Генеалогические поиски ранее 1600 г.
***
Преамбула.
Применительно к части Сольвычегодского уезда, будущего Лузского района, это возможно благодаря сохранившимся купчим, а применительно к собственно Вятской земле — 1593-1616 Книги Вятцкие всех Вятцких пяти городов оброчным и лготным деревням и починком и сенным покосом и рыбным ловлям и всяким угодьям со 101 году. РГАДА 1113-1-4. Возможности этих документов ограничены. Но есть и другие возможности, которые дополняют и значительно расширяют возможности поисков пращура.
Это патронимические названия починков и деревень — они позволяют определить имя, отчество или всё вместе взятое искомого пращура.
Деревни существуют достаточно долго. Для генеалогических поисков важны следующие моменты. Деревни, существующие до 1600 года, зафиксированы переписями 1615 г. (1619/20 г. для Лузского района). При этом за долгое время их существования иногда меняли свои именования. Возможности сайта Родная Вятка позволяют восстановить первичное названия, если оно было изменено. Теперь собственно о том, как можно использовать эти сведения. Здесь важны следующие моменты, во-первых, первоначальное название деревни, во-вторых, этапы развития деревни. Начнем с последнего. Абсолютное большинство деревень начинаются с починка, реже с выставка или займища. Развиваясь, починок рано или поздно превращается в деревню, при этом первоначальное название сохраняется, изменение на этом этапе очень редки. Известно, что названия починков формировались по географическому и другим принципам. В последнем случае очень часто название возникало по именованию основателя починка. Вот этот факт и используется. Термин "именование" в этот период включает в себя собственно христианское имя, мирское имя, личное прозвище, христианское и прозвищное отчество. У конкретного человека оно было от минимального двухкомпонентного (христианские имя и отчество) до максимального четырёхкомпонентного (крестильное имя, имя-прозвище, христианское отчество и прозвищное отчество). Иногда к ним добавлялись дедичество, родовое прозвище, а позже фамилия. Подробнее — Чичагов В.К. "Из истории русских имён, отчеств и фамилий", 1959.
Здесь же рассматриваются: 1) формирование патронимических названий починков; 2) время существования починка; 3) переписи до 1600 г.; 4) к сведению.
Каким образом формировалось патронимическое название починка, а потом и деревни рассматривается отдельно. Тема в разработке, но (будет) опубликован черновой вариант (который требует доработки).
***
1. Время существования починка.
Нахождение нужной деревни или починка и соответственно определение имени основателя это пол дела. Нужно знать хотя бы ориентировочно время появления починка, чтобы оценить предполагаемый возраст пращура и дату (год) его рождения.
Время существования починка коротко, он либо исчезал со смертью основателя, либо, развиваясь, превращался в деревню. Ниже разбираемся с этим, а также с критериями, когда починок превращается в деревню. Эти данные призваны помочь в генеалогических поисках.
***
Что значит основать починок.
И те пустоши даны на льготу Федку Левонову сыну, и Федку на тех пустошах лес рубити и пашня распахивати и дворы ставити хрестьян призывати. А льготы ему дано 10 лет. И кого Федко к собе на те пустоши призовет крестьян жити и им в те лета не надобе царева и великого князя дань, ни ямские денги, ни посошная служба, ни городового дела, ни иные никоторые пошлины, ни с волостными людми не тянути им ни в какие розметы. А как отойдут те их урочные лета и им платити царевы и великого князя пошлины всякие по книгам. А платити им пошлины впервые лета 7069 (1561). А грамота дана лета 7058 (1550) ноября. (ПКНЗ, том 3, стр. 45).
Напомним, что в то время крестьяне лично свободные люди, потому и "призовет" помещик. Ключевое слово здесь дворы. На черносошных землях льготы давали волостели, воеводы и писцы, присланные из Москвы.
Понятие "двор" это прежде всего земля (пашня, луг и др.) и подворье, место дворовое. Последнее включает в себя хоромы: изба, баня, житница, сенник, овин, гуменник и другие хозяйственные постройки. Отсюда нужно время для расчистки леса, обустройства пашни и строительства хоромов.
Время становления починка.
Все данные взяты из книги Баранов "ПКНЗ том 3 "Бежецкая пятина". Это обусловлено тем, что ранее 1600 года в свободном доступе имеются только писцовые книги Новгородской земли. Это с одной с одной стороны, а с другой просматривается схожесть с переписями 1615 и 1629 годов Вятских земель.
Поч. Паншино стал [в] 72-м (1564) году, крестьян: (в) Гришка Худяков. Пашни 3 четверти. (стр. 62). Перепись 1566 г.
Комментарии. За 2 года освоено пашни 1,5 дес. Справочно: Л. В. Милов «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса», М. 1998: необходимо 4,5 дес. на семью из 4 чел. (это так называемое тягло, в котором 2 мужского пола, но взрослых один) для обеспечения биологически необходимого питания и кормов для лошади и скотины, уплаты налогов. Явно есть изба. По другим постройкам нет данных — писцовые книги фиксировали только размеры пашни, пожни и другие объекты налогообложения.
Поч. Комаров стал [в] 71-м (1563) году, крестьян: (в) Гришка Данилов. Пашни 9 чети (4,5 дес). (стр. 62).
Комментарии. За 3 года семья освоила 4,5 дес. Достигла ли нормы выживания трудно сказать так, как не известна ее численность. Так как темпы выше по сравнению с другими, то можно предполагать наличие двух и более взрослых мужчин, но двор один.
Поч. Воронин стал [в] 73-м (1565) году, крестьян: (в) Васка Ворона Иванов, (в) Овдокимко Быша Иванов. Пашни 4,5 чети. (стр. 62).
Комментарии. За год освоено 2, 25 дес. на двор по 1,1 дес.
Критерии превращения в деревню.
Дер. Палкино, в писцовых книгах починок, крестьян: (в) Гришка Васильев, (в) брат его Михалко. Пашни в поле 11 чети, а в дву потому ж, сена 20 копен. (стр. 53).
Комментарии. Текущая перепись 7074 (1565) г. Предыдущая перепись 7059 (1550/1551) г. Интервал 15 лет. Пашни 33 чети или 16,5 дес., на двор по 8,25 дес., т.е. семьи большие. Около 2-х обеж. По вятской терминологии деревня, что был починок. Обжа — аналог выти. Два двора.
Поч. Павлово: (в) Онфимко Иванов, (в) Акипсимко Иванов. Пашни 6 десятин, земля худа. И прибыло перед старым письмом 2 четверти (1 дес.) (стр. 164).
Комментарии. Настоящая перепись 1567/68 г. Перед этим была 1550/51 г. Починок зафиксированы этой переписью. Интервал 17 лет. Деревней не стал, потому что пашни меньше обжи. Два двора.
Поч. Дятлуха стал в 68-м (1560) году, крестьян: (в) Омельянко Федосеев, (в) Ондрюшка Осипов, (в) брат его Томилко, пашни в поле три четверти, а в дву потому ж, сена пять копен, лесу пашенного на две четверти, а непашенного на три четверти, земля середняя, помечено — полтрети обжи (стр. 125).
Комментарии. Это Дозорная книга 7074-7075 (1566-1567) гг. Починок стал 6-7 лет тому. До деревни не дотянул, хотя три двора, нужно обжа и более.
Комментарии.
1) Обобщенные критерии превращения починка в деревню: не менее 2-х дворов и пашни не менее обжи. Обычная деревня 2-3 двора, реже 4 двора.
2) Сколько нужно времени зависит от состава семьи и интенсивности их работы, ориентировочно до 1 дес. пашни в год. Фактическая фиксация достижения критериев отражалась переписями. Интервал проведения их устанавливал царь и великий князь. Усредненно это 15-30 лет.
3) Обжа - мера площади и налогообложения в Новгородской земле. В 1560-1570 годах была проведена унификация единиц и были установлены общегосударственные меры площади — четверть и появилась новая обжа. Применительно к Вятской земле — аналог выть.
4) В отличие от Новгородской земли в Вяткой деревня проходила три этапа: починок — деревня, что был починок — деревня. Это хорошо видно по переписям 1615 и 1629 годов. Изменение статуса происходило от переписи к переписи. Если в Новгородской земле было два этапа и интервал составлял 15-30 лет, то на Вятке было три и интервал составлял примерно в два раза больше.
5) Перечень переписей Вятской земли, ранее Дозора 1615 г., имеется в работах .....Мусихина. Используя эти данные можно определить примерно период основания починка.
6. Критерии превращения починка в деревню для Вятской земли нужно уточнить, предварительно: 2-3 двора и пашни не менее выть.
3. Писцовые книги и другие источники ранее 1600 г.
Первые два пункта настоящего поста так или иначе связаны с Вятской землёй. Но тот кто достигнут 1615 г. и даже несколько раньше или дальше этого рубежа, то обратил внимание на то, что в конце XVI — начале XVII веков она активно заселялась. Об этом свидетельствует большое количество починков по переписям 1615, 1629, 1646 и даже 1678 годов. При этом по мнению многих историков наблюдается большое число переселенцев. В основном это пришельцы из Русского Севера. Были и из других регионов. Но все же основным донором были черносошные волости — в центральных областях произошло закрепощение крестьян.
Раз было массовое переселение, то нужно искать откуда мог переселиться пращур. Оказалось, что писцовые книги сохранились не только по Новгородской земле. Здесь начинаю публикацию информацию о таких. Надеюсь, что появятся данные и о других источниках. Скорее всего, будут трудности получить доступ к ним, но дорогу осилит идущий.
***
На сайте ВР несколько лет тому подсказали книгу "Скоморохи в памятниках письменности". Сост. 3. И. Власова, Е. П. Фрэнсис (Гладких). СПб.: «Нестор-История», 2007. Не сразу оценил ее так, как собственно по Вятке и примыкающим к ней Устюжскому и Сольвычегодскому уездам в ней пробел.
Ценной информацией является перечень использованной литературы (стр. 496 и далее). Практически охвачена вся территория Московского государства. Например. Великий Устюг. В 1623—1626 гг. было проведено описание города Великого Устюга —
в Устюжской писцовой книге письма и меры Никиты Вышеславцева да подьячего АгеяФедорова. Книга сохранилась в подлиннике, лишь в самом начале нет двух листов. Опубликована в историко-краеведческом сб. «Бысть на Устюзе...» (Вологда, 1993).
До сих пор считал, что в свободном доступе только на сайте ВГД, где есть выписки фрагментов этой переписи. Но там только Южская треть и нет Двинской и Сухонской третей.
Еще пример. Писцовые книги Московского государства. 1. Писцовые книги XVI века / Под ред. Н. В. Калачова. Отд-ние 1. Местности губерний: Московской, Владимирской и Костромской. СПб., 1872.
2. Писцовые книги XVI века / Под ред. Н. В. Калачова. Отд-ние 2. Местности губерний: Ярославской, Тверской, Витебской, Смоленской, Калужской, Орловской, Тульской. СПб., 1877.
3. Указатель / Под ред. и вступит, ст. Н. Д. Чечулина. СПб., 1895;
Комментарии. Первые два тома — под редакцией Н. В. Качалова (тексты), третий — с вводной статьей и под редакцией Н. Д. Чечулина, где опубликованы также указатели к первым двум томам: имен и географический.
4. К сведению.
На Вятке мои предки появились после 1630-х годов. До этого они проживали в Сольвычегодском уезде, точнее в той его части, которая теперь Лузский район Кировской области.
А в писцовой книге Сольвычегодского уезда 1625 и 1645 годов имеются записи: владеет по купчей, по даной мирской, по даной Ивана Сабурова, по старине. Вот с последним термином и захотел разобраться.
Ответ нашел в книге — Копанев А.И. "Крестьянство Русского Севера в XVI веке" имеется отсылка к Судебнику 1589 года: "на чёрном лесе разрешалось пахать всякому кто сколько сможет, так как это лес вопчей царев и великого князя". Судебник 1589 г. это так называемся Северная правда. Кроме того "по старине" — наследование двора от отца или другого родственника.
Имеются и такие записи для селений: деревня, что был починок и просто починок - "владеет по купчей". В первом случае это понятно, а вот по отношению к собственно починку интересно — мне нужно было понять почему пращур Михаил Дуда купил двор, а не занял участок леса по праву первопроходца. Поэтому, скорее всего, это не первичное право на землю, а продажа незавершенного процесса образования починка, по сути оплата за проделанную работу (расчистку пашни и постройку хоромов).
Комментарии. В отличие от Сольвычегодского уезда в писцовых книгах Вятской земли не указывалось право владения двором. Но в остальном просматриваются общие черты, свойственные черносошным зонам: право займа территории, куда деревенская соха и топор не ходили по Судебнику 1589 г. Практика разрешения крестьянам распахивать земли лишь с разрешения правительства появилась позже, в начале XVII века. Также крестьяне имели право купли-продажи земли. Другое дело, что ранние купчие не сохранились.
***
Выписки из книг.
А.В. Жиборкина "Внутриволостная миграция в Устюжском уезде в XVII в. по материалам писцовых и переписных книг" (1623-1626, 1646, 1658, 1667 и 1678 гг.).
А.И. Копанев "Аграрная история Северо-Запада" IV т. ПК 1620-1670 гг. – 2/3 крестьян, покинувших свой двор, ушли за пределы уезда и только 1/3 остались в пределах уезда.
П.А. Колесников "Северная деревня в XV – первой половине XIX вв." – по его подсчетам 29%, покинувших свои дворы, остались в пределах своего уезда, 14,9% выбыли в различных мобилизаций, остальные крестьяне покинули свой уезд. Среди последних – ушедшие на Урал и в Сибирь, а также сошедшие "безвестно".
В целом анализ крестьянских миграций показал, что в 425 случаях, что составляет 85,7% от известных перемещений внутри волости, крестьяне переехали в деревни, расположенные в радиусе 5-6 км., и лишь 14,3% семей нашли новый дом вдалеке от прежнего места жительства, т.е. в поселениях, находящихся на большем расстоянии.
Комментарии. Это ориентир для поисков точки исхода искомого пращура. Ближняя зона поисков.
***
Северная часть страны, Поморье, была меньше затронута бедствиями, чем центральные области. Часть жителей Замосковья бежала от Смуты на Двину и Вятку, поэтому население отдельных районов Севера в это время на только не уменьшилось, но и возросло. В 1620-х годах новые деревни, починки, составляли почти половину вятских деревень; в Устьянских волостях на Двине в 1646 году запашка была втрое больше, чем до катастрофы 1569–1572 годов. В годы после Смуты площадь пашни на Севере была больше, чем в разоренном Замосковье; Север на некоторое время стал опорным краем Руси.
Комментарии. Выделил ключевые моменты. Не сохранились указания откуда это скопировано. Но это ориентир для поисков точки исхода искомого пращура. Дальняя зона поисков — Замосковье дополняет Поморье в качестве источников переселенцев. Хотя имеется принципиальное отличие. Поморье — зона черносошного крестьянства, а Замосковье близко к установлению крепости. Но Смута наложила свой отпечаток и затруднила поиски беглецов. Основным фактором, очевидно, было отношение вятской власти к возврату беглецов. Это требует дополнительного изучения.
***
Очень полезная информация. Разместите ее, пожалуйста, в своем блоге, чтобы можно было сделать закладку.
Спасибо.