Сведения об Омутнинском приходе Глазовского уезда

В государственном архиве Кировской области на хранении имеются документы, содержащие анкетные данные приходов различных уездов Вятской губернии по состоянию на 1882 год. В этих документов хорошо описываются быт и нравы населения приходов того времени. В одном из таких дел содержатся сведения и по приходу Омутнинского завода Глазовского уезда. Привожу отдельные выдержки из данных сведений (ГАКО ф. 574, оп. 1, д. 950/2, орфография и пунктуация автора сохранены):

"1.Основан приход в 1855 году и жители в оном состоят из разных губерний, уездов и волостей. В приходе до открытия православной Александровской церкви была одна только часовня, стоящая на горе Корепанской, как передают старожилы, в которой совершалось молебствование, крещение и отпевание умерших приезжавшими священниками из с. Красноглинского…

2. В приходе жителей православного вероисповедания мужского пола 586 и женского пола 672 человека.

3. В Омутнинском приходе раскольников считается мужского пола 1024 и женского пола 1228 душ. Все они называют себя старообрядцами и делятся на секты: Австрийского толка Белокриницкой Епархии, собирающихся для молебствования в свой частный молитвенный дом, приемлющие священство из своей среды; и молящихся в своих домах без священников  не принадлежащих ни к какому толку. Распределить их по толками невозможно; так как они скрывают себя от настоящего толка

4.   Жительство имеют русские, раскольники и инородцы смешанные. Русские к раскольникам и старообрядцам не чуждаются один других, пьют вместе из одной посуды только разными стаканами. Враждебных отношений не имеют.

5. Характер жителей обыкновенный в нравах. Пищу употребляют: огородные овощи и говядину. Одежду носят обыкновенную: в зимние времена – полушубок или кафтан из серого или черного толстого сукна, на ногах лапти из липовых лык. В праздничные же дни одеваются чище. В семейном отношении относительно воспитания детей обращают внимание как то мало. Мальчиков от 8 до 12 лет отдают в школу, но не все, затем по выбытию из школы заставляют работать; девочек отдают в школу очень мало. Разделы имущества бывают часто. В отношении к церкви ленивы, к помощи больным, бедным и нищим нерачительны… К пьянству приучено все молодое поколение, кроме разве некоторых старцев, пьют побольшей части в воскресенье и праздничные дни. К проступкам и преступникам тоже привержена некоторая часть из жителей, которые по ленности и нетрезвости своей нигде не работают, а занимаются кражей и грабежем. В населении прихода поверий никаких нет, игры бывают чрез сбориша летом и зимой на святках…

7. Река Омутная, из которой образовывается пруд и замерзает который в последних числах месяца октября и в первых ноября, вскрывается в месяце апреле. Рыболовство и охота за дичью бывает весной и осенью. Рыбу ловят посредством сетей и морд… Охота производится из ружья мелких пуль. Заработок охотников и рыболовов в точности определить нельзя, так как изловленная добыча употребляется самими же охотниками и рыболовами…

8. Порода леса состоит из следующих деревьев: ели, пихты, березы, ивы, ольхи, черемухи. В лесах обитают: медведи, волки, лисицы, выдры, куницы, белки, зайцы; из птиц: глухари, тетерева, рябчики; при пруде: утки, гуси и лебеди. На медведя и волка употребляются железные пули толщиной от 5/8 до ¾ дюйма, длиной от ¾ до 1½ дюйма, на остальных употребляется мелкая дробь. Число охотников в точности определить невозможно, т.к. невсегда в известные времена года одно и тоже количество ходит на охоту. Медведей убивают от 1 до 2-х, волков от 2-х до 4-х, белок от 500 до 2000. Шкуры и дичь сбывается местными жителями и торговцами. Число дохода определить нельзя, так как за охотой ходят в свободное время от занятий.

9. Деревья листьями покрываются в месяце мае и первые цветы показываются в месяце июне. Плоды: земляника бывает в первых числах месяца июня, малина в последних сего месяца и в первых августа, а равно так же черемуха и смородина. Существование лекарственных трав и употребление их неизвестно. Земляные орехи в пищу не употребляются. Сок березовый и сосновый употребляется просто – без варений.

10. Хлеб жителями не сеется, но покупается из казённых господских амбаров, в которые привозят до 6000 пудов из г. Глазова и села Укана.

11. Посевов нет, а потому и хлеба не сбывается.

12. Большая часть жителей прихода работает при отковке и при катке железа в фабриках завода. Именно: фабричных рабочих до 250 человек, кузнецов до 56 человек, столяров 2, плотников 35 человек, каменщиков 8, слесарей 27, токарей 14, маляров 3 человека. Выработанное железо сплавляется  на Нижегородскую ярмарку от 75 до 120 тысяч пудов. Заработок от 12 руб до 25 руб. ср.

13. Часть жителей ходят на заработок в железоделательные заводы в Пермскую губернию и на сплав железа, первые – на неопределенный срок, а последние от 1 до 2 месяцев. Заработок последних от 12 до 18 рублей. На отхожие работы отходят не больше 30 человек.

14. В приходе: пудлинговая, криничная, листокатная, дощатая и сварочная фабрики, отражательная и плавильная печь, токарня и слесарня, лесопильная, мельницы, 3 доменных печи. Рабочих до 350 человек. В первых двух фабриках отковка железа…, в листокатательной – прокатка листового железа, в сварочной – прокатка сортового железа, в дощатой  - отделка листового железа, в доменных печах – выплавка чугуна, в токарных – обточка чугунных вещей, в слесарных – дело изделий деревянных, в отражательных печах – отливка чугунных вещей, в кузницах – отковка вещей и в лесопильной – распиловка леса.

15. Кожи, полушубки, чашки, ложки и прочие получают через местных торговцев из городов Вятки и Слободского, а дёготь и смолу приготавливают сами жители завода.

16. Пристань Омутнинская, с  которой сплавляется железо до 120 тыс. пудов на Нижегородскую ярмарка. Более никаких материалов не сплавляется. Ярмарок нет…

18. Православная Александровская церковь стоит на берегу пруда Омутнинского завода. Судоходства нет"

//omutninsk.ucoz.org (на переднем плане Петропавловская единоверческая церковь, на заднем плане Александровская церковь)

Фото с сайта http://omutninsk.ucoz.org (на переднем плане Петропавловская единоверческая церковь, на заднем плане Александровская церковь)

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Русских

Уникальная в своём роде фотография. На одном фото сразу три храма. Петропавловский Единоверческий храм на Базарной площади(ныне Заводская площадь), Православный собор Александра Невского и слева виднеется Никольская старообрядческая церковь.

Аватар пользователя alex_zhiv

Евгений, рад привествовать тебя!! Очень интересное описание. Спасибо за твою работу! Подскажи, это по каждому приходу есть такое? есть ли там Садинский приход Глазовского уезда?

Аватар пользователя Веденей

Есть

Аватар пользователя Пассажир

сколько листов занимает подобное описание? Хочу попробовать заказать копии по приходам, интересным мне.

История некоторых приходов опубликована в Вятских епархиальных ведомостях и в Памятных книжках.

Аватар пользователя Пассажир

Как я понимаю, эти данные можно найти тут на сайте в новом разделе "Церковные приходы". Спасибо, да, по некоторым приходам информация только статистическая, а по некоторым встречаются более интересные подробности.

Аватар пользователя Веденей

В опубликованном мной источнике думаю более развернутые и интересные данные. Там именно местным священником описывается жизнь в приходе. Но видимо от священника тоже зависило, кто-то глубже и развернутей описывал, кто-то нет. Даже взять тот же Омутнинский район, то по Омутнинскому прихоходу по-меньше информации, а, например, по Красноглинскому или Песковскому приходам - более развернутые описания - описываются и обычаи, и обстановка в домах, и особенности характера местных жителей и т.п.

Аватар пользователя Пассажир

Много ли вообще дел с этими документами? Если мало, то хорошо бы в будущем проделать работу и дополнить итими сведениями раздел, на который я сослался выше.

Аватар пользователя Веденей

Вроде бы по каждому уезду отдельное дело

Аватар пользователя Веденей

По каждому приходу по разному. Есть и пара страниц, а есть там где и по-подробней написано с десяток даже может быть. 

Аватар пользователя senicol

Евгений, большое спасибо за публикацию этого описания ! Очень интересно

В 1990-тые годы я читал эти сведения по нескольким приходам, искал в них упоминания о существовании вятских монастырей. Во второй половине 19 века Русское географическое общество пыталось привлечь к историко-этнографическим изысканиям приходских  священников, вследствие этой работы, на основе церковных летописей и исследований священников, были написаны истории приходов. Некоторые публиковались сначала в "Вятских губернских ведомостях", позднее в "Вятских епархиальных ведомостях" и КВГ. Но в газетах и Памятных книжках КВГ, все-таки история приходов отличается от содержания Сведений. Да и авторы обычно другие.

У нас на сайте в новом разделе "Церковные приходы" сведения из других источников.

Там, где такая работа велась и имелся священик, интересующийся краеведением, там получились интересные краеведческие статьи, записаны местные легенды, которые я более ни в каких источниках не встречал.  Поэтому содержание Сведений по разным приходам отличается, это от автора-священника зависело. Кстати, Евгений, Вы не указали автора Сведений по Омутнинскому приходу.

Аватар пользователя Веденей

Вот именно по Омутнинскому приходу автор сведений не указан был. По остальным приходам уезда в конце таких сведений стоит фамилия и инициалы священника, подготовившего описание

Аватар пользователя ru-danko

Я выписывал такой же материал по Чернохолуницкому заводу (в деле ГАКО 574-1-950/9). В моём приходе стоят подписи священника и псаломщика. Священник Антоний Доброхотов служил здесь к 1882 году уже 9 лет, а значит уже хорошо знал приход, и тем не менее написал в п. 1, что "Основан приход в 1826 году из разных мест русских переселенцев, и открытие завода от 1766 года купцами казанскими Рукавишниковыми". На самом деле приход открыт в 1839 году (в 1826 году была храмозданная грамота), а указанные купцы к основанию завода не имеют никакого отношения (вообще непонятно, откуда у него такая информация). 

Ещё показалось интересным, что в п.7 в описании прихода ЧХЗ указано: "Черная река, озер и замечательных болот нет. Замерзание в последних числах сентября и в первых числах октября, а вскрытие с апреля или в 1-х числах мая. ...". Река замерзает в конце сентября и вскрывается в начале мая! Что-то неслыханное в наше время. А в описании омутнинского прихода более реалистичные сроки указаны (Омутнинск и Черная Холуница находятся рядом и такой разницы быть не должно).

В общем, сведения интересные, но интерпретировать их нужно с осторожностью.

Аватар пользователя ru-danko

Насчёт замерзания-вскрытия перечитал, что сам написал: октябрь и апрель тоже указаны, так что существенной разницы с Омутнинском, пожалуй, всё же нет, просто дан более широкий разброс. Климат, по-видимому, раньше был более холодный.

Аватар пользователя Алексей Русских

Денис,если сравнивать фенологические данные за 19-20 век и сегодня, то они не особо разнятся, по наблюдениям в последние годы, даже наоборот, климат стал холодней, по крайней мере 2017 год, был аномально холодным, вскрытие водоёмов было поздним, а замерзание ранним.

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо. Эти данные у меня тоже есть, но с современными я не сравнивал. Где найти современные данные по вскрытию и замерзанию Вятки и Белой Холуницы?

Аватар пользователя Алексей Русских

В Вятской фенологической сети.

И не забываем еще 13 дней прибавлять, т.к. все эти данные по Юлианскому календарю. Т.е. если там написано, например, что река замерзла 17 октября, то в переводе на наш стиль это уже 30 октября.

Аватар пользователя ru-danko

Точно! (только не 13, а 12 в XIX веке) Правда если к началу мая прибавить те же 12 дней, то получается что река иногда вскрывалась в середине мая... Совершенно невероятно)

В томе 7 ЭЗВ на с. 196 есть таблица "Замерзание рек".

Б. Холуница у Климковки - начало осенних ледовых явлений по ср. показателю - 27.10, самое ранее - в 1976 г. - 11.10, самое позднее - 17.11.1954. Начало ледостава в среднем - 5.11, самое раннее - 17.10 в 1976 и 1977 годах.

Там же в таблице "Вскрытие рек" начало ледохода средн. - 21.04, самое раннее - 8.04.1951, самое позднее - 5.05.1945 (окончание ледохода 7.05.45).

С Черной Холуницей (у с. Троица) разница в 1-3 дня.