Посол хана Джанибека и мурза Юфер

Посол хана Джанибека и мурза Юфер

 

Несколько лет назад интересовался родословием древней вятской фамилии Юферевых, и конечно, как и многие на этом пути, ознакомился со статьей краеведа Василия Ефимовича Глушкова [1], в которой автор представляет нам прародителя фамилии – мурзу Юфера, военачальника, поступившего в 1504 году на службу к великому князю Ивану III.

Гораздо позже я наткнулся на заметку «Юферевы, Юферовы» 2020 г. Альтафа Гюльахмедова [2]. В своей заметке известный поэт и художник не соглашается с доктором филологических наук А.В.Суперанской [3], предположившей происхождение фамилии Юферевых от имени «Евферий». А.Гюльахмедов, как этнический татарин и лингвист, утверждает, что «Юфер» это русифицированное тюркское имя «Яфар» (Яфар, Джафар, Ефар), что от этого имени и пошли такие фамилии и рода как Юферовы, Еферовы и Яфаровы.

Мне стало интересно, а нет ли упоминаний о каком-нибудь «Яфаре» (мурза Юфер?) в исторических документах того времени (конец XV – начало XVI вв), да еще и так, чтобы этот Яфар имел контакты с Московским княжеством, а гораздо лучше – непосредственно с Иваном III?

И оказалось, что был!

Яфар Бердей (Джафар Берди), человек крымского хана Джанибека, бывал в Москве уже точно в 1476 году и лично общался с Иваном Васильевичем. Тогда миссией посла ордынского царевича было договориться о предоставлении убежища для своего господина в случае необходимости. Джанибек к тому моменту потерял поддержку Ахмата, хана Большой орды, в то время как братья-гиреи, претенденты на крымский трон, напротив – заполучили в союзники турецкого султана Мехмета II. Джанибек в лице Москвы искал пусть и не союзника, но возможный путь к отступлению.

Выдержка из ответного послания 1477 года московского князя царевичу Джанибеку: «прислал еси ко мне своего человека Яфар Бердея. А говорил ми от тобя твой человек Яфар Берди о том, что по грехом коли придет на тобя истома, и мне бы тобе дати опочив в своей земли.» [4][5].

В 1477 году Яфар вместе с татариным Темешем [10], поверенным московского князя, с ответом прибыл в Тавриду, но ситуация уже вышла из-под контроля, и ордынский царевич со своими верными людьми был вынужден бежать из Крыма в Королевство Польское, а оттуда в Москву.

В 1480 году Джанибек уже точно в Московском княжестве. Об этом в письме хану Менгли-Гирею сообщает сам Иван III: «в ярлыках своих писал ты мне о недруге своем Зенебеке царе, чтобы взял я его к себе и держал для дела. И я его взял…» [6].

Иван Васильевич, как и обещал, принял беглого крымского хана. В то время московский царь нередко предоставлял убежище ордынским царевичам. Часто эти джучиды представляли враждебные друг другу кланы. Великий князь умело использовал противоречия супостатов в своей игре, держал при себе претендентов на разные ханства как козыри в политической борьбе, ссылаясь на неприкосновенность чингизидов. В то время потомки Чингисхана проживали и при польском, и при литовском дворе, что считалось престижным для любого короля, повышало его статус, укрепляло войско.

Вот и Джанибека с его беками и мурзами Иван III принял и, вероятно, разместил в Касимове, выделил земли и податных, но в обмен татары поступали к нему на службу и привлекались к битвам в составе московской рати. Чуть позже он там же поселил беглых царевичей-гиреев, одному из которых в последствии отдал трон Касимовского ханства.

Полагаю, что и Яфар Берди тогда был при своем господине Джанибеке, раз являлся его приближенным – ему доверялись дипломатические миссии высокого уровня. Тем более в сложной критической ситуации, когда от успеха выполнения задачи, возможно, зависела жизнь царевича. Не исключено, что Яфар был еще и дальним родственником хана. На востоке всегда было принято опираться на клан, семью, тейп.

В 1514 году Джанибек отвоевывает Астраханское ханство у своего брата Абдул-Керима [7]. Ряд исследователей (например, [8]) полагают, что до этого момента, с 1480 по 1514 годы, Джанибек находился на службе у московского князя, и именно Москва принимала участие в его воцарении в Астрахани.

Выходит, что Яфар Берди с высокой долей вероятности мог проживать в Московском княжестве в период с 1480 по 1514 годы, а может и позже. За это время он мог перейти на службу к московскому царю (в 1504 году как сообщил нам Глушков). Почему это было возможно? В источниках тех лет Джанибека называют «казакующим», что означает, что он со своими отрядами был наемником, мог воевать за любую сторону, совершать набеги, возглавлять походы. А все потому, что он был младшим (минимум третьим из известных) сыном Астраханского хана Махмуда и при жизни старших братьев на трон претендовать не мог. После смерти отца был изгнан из улуса братом Касимом I, затем был принят на службу к своему дядьке Ахмату, хану Большой орды, им Джанибек и был направлен на захват Крыма в 1475 году. А потом джучид поступил на службу к Ивану III.

Значит, Яфар был приближенным главы войска наемников, сам был наемником и вполне мог поменять господина на московского. Москва тогда набирала силу, была стабильнее, а осколки Золотой орды трясла междоусобица. И уже не молодой (около 40 лет к 1504 году, если в 1476 году он уже был посол) Яфар мог обустроиться в московских владениях и доживать свой век чиновником или мелким помещиком.

Мурза Юфер (Яфар?) вероятнее всего, даже не был магометанином, ведь официально ислам стал религией Золотой орды лишь за сто лет до рассматриваемых событий, а это всего три поколения, тогда как, например, после крещения Руси у нас еще лет 500 боролись с язычеством. Если так, то ему как язычнику было проще принять нового «более сильного» бога, нежели отказаться от ислама. По утверждению В.Глушкова он принял крещение и венчался с дочерью Данилы Милославского.

Но был ли предком Юферевых татарский мурза Юфер? И одна ли историческая фигура мурза Юфер и Яфар Берди? Или это просто жившие в одно время и в одном княжестве тёзки? Вопросы открыты.

Конечно, родословие не всегда претендует на историческую точность и объективность, решая в первую очередь задачу формирования устойчивых смыслов, сохранения собственной идентичности, сплочения группы людей на основе их общего прошлого. Семейные легенды, сказочные мотивы и придания о предках, былых временах, пожалуй, являются самым интересным элементом генеалогии, представляют особую культурную ценность. История рода это не просто цепочка имен и дат, а нечто со своим собственным характером, менталитетом и харизмой. Это то, что самоопределяет человека в мире, служит одним из фундаментных блоков его личности.

 

 

Используемая литература:

 

[1] «Родословная Юферевых», Шабалинский край. 1993. 18 нояб. № 111, С. 4. В.Глушков.

[2] «Юферевы, Юферовы», Альтаф Гюльахмедов, 2020 г. Поэт и художник, татарин по национальности, Альтаф Гюльахмедов в своей статье утверждает, что «Юфер» это русифицированное тюркское имя «Яфар» (Яфар, Джафар, Ефар), что от этого имени пошли и Юферовы, и Еферовы, и Яфаровы.

[3] Суперанская А. Еферий—Юферий // Наука и жизнь. 1999, № 5. С. 45

[4] Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Памятники дипломатических сношений Московского государства с азиатскими народами: Крымом, Казанью, Ногайцами и Турцией, за время Великих Князей Иоанна III и Василия Иоанновича. Ч. 1 (годы с 1474 по 1505) – СПб., 1884. – Т.41. – С.14.

[5] История государства Российского, Карамзин, Т.6, стр.57.

[6] Сборник РИО. – СПб., 1884. – Т.41. – С.17

[7] «Астраханское ханство», Зайцев И.В., Глава IV. Джанибек бен Махмуд. «Восточная литература», Москва, 2004 г.

[8] «Московская Русь и татарские ханства в XV-XVI вв.» Б.Р. Рахимзянов, 2018 г.

[9] РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. Д. 172. Л. 105.

1649, князь Ефаров Кучюкай-мурза Килишев сын, служилый татарин касимовского царя, помещик Касимовского уезда;

1719, Среди жителей д. Урсаево Касимовского уезда зафиксирована фамилия князей Ефаровых.

[10] Темеш до службы на Московского князя был татарским военачальником и опустошал Алексин. Позже от него пошли Темяшевы.

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Сведения и догадки интересные, но требуют дальнейшей проработки. Надо искать потомков Юферя  (предполагаемых) в 16 веке и далее. Тут и ДНК может помочь. Что касается вероисповедания, то надо учитывать жесткость внедрения мусульманской веры ханом Узбеком, когда были казнены более сотни чингисидов и князей не пожелавших исполнять нововведения. Разумеется, поначалу в степях это носило формальный характер, старых богов не забывали. Но через сотню лет и особенно при переезде в Москву, выбор веры стоял конкретно - православие или магометанства (только такие храмы были). Замечу, фамилию Юферев мог получить человек из окружения Юферя. 

Аватар пользователя Илья 87

По-моему, Гюльахмедов в своей статье (https://proza.ru/2020/07/02/253) сам выдвигает идею о родственности фамилий, и сам ее же отвергает:

Рассматриваемые фамилии очень уж созвучны с Ефаровыми, Еферевыми, Яфаровыми и даже с Уваровыми(если квас был особенно добрым).

Яферовы, Еферовы

http://proza.ru/2019/03/21/1346

Яфаровы, Ефаровы

http://proza.ru/2019/04/16/1472

И в итоге не нужно искать у Леса один и тот же общий корень, от которого растут и ели, и яблони, и крыжовник… а значит просто есть одинаково звучащие и пишущиеся фамилии никак не связанных собой родов различных этносов.

 Гипотезу о переходе имени "Яфар" в "Юфер" можно принять за возможную только если есть примеры слов с переходом тюркского Я в русское Ю и тюркского А - в русское Е. 

Аватар пользователя LobanovDenis

Да, соглашусь с Вами. При ближайшем рассмотрении, пожалуй, сложно понять окончательную его мысль. Видимо, право выбора он оставил читателю.

Аватар пользователя Фаниль

Интересный материал. Сохраню себе. Надо изучить.

Самое интересное, что же это за таинственные дела с родословной Юферевых из РГАДА, на которые ссылался В. Е. Глушков, но так и не привёл их выходные данные. В своё время спрашивал мнение об этом у В. А. Любимова. Мы с ним оба являемся потомками Юферевых, только разных их ветвей. Он ответил, что Глушков ему тоже ничего внятного не сказал по этому поводу.

Кстати, Суперанской в "Науку и жизнь" вопрос по поводу этимологии фамилии "Юферев" писал я))

Аватар пользователя Дмитро

На моей практике Глушков - не единственный краевед/генеалог, который утверждает о "красивом" происхождении, но не приводит источников. Писатель из Марий Эл утверждал, что его предок - дружинник Ивана Грозного и поселился там уйму столетий назад. А по факту деревня основана простыми крестьянами в нач.19 века, как и все остальные.

Другой мой дальний родич утверждал, что наш предок-шляхтич взял в жёны девушку, в которой кровь Рюриковичей. Но ни девушка, ни её родители и их связь с Рюриковичами, никому не известна, они нигде уне упоминаются.

В книге о Глушковых самого Глушкова я заметил некоторые вольные (и даже дилетантские) обобщения и выводы.

Это всё мифотворчество. Надо понять и простить, они дети советской эпохи ))))

Аватар пользователя LobanovDenis

Согласен, что мифотворчества немало в геналогии. Но, если бы родословие не было "приправлено" легендами (пусть и семейными) и мифами, то оно интересовало бы гораздо меньшее количество людей