БЕГЛЕЦ В СИБИРЬ ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПОВЕСТЬ.
Иван Луппович Мерзляков родился в 1874 году. Его отец, Лупп Антропович, был человек известный. Несколько лет состоял членом судебной коллегии сарапульского земского суда. Был заседателем. В известном судебном процессе "Мултанское дело" 1890 года, он принял активное участие в защите вотяков (удмуртов), по наговору осужденных к каторжным работам. Как известно, адвокатом в суде был писатель В.Г.Короленко. Он сердечно поздравил Луппа Антроповича, когда тот выступил на суде против обвинения и сказал, что в жертву язычники приносят только овцу черной масти. Короленко, хвастался дед, от его выступления был в восторге и подарил ему небольшую библиотечку. Мать умерла рано от болезни.
Церковно-приходскую школу Иван окончил с отличием и с похвальной грамотой. В городское учебное заведение крестьянскому сыну путь был закрыт. Но мечта о продолжении образования его не покидала.
Он рано научился делать все сам. В двенадцать лет хорошо столярничал и выпиливал деревянные украшения к наличникам окон. В пятнадцать стал плотником, кузнецом, бондарем. Учителем был его дед Антроп.
Оказалось, молодой человек поставил перед собой цель получить образование сначала в объеме реального училища, а затем поступить в университет. Любопытно, что на вопрос отца о выборе своей будущей профессии, он ответил, что очень хочет стать врачом, Что его больше всего интересует медицина.
Стремление уехать из поселка и получить образование привело к обострению отношений между ним и отцом. «… Лупп Антропович был сильно разгневан: как же, сын старообрядческой семьи уходит в суетный и греховый мир! Его поддержал дед Антроп Петрович, с посохом и иконой
подошел к побледневшему от волнения юноше,обнял его, перекрестил и произнес: "Счастливый путь тебе, мой сокол ясный . Да хранит тебя Господь на чужбине и от лихого человека, и от дурного глаза, и от лютого зверя. Аминь! А теперь с Богом...Ступай..."»
Началась новая жизнь. В Сарапуле он знакомится с инспектором гимназии А.Н.Добрыниным, который помогает юноше в самообразовании. На работу он устраивается в плотничью артель.
Был такой случай. Подрядились они строить в Сарапуле деревянную церковь. Строили без единого гвоздя, что говорит об их исключительном мастерстве. Церковь была почти готова, когда проходящий священник заметил, что алтарь направлен в сторону полуночных стран. Переделка за свой счёт требовала длительного времени.
Иван сделал предложение как церковь можно развернуть в нужном направлении целехонькой. План его артелью был принят и успешно осуществлен. В двухдневный срок церковь была развернута на вагах алтарем строго в восточном направлении.
Путешествуя с артелью, молодой плотник попадает на работу к известным фабрикантам Мошкиным. Михаил Мошкин жил недалеко от Сарапула на реке Мисура. Он имел паровую мельницу, кожевенный завод, конный завод и свои параходы, которые совершали рейсы по Каме, Белой и Волге. Фабриканту Мошкину требовались специалисты для постройки амбаров, заводских корпусов и жилых помещений. Мошкин был знаком с семьёй Мерзляковых и Иван стал жить в их доме, в свободное время пользовался огромной библиотекой хозяина. Юноша прожил у них всего три года. За этот период он отлично подготовился по общеобразовательным предметам. Это был уже хорошо воспитанный, образованный молодой человек. Он вполне мог бы выдержать экзамены при поступлении в университет, если бы у него был аттестат зрелости. Техническая литература, особенно по мостостроению и гидросооружениям, которой он увлекся, принесла ему дополнительные знания.
«..Дальше из воспоминаний отца мне стало известно, что на призывном пункте он вытянул счастливый билет. По существующему тогда положению, призывник с таким билетом от службы в армии освобождался.
После счастливого избавления от службы в царской армии, отец хотел поскорее его женить. Тем самым пытался привязать к хозяйству, но сын поступил иначе. У него уже был достаточный опыт работы на строительстве, теоретические знания, что давало ему возможность самостоятельно брать подряды…»
Молодой специалист со своей артелью взяли подряд в Ижевске реставрировать пруд. Эта работа требовала от руководителя серьезных знаний по гидротехническим сооружениям. Выполнили они ее успешно. Этот пруд и в наше время служит украшением столицы Удмуртии.
В Сарапульском уезде с помощью его артели была произведена огромная работа. Были улучшены все дороги, соединяющие села, построены мосты через реки Иж, Постол, Сарапулка, Становка, Мисура и ряд других, много школ. Может быть, именно это обстоятельство впоследствии послужило поводом к тому, что уже известный подрядчик Мерзляков, был избран попечителем учебных заведений.
Его жизнь изменила болезнь. Врачи посоветовали ему поступить на работу в горячий цех металлургического завода.
Затем возвратился в деревню и за короткий срок стал материально обеспеченным крестьянином. Выстроил ветряной двигатель : пилил доски, молол крупу и выполнял другие работы. Выстроил просторный дом, где собирались односельчане. Иван Мерзляков читал им вслух книги. Любимыми авторами были Л.Н.Толстой, С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.С.Лесков, Ф.М.Достоевский, А.Жуковский,А.М.Горький.
В Сарапульском уезде Иван Луппович стал человеком уже довольно известным. Он заслужил репутацию порядочного, честного и достаточно образованного хозяина.
Когда в 1908 году проводились выборы в третью Государственную Думу, то в депутаты была выдвинута и его кандидатура. Там он состоял в социал-демократической партий, во фракции трудовиков.
Его депутатская деятельность в Думе продолжалась пять лет
Мне также известно, что в думе Мерзляков входил в комиссии: сельскохозяйственную и по старообрядческим делам. Одновременно с депутатской деятельностью в Государственной Думе он выполнял обязанности и попечителя учебных заведений Сарапульского уезда. Многим крестьянам помог выучить своих детей.
В 1912 году, после окончания депутатского срока в Государственной Думе, И. Мерзляков взял подряд на строительство железной дороги и прокладывал участок Московско-Казанской железной дороги от Екатеринбурга (Свердловск) до Казани.
Между городом Сарапулом и Казанью, где он работал, начальником участка на строительстве был инженер Рожанский. Они подружились. Жена Рожанского выступала в оперном театре вместе с Фёдором Шаляпиным. На одном из праздничных вечеров в доме Рожанских он лично познакомился с Ф.И.Шаляпиным и А.М.Горьким. «…Узнав, что я бывший рабочий, артельщик, Федор Иванович пошутил: обращаясь ко мне он сказал: "Вам, вероятно, моя "Дубинушка" о чем-то надпоминает?" Я ответил, что мелодия в вашем исполнении звучит изумительно, но как бывший артельщик я за то, чтобы дубинушку вытеснили машины. "Хорошо сказано. Тогда выпьем за машины, петь буду все же "Дубинушку". На прощание Шаляпин и Горький подарили ему свою фотографию с памятной надписью…
О его жизни после 1917 года можно узнать по ссылке https://www.drevleprikamie.ru/news/show/000259.html
Скажу, что его работа в Сибири была связана с заготовкой и транспортировкой леса по рекам. В полной мере развернулся организаторский и изобретательский талант И.Л.Мерзлякова. Не хватало механизмов, работы производились вручную. Поэтому ветераны лесной промышленности с благодарностью вспоминают его механизмы: тросовая брёвнотаскалка, картофелечистка, конные барабан и паром, лебёдка для погрузки леса на баржи и в вагоны и другие.
Изобретателю, так и не сумевшему получить университетское образование , было присвоено почетное звание член-корреспондента Ленинградской лесотехнической академии .
Умер И.Л.Мерзляков в 1942 году.
Жителей д.Пугрыш(Бугрыш) и родственников Мерзляковых прошу откликнуться.
Здравствуйте, Михаил! Спасибо за интересную статью о И.П. Мерзлякове. Фамилия Мерзляков впервые упоминается в переписи 1615 года в дер. Ивановской Холуйнитского стана Слободского уезда Вятской губернии. Назар Лукоянов сын Мерзляков - мой пращур в 16-ом поколении по линии бабушки, его отец Лукоян - в 17-ом поколении. Мерзляковы из Слободского уезда постепенно расселялись по Хлыновскому (Вятскому) уезду и дальше в Малмыжский и Сарапульский уезды. По Сарапульскому уезду работает Илья Суворов по Мерзляковым (живёт в г. Ижевск), и ещё одна девушка, но я пока не вышла на неё. Хочется верить, что все мы как-то связаны через Мерзляковых. Удачи Вам в поисках!
Добрый день, Михаил Борисович! Откликаюсь, как потомок Ивана Лупповича Мерзлякова и как составитель родословной.
Починок Прокопьево, откуда родом мои предки, основан тремя братьями: Прокопием, Фомой и Зотеем Мерзляковыми. По имени старшего починок и был назван. Моя ветвь идет от Зотея- Петр-Андроп-Лупп-Иван Мерзляков. Семья была старообрядческой, из беспоповцев. Я, в свою очередь, хочу восстановить документально эту цепочку. На сегодняшний день найдено:
Основание починка Прокопьево- 1776г.
В "Секретном комитете по делам раскола ( междеведомственный) в деле "Свод официальных о раскольнических молитвеных зданиях в империи" РГИА. 0. 1473. Оп. 1. Д. 92. Л. 143. есть тому подтверждение:
"В ведомости за 1844 г. в Сарапуле даже был показан скит, в котором проживало 15 мужчин и 58 женщин. Прочие же молитвенные здания староверов в Сарапульском уезде зачастую со второй четверти XIX в. прослужили лишь незначительный период. Так, найденные в 1826 г. в домах крестьян молельни (д. Чепаниха Аре-фьевской волости у Ивана Шутова, построена в 1801 г.,д. Прокопьевка Козловского приказа у Зота Мерзлякова, построена в 1776 г. д. Ильнеш Быргындинской волости у Саввы Войкова, построена в 1796 г.) по другим ведомостям более не значатся22. Покровительство местного старообрядческого купечества благоприятно сказывалось на жизни городской сарапульской общины и старообрядческих обществ сельской округи даже во время усиления гонений на древлеправосла-вие. Более того, при всей ее немногочисленности (по данным духовных росписей количество старообрядцев23 вместе с единоверцами в городе едва ли составляла десятую часть, при приблизительно пяти тысячах жителей Сараалула 1840-х гг. значилось не более 450 человек, причисленных к староверам), влияние старой веры на сторонников официального православия было очень велико. Протоирей Вознесенского собора П. Анисимов писал: «.нет сомнения, что большая часть города расположена к старым обрядам; большая часть жителей города крестится двумя перстами»24. Указанное обстоятельство не могло не влиять на свободу действий представителей старообрядчества. Так, по особым предписаниям от 18 ноября 1842 г. и 23 апреля 1848 г. надворным советником Сипягиным и подполковником Андреевым производилось специальное следствие по распространению раскола в Сарапуле. Вице-губернатор А. М. Падарин писал тогда: «.в городе Сарапуле, одном из многолюднейших городов Вятской губернии, веротерпимость чрезвычайная, а потому едва ли не половина жителей сего города состоят в отпадении от православия"25. В ходе следствия было сделано достаточно жесткое
22 РГИА. 0. 1473. Оп. 1. Д. 92. Л. 143.
23 Под старообрядцами в деле подразумеваются как поповцы, так и ошибочно причисленные к
старообрядчеству духоборы.
24 ЦГА УР. Ф. 241. Оп. 1. Д. 431. Л. 20 об."
2. Упоминание об отце Ивана Лупповича - Луппе Андроповиче в 1930г в составе общины Никольской старообрядческой церкви белокриицкого толка .
Дальнейшие поики в Всероссийской переписи 1897г в Починке Прокопьево все Мерзляковы в гоафе вероисповедание -беспоповцы.
Но своих -не нашла. Почему? Оказалось, "раскольники считали перепись делом антихриста и, боясь наложения клейма антихриста, не пускали счётчиков в свои дома."- из Википедии.
А вот другой источник:
"...к данным переписи 1897 г. у самих старообрядцев было много вопросов. Официальная цифра в 2,2 млн. человек считалась очень заниженной. Совет Всероссийских съездов старообрядцев представил в 1909 г. подробный разбор данных этого мероприятия [26]. Так, например, Совет обратил внимание, что во многих уездах, где известны большие старообрядческие общины, в материалах переписи старообрядцы не указаны. Не указаны старообрядцы были и в таких крупных городах, как С.-Петербург, Н. Новгород, Ростов-на-Дону, где к 1897 г. уже существовали крупные старообрядческие общины, но каким-то образом они не были отражены в результатах переписи. Все это позволяло усомниться в достоверности официальных данных о старообрядцах ".
26.Доклад Совета съездов по поводу предстоящей переписи населения // Труды Десятого Всероссийского съезда старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерерхии, в Нижнем Новгороде 18–19 августа 1909 г. М.: Тип. П.П. Рябушинского, 1910. С. 101–124.
Получается, они намеренно утаились...
Интересно. Мерзляковы мне часто попадались в деревнях в Вятском крае. Данная фамилия встречалась среди деревень, позднее относившихся к Нолинской округе. Данная фамилия также встречается среди жителей близ Камы, местность Пьяного Бора, Каракулино, Чеганда. В метриках Покровской церкви села Пьяного Бора (19 век) Мерзляковы фигурируют частенько. Но не старообрядцы, насколько я знаю.
В прежнем комментарии я допустила ошибку и хочу повиниться в этом: в дер. Ивановской в 1615 г. жил мой пращур Назар Яковлев (а не Лукоянов) сын Мерзляков.