История села Балаки.

Я обратился к известному исследователю Н. Лукину поделиться материалами о истории с. Балаки, Камбарского района. Ранее это Пермская губерния, но благодаря старообрядческим корням, она тесно связана с историей Вятки.

https://www.drevleprikamie.ru/news/show/000310.html

БАЛАКИ

Впервые современное село Балаки Камбарского района Удмуртии упоминается в документах Христорождественской церкви Камбарского Завода (действовала с 1794 года), а именно в исповедной росписи за 1804 год. Роспись согласно общепринятым правилам упорядочена по сословным званиям, но кроме того, мастеровые и работники завода разделены еще и по улицам Камбарки. А вот затем перечислены починки, относившиеся к заводской вотчине, даче, как тогда называлось все владение, принадлежавшее в это время Александру Григорьевичу Демидову (1737-1809), внуку Акинфия Никитича Демидова (1678-1745), по замыслу и поручению которого эта дача была приобретена, а на ней под управлением приказчика Михаила Иосифовича Кондюрина (1715–1774) построены в 1761-1767 гг. металлургический завод и заводской поселок. Среди починков, в которых жили приписные заводские крестьяне, есть починок Зайцов, названный по фамилии одного из первых его жителей.

В начале 19 века в Починке Зайцове жили семьи заводских мастеровых Никифора Тимофеевича Зайцова, Иоакима Епифановича Бузилова ( он же Базарнов), Никифора Дмитриевича Балакина, вдовы Домники Никитичны Горлановой (она же Прохорова), Ивана Федоровича Ларина. В этой росписи напротив всех жителей стоит запись о том, что они состоят в расколе, поэтому на исповеди не были и не причащались. Из этого можно сделать вывод о том, что несколько семей старообрядцев решили жить на отдалении от заводского поселка по вполне понятной причине.

Починок именовался Зайцовым (Зайцы) примерно до начала 1840-х годов, затем стал именоваться починком Балакиным, а позже – деревней Балаки. К этому времени большинство жителей Балак – представители фамилии Балакины. Со временем в Балаки из Камбарки подселились представители других семейств, например, Климовских, Малых. Камбаряки брали в жены дочерей и выдавали невест замуж за детей жителей Балак.

Поскольку Балаки находятся в 12 верстах от Камбарки, возникает естественный вопрос, а как же жившие там работники завода добирались на работу каждый день, если, как учебниках истории написано, что эксплуатация труда была жуткая, и рабочий день длился чуть ли не 12 часов, а то и более? Достаточно просто прикинуть ресурс времени, чтобы понять, что реальность не укладывается в привычный шаблон.

Дело же в том, что приписные к заводу крестьяне отрабатывали повинность, которая исчислялась в количестве дней отработки в году. У меня нет конкретного числа, но, думаю, что это было не более, а то и менее 100 дней в году. В отработку работники жили в казармах при заводе, трудясь действительно по 12 и более часов в день, а остальное время работали дома на себя, продавая результаты своего труда, приезжим купцам из Сарапула, Осы, Бирска и других соседних купеческих городов. Некоторые и сами стали открывать торговлю в этих городах, превратившись со временем в настоящих купцов.

Многие же мастеровые на отработку повинности нанимали поденщиков, которым платили уже из своего собственного дохода.

Балаки, как были изначально средоточием старообрядчества, так и оставались по начало 20 века, когда в результате либерализации законодательства в 1905 году стало возможным строительство старообрядческой церкви. С тех пор Балаки получили статус села.

Комментарии

Михаил68, а чт о Вам извест но о переселенцах с.Балаки в другие деревни,например, Зелени. Они что отделились по разногласиям в вере,что заст авило переехать.

Уточните года и если есть источник.

Я когда-то давно интересовалась происхождением д.Зелени и что выяснила все из интернета. Ревизская сказка от  1834г Пермской губернии Осинского уезда удельных крестьян Ершовского удельного приказа стр.59-62. Починок Зеленина Все Зеленины выходцы из Балак 4семьи, только к сожалению нет инициалов в этом приказе и непонятно в каком они родстве между собой находятся.Далее из Ваших же данных я нашла самого раннего жителя д.Зелени .Зеленин Иван Филаретович (Австрийский толк). Его дети Прокопий и Иван (наш предок)  и родился он уже в д.Зелени в 1870г. У эт ого Ивана было 3 дочери Павлинья,Елизавета,Василиса. От  Василисы я и узнала,что они  из Балак. Хот елось  бы знать в каком родстве состояли между с обой эти переселенцы?

Посмотрел указанные листы сказки с крестьянами починка Зеленина. Все они были написаны в этом населенном месте и в предыдущей 7-й ревизии 1816 года. Никаких записей об их переводе в починок откуда-то, например из починка Балаки, именовавшимся тогда еще починком Зайцовым, там нет. Да, и как крестьяне, приписные к Камбарскому заводу, т.е., в то время владельческие Демидовых, могли попасть в государственные удельного приказа, я не представляю. Утверждаю, что это было невозможно, причем по множеству причин. Ну, хотя бы, заводские товарным сельскохозяйственным производством никогда не занимались, что им делать на земле в деревне? Они же мастеровые, разнорабочие, служители. В конце концов многие из них к тому времени уже торговали своими собственными изделиями в Сарапуле, Осе, Бирске, будучи по факту купцами. Да, и зачем это Демидовым вдруг отдавать своих крепостных в казну?! Я ни в одной из сказок Камбарки (1762, 1782, 1816, 1834, 1858), с которыми я знаком досконально, не встречал случаев перевода приписных заводских куда-либо кроме других демидовских Суксунских заводов. Кроме того я, кажется, не встречал случаев перевода удельных, экономических или государственных крестьян из одного приказа, вотчины или волости в другие. Наконец, по исповедным росписям Христорождественской церкви Камбарского Завода, имеющимся за 1804-1813, 1822-1830 гг., среди жителей починка Зайцова имеются Зайцовы, Балакины, Прохоровы (Горлановы), Ларины, Плешаковы, Бузиловы. Никаких Зелениных там отродясь не было. Да, и исторически, починки во всей округе именовались как правило по фамилии их первых поселенцев-основателей. Галина, я бы вам рекомендовал еще раз внимательнее ознакомиться с источниками, чтобы преодолеть это, я бы сказал, системное заблуждение.