Роженцов

Пользователи, интересующиеся фамилией Роженцов

ПользовательДата регистрацииРодина фамилии
ularo7308.09.2017деревня Мосино (Новое Мосино), Новоторъяльский район, Республика Марий Эл
Пенсионер02.12.2018деревня Березник, Советский район, Кировская область
Пенсионер02.12.2018город Советск (Кукарка), Советский район, Кировская область
Пенсионер02.12.2018деревня Гремеча (Сидоровская), Советский район, Кировская область
Пенсионер02.12.2018деревня Косогор, Советский район, Кировская область
Пенсионер02.12.2018деревня Голомидово, Советский район, Кировская область
Пенсионер02.12.2018деревня Чемодановская на реке Немде, Советский район, Кировская область
Пенсионер02.12.2018деревня Лысаново (Чемодановская), Советский район, Кировская область
Пенсионер02.12.2018Уварово/Ивонино на реке Юг
Фед Ек10.03.2019Большое Мамаево
milana6101.08.2019
xtapac18.08.2022деревня Инзирино, Советский район, Кировская область
Пешехонов Егор07.04.2025деревня Машлач, Куженерский район, Республика Марий Эл
Смирнова А.М.29.07.2025

Книга Вятских Родов

Словарь фамилий «Книги Вятских Родов» В.А. Старостина

Толкование происхождения и значения фамилии (пояснения к словарю)

Роженцов

Родовое имя – сын Роженя.

Рожень – шест – высокий, худой человек.

Родовое занятие - роженец - лук, оружие воевавший или делающий такое оружие. Также см. Рожин.

Информацию о распространенности фамилии Роженцов на Вятке и в России смотрите здесь.


Описание фамилии

Эта фамилия не имеет описания. Если Вам есть, что рассказать о ней, напишите об этом в комментариях.

Комментарии

Аватар пользователя Пенсионер

Как известно, прозвища в древности являлись важнейшими фамильными атрибутами каждой семьи. В конце 16 - начале 17-го вв. в деревне Уварово(Ивонино) Петровского сельца Сольвычегодского уезда по крайней мере три семьи имели прозвища «Роженцов» и/или «Ивонин». Предполагая у этих семей новгородские корни, важно выяснить, не могли ли эти прозвища использоваться и в новгородских землях в более древнее время. Документальная база скудная, и тем не менее, удалось найти любопытные сведения.

В книге «Акты Русского государства 1505 - 1526 гг.» на стр.186. есть запись под № 190, датируемая приблизительно 1520 годом, о том, что первоначальный собственник села Присеки с деревнями, в число которых входила д. Роженцово, являлась некая Фетинья Иванова жена Юрьевича Аисина. Село Присеки с деревнями находилось Городецком стане Бежецкого Верха.

https://djvu.online/file/ss6oi6kPVya59

Согласно именному и географическому указателям к писцовым книгам Новгородской земли

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/8569-ukazatel-k-pervym-shesti-tomam-1-6-1915#mode/grid/page/80/zoom/1

семьи Аисиных, как и семьи Ивониных, владели землёй и имели поместья в Бежецкой пятине, смежной с Бежецким Верхом. 

Более того, две семьи Аисиных и две семьи Ивониных (Ивонины-Лаговчины) в конце 15 - начале 16 вв. были соседями в Петровском Тихвинском погосте Бежецкой пятины (запись № 59 таблицы в статье «Землевладение в Тверской половине Бежецкой пятины в конце периода независимости Новгорода: локализация в ГИС», Степанова Ю.В., Гаврилов П.В. // Историческая информатика.  2022. № 2.  С. 111-149.

https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=38107

На мой взгляд, не может быть сомнений, что Ивонины были знакомы с Аисиными, нельзя также исключить и родственные связи.

Как следует из переписных книг и других монографий Ивонины, владевшие поместьями, в частности, в Бежецкой пятине, относились к новгородским детям боярским -  неродовитому служилому сословию. В отличие от московских, в новгородские дети боярские верстались на службу представители разных сословий, даже зажиточные крестьяне. Из многочисленной литературы следует, что дальнейшая эволюция конкретных семей этой социальной группы могла быть самой разнообразной. А именно: очень небольшая часть из детей боярских выходила собственно в бояре - высший привилегированный класс, часть становилась дворянами, а основная масса со временем была записана в «однодворцы», а позднее их всех перевели в государственные крестьяне. И даже, если глава семейства был записан в служилый класс вместе со старшим сыном для сохранения наследственных привилегий у семьи, в семье оставались ещё младшие сыновья, которые могли заниматься совсем иной трудовой деятельностью. В древности такая деятельность могла быть связана прежде всего с землепашеством. В таком случае при очередной переписи выходец из детей боярских, не поверстанный в службу, был обязан записаться в соответствующую социальную группу, очевидно в крестьяне. Учитывая знакомство Ивониных с Аисиными, вполне возможно появление неслужилых Ивониных на землях, принадлежащих Фетинье Аисиной, в частности, в деревне Роженцово. Проживая и занимаясь крестьянским трудом в д. Роженцово, Ивонины могли приобрести второе прозвище - Роженцовы. Хорошо известно, что в 16 веке до 95% населения Бежецкого Верха покинули свои жилища и переселились на новые места жительства. Поэтому не будет большой натяжкой предположение о том, что Ивонины-Роженцовы из новгородской земли поселились в Устюжской земле. По крайней мере, это можно считать рабочей версией, требующей более тщательного документального обоснования.

В следующих заметках я приведу список Ивониных, проживавших в землях Новгорода Великого до начала 17 века, который был получен из различных источников.

Аватар пользователя Пенсионер

 

Ещё одно любопытное совпадение.

Новгородские писцовые книги. Том 6. Книги Бежецкой пятины, С-Петербург, 1910 г.

 

1551 год. Столбец 816.

«Погост Петровской Тихвинской. Выморочного поместья отписали прежние писцы, что осталось за делом в волостке в Грязивце в Микитинской Лаврентиева, дер. Князево, 2 обжи, а была в поместье за Иваном за Ивониным, а не пашет её нихто и лесом заростла, а запустила лет з 20

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Важное пояснение.

Юридическое значение слова «выморочный»: оставшийся без хозяина после смерти владельца, не имевшего наследников. Синонимы: бесхозный, бесхозяйный, безжизненный, пустой, мертвенный.

Судебник 1497 года, статья 60 о порядке наследования.

Если человек умрет, не оставив завещания, то при отсутствии у него сыновей все его имущество и земля передается дочери, а при отсутствии дочери наследует ближний его рода. Законодательно подтверждается бытовавший на практике порядок передачи наследования по женской линии и расширяет круг наследников привлечением ближнего от его рода, т. е. боковых родственников.

Судебник 1550 года, статья 92.

Если кто-то умрет без завещания и у него не будет сына, все имущество и землю получает дочь; если не будет дочери, отдать ближнему родственнику. Здесь статья 92 воспроизводит статью 60 Судебника 1497 года о порядке наследования. Весь порядок законного наследования в Судебниках изображен так: «А который человек умрет без духовные грамоты, а не будет у него сына, ино статок весь и земли дочери; а не будет у него дочери, ино взяти ближнему от его рода». (Судебник 1497 г., ст. 60 и Судебник 1550 г., ст.92).

Уложение 1649 года, статья 13 в главе о поместных землях. Выморочное поместье.

Поместья погибших, попавших в плен или пропавших без вести, отдавались полностью в наследство женами детям, а в случае отсутствия таковых переходило в род в оклады или в додачу и не могли выходить за пределы рода или города. Согласно ст.13 выморочные поместья отдавались в прожиток женам и детям не полностью, а по установленной норме, оставшиеся же излишки отдавались в род беспомощным и малопоместным, если в родах таких не оказывалось, то разрешалось отдавать поместье в чужие роды независимо от того с какого города нес службу человек, которому передавалось вымороченное поместье.

Таким образом, только с середины 17 века вымороченное имущество могло быть передано в чужие роды.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

По законам того времени, все получившие части вымороченного имущества являлись родственниками бывшего собственника.

И это очень важная деталь!

Кому же отписали вымороченное поместье Ивана Ивонина прежние писцы?

В 1545 году.

Столбцы 94, 96.

Борису да Саве Пятому Борисовым детям Боборыкину - деревню из поместья Ивана Ивонина.

Столбцы 241, 242.

Третьяку Борисову сыну Боборыкину - три деревни и пять починков из поместья Ивана Ивонина.

Столбцы 244, 245.

Захару Дмитриеву сыну Ивонина Лаговчина - роспаши починка из поместья Ивана Ивонина.

Столбцы 250, 252.

Станиславу, Зане, Булатцу, Поярку Козловым детям Тыркова - три пустошы, пашни с перелогом и два починка из поместья Ивана Ивонина.

В 1551 году.

В столбцах 632, 634, 640, 642 фактически подтверждается передача выморочного имущества Ивана Ивонина тем же самым лицам.

В этой заметке я ограничился только собственностью Ивана Ивонина, поскольку она имеет важную юридическую особенность, а именно «вымороченность». В упомянутых писцовых книгах есть интересные факты о передаче имущества других представителей рода Ивониных, о чём будет написана отдельная заметка, а также о возможных причинах того, почему часть Ивониных попала в немилость к царю Ивану Грозному, а также о передаче земли от некоторых Ивониных представителям рода Аисиных, в чьих владениях была деревня Роженцово в Бежецком Верхе.

А здесь же замечу, что Фёдор Васильевич Боборыкин, воевода в Великом Устюге в 1620-е годы, являлся внуком Саве Пятому Борисову Боборыкину, родным братом которого был Третьяк Борисов сын Боборыкин (информация с сайта Союз Возрождения Родословных Традиций).

Не это ли являлось причиной огромного земельного надела у Ивониных/ Роженцовых в Петровском сельце?

 

Аватар пользователя Пенсионер

Возможная причина опалы семейства Ивониных: по меньшей мере один из Ивониных был казнён.

Список казненных по Синодикам и другим источникам.

[Лeта седмь тысящь девятдесят перваго (1582 г.) царь и государь и великий князь Иван Васильевич всея Русии прислал в Кириллов монастырь сие поминание и велел поминати на литиях и литоргиях, и на понахидах по вся дни в церкви Божии].

Декабрь 1569 – январь 1570 гг.

Бежецкая пятина44):……………..

Терентий Ивонин70) ……………..

44) ПН - Синодик Переяславского Никитского монастыря, 70) МБ-1, МБ-2 - Синодики Московского Богоявленского монастыря.

Источники:

Веселовский С.Б. «Исследования по истории опричнины», 1963 г., Москва, РАН.

Скрынников Р.Г. «Царство террора», 1992 г. , Санкт - Петербург, «Наука»,

 

Аватар пользователя Пенсионер

Самое древнее упоминание на сегодня прозвища "Ивонин".

Стр. 143, запись № 15

[Ок. 1474–1486 гг.] — Разводная [князей] Ивана и Юрия Давыдовичей [Кемских] на дд. Калитино и Норью [в Белозерском у.].

……………………………………………………………………………………….

А на то послуси: … да Яков Ивонин

С. В. Стрельников. Грамоты XV – начала XVI века из архива Кирилло-Белозерского монастыря.

https://www.academia.edu/

 

Аватар пользователя Пенсионер

Восточнославянские корни прозвища «Роженцов».

Ниже представлены родственные названия населенных пунктов и гидронимов Восточной Европы, Украины, Беларуси и России. Приведенные названия отнюдь не исчерпывают все множество наименований. Следует отметить, что подобных названий на территориях Западной Европы и Скандинавии мне обнаружить не удалось.

 

Польша

Рожанец, Ружанец (Różaniec), Рожанец Первый (Różaniec Pierwszy), Рожанец Второй (Różaniec Drugi), Роженецкие пасеки (Roženecké Paseky), Роженек(Roženeck), Роженно (Rożenno), Рожево (Rožewo), Рожан (Różan), Рожановка (Różanówka), Рожановице (Różanowice), Рожанки (Różanki), Рожнятовице (Rożniatowice), Рожнова (Rożnowa).

Словения

Рожанец (Rožanec), Рожник (Rožňik).

Хорватия

Роженица (Roženica), Ржаница (Raženica).

Сербия

Рожанцы (Rožanci), Рожанство (Rožanstvo), Рожина (Rožina), Рожань (Rožanj).

Босния и Герцеговина

Рожань (Rožanj), Рожаньска (Rožanjska).

Монтенегро

Рожайе (Rožaje).

Болгария

Рожен (Rozhen), Ружинцы (Ruzhintsi).

Чехия и Словакия

Рожнява (Rožňava), Рожневице (Rozněvice).

Украина

Рожаница, Ружин (Житомирская обл.),

Рожанка, Рожановка, Рожаночка, Верхняя Рожанка, Нижняя Рожанка, Рожаки (Львовская обл.),

Рожене (Кировоградская обл.),

Рожанивка (Тернопольская обл.),

Рожена криница (Черкасская обл.),

Рожнятив, Рожнив, Рожневи (Ивано-Франковская обл.),

Рожин, Рожевка, Рожев, Рожны (Киевская обл.).

Беларусь

Рожевичи, Рожанка, Большой Рожан, Малый Рожан, Новый Рожан (Минская обл.),

Костел Богоматери Ружанцовской, Часовня Матери Божьей Ружанцовой (Минская обл.),

Рожнетово, Рожава (Могилевская обл.),

Часовня Богоматери Руженцовой (Гродненская обл.), Рожанка (Гродненская обл.)

Рожава (Гомельская обл.),

Рожное (Брестская обл.),

Ружаны, Ружанка (Брестская обл.).

Россия

Рожанка, Рожнево, Рожник, Рожница, Рожницкое, Рожницкое Заречье, Рожново -6, Рожня (Псковская обл.),

Роженец, Рожневец (Новгородская обл.),

Рожанцово, Рожайка, Роженка, Рожново -3, Рожино, (Тверская обл.),

Роженцово, Рожниха, Рожново, Рожвец (Нижегородская обл.),

Рожалово, Рожновка, Рожновки, Рожново (Ярославская обл.),

Рожаево, Рожево, Рожнево (Вологодская обл.),

Рожство, Рожново (Ивановская обл.),

Рожни, Рожинский, Рожинская, Рожново, Рожонь, Рожновка, Рожиха (Костромская обл.),

Рожновье (Ленинградская обл.),

Роженский, Рожновка, Рожня (Курская обл.),

Рожаново, Рожино, Рожны, Рожново (Смоленская обл.),

Рожанка, Рожновка, Рожново, Рожай, Рожайка (Московская обл.),

Рожня (Рязанская обл.),

Рожни, Рожинский (Кировская обл.),

Рожнево (Пермская обл.),

 

Обычно считают, что Славянская миграция на территорию России началась в 6 веке как часть Великого переселения народов, под которым подразумевают глобальные этнические перемещения в Европе в 4—7 веках. Полагаю, что приведенные здесь данные на частном примере схожих наименований отражают в некотором смысле результат таких перемещений восточных славян, происходивших с 6 века вплоть до нашего времени. Склоняюсь к тому, что «Роженцов» - это древнейшее восточнославянское прозвище людей, бывших частью мощной славянской волны, которая зародилась в Восточной Европе и распространилась по России вплоть до Урала, частично отразилась от Уральских гор и прошла дальше в Сибирь. Корни происхождения этого прозвища не имеют отношения к Вятской земле. Носители этого прозвища и фамилии появились на Вятской земле в слободе Кукарке и окрестностях в 1630-х годах, что подтверждается документально. Также документально зафиксировано, что до переселения на Вятку предки Роженцовых проживали в конце 16-го - начале 17 вв. на Великоустюгских и Сольвычегодских землях. Конкретно - в деревне Уварово/Ивонино на реке Юг и имели второе прозвище «Ивонин». Более древние предки Роженцовых/ Ивониных, предположительно, появились на северо-востоке России в результате миграции из её западных земель. Это самая интригующая часть истории рода, постепенно обогащающаяся источниками.

 

Аватар пользователя Пенсионер

ОСОБЕННОСТИ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ ДО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К МОСКВЕ.

Васильев Михаил Иванович

https://history.snauka.ru/2015/01/1414

Аватар пользователя Пенсионер

Из анализа писцовых книг 1620, 1625 и 1645 гг. следует, что ближайшей целью поиска информации о черносошных крестьянах Роженцовых/Ивониных из деревни Уварово/Ивонино Петровского сельца Сольвычегодского уезда является отыскание документа 16 века, в котором фигурировал бы глава семьи Тимофей Роженцов/Ивонин со своими сыновьями: Митрошкой, Агейкой и ещё одним братом - отцом их племянника Савастьянки Роженцова. На сегодняшний день мне не удалось найти ни одной семьи Роженцовых или Ивониных из любого сословия, проживавших в 16 веке на Устюжских или Усольских землях. Однако, в документах Новгородских земель имеется целый ряд свидетельств о Роженцовых и Ивониных, относящихся к 15 и 16 векам. Это и деревня Роженцово в Бежецком Верхе, основателем которой был, очевидно, некий Роженцов, это и немногие крестьяне Ивонины и деревни с названием Ивонино на северо-западе, это и своеземцы Ивонины из Старой Руссы, это и служилые землевладельцы Ивонины и Ивонины-Лаговчины из Бежецкой пятины. Из всего массива доступных данных выделяются следующие:

Тимофей и Тимофеевичи Ивонины из новгородских земель.

  1. Тимофей Михайлов сын Ивоник (Ивонин?), 1596 г., Бежецкая пятина.

Источник: РГАДА, Ф. 181. Оп. 2. Ед. хр. 120

Верстальная десятня новиков всех городов верстания князя Тимофея Романовича Трубецкого, князя Фёдора Ивановича Хворостинина, дьяков Андрея Татьянина и Филиппа Голенищева. (На сайте РГАДА из Коллекции уникальных единиц хранения)

Лл.69-72 Новгород Великий, Бежецкая пятина. По 150 четей

Тимофей Михайлов сын Ивоник (Ивонин?)

  1. Василий Тимофеев Ивонин, 1603 г., Новгород.

Источник: В.Б. Веселовский, Древнерусские имена, прозвища и фамилии.

Издательство "Наука", М, 1974 г.

  1. Юрий Тимофеев сын Ивонин, 1604 г., новгородец Бежецкой пятины. Стр.60.

Источник: Акты служилых землевладельцев 15 - начала 17 века, том 2. Составитель А.В. Антонов. Москва, "Памятники исторической мысли", 1998 год.

Перечисленные выше «Тимофеевичи» являются потомками Ивониных и Ивониных-Лаговчиных из Бежецкой пятины. Из различных источников (например, Носов Н.Е.) следует, что Ивонины были детьми боярскими, выполнявшими административные обязанности, в частности по Новгороду. Следует заметить, что Ивонины так и не стали дворянами, и мне не удалось найти эту фамилию в дворянских списках 19 века. Совсем иная ситуация с другой ветвью этого семейного куста, представители которой носили фамилию Ивонин-Лаговчин. Лаговчины - древний дворянский род, фигурирующий в различных источниках, в том числе и 19 века. Лаговчиных можно найти в писцовых книгах Тульского уезда 16 века. По-видимому, эти семьи были в числе тех семейств, испомещенных Иваном Третьим на новгородских землях в 15-16 вв. К сожалению, у меня нет никакой информации о родственных связях и составе семей Ивониных и Ивониных-Лаговчиных. Могу только сказать, что в результате каких-то социальных катаклизмов часть семей Ивониных лишилась своих поместий, с последующими изменениями в социальном статусе.

Рассматривая рабочую версию о связи семьи черносошного крестьянина Тимофея Роженцова/Ивонина с Ивониными Бежецкой пятины, необходимо проанализировать возможные социальные перемещения в «горизонтальном» и «вертикальном» направлениях.

В более общей формулировке речь идёт о так называемой «социальной мобильности» населения, в том числе и о процессах формирования и распада служилого сословия в 15-17 вв.

Уже в 19 веке В.О. Ключевский, С.В. Рождественский В. Н. Сторожев отмечали, что формирование служилого сословия происходило из различных социальных слоев. Вопрос о разнообразии социальной базы при верстании в служилое сословие рассматривался в работах некоторых советских историков, а в наше время - в трудах Т.А. Лаптевой, И.Б. Михайловой, К.В. Петрова и др. В качестве примера можно привести схему из работы К.В. Петрова «Социальная (сословная) мобильность дворян и детей боярских в России второй половины XVI–XVII вв.»

Ссылка:

https://inslav.ru/sites/default/files/2021_shveykovskaya_petrov.pdf

Стоит отметить, что наделение условным землевладением с той или иной целью могло осуществляться не только Великим князем или Царём, но и удельными князьями, монастырями, митрополитом, т.е. крупными землевладельцами, у которых возникла необходимость в привлечении людей к ратным или административным обязанностям.

Ещё одной иллюстрацией может служить работа Т.А. Лаптевой: К вопросу о расширении социальной базы дворянского сословия в XVII в. (поверстание в дети боярские представителей других сословий), журнал «Отечественная история», 2003. № 5.

Автор отмечает многочисленные случаи поверстания в дети боярские пашенных крестьян, беглых крестьян, записывавшихся в дети боярские, и об изменениях в законодательстве по этому вопросу. Кроме того, существовали и крестьяне, поверстанные в службу, а затем и в дети боярские совершенно легально. Подчеркивается, что доступ "вольных" людей, тяглого населения и крестьян в сословие детей боярских был более легким в 16 и начале 17 века, чем во второй половине того же столетия, когда этот доступ постепенно закрывается, а положение служилых людей "по прибору" сближается с положением крестьян. Во второй половине 17 века приняты ряд наказов, запрещающих верстать в дети боярские "холопей боярских, и стрелецких и козачьих и неслужилых никаких чинов и пашенных мужиков», или верстание осуществлялось с меньшим окладом, кроме того, запрещалось верстать крепостных людей и холопов.

Ссылка:

https://statehistory.ru/3176/Poverstanie-v-deti-boyarskie-predstaviteley-drugikh-sosloviy--K-voprosu-o-rasshirenii-sotsialnoy-bazy-dvoryanskogo-sosloviya-v-XVII-veke/

И.Б. Михайлова в своей статье «Поместные земли и формирование новой категории служилого населения на Руси XIV – первой половины XVI в.» отмечает, что помещики средневековой России происходили из разных слоев населения. Среди них были князья, владевшие крупными вотчинами, более или менее влиятельные и состоятельные бояре, представители приказной администрации, хозяйственные слуги, перешедшие в подданство к московскому государю новокрещены-иноземцы. Но большинство условных держателей земли были люди худородные и небогатые.

Ссылка:

http://moscowstate.ru/pomestnye-zemli-i-formirovanie-novoj/

 

Не менее интересным является и обратный процесс перехода из служилого сословия в другие социальные группы и его причины.

Так, уже В.О. Ключевский в своем «Курсе русской истории», в лекции № 33, посвятил параграф IV вопросу появления служилого землевладельческого пролетариата. Он отмечает, что в конце 16 века среди провинциального дворянства встречаются чрезвычайно мелкие помещики, чьи дачи приближались к крестьянским участкам: встречаются помещики с 10 десятинами пахотной земли. Образовалась значительная масса бедных провинциальных дворян, беспоместных или малопоместных. Многие помещики в своих поместьях не имели ни одного крестьянского двора, жили одними своими дворами, «однодворками»; отсюда позднее произошли класс и звание однодворцев. В десятнях встречаем такие заявления окладчиков: такой-то сын боярский «худ, не служит, от службы отбыл, на службу ходит пеш»; другой «худ, не служит, службы отбыл и вперед служити нечем, и поместья за ним нет»; третий «худ, не служит, и поместья за ним нет, и служити нечем, живет в городе у церкви, стоит дьячком на клиросе» и т.д.

Ссылка:

https://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch33.htm

«Социальная мобильность» как специальный научный термин с учетом исторической специфики рассматривался в работе К.В. Петрова «Социальная (сословная) мобильность дворян и детей боярских в России второй половины XVI–XVII вв.», в том числе как переход из одного сословия в другое. Автор делает вывод о том, что «…сыновья детей боярских не были детьми боярскими, но, будучи сыновьями служилых отцов, обладали приоритетом при прохождении процедуры «верстания». Причем, не имея обязанности несения службы, сыновья детей боярских могли войти в состав любой другой категории населения…». Также до «верстания» в дети боярские сыновья детей боярских были свободны от несения службы и, в силу этого, могли войти в состав других сословий (служилых казаков, стрельцов и др.). Приводятся многочисленные случаи ухода из служилого города в конце XVI — начала XVIII в. Так, в десятне 1592 г. по Ряжску о некоторых верстанных детях боярских указано следующее: один «сшел безвестно», другой «сшел в вольные казаки», третий «от службы отбыл, волочитца меж двор», четвертый «обнищал, волочитца меж двор» и т.д. Отмечается, что утрата сословных прав и обязанностей, по-видимому, была связана, во-первых, со смертью дворянина или сына боярского; во-вторых, — с фактическим уходом человека от любого совместного «со- бытия» в составе служилого города, с последующей раздачей его фактической поместной дачи как «покинутой». 

Ссылка:

https://inslav.ru/sites/default/files/2021_shveykovskaya_petrov.pdf

Завершая эту короткую заметку, хочу подчеркнуть, что в 15, 16, начале 17 века социальные перемещения не были чем-то из ряда вон выходящими событиями. Дело, как всегда, за введением в широкий оборот исторических документов, которых великое множество в наших архивах.

Страницы