловская сторонановокрещены из отяков1148—1164об
      Примечание: итогов нет
      1340728в село ЕловскоеКазанская губерния, Вятская провинция, Слободской уезд[Каринский стан], Верхочепецкая Нижняя доля, Еловская сторонановокрещены из отяков1220об
      Примечание: итогов нет

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация
      1944Еловское (Верхняя и нижняя)с. каз.при рч. ЧепцеГлазовский уезд,
      Стан 1
      На Вятско-Пермском почтовом тракте из Вятки до г. Глазова522877267276543Церковь православная 1. Училище.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      3426село Еловское; ТроицкоеВятская губерния, Глазовский уезд,
      Еловская волость, Еловское общество
      н/дн/д99620дрововоз
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      670005с.Елово (Троицкое)Глазовский уездс. Елово, Свято-Троицкая церковь1912
      По данным: ЦГА УР, ф.134, оп.1, д.998 в., лл.60-61; клировая ведомость за 1912 г.
      Православные храмы Удмуртии. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. (онлайн-справочник на сайте ГАСУР)

      Список населённых мест Вотской автономной области 1924 г.

      Название
      (Старые и местные названия)
      Тип НПВолости
      Всего
      дворов
      В том числе
      рус. вот. тат. пр.
      Всего жителей
      Быв. надельн. земли
      Всего, дес.
      в т.ч. пашни
      сенокоса
      Расст. до нового
      уезд.центра
      волцентра
      Ближайшие:
      Б: базарн.пункт
      С: ж.д.станция
      П: почт-тел. контора
      и верст до них
      10-006Елово
      (Троицкое)
      село1911: Еловская Глаз.у.
      Н.1924: Еловская Глаз.у
      1924+: Пудемская Глаз.у
      1920:
      1924:
      148
      136
      148
       

       

       

       
      731
      763
      3247.96
      1332.42
      516.47
      52
      14
      Б: с. Елово, 0
      С: Яр, 17
      П: г. Глазов, 52

      Прим.: Выделились хут. Зубарева и после 1920 г. поч. М. Еловский
      АТД 1924 г.: с. Елово — Глазовский уезд, Пудемская волость, Еловский сельсовет
      АТД 1925 г.: с. Елово — Глазовский уезд, Пудемская волость, Еловский сельсовет

      Списки населённых пунктов Удмуртской АО / АССР

      Справочник по административно-территориальному делению Удмуртии / Составители: О.М.Безносова, С.Т.Дерендяева, А.А.Королёва. — Ижевск: Удмуртия, 1995.

      ДатаТип н.п.Название н.п.РайонСельсовет
      3241070101.03.1932селоЕловоЯрский ёросЕловский сельсовет
      3529040413.04.1935селоЕловоПудемский районЕловский сельсовет
      3929040101.01.1939селоЕловоПудемский районЕловский сельсовет
      5529020101.09.1955селоЕловоПудемский районЕловский сельсовет
      5741080101.08.1957селоЕловоЯрский районЕловский сельсовет
      6541040101.06.1965селоЕловоЯрский районЕловский сельсовет
      7141040101.07.1971селоЕловоЯрский районЕловский сельсовет
      8041040101.01.1980селоЕловоЯрский районЕловский сельсовет
      8941040101.01.1989селоЕловоЯрский районЕловский сельсовет

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      Код ТЕРСОНТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселениеМужчинЖенщинВсё населениеКатегория населения
      94252840001селоЕловоУдмуртская РеспубликаЯрский муниципальный районЕловское сельское поселение114153267сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 13.10.2014. Удмуртская Республика

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      517378селоЕловоЯрский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

      Данные за 2014 год

      Код ОКТМОТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселение
      94652440101селоЕловоУдмуртская РеспубликаЯрский муниципальный районСельское поселение Еловское

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

    • Троицкая церковь
    • Храмозданные грамоты

      Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
      № в книгеГодЗаголовок грамоты
      1931785Грамота Преосвященного Лаврентия на построение в селе Еловском, Глазовского уезда, вместо ветхой деревянной Троицкой церкви, вновь каменного храма во имя Св. Троицы с приделами в честь Св. Ап. Андрея первозванного и Святого Стефана Великопермского 1785 г. 27 Ноября.

      Село/городЦерковьУездБлагочинический округДополнительная информация

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село ЕловоТроицкая церковьГлазовский уезд1-й благочиннический округ
      №7, с. 219-220

      118. Троицкая в селе Елове.

      Каменная, построена в 1795 г. Престолов три: в холодном храме во имя Пресв. Троицы, в теплом храме во имя Св. Ан. Андрея Первозванного и во имя Святителя Стефана Великопермского.

      В причте церковном - два священника, диакон и три дьячка. Квартир казенных не имеют. Земли при церкви 33 дес. и в 1850 г. дополнено 105 дес. 1367 с., но причт во владение этою землею не введен.

      Население прихода состоит из Русских и Вотяков: первых в приходе 445 м. п. и 520 ж. п., последних 1176 м. п. и 1161 ж. п., сверх того военных из Русских и вотяков 66 м. п. и 148 ж. п., всего в приходе 1687 душ м. н. и 1829 ж. п., которые населяют, кроме села, 16 деревень, на протяжении 12 в. от церкви.

      Село Елово от г. Вятки в 160 в. Ближайшия села: Садинское в 10 в., Пудемский завод в 14 в. и Березник в 16 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Еловская - Троицкая, церковь приходскаяГлазовский уезд1-й благочиннический округЧисло прихожан — муж.п.: 2090, жен.п.: 2067
      Штат — священников: 2. диаконов: 1. псаломщиков: 2.
      Рукописное примечание — 1741
      Кладбищенская, часовняГлазовский уезд1-й благочиннический округ

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      ЕловоТроицкаяГлазовский уезд1-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село ЕловоТроицкая церковьГлазовский уезд1-й благочиннический округ

      1) Село Елово – Троицкая церковь, каменная, построена в 1795 г.; расстоянием от г. Вятки в 158 вер., от уездного города в 52 вер.; часовня на приходском кладбище, деревянная; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные, кроме св. Захарова и диакона Яшина, имеющих свои дома; братский денежный доход: содержание от казны 931 р. на весь причт, кружечный раздел: по общей кружке св. 300 р., диак. 200 р., пс. 100 р., по частной – св. 150 р., диак. 100 р., пс. 50 руб.; земли: удобн. 95 д. 168 с., неудобн. 39 дес. 624 саж., в числе удобной: усад. 13 дес. 480 саж.; пахотн. 29 д. 936 с., сенок. 52 дес. 1152 с.; руги собир. на весь причт до 60 п. ржи, 120 пуд. овса и 20 п. ячменя; прихожан правосл. рус. 1063 м. п., 1110 ж. п., крещ. вотяк. 1894 м. п., 1839 ж. п.; приход состоит из 17 селений, расст. 1 – 13 вер.

      Село расположено на высоком правом берегу реки Чепцы; местность лесная. В приходе школы: в самом селе церк.-прих. и земская, а в деревнях земские Нижне-Брыжинская в 7 вер., Устьлекомская в 8 вер. и Астраханская в 9 вер. Прихожане занимаются хлебопашеством и небольшая часть из них иногда извозным промыелом и работами в близ лежащих заводах Омутнинском и Пудемском. Волост. правл. и фельдш. пункт в самом селе. Ст. ж. д. в 17 вер. Село стоит на тракту. Из древних предметов сохранились: евангелие напрестольное, высланное первому священнику села Елова Федору Ившину в 1744 г., и печатные и рукописные указы духовной консистории с 1740 г.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. ЕловоСвято-Троицкая церковьГлазовский уездЧисло населённых мест в приходе: 18 (Смотреть список)
      По данным: ЦГА УР, ф.134, оп.1, д.998 в., лл.60-61; клировая ведомость за 1912 г.
      Православные храмы Удмуртии. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. (онлайн-справочник на сайте ГАСУР)

      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Аватар пользователя lu4ik

        МК с. Елово 1819 год о венчании 22.04.1819:

        Троицкого прихода и с. Елова житель новокрещен отрок Иван Дмитриев сын Плюснин

        Садинского Покровского прихода починка Татарского новокрещена крестьянина Кондратия Дементьева Шикалова дочь девица Васса

        Аватар пользователя КАВ

        Захаров Василий Иванович,  священник, родился 13 марта 1850 г. в с. Укан,  поступил в 1875 г. и окончил 1878 г. ВДС, определен  священником в с. Елово 5 мая 1878 г.  Умер 20 марта 1910 г.

        У моего прапрадеда Ливерия Курочкина в 1896 г. родился сын Владимир , воспреемником был священник с.Елова Василий Иоаннов Захаров .

        Есть интересный факт , у деда Ливерия Курочкина ,священника с.Верхосвятицкое Николая Захарьевича Курочкина ,первый , второй ,третьий и четвёртый  сыновья -Иоанн (1813) Василий (г.р.примерно 1818 ) , Михаил (1822) , Иоанн (1829) , сменили фамилию Курочкин на Захариев .

         

        Аватар пользователя lu4ik

        Метрическая книга с. Елово (ЦГА УР ф.40, оп.1, д.26)

        О венчании 02.11.1805:

        жених: Села Еловского житель Симеон Иванов сын Наумов

        невеста: Слободской округи Низевского Тресвяцкаго прихода дер. Островенской высланного в вечное житие в Сибирь Епифана Ушакова жена Сагклитиния

        Оба вторым браком

        Аватар пользователя наталья юрьевна

        В метрической книге Мудровского прихода Слободского уезда запись о смерти за №18 от 7.02.1883 года Глазовского уезда села Еловского умершего дъякона Ильи Иванова Созонтова жена Анисия Андреева 80 лет.

        Священник Федор Ившин – просветитель удмуртов (в сокращении)
        XVIII век – век Просвещения открыл новую страницу в миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Одним из самых известных миссионеров Вятского края этого времени стал священник Федор Филиппович Ившин. Впервые о его жизни рассказал в своейкниге первый вятский историк А. И.
        Показать полностью… Вештомов. Они были современниками, вместе жили в г. Вятке, и, по всей видимости, лично общались. По словам А. Вештомова, родился Федор в с. Закаринье в 1703 г. Правда, более ранние документы дают дату ок. 1709 г.р. Приблизительны и данные о месте его рождения. Перепись 1710 г. не указывает среди вятских сел и деревень с. Закаринского – вероятно, что в то время оно еще не было основано. Тем не менее, Ившины, по- видимому, татары, встречаются в Каринской волости Вятского уезда. Встречаются и две русские семьи Ившиных в Хлыновском уезде. Но ни Филиппа – его отца, ни самого Федора среди вятских Ившиных нет. По сведениям Вештомова, Федор родился в семье священника. Не позднее 1729 г. он женился. Чем он занимался в молодые годы и на что содержал семью – неизвестно. В 1737 г. он стал служить причетником в храме. Жизнь Федора была чередой испытаний. Его как нестихарного дьячка по закону забрали рекрутом в армию, но через две недели возвратили на прежнее место. Из-за бедности прихода он был вынужден наняться работником на сплавных судах соликамских соляных промыслов. Вернувшись на родину, Федор стал работать мирским писарем у верхо-чепецких удмуртов. Духовное происхождение Федора вместе с прекрасным знанием удмуртского языка обратило на него внимание еп. Вениамина (Сахновского) (1739–1742). Главным делом вятского архиерея стало обращение в христианство удмуртов, за что его даже называли «апостолом вотяков». Он неоднократно посещал удмуртские селения и наставлял их жителей в вере. За 14 месяцев управления еп. Вениамина было крещено около 170 человек. Но удмурты-христиане жили разрозненно, в их селах даже не было церквей – лишь несколько часовен. Для масштабной миссионерской деятельности были нужны храмы. Своим помощником в этом деле он сделал Федора Ившина, посвятив его еще в 1740 г. священником родного для него с. Закаринского. Первый православный приход для удмуртов решено было учредить в с. Елово, расположенном в 150 верстах от г. Хлынова. Вместе с Федором Ившиным владыка заложил и по построении освятил здесь деревянный храм во имя Св. Троицы с приделами двум христианским миссионерам – апостолу Андрею Первозванному и святителю Стефану Пермскому. По желанию крещеных удмуртов о. Феодор как «единственный знаток вотского языка» 18 июля 1741 г. был назначен еп. Вениамином настоятелем нового храма. Ившин оказался человеком большого природного ума, предприимчивым и энергичным. Он оправдал доверие
        архиерея и вскоре зарекомендовал себя как «первый и главный просветитель северных вотяков».
        Владыка оказывал всяческую помощь и поддержку о. Феодору. Желая, чтобы крещёные удмурты видели искренность и долговременность планов епархии, еп. Вениамин приказал
        построить в с. Еловском дом для своих приездов, ходатайствовал перед Синодом о том, чтобы оставить новокрещёным льготы и привилегии. Такое отношение не прошло бесследно –удмурты приезжали к вятскому архиерею целыми семействами и просили крестить. При крещении многие из них получили фамилию Владыкин и отчество Вениаминов – как крещеные самим владыкой Вениамином, а другие – Ившин – по фамилии крестившего их иерея Феодора.
        Владыка Вениамин требовал, чтобы крещаемые знали следующие молитвы: Иисусову молитву, «Символ веры», «Отче наш» и «Богородице Дево радуйся», «по крещении же наблюдать, дабы
        некрепко утвердившиеся в вере паки не вринулися в свое погибельное суеверие».
        Село Елово стало опорным пунктом для миссионерской деятельности среди удмуртов. Христианская проповедь стала постепенно расширяться. С 1741 по 1744 гг. вместе со
        священниками А. Суворовым и Ф. Шибановым о. Федор крестил значительное количество удмуртов в д. Уканской и других прилегающих к ней селениях. В результате в конце 1744 г. у
        удмуртов появилась мысль отделиться от прихода с. Еловского и образовать, при содействии о. Феодора Ившина, свой, в с. Укан.
        …В 1744–1745 гг. селения вятских удмуртов посетил управляющий Казанской новокрещенской конторой архим. Сильвестр (Гловатский). После поездки по вятским приделам он предложил построить четыре новые церкви. В 1746 г. вятчане предложили открыть ещё шесть приходов. Таким образом, к 1747 г. было образовано 12 приходов. Причём, о. Феодор Ившин лично обозначал места для строительства новых приходских храмов – Глазов, Понино, Балезино, Полом, Верхоксинское и другие. Но к концу 1747 г. был построен только один храм, остальные лишь к 1751 г. Затем и этот первоначальный запал угас – вплоть до 1764 г. среди вятских вотяков вообще не было открыто ни одного нового прихода, хотя количество новокрещёных продолжало увеличиваться. Как протекала миссионерская деятельность? Члены Казанской новокрещенской конторы ездили по удмуртским селениям в сопровождении толмача (переводчика) и нескольких
        гарнизонных солдат. Приезжая в деревню, они прочитывали на деревенских сходках так называемые увещательные грамоты, в которых иноверцам предлагалось принять крещение, обещалась за это денежная награда и льготы в податях и повинностях; толмач в случае нужды растолковывал инородцам на их языке содержание грамоты.
        о. Федор, как правило, ездил по селениям без военной поддержки, и сам общался с удмуртами на родном их языке. Знание языка помогало ему в миссионерской деятельности. Отца Феодора называли «смиренномудрым проповедником веры, безбоязненно являвшимся со своей проповедью и среди волновавшейся толпы народной, и пред грозными властями
        языческими». Однако его твердость в деле христианского просвещения сочеталась с несением многих
        скорбей. Во время крещения ему приходилось сталкиваться со многими проблемами. С одной стороны, некрещеные единоплеменники часто завидовали и вредили крещеным, поскольку те получали особые льготы. С другой стороны, «нередко лакомые до денег раза по два и по три в
        разных местах крестилися». Особой болью миссионеров стало то, что новокрещеные удмурты становились христианами по званию, а не по жизни. Более того, далеко не все удмурты с радостью принимали проповедника. Немало было тех, кто, ревностно охраняя обычаи своей веры, активно боролся с о. Феодором. Его осыпали бранью, изгоняли, жестоко избивали, организовывали против него заговоры и покушения, но он смиренно продолжал трудиться ради просвещения светом Христовым.
        В «Истории» Вештомова рассказывается о следующем случае. Когда о. Феодор с прибывшим к нему архим. Сильвестром (Главатским) приехал в с. Вотское (ныне г. Глазов), собралось около 500 некрещеных удмуртов, которые решили расправиться с проповедником. «Собравшись… с дреколием, обступили тот дом, где архимандрит со священником находился, и стали извне запирать двери и закупоривать окна, с тем намерением, дабы зажечь дом и истребить Ившина… При таковой опасности Ившин вырвавшись из дому, стал среди вотяков и начал увещевать их по-прежнему; но воть (удмурты – авт.), имея намерение совсем другое, кричали друг другу, чтоб его бить. При слухе сего поколебалось великодушие Апостола. Он из среды толпы ялся бегу, и, прорываясь сквозь обступивших, получил между прочими не столь опасными ударами один в голову столь действенной, что напечатление онаго осталось у него на всю жизнь». Придя в себя, Ившин направился дальше, в с. Укан «…встречен был и здесь
        некрещенною вотию с таковым же расположением, как и в прежнем жительстве; но гроза для трусливой впрочем воти, при сем случае с ним бывшая, т.е. два гарнадера (гренадера – авт.), данные ему архимандритом, привела одним своим видом во усмирение целые сотни ея (удмуртов – авт.)».
        Но присутствие военных было для него исключением, чем правилом. Обычно он приходил в удмуртские селения один, полагаясь лишь на волю Божию. В летописи Крестовоздвиженского
        монастыря описывается еще один случай, когда о. Федор чудом избежал смерти: «…Однажды вотяки, испытав, что ни угрозами, ни жестокими побоями не могут избавиться от него, решили, наконец, убить его, и когда он пришел в их селение для просвещения веры Христовой, то они бросились на него с копьями. Видя себя в опасности, проповедник, однако, не потерял присутствия духа, но, вынув указ, которым поручено было ему от начальства обращать вотяков к вере, он покрыл им голову и сказал, что он не страшится смерти, напротив, радуется, если потерпит мученическую кончину. К этому прибавил, что он сожалеет их, ибо, дерзнув изорвать Указ Царского Величества, который он держат на голове, они подвергнуты будут жестокой казни. Вотяки побоялись коснуться царского указа и не сделали проповеднику никакого вреда.
        Впрочем, в другое время он много потерпел от их побоев; голова его была в ранах, и под старость он лишился зрения и слуха».
        Порой были сложности и с русским населением. Так в 1746 г. на о. Феодора священником из соседнего села был написан донос серьезными обвинениями.
        Несмотря на тяжелые испытания, о. Феодор не отказался от креста проповедника.
        Подвергая свою жизнь постоянной опасности, он крестил удмуртов «большими толпами» и за 7лет обратил в христианство ок. 2 тыс. человек. Даже при жизни о. Феодора духовные власти признавали, что он «…по ревности своей имел во увещании и привождении ко святому крещению отяков первенство». Он участвовал в организации многих приходов, вводил богослужение на удмуртском языке. Он стал духовным отцом сразу для нескольких
        организованных им приходов, в том числе в Елово, Понино, Глазове, Укане, Балезино. Хорошо изучив удмуртский язык, он стал одним из создателей удмуртской грамматики. Благодаря миссионерской деятельности, имя Феодора Ившина стало одним из самых значимых в истории Удмуртии XVIII века.
        Однако внешние обстоятельства, а именно смерть супруги, заставили о. Феодора изменить свою жизнь. По традициям того времени, у вдового священника забиралась грамота, дававшая
        ему право служить. 20 марта 1749 г. он лишился священнического места в с. Елово, и 22 апреля того же года подал прошение о пострижении. После этого он был отправлен на полгода в Успенский Трифонов монастырь. Достойно проведя в монастыре испытательный срок, в том же году о. Феодор был пострижен с именем Феодот, и уже 3 октября того же года новопостриженный иеромонах был назначен строителем (настоятелем) Верхочепецкого
        Крестовоздвиженского монастыря. Строитель пришелся по душе местному населению. Уже в следующем году «Крестовоздвиженского монастыря вотчин старосты Ивана Дранишникова да выборного Зиновья Смолянинова со крестьяны» обратились к еп. Антонию с прошением возвести строителя иеромонаха Феодота в звание игумена «…по его состоянию и житию честному и до экономии прилежно тшателному». 10 мая 1750 г. архиерей разрешил это посвящение «…для лутчаго в том монастыре в церковном священнослужении благолепия и всяких монастырских и вотчинных дел исправления». Однако последующая жизнь игумена Феодота напоминала скитания: в условиях частого отсутствия настоятелей, вятские архиереи постоянно переводили его из монастыря в монастырь, поскольку доверяли ему как человеку духовно опытному и не искушенному в делах управления. В июне 1853 г. он упоминается настоятелем Подгородного Богословского монастыря, а в августе того же года – уже наместником Успенского Трифонова монастыря.
        Позднее он вновь стал настоятелем Верхочепецкой обители.
        Он много заботился о благоустройстве вверенных ему обителей. Так, находясь в Верхочепецком монастыре, он предложил начать там каменное строительство, но из-за отсутствия средств его инициатива была отклонена. В Подгородном монастыре он предложил сделать иконостас для храма. Чтобы получить дополнительные средства на его сооружение, он попросил жалование, положенное ему по закону за годы, когда он возглавлял новокрещенский приход.
        Однако и в эти годы не все в его жизни было спокойно. 3 октября 1761 г. в Вятской духовной консистории началось следствие. Причиной стала жалоба крестьян Крестовоздвиженского монастыря, которые обвинили игумена Феодота в «обидах» и «притеснениях». В ходе следствия выяснилось, что приговор сочинили заочно прибывшие в монастырь 6 человек. По словам же самих монастырских крестьян, приговора они не сочиняли, об о. Феодоте отзывались как о хорошем игумене и просили его оставить во главе обители. Тем не менее, из-за произошедшей ссоря епархиальное начальство все-таки решило его уволить на обещание в Успенский Трифонов монастырь. Правда, уже на следующий год, 2 июля 1762 г., игумен Феодот Ившин был переведен на место покойного игумена Германа в Чердынский монастырь.
        В 1770-е гг. он вновь упоминается заштатным игуменом в Трифоновом монастыре. В должности наместника он управлял Успенским монастырем в период от отстранения от должности архим. Андрея (20.12.1771) до поставления 12 августа 1772 г. нового архим. Поликрапа Вновь Успенский монастырь оказался без управляющего после смерти архим. Транквиллина (7.02.1776). Сначала временноуправляющим монастыря был назначен казначей
        иером. Игнатий. Но 14 марта еп. Лаврентий указал, что поскольку «…казначей человек молодой, а притом и иеродиакон, то старейшая того монастыря братия могут делать ему в распоряжениях ослушания», поэтому управление обителью до назначения нового архимандрита вновь было поручено заштатному игумену Феодоту (Ившину). Он исправлял свою должность
        до 6 октября 1776 г., когда новым настоятелем был назначен архим. Каллист.
        Иногда сами архиереи просили престарелого игумена последить в их отсутствие за Архиерейским домом. 5 марта 1782 г. вятский епископ указал о. Феодота на время своей поездки в Уфу «…для соблюдения чина, порядка и благонадежности» перевести из Успенскогомонастыря в Архиерейский дом, чтобы среди монахов не было «непорядка и безчиния и паче пианства»
        Покидал ли после этого о. Феодот Успенский монастырь – не известно. По непроверенным данным, в 1788 г. он вновь проживал в Крестовоздвиженском монастыре на покое.
        Тем не менее, точно известно, что скончался он в Успенском Трифоновом монастыре в 1797 г. в глубокой старости в возрасте ок. 90 лет. Похоронили игумена Феодота согласно его завещанию в удмуртском с. Елово «под церковным настилом, за правым клиросом». Вятские архиереи чтили его память и, приезжая в Елово, совершали молитвы над его могилой.
        Что касается семьи о. Феодора, его дочь Елена (ок. 1729–1788) вышла замуж за Кузьму Широкшина (ок. 1731 – до 1781), ставшего сначала пономарем в с. Елово (с 3.09.1746, по другим сведениям – с 8.12.1748), затем служил там священником. Также у Федора Ившина был сын Сидор (ок. 1741 г.р.) и внук Стефан Исидоров Ившин (1759–1822), служивший настоятелем в с. Елово и также владевший удмуртским языком.

        Кустова Елена Витальевна, к.и.н.., доцент кафедры Отечественной Истории ВятГГУ, г.
        Вятка