Генеалогические поиски ранее 1600 г

14 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 2 минуты назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Генеалогические поиски ранее 1600 г. 

***

Преамбула.

Применительно к части Сольвычегодского уезда, будущего Лузского района, это возможно благодаря сохранившимся купчим, а применительно к собственно Вятской земле — 1593-1616 Книги Вятцкие всех Вятцких пяти городов оброчным и лготным деревням и починком и сенным покосом и рыбным ловлям и всяким угодьям со 101 году. РГАДА 1113-1-4. Возможности этих документов ограничены. Но есть и другие возможности, которые дополняют и значительно расширяют возможности поисков пращура. 

Это патронимические названия починков и деревень — они позволяют определить имя, отчество или всё вместе взятое искомого пращура. 

Деревни существуют достаточно долго. Для генеалогических поисков важны следующие моменты. Деревни, существующие до 1600 года, зафиксированы переписями 1615 г. (1619/20 г. для Лузского района). При этом за долгое время их существования иногда меняли свои именования. Возможности сайта Родная Вятка позволяют восстановить первичное названия, если оно было изменено. Теперь собственно о том, как можно использовать эти сведения. Здесь важны следующие моменты, во-первых, первоначальное название деревни, во-вторых, этапы развития деревни. Начнем с последнего. Абсолютное большинство деревень начинаются с починка, реже с выставка или займища. Развиваясь, починок рано или поздно превращается в деревню, при этом первоначальное название сохраняется, изменение на этом этапе очень редки. Известно, что названия починков формировались по географическому и другим принципам. В последнем случае очень часто название возникало по именованию основателя починка. Вот этот факт и используется. Термин "именование" в этот период включает в себя собственно христианское имя, мирское имя, личное прозвище, христианское и прозвищное отчество. У конкретного человека оно было от минимального двухкомпонентного (христианские имя и отчество) до максимального четырёхкомпонентного (крестильное имя, имя-прозвище, христианское отчество и прозвищное отчество). Иногда к ним добавлялись дедичество, родовое прозвище, а позже фамилия. Подробнее — Чичагов В.К. "Из истории русских имён, отчеств и фамилий", 1959.

Здесь же рассматриваются: 1) формирование патронимических названий починков; 2) время существования починка; 3) переписи до 1600 г.; 4) к сведению. 

Каким образом формировалось патронимическое название починка, а потом и деревни рассматривается отдельно. Тема в разработке, но (будет) опубликован черновой вариант (который требует доработки).

***

 1. Время существования починка

Нахождение нужной деревни или починка и соответственно определение имени основателя это пол дела. Нужно знать хотя бы ориентировочно время появления починка, чтобы оценить предполагаемый возраст пращура и дату (год) его рождения. 

Время существования починка коротко, он либо исчезал со смертью основателя, либо, развиваясь, превращался в деревню. Ниже разбираемся с этим, а также с критериями, когда починок превращается в деревню. Эти данные призваны помочь в генеалогических поисках. 

***

Что значит основать починок.

И те пустоши даны на льготу Федку Левонову сыну, и Федку на тех пустошах лес рубити и пашня распахивати и дворы ставити хрестьян призывати. А льготы ему дано 10 лет. И кого Федко к собе на те пустоши призовет крестьян жити и им в те лета не надобе царева и великого князя дань, ни ямские денги, ни посошная служба, ни городового дела, ни иные никоторые пошлины, ни с волостными людми не тянути им ни в какие розметы. А как отойдут те их урочные лета и им платити царевы и великого князя пошлины всякие по книгам. А платити им пошлины впервые лета 7069 (1561). А грамота дана лета 7058 (1550) ноября. (ПКНЗ, том 3, стр. 45). 

Напомним, что в то время крестьяне лично свободные люди, потому и "призовет" помещик. Ключевое слово здесь дворы. На черносошных землях льготы давали волостели, воеводы и писцы, присланные из Москвы. 

Понятие "двор" это прежде всего земля (пашня, луг и др.) и подворье, место дворовое. Последнее включает в себя хоромы: изба, баня, житница, сенник, овин, гуменник и другие хозяйственные постройки. Отсюда нужно время для расчистки леса, обустройства пашни и строительства хоромов.

Время становления починка

Все данные взяты из книги Баранов "ПКНЗ том 3 "Бежецкая пятина". Это обусловлено тем, что ранее 1600 года в свободном доступе имеются только писцовые книги Новгородской земли. Это с одной с одной стороны, а с другой просматривается схожесть с переписями 1615 и 1629 годов Вятских земель. 

Поч. Паншино стал [в] 72-м (1564) году, крестьян: (в) Гришка Худяков. Пашни 3 четверти. (стр. 62). Перепись 1566 г. 

Комментарии. За 2 года освоено пашни 1,5 дес. Справочно: Л. В. Милов «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса», М. 1998: необходимо 4,5 дес. на семью из 4 чел. (это так называемое тягло, в котором 2 мужского пола, но взрослых один) для обеспечения биологически необходимого питания и кормов для лошади и скотины, уплаты налогов. Явно есть изба. По другим постройкам нет данных — писцовые книги фиксировали только размеры пашни, пожни и другие объекты налогообложения. 

Поч. Комаров стал [в] 71-м (1563) году, крестьян: (в) Гришка Данилов. Пашни 9 чети (4,5 дес). (стр. 62).

Комментарии. За 3 года семья освоила 4,5 дес. Достигла ли нормы выживания трудно сказать так, как не известна ее численность. Так как темпы выше по сравнению с другими, то можно предполагать наличие двух и более взрослых мужчин, но двор один.

Поч. Воронин стал [в] 73-м (1565) году, крестьян: (в) Васка Ворона Иванов, (в) Овдокимко Быша Иванов. Пашни 4,5 чети. (стр. 62).

Комментарии. За год освоено 2, 25 дес. на двор по 1,1 дес. 

Критерии превращения в деревню.

Дер. Палкино, в писцовых книгах починок, крестьян: (в) Гришка Васильев, (в) брат его Михалко. Пашни в поле 11 чети, а в дву потому ж, сена 20 копен. (стр. 53). 

Комментарии. Текущая перепись 7074 (1565) г. Предыдущая перепись 7059 (1550/1551) г. Интервал 15 лет. Пашни 33 чети или 16,5 дес., на двор по 8,25 дес., т.е. семьи большие. Около 2-х обеж. По вятской терминологии деревня, что был починок. Обжа — аналог выти. Два двора. 

Поч. Павлово: (в) Онфимко Иванов, (в) Акипсимко Иванов. Пашни 6 десятин, земля худа. И прибыло перед старым письмом 2 четверти (1 дес.) (стр. 164).

Комментарии. Настоящая перепись 1567/68 г. Перед этим была 1550/51 г. Починок зафиксированы этой переписью. Интервал 17 лет. Деревней не стал, потому что пашни меньше обжи. Два двора.

Поч. Дятлуха стал в 68-м (1560) году, крестьян: (в) Омельянко Федосеев, (в) Ондрюшка Осипов, (в) брат его Томилко, пашни в поле три четверти, а в дву потому ж, сена пять копен, лесу пашенного на две четверти, а непашенного на три четверти, земля середняя, помечено — полтрети обжи (стр. 125). 

Комментарии. Это Дозорная книга 7074-7075 (1566-1567) гг. Починок стал 6-7 лет тому. До деревни не дотянул, хотя три двора, нужно обжа и более. 

Комментарии.

1) Обобщенные критерии превращения починка в деревню: не менее 2-х дворов и пашни не менее обжи. Обычная деревня 2-3 двора, реже 4 двора.  

2) Сколько нужно времени зависит от состава семьи и интенсивности их работы, ориентировочно до 1 дес. пашни в год. Фактическая фиксация достижения критериев отражалась переписями. Интервал проведения их устанавливал царь и великий князь. Усредненно это 15-30 лет.

3) Обжа - мера площади и налогообложения в Новгородской земле. В 1560-1570 годах была проведена унификация единиц и были установлены общегосударственные меры площади — четверть и появилась новая обжа. Применительно к Вятской земле — аналог выть.

4) В отличие от Новгородской земли в Вяткой деревня проходила три этапа: починок — деревня, что был починок — деревня. Это хорошо видно по переписям 1615 и 1629 годов. Изменение статуса происходило от переписи к переписи. Если в Новгородской земле было два этапа и интервал составлял 15-30 лет, то на Вятке было три и интервал составлял примерно в два раза больше. 

5) Перечень переписей Вятской земли, ранее Дозора 1615 г., имеется в работах .....Мусихина. Используя эти данные можно определить примерно период основания починка. 

6. Критерии превращения починка в деревню для Вятской земли нужно уточнить, предварительно: 2-3 двора и пашни не менее выть. 

 

3. Писцовые книги и другие источники ранее 1600 г.

Первые два пункта настоящего поста так или иначе связаны с Вятской землёй. Но тот кто достигнут 1615 г. и даже несколько раньше или дальше этого рубежа, то обратил внимание на то, что в конце XVI — начале XVII веков она активно заселялась. Об этом свидетельствует большое количество починков по переписям 1615, 1629, 1646 и даже 1678 годов. При этом по мнению многих историков наблюдается большое число переселенцев. В основном это пришельцы из Русского Севера. Были и из других регионов. Но все же основным донором были черносошные волости — в центральных областях произошло закрепощение крестьян. 

Раз было массовое переселение, то нужно искать откуда мог переселиться пращур. Оказалось, что писцовые книги сохранились не только по Новгородской земле. Здесь начинаю публикацию информацию о таких. Надеюсь, что появятся данные и о других источниках. Скорее всего, будут трудности получить доступ к ним, но дорогу осилит идущий. 

***

На сайте ВР несколько лет тому подсказали книгу "Скоморохи в памятниках письменности". Сост. 3. И. Власова, Е. П. Фрэнсис (Гладких). СПб.: «Нестор-История», 2007. Не сразу оценил ее так, как собственно по Вятке и примыкающим к ней Устюжскому и Сольвычегодскому уездам в ней пробел.

Ценной информацией является перечень использованной литературы (стр. 496 и далее). Практически охвачена вся территория Московского государства. Например. Великий Устюг. В 1623—1626 гг. было проведено описание города Великого Устюга — 

в Устюжской писцовой книге письма и меры Никиты Вышеславцева да подьячего АгеяФедорова. Книга сохранилась в подлиннике, лишь в самом начале нет двух листов. Опубликована в историко-краеведческом сб. «Бысть на Устюзе...» (Вологда, 1993). 

До сих пор считал, что в свободном доступе только на сайте ВГД, где есть выписки фрагментов этой переписи. Но там только Южская треть и нет Двинской и Сухонской третей.

Еще пример. Писцовые книги Московского государства. 1. Писцовые книги XVI века / Под ред. Н. В. Калачова. Отд-ние 1. Местности губерний: Московской, Владимирской и Костромской. СПб., 1872.

2. Писцовые книги XVI века / Под ред. Н. В. Калачова. Отд-ние 2. Местности губерний: Ярославской, Тверской, Витебской, Смоленской, Калужской, Орловской, Тульской. СПб., 1877.

3. Указатель / Под ред. и вступит, ст. Н. Д. Чечулина. СПб., 1895; 

Комментарии. Первые два тома — под редакцией Н. В. Качалова (тексты), третий — с вводной статьей и под редакцией Н. Д. Чечулина, где опубликованы также указатели к первым двум томам: имен и географический. 

4. К сведению.

На Вятке мои предки появились после 1630-х годов. До этого они проживали в Сольвычегодском уезде, точнее в той его части, которая теперь Лузский район Кировской области. 

А в писцовой книге Сольвычегодского уезда 1625 и 1645 годов имеются записи: владеет по купчей, по даной мирской, по даной Ивана Сабурова, по старине. Вот с последним термином и захотел разобраться. 

Ответ нашел в книге — Копанев А.И. "Крестьянство Русского Севера в XVI веке" имеется отсылка к Судебнику 1589 года: "на чёрном лесе разрешалось пахать всякому кто сколько сможет, так как это лес вопчей царев и великого князя". Судебник 1589 г. это так называемся Северная правда. Кроме того "по старине" — наследование двора от отца или другого родственника. 

Имеются и такие записи для селений: деревня, что был починок и просто починок - "владеет по купчей". В первом случае это понятно, а вот по отношению к собственно починку интересно — мне нужно было понять почему пращур Михаил Дуда купил двор, а не занял участок леса по праву первопроходца. Поэтому, скорее всего, это не первичное право на землю, а продажа незавершенного процесса образования починка, по сути оплата за проделанную работу (расчистку пашни и постройку хоромов). 

Комментарии. В отличие от Сольвычегодского уезда в писцовых книгах Вятской земли не указывалось право владения двором. Но в остальном просматриваются общие черты, свойственные черносошным зонам: право займа территории, куда деревенская соха и топор не ходили по Судебнику 1589 г. Практика разрешения крестьянам распахивать земли лишь с разрешения правительства появилась позже, в начале XVII века. Также крестьяне имели право купли-продажи земли. Другое дело, что ранние купчие не сохранились. 

***

Выписки из книг.

А.В. Жиборкина "Внутриволостная миграция в Устюжском уезде в XVII в. по материалам писцовых и переписных книг" (1623-1626, 1646, 1658, 1667 и 1678 гг.).

А.И. Копанев "Аграрная история Северо-Запада" IV т. ПК 1620-1670 гг. – 2/3 крестьян, покинувших свой двор, ушли за пределы уезда и только 1/3 остались в пределах уезда.

П.А. Колесников "Северная деревня в XV – первой половине XIX вв." – по его подсчетам 29%, покинувших свои дворы, остались в пределах своего уезда, 14,9% выбыли в различных мобилизаций, остальные крестьяне покинули свой уезд. Среди последних – ушедшие на Урал и в Сибирь, а также сошедшие "безвестно".

В целом анализ крестьянских миграций показал, что в 425 случаях, что составляет 85,7% от известных перемещений внутри волости, крестьяне переехали в деревни, расположенные в радиусе 5-6 км., и лишь 14,3% семей нашли новый дом вдалеке от прежнего места жительства, т.е. в поселениях, находящихся на большем расстоянии.  

Комментарии. Это ориентир для поисков точки исхода искомого пращура. Ближняя зона поисков.

***

Северная часть страны, Поморье, была меньше затронута бедствиями, чем центральные области. Часть жителей Замосковья бежала от Смуты на Двину и Вятку, поэтому население отдельных районов Севера в это время на только не уменьшилось, но и возросло. В 1620-х годах новые деревни, починки, составляли почти половину вятских деревень; в Устьянских волостях на Двине в 1646 году запашка была втрое больше, чем до катастрофы 1569–1572 годов. В годы после Смуты площадь пашни на Севере была больше, чем в разоренном Замосковье; Север на некоторое время стал опорным краем Руси.

Комментарии. Выделил ключевые моменты. Не сохранились указания откуда это скопировано. Но это ориентир для поисков точки исхода искомого пращура. Дальняя зона поисков — Замосковье дополняет Поморье в качестве источников переселенцев. Хотя имеется принципиальное отличие. Поморье — зона черносошного крестьянства, а Замосковье близко к установлению крепости. Но Смута наложила свой отпечаток и затруднила поиски беглецов. Основным фактором, очевидно, было отношение вятской власти к возврату беглецов. Это требует дополнительного изучения. 

***

 

Отредактировано: Александр Федорович 24.10.2024 - 15:46
Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
кат1993

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 57 минут назад
Регистрация: 05.07.2013 - 12:01

Очень полезная информация. Разместите ее, пожалуйста, в своем блоге, чтобы можно было сделать закладку. 

Спасибо.

Я интересуюсь фамилиями:
Лопатин
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 2 минуты назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Пора уже привести примеры практического применения своих положений, изложенных в двух сообщениях. Пишу именно здесь, так как "Названия починков" — составная часть "Поиски по писцовым книгам ранее 1600 г." Но прежде всего, закончу изложения по дер. Дрищев Прислон, а Дудиха тоже. 

Интернет на запрос "суффикс -их" выдает формирование женских существительных и имен на -иха, как производных от мужского существительного или имени. Запрос о происхождении фамилии Мусихин дал ответ, в котором, в частности, говорится: "Иногда, довольно редко, основой фамилии становилось именование не отца, а матери. Как правило, это происходило в тех случаях, когда женщина после смерти мужа становилась главой семьи и брала на себя все хозяйство. При этом образовались такие фамилии, как Натальин, Татьянин, Машин. Часто женщину называли по имени мужа с использованием суффикса -иха — Михайлиха, Семёниха. Так и жену Мусы односельчане могли звать Мусиха." Примеров именования Мусиха для мужчины не нашел. 

Напротив Дудиха применительно к жене Дуды есть. Переписная книга г. Москвы 1638 г.: "Полусотня мяснишная: [двор] Ивашка Филиппова сына, прозвище Дуда — с рогатиною да у нево же сын Захарко с рогатиною... Там же. Покровской же сотни: [двор] вдовы Марьи Дудихи, а детей и суседей у ней нет." Данные взяты из книги Власовой "Скоморохи в памятниках письменности", стр. 160.  

Название Дудиха, на мой взгляд, доказывает то, что покупателем починка Дрищевского в 1539 г. был Дуда, а не Дудин. Первым доказательством был анализ купчих 1584-1601 годов и данных переписей 1620 и 1625 годов на основании положений Чичагова. Это Михаил Дуда, а не Михаил Дудин. Прямой записи о покупке естественно нет — не сохранилась сама купчая, не сохранились более ранние писцовые книги. Исходим из того, что есть и восстанавливаем возможное.

Упреждаю возможный вопрос — возможное? Отвечаю — ранняя история России начинается с легенды призвания Рюрика на Русь. Мне лично больше нравится версия М. Задорного о происхождении "варяг" от глагола варить (соль). 

Восстанавливаем возможное не стопроцентное, а возможное с большой долей вероятности.  

 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 2 минуты назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Первый пример.

 В переписи Хлыновского уезда 1615 г. упоминается починок на Поломе Дудин. Один двор, а в нем Пронка Коробейников и его сын Сенка. Позже это деревня Семена Дудина. Одной из версий было, что Семен взял фамилию по названию починка. Но в свете моей подборки названий починка по именованию его основателя получается, что основателем починка является Дуда. Починок основан ч 1613-1615 годах. Это вытекает из данных самой переписи. 

Оцениваю маловероятным событием, что починок в короткий период в 2-3 года сменил хозяина, хотя ситуация возможна. В этом случае остается первая версия. Если же смены хозяина не было, то возникает ситуация, что Прокопий имел второе мирское имя Дуда. И его полное именование: Прокопий Коробейников сын Дуда, где Коробейников — прозвищное отчество. У него же должно еще быть христианское отчество. Допустим, для примера, Иванов. Тогда имеем Прокопий Иванов сын Дуда Коробейников. Таким образом Семен Прокопьев (сын) имел законное право писаться Семен Дудин, но мог Семен Коробейников по деду, но он выбрал первое. Почему? Это другая ситуация. 

Что моя версия дает для генеалогических поисков? В ранних писцовых книгах преобладают двучленные именования крестьян. В нашем случае возможны парные именования: Пронка Коробейников, Пронка Иванов, Дуда Иванов, Дуда Коробейников и Пронка Дуда. Какая из этих записей может быть найдена ранее 1600 г. — все зависит от того, как он сам себя называл и как его называли в общине, а также от предпочтений писца. На Вятке общине, по моей версии, было более важным отметить селение, где жил музыкант, а не торговый человек. Как-то так, но это дает возможности продолжить поиски. 

Даже, если поиски ни к чему не приведут, то прозвище Дуда дает дополнительный штрих к портрету родоначальника Дудиных — потомков Сенки Дудина и его брата.

 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 2 минуты назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Второй пример.

В Вятской губернии имеется по Дозору 1615 г. дер. Дудкино на Чертовице. Позже она дер. Дуткино и Дудина (1629 и 1646 гг.). По переписи 1646 г. известны также починок Дудинской и деревня Дудинская. Основатель этих селений точно Дудин. Есть точный факт: починок Дудинской (один из нескольких починков с таким названием) основал Елисей Харитонов Дудин в интервале 1716-1719 годов. 

Дер. Дудкино 1615 г. была когда-то починком, который основан расчетно в 1580-1585 годах. Как звали основателя нет данных, есть предположение, что это Дудин. Пока это версия так, как недостаточно данных и идет сбор данных. От Дуда — починок Дудин или починок Дуды, соответственно Дудка — Дудкин. А от Дудин — починок Дудин, починок Дудкино и починок Дудинской. 

Если версия верна и дер. Дудкино на Чертовице основал Дудин, то есть малая вероятность того, что этот Дудин может быть потомком Михаила Дуды, родоначальника сольвычегодских и котельничских Дудиных. Это другая ситуация. 

 

 

 

 

 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Маргит
Аватар пользователя Маргит

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 2 часа назад
Регистрация: 28.11.2017 - 12:38

Изучая метрические книги Костромской губернии 19-го века поразилась большому количеству деревень на -иха.  В частности, Шелошиха, Лемешиха, Степаниха, Боровитиха и другие. 

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 1 час 38 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Моё родное село тоже называется так - Крутиха. Но оно находится в Алтайском крае и потому даже теоретически никакого отношения к дохристианским именам-прозвищам иметь не может. Официальная топонимика все деревни Крутихи (их много по России) связывает с петляющими речками. Такая речка в моей Крутихе действительно есть, но по факту село так стали звать лишь в 19 веке,, а при основании в начале 18 века село было названо "Бурлинск" (от близлежащей большой реки Бурла, аналогично Бийску от р.Бия и Томску от р.Томь - между ними оно и основано). Тут видимо имело значение, что многие его жители (и видимо первопоселенцы) имели фамилию "Крутихин", а планам правительства по основанию в этом месте уездного города не суждено было сбыться. Маленькую же речку назвали Крутишкой видимо уже после переименования села, а до того возможно было какое-то татарское слово. Так что вариантам - несть числа, и может быть не стоит рассматривать отдельные из них как законы.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 2 минуты назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Обращаю внимание, что у меня речь идет об патронимических названиях починков и деревень, а не географических и других основах названия  того или иного селения. При этом названиях починков, а не позднейшие переименованиях деревни. Это другая ситуация. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 19 часов 3 минуты назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Александр Фёдорович, здравствуйте. Возможно Вы уже сами рассматривали этот вопрос, тем не менее, предположу патронимическое/прозвищное происхождение названия деревни Дрищев починок/прислон и речки Дрищевка. Я уже писал в другой теме, что оно никак не связано с болотом, для чего достаточно посмотреть писцовые книги и карту данной местности (топографическую и спутниковую). В недрах интернета нашёл, что существуют фамилии Дрищев и Суходрищев (вспомните фильм "Ширли-мырли), которые в старину совсем не были неблагозвучными; в нашем районе были названия деревень и покруче - такие, что сейчас нельзя произнести и написать здесь. Кстати, по одной из версий, "дрищ", - это лес.  А название речки и деревни могло произойти от личного прозвища Дрищ или патронима Дрищев. Приведу аналогичный пример: речка Сухарка, на которой стоит моя деревня Ефаново, а рядом - Сухарино. В самом раннем упоминании 1515 г. она записана как Сухарина речка. То есть, некий крестьянин по прозвищу Сухарь обосновался на берегу этой безымянной речки, его деревню стали звать Сухарина/Сухарино, а поскольку других обитателей здесь пока не было, то и речку - Сухариной. Впоследствии это название трансформировалось в "Сухарка".

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 2 минуты назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Юрий Серафимович, спасибо за информацию, не знал конкретно о прозвище  Дрищ. То, что некоторые речки имеют названия от имени-прозвища человека знаю. В данном моем изыскании преследую вполне конкретную цель. Выявить правила названия починка по именованию его основателя. Для себя, в основном, все выяснил, но хочется поделиться некоторыми знаниями с теми, кто дошел до переписей 1646 года. А далее идут писцовые книги, которые имеют свои особенности - это переписи земель, но тем не менее, и их можно и нужно и пользовать для углубления родословной. 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 2 минуты назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Пример третий.

Один из тех, которые сподвиг к изучению тем названия починка по имени его основателя и определения даты его основания по записям в писцовых книгах, когда эта дата в них не указана. 

В Дозоре Орловского уезда 1615 г. записана деревня Юшка Яровикова, а в ней его потомки. Далее род разрастался и стал многочисленным. Юрий стал родоначальником фамилии Яровиков. Классическая ситуация. Что дальше? А с продолжением поисков имеются три проблемы. 

Первая: любая деревня начинается с починка, за исключением единичных случаев. Но когда был основан починок? Вторая: кто основал починок? Можно предположить, что Юшка Яровиков. Но, возможно, Юшка Яровик! Третья: специфическая для данного случая. Ни у Тупикова, ни в других словорях русских имен и прозвищ именования Яровик и Яровиков не значатся, нет ни одного примера записи о реальном носителе. Для сравнения: записей Дуда-Дудин только в Новгородской земле около 20, а в целом по России их число приближается к сотне. А Яровик-Яровиков не найдены. Есть Ярой, Яров, Ярово, Яричев и др. 

По дате возникновения починка А.Л. Мусихин в блоге А.А. Яровикова "Яровиковы на Вятке в 16-17 веке" дал ориентир: "Кроме того, деревня Юшки Яровикова в дозоре 1615 г. не указана среди вновь поставленных, то есть существовала в предыдущую перепись. А для Орловского уезда такой предыдущей переписью был дозор Богдана Григорьева и подьячего Савы Григорьева, который проходил в 7098-7099 гг. (1589/90 - 1590/91). Таким образом Ваши Яровиковы проживали там не позднее 1590 г.". К обсуждению этой проблемы возвращаюсь со своими наработками. Уже тогда при обсуждении указал этапы: починок — деревня, что был починок — деревня. Но не было чёткого понимания привязки к писцовым книгам, да и сейчас нужно уточнять и дорабатывать. Можно предположить, что в переписи 1589/90 был стасус деревня, что был починок. А починок стал ещё раньше. Когда? Смотрим каталог Баранова: Писцовая книга 7053 (1544/45) г. Вятской земли (писцы не известны). Разница 45 лет, слишком много. Но другой информации не имею. Принимаем 25 лет (45:2 и 1615 - 1590). Имеем 1590 - 25 = 1565 г. Это упоминание починка в ПК. Предположим, что починок стал за 5 лет до переписи. Окончательная дата около 1560 года — это ориентир для починка источника информации об Яровик-Яровиков. В целом интервал поисков 1560-1590 гг. 

Возвращаемся к названию починка. По большинству примеров имеем починок Юшки Яровикова. Но как именовался основатель? Можно предположить, что Юшка Яровиков. Это мнение А.Л. Мусихина. Но имеем, починок Ларионка Плотникова — во дворе Ларионко Плотник. По большинству примеров, основная версия Юшка Яровиков. По Дозору 1615 г. Орловского уезда в деревне 6 дворов, из них двух записаны явные потомки Юшки: Калинка Еровиков и его племянник Дениско Еровиков. Пашни за деревней числится 30 десятин доброй земли, т.е. по 5 дес. на двор. Кроме того лесу пашенного 6 дес., сена 150 копен. В разных источниках лес пашенный — лес под распашку или лес, где реально имеются распаханные участки. Исходя из этих показателей можно предположить, что деревня давно сложилась и ей больше 30-40 лет. Кроме Ероровиковых в деревне записаны другие крестьяне, и по их именованиям можно предположить, что починок основали 2-3 первопоселенца и во втором поколении у них по 2-3 сына, которые и переписаны дозором. 

Исходя из данных переписи 1646 г., по 25-летнему циклу имеем Калинка примерно 1575 года, рождения, а его племянник Дениско 1580 г.р. Отец Дениска (имя его не известно) 1580 - 20(25) = 1555-1560 г.р., усредненно 1557 г.р., и он старший сын. Соответственно по нему считаем дату рождения Юшки: 1557 - 20(25) = 1532-1537 г.р., усредненно 1535 г.р. Далее Яровик: 1535 - 20(25) = 1510-1515 г.р. Этому периоду характерны ранние браки, соответственно 20 или 25 лет для рождения первенца. 

Далее , если починок был основан в 1560 г., то Юшке Яровикову было 25 (1560-1535) лет и мог быть еще в живых Яровик, которому было 45-50 лет. Починок назван Юшка Яровикова, отсюда можно предположить, что починок основан несколько позже и Яровик вскоре почил. 

Все это не имело было никакого значения, если бы не третий пункт данного примера. Долгие поиски данных об имени Яровик и наконец-то найдена книга Андрияшев А. М. “Материалы по исторической географии Новгородской земли. Шелонская пятина по писцовым книгам 1498—1576 гг.”, в 2-х т. М., 1914. В Указателе географическом находим дер. Ярновик. Откываем саму книгу, а в ней дер. Ярновик > дер. Яровицы близ озера Ильменя и ссылки на переписи. Находим нужную перепись Шелонской пятины 1498 г. В ней: дер. Ярновик, два двора, пашни 5 коробей, сена 50 копен, обжа. Чем интересна трансформация Ярновик — Яровицы. Выпала буква "н". Соответственно, можем предположить Ярновик — Яровик. Возможно поэтому и не находится запись Яровик-Яровиков ранее 1615 г.!?

Если версии верны (эта и происхождения названия починка), починок Ярновик стал около 1470 (1498-30) года. Возможно, и ранее, так как не известно, как долго существовала дер. Ярновик до переписи 1498 г. Известно, что ранее она принадлежала Аркажа монастырю. 

Имя Ярновик явно древнеславянское. В интернете находим: Ярнович, Ярновик, Джорновики Иван Мане Ярнович, Ярновик, Джорновики (Jarnović, Jarnovick, Giornovichi) Иван Мане (около 1740—1804), итальянский скрипач и композитор. По происхождению хорват. Служил придворным музыкантом в России (1783—86, 1799 и с 1802). 7 симфоний, 20 концертов для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные сочинения и др. Умер в Петербурге.

Если починок Ярновик стал в 1470 г., то его основателю Ярновику по статистике Швейковской 30-40 лет. Иначе он 1430-1440 г.р. До рождения Яровика около 70-90 лет или 2-3 поколения, так 20-25 лет это время появления первенца, но дети рождались и в 50-60 лет. Иначе отец Юшки Яровикова может быть внуком основателя починка Ярновик — есть традиция передачи имени от деда к внуку.

Версия мало доказуемая, но возможная, если знать что искать: по Новгородской земле сохранилось много источников, много и книг, написанных по этим источникам. Шанс мизерный, даже, скорее, призрачный, но, по крайней мере, — хорошая легенда для Родословной Яровиковых.

 

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 2 минуты назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/152404 Это мой блог и новая статья "Писцовые книги и генеалогические поиски".

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
Андрей Александрович
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 21 час 46 минут назад
Регистрация: 11.05.2013 - 22:17

Уточнение:

1. "...Калинка Еровиков и -его племянник- Дениско ..." (Слова "-его племянник-" перечеркнуты), т.е. Дениско - младший сын Юшки Яровикова и младший брат Калинки Яровикова/ Еровикова. 

2. В 1470- 90 гг. новгородские землевладельцы переселялись на северо-восточные земли, в т.ч. на земли Великого Устюга, и на Вологодчине с учетом местного диалекта прозвище Ярновик могло преобразоваться в Яровик (в 1590-е гг. до 1646 г.на Вятке была фамилия Яровищев, а в 1615 и 1646 г. в Чистянском стане была указана деревня, что была пустынь Яровищенская).  Т.е. в фамилии Яровищев в 1590-е годы уже не было суффикса  -н- (в противном случае фамилия читалась бы как ЯрНовищев).

3. В книге Андрияшева А.М. 1914 г. была указана деревня Яровицы (название было с 1498 по 1914 гг.) в Новгородской губернии на берегу озера Ильмень. Деревня с таким же названием Яровицы есть на карте Новгородского района Новгородской области на берегу озера Ильмень в 1998 г.

4. Когда дер. Ярновик была переименована в дер. Яровицы - пока неизвестно, но суффикс -н- из названия деревни был убран. Для справки: есть еще деревня с названием Озимицы.

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 2 минуты назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

Не досмотрел в оригинале, что племянник зачеркнут. Но это не принципиально. Расчёты дат ориентировочные. Не известно сколько лет было Юшке, когда родился Калинка — 20, 30 или 50 лет. 

Подтверждение того, что ситуация возможна находим у Чайкиной Ю.И. Она автор нескольких работ по ономастике Вологодчины.

В ее статье "Именование мужского населения Вологды и Воронежа в первой половине XVII в. находим":  "Причина сохранности некалендарных личных имен в первой половине XVIIв. на Русском Севере состоит в том, что они с древних времен переходили от поколения к поколению по традиции."(стр. 34).

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов