Когда-то район, который жители Вятских Полян сегодня называют Усадом, было селом Троицким, и являлось оно центром приходской жизни. Троицкий храм с белокаменными колоннами украшал населенный пункт. Приходили сюда жители Верхней Тоймы, Средней Тоймы, Нижней Тоймы, починка Ошторма-Кукмора и самого Усада. Здесь они крестились, венчались, отпевали родных, чтобы проводить их в последний путь.
Каменный храм, построенный в 1828 году, уничтожили в годы советской власти, в 1932-ом. Кирпичи от него впоследствии ушли на возведение здания заводоуправления шпульной фабрики. В этих же целях использовались надгробия с местного кладбища, сказывался дефицит стройматериалов. Добротные, сделанные на совесть, неудивительно, что эти камни сохранились до нашего времени. На некоторых из них видны следы каких-то работ (столярных / слесарных / кузнечных?).
Сейчас на месте храма стоит поклонный крест с сенью, а напротив него протянулась линия из остатков уцелевших надгробий — своеобразный мини-некрополь получился. Лежат камни и вокруг сени креста.
Каждый день я проезжала мимо этого места, но, будучи генеалогом, сложно остаться в стороне. Особенно, когда видишь, как с каждым годом все больше людей увлекается своей родословной. Стоящие здесь надгробия чьих-то предков, возможно, тоже когда-то заинтересуют своих потомков. Но, мало их найти, записи на камнях еще нужно прочитать.
Решение об этом было принято летом. Однако надгробия тогда заросли травой, а слепящее солнце не способствовало спокойному чтению записей на них. Пришлось дождаться осени, когда трава пожухла и улеглась, и глазам стало комфортно читать (недаром фотографы тоже избегают яркого солнца при съемках и предпочитают мягкий естественный свет!). Вооружившись водой и щеткой, вместе с помощником мы пришли на место, помыли и почистили надписи на памятниках, расчистили от остатков травы нижнюю часть надгробий. Потом началось самое интересное — расшифровка надписей.
Здесь нужно пояснить, что опыт чтения подобных записей как генеалога у меня большой. Записи на памятниках часто однотипные, однако важно понимать их вариации. Кроме этого, помог в деле навык чтения дореволюционных текстов, а также скорописи — старорусского письма 17-18 вв.
Когда делала расшифровку, познакомилась с женщиной-старожилом. Привлекли ее фотоаппарат в моих красных обветренных руках и фигура на коленях, потому что почти в прямом смысле приходилось копать носом землю, ведь некоторые буквы или цифры, особенно внизу замшеловых памятников, можно было прочитать только на месте. Кроме того, часть записи читалась только в момент, когда ее смачивали водой.
Скромная жительница Усада предпочла остаться инкогнито. Она поделилась, что до революции священники Троицкого храма жили в церковных домах на улице Колхозной. А большинство камней – надгробий были обнаружены, когда выкапывали кости на территории за бывшей усадской школой. Всё это активисты привезли поближе к месту, где раньше стояла церковь. Обнаруженные останки костей были перезахоронены рядом с надгробием Василия Ивановича Шветчикова. При этом нужно понимать, что могилы всех этих людей и их памятники в настоящее время находятся в разных местах.
Вот что удалось расшифровать со всех надгробных памятников — остатков усадского погоста:
- Здесь покоится тело Степаниды Павловой родив.(шейся) 13 ноября 1808 г. а скон.(чавшейся) 3 мая 1875 г. Жить я ея было 66 л. 5 месяцев и 20 дней;
- На сем месте покоится прах жены бывшаго в сем притче диакона Андрея Яшина Екатерины Николаевой умершей 18 август.(а) 1855 г.;
- Здесь покоится раб Божий Василий Иванович Шветчиков сконч. 1905 г. 5 мая жития его было 22 г.
- Здесь покоится прах местнаго дьячка Александра Алексеева Попова скончавшегося 4 сентября 1854 г. жития его было от рожден. 32 года;
- ..евiи...(предположительно Параскевiи) (Ю)рьевой Шветчиковой родившейся 1831 года скончав.(шейся) 186... (стерта) года жития ея было 36 лет, благодарность испокон от Константина Конова; (благодаря указанному возрасту можно понять год успения - 1867);
- Табличка не сохранилась полностью, первая буква П. Возможно, запись была стерта / отшлифована;
- Под сим камнем покоится тело раба Божия Михаила ... 187... р. (далее запись трудночитаема и уходит в зелень у земли);
- Под сим камнем покоится тело рабы Божiей Ма...ны (предположительно Матрены) Николаевны Котельниковой род. 1793 года жизнь ея 72 года скончав. 1865 г. 25 марта;

- (табличка утрачена) ... родилась 1881 г. сконч. 1903 г. жития ея было 22 г.;
- Здесь погребены тела отро(ков) села Усада Александр помер 1887 Иван 1878 г. ... 1891 г... (далее запись обрывается, так как камень сохранен не полностью, отколот).

- Здесь покоится тело жены священника Ольги Александровны Верещагиной, умершей 1879 г. апреля 1.. (стерто) дня жизни ея было 42 года.
Памятник попадье сегодня единственный из сохранившихся, про который достоверно известно, что ранее он находился в церковной ограде Троицкой церкви. Запись об этом содержится в «Списке лиц, погребенных в ограде и на кладбище Свято-Троицкой церкви села Усада 1-го благочиннического округа Малмыжского уезда Вятской епархии», опубликованном в «Материалах к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. (РГИА, Изд. подгот. Д. Н. Шилов. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. — 225 с.)
- Еще один камень находится в очень плохом состоянии, сохранившемся частично. Более половины стерто, но кое-что все же прослеживается: Здесь покоится раб Божий ...пи... ...лов.. (Павлова) ...18...г. сконч. ...2 г. (1892 г., плохая читаемость) 14 лет.
- Рядом у поклонного креста нашелся весьма интересный памятник с поэтичной эпитафией:
Спи, мой Ангел, сном прекрасным,
Над возглавием твоим
Наклонился златокрылый Херувим.
Хочется сказать: Царствия Небесного всем на этом погосте погребенном!
Впереди ожидается новый этап работ – поиск метрических книг Троицкой церкви, чтобы подтвердить наиболее расшифрованные записи. Работа эта небыстрая, требует первичной проверки сохранности документов за нужные годы, а также денежных вложений, потому что поездки в Киров неблизкие и недешевые, а удаленное предоставление архивных документов ЦГАКО (Центральным государственным архивом Кировской области) предоставляется только за плату. Но мы, генеалоги, так просто не сдаемся.
По материалам: Ольга Романова, "О чем рассказали старые памятники", газета "Вятско-Полянская правда", № 47 (14095) от 15.11.2025 г.
Больше фотографий памятников села Усада тут: Здесь была церковь (ч. 1), Здесь была церковь (ч.2)






Ольга Николаевна, всё хорошо, с успехом трудиться!
Здравствуйте, Татьяна Геннадьевна! Нет, этот список я сделала самостоятельно, когда пришла непосредственно на место, и он отличается.
Немножко больше научилась пользоваться сервисом. :) Добавила фото и ссылки.