Читал Вятские Губернские Ведомости. Случайно наткнулся на небольшую заметку, которая привела меня в шок.
10-го іюля священно-церковно-служители городской Пятнической церкви заявили, что ихъ церковь ограблена и убиты сторожъ церкви и его 4-лѣтній сынъ. Сторожъ убитъ топоромъ въ церковной палаткѣ, а сынъ былъ повѣшенъ въ церкви на веревкѣ проведенной къ колоколамъ. Слѣдствіе производится судебнымъ слѣдователемъ по г.Вяткѣ; убийцы разыскиваются.
vgv_1869_07_28.pdf
Невольно вспомнился аналогичный случай в нашем Ихтинском приходе:
"1840го года Декабря на 15е число ночью убитъ во храме Церковный сторожъ Мартинъ Феодотовъ, и похищено церковной козны 1712 р. 21 к. ассигнац…"
"1845 года Маія 29го дня въ 12 часовъ дня отъ громового удара загорлась на церкви шпицъ, - на канун праздника Скорбящей Божіей Матери …"
Мартын Федотович (Саматов), как и его отец Федот Минеев, был "штатным" восприемником при Ихтинской церкви, у Федота мне известно около 140 крестников, половина новокрещён ("изъ черемисъ"):
" 20.04.1815 / Южинскаго правления деревни Ихтиалу у новокрещена Ивана Григорьева сынъ Симионъ /23/ восприемникомиъ былъ помѣщика Путятина села Ихты крестьянинъ Федотъ Минеевъ".
Мартын погиб в 39 лет, у него более 50 крестников…
Если кто и "заблуждается" насчёт веры, то это сегодняшние мы, а не наши предки. Вряд ли есть статистика о пожертвовании на восстановление церквей в процентном отношении "верующий - неверующий". Если неверующий пожертвовал на восстановление храма- возможно, это его первый шаг к вере. Главное, чтобы церкви восстанавливались и ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА тоже восстанавливалась не только в русском народе, но и в народах, проживающих на территории всей России-Матушки и у русских людей, кто по волею судеб уехал заграницу.
Вы пишете: "А мы тут обсуждаем вопросы о предках большей частью." Но у предков наших была вера в Бога, Царя и Отечество. Мусульмане - подданные Российской империи тоже служили в царской армии и в войне против турок-мусульман тоже проявляли героизм, как и православные солдаты и офицеры. А вот в том числе на деньги русских купцов-старообрядцев готовилось свержение русского царя (не простили они Никоновскую реформу 1666-1667 гг.).
Ну вот, православному человеку ближе люди из другой веры, чем христиане которые "неправильно крестятся". Верят в одного Бога, молятся по одной книге - а сколько ненависти было друг к другу? Вот эта ненависть религиозная во многих вселяет ужас, в том числе и в души людей "некрещенных" (в том числе и меня). Но марийцам язычникам прощали все - даже то, что они одновременно справляли и языческие обряды. А "староверов" преследовали "по полной" (в том числе живьем на кострах жгли)... Тут есть подозрение, что язычников использовали с какой то определенной целью?
Не согласен, что тема крещения марийцев не имеет отношения к этой теме. Однозначно это савязано все.
Кражи в церквях имели место, поскольку там есть чем поживиться. Мне встречались архивные дела по двум случаям краж в одной и той же церкви, в одном и том же селе, но в разные годы. Кражи нередко сопровождаются устранением свидетелей. Тут место преступления уже не имеет особого значения.
Думаю, нужно разделять два понятия: вера (как мировоззрение) и церковь (как общественный институт). Люди, глубоко верующие в Бога и следующие религиозным заповедям, могли без особого почтения относиться к самой православной церкви, ставшей одной из государственных структур. Что и имело место на закате Российской империи. Иначе трудно объяснить, почему в поголовно верующей стране почти в одночасье появилась масса людей, грабивших храмы (такое было и у белых, и у красных).
Думаю, анализируя то, что произошло впоследствии с церковью, нужно разделять: где гонения на веру (т.е. преследования граждан по признаку веры), а где борьба с оппозиционной церковью и её функционерами-священниками, вмешавшимися в политику.
Глубоко верующие люди не могли без почтения относиться к Церкви - это нонсенс! Они могли без почтения относиться к отдельным священнослужителям. которые не соблюдали основных заповедей и приобретали земные блага, а не обретали спвсение в будущей жизни.
На счёт грабежей храмов представителями Белой гвардией - дайте примеры. А борьба с оппозиционной церковью - очень широкое понятие: кто с кем боролся и кто такие оппозиционеры, а кто функционеры?
А вот по поводу выделения церкви в государственный институт - это дело рук императора Петра Первого. Он ликвидировал институт патриаршества, создал Священный Синод и тем самым подложил "мину замедленного действия" в разрушение Церкви. А бывший семинарист Иосиф Сталин вернул патриаршество нашей стране в 1943 г.
Об отношении народа к церкви и священникам. Почитайте пословицы и поговорки о попах и церкви. Найдёте кучу дореволюционных образцов народного фольклора, показывающих, как в реальности народ относился к священникам. Наивно думать, что их сочиняли неверующие или грешники. Можно также почитать о том, как в приходах собиралась руга (натуральная форма пожертвований и оплаты). Многие священники жаловались в Синод, что процедура сбора руги с прихожан является унизительной, т.к. приходится выслушивать много нелицеприятного в свой адрес.
О том, что церкви грабили и белые. Например, после похода генерала Мамонтова в тыл красным в районе Воронежа в белой газете «Приазовский край» от 27 августа 1919 года писали:
«Разгромлены все тылы и советы. Посылаем привет, везём родным и близким богатые подарки, войсковой казне 60 млн. рублей». Генерал Деникин в ответ на это донесение ликовал: «Громадную ценную добычу привёз он. Чего в ней только не было – тысячи золотых и серебряных вещей, иконы в золотых окладах, церковные сосуды, жемчуга и бриллианты».
Откуда взялись эти церковные ценности в обозе Мамонтова? Всё просто – было ограблено около 80 церквей.
Это не единственный случай. Подробнее можно почитать здесь: http://masterok.livejournal.com/2671172.html По приведённым там фактам опровержения пока не видел.
Там же, кстати, есть любопытная фотография: белогвардейские офицеры из штаба Тимановского и с ними священник, по всей видимости сделавший свой политический (не религиозный) выбор. Это к вопросу про оппозицию священников к советской власти. Как поступали большевики с оппозиционерами, мы знаем: они их уничтожали.
Владимир Николаевич, Вы меня извините, но материал ЭТОГО Вашего сообщения и комментарии к нему, на мой взгляд, действительно не соответствуют его заголовку. Фразу, вынесенную в заголовок вы явно в переносном смысле употребили, с некоторой издёвкой. И не понятно, какое отношение христианизация марийцев имеет к теме богобоязненности русского народа?
Виктор Иванович, это просто спонтанная реакция на прочитанное, вовсе не думал про "издевку", но понять, как такое могло произойти... Что-ж теперь, переименовывать?
По второму вопросу - отвлеклись от темы.
Согласен с предложением Виктора Ивановича - это издёвка и лучше переименовать заголовок типа "Похищения церковной казны в 19 веке с криминальными подробностями" или как сами придумаете. Спонтанная реакция была - пора переходить на обдуманную реакцию прочитанного Вами.
Кстати, создайте отдельный блок о христианизации марийцев. Расскажите как сохранили церковь по проекту вятского (орловского) архитектора Чарушина в ваших городах и т.д.
Исправил, согласно пожеланиям двух уважаемых форумчан.
Второе не интересно...
Спасибо за понимание и всего Вам доброго!
Спасибо, Владимир Николаевич!
Вопрос о фамилиях новокрещеных, мне тоже интересен. Я много читал о христианизации удмуртов. Им, как правило, в 18 веке при крещении давали новые фамилии. И потом в исповедных росписях они все записывались с новыми фамилиями. Некоторые фамилии давались по имени или фамилии или должности крестивших их священников (Попов, Владыкин, Сунцов и т.п.). Может быть, марийцы не согласились принять навязанные им новые фамилии?
На нашем сайте есть одна из ревизий, в которой эти удмутры записаны с двумя фамилиями, старой и новой.
Страницы