Уважаемые форумчане, подскажите в 3 ревизии по Сорвижской волости, встретила такое понятие "бывшие за домом архиерийский природные" (350-2-1572). Что это за крестьяне и чем они отличались от "экономических дома вятского архиерея"?
Уважаемые форумчане, подскажите в 3 ревизии по Сорвижской волости, встретила такое понятие "бывшие за домом архиерийский природные" (350-2-1572). Что это за крестьяне и чем они отличались от "экономических дома вятского архиерея"?
А-а-а, может пропущено слово "прежде"? Если "экономические, прежде дома Вятского архиерея" - то всё встаёт на свои места.
Мне в метриках часто попадаются "природные крестьянские дочери". Дело происходит на местах, отобранных у монастырей. Выражение применяется к бабулям, которым за 55, в 1763 году (самой юной природной крестьянской дочери в 1763 году - 28 лет). Мое предположение - это бывшие монастырские крестьяне.
Природные - значит с рождения, родившиеся в этом сословии. Секуляризация церковных имуществ была позднее - в 1764 г. Но исповедные росписи - это не ревизские сказки, наверное, для священника, ведущего МК не важно было, какая именно крестьянка: экономическая/монастырская или государственная.
Вот смотрите... Результаты переписи по конкретной деревне 1763 года. В деревне, давно существующей, в Девятово, всего 215 женщин... все как одна - урожденные в одном сословии - в крестьянском. Их отцы, братья, мужья и дети - государственные ясашные крестьяне (исключение есть, в отношении 3-4х человек, взятых из деревень к Овзино-Петровскому заводу приписанных, но они нам не интересны). Только по отношению к трем из 215 женщин указано, что они урожденные природные (из этой же деревни взятые в жены). Из этой же деревни еще 5 урожденных в этой деревне были выданы за в замужество за местных же, но про их "природность" там ни полслова. По соседству рядом существовал монастырь и монастырские земли, новорасчистные. Гугл про природных крестьян ничего толком не знает, но привязывает природных крестьян к архиерейским, монастырским. Это все что смог выжать без глубокого знания истории. ;-)
А что за деревня Девятово, где она находилась? Какой там монастырь? Почему вы считаете, что в 1763 г. укрестьяне уже были отобраны у монастыря? В таком случае, их бы называли экономическими крестьянами.
Дело в том, что при Ревизии государственными, ясашными, монастырскими, экономическими и т.п. душами считали мужчин. Это было важно для фискалов в целях регламентации налогообложения (разные размеры подушной подати). А женщины им были не так важны, да и чаще всего, жена переходила в сословие мужа.
Там, где нет слова "природная" - это слово либо опущено, видимо и так им было ясно.
Сословия "природных крестьян" не было, поэтому Гугл и молчит. Но можно посмотреть в словаре значение слова "природный".
Пример: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B...
1. Прил. к природа...
2. Свойственный от рождения; врожденный.
3. Принадлежащий к кому-, чему-л. по рождению. — Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин. (Пушкин, Капитанская дочка).
Ну или в любом толковом.
Деревня Девятово находится под Сарапулом, километров с 10 от него. Это бывшая Сивинская волость, в которой проживало значительное количество ясашных крестьян. Про экономических крестьян я ничего не говорил и не буду, к описываемому случаю они отношения могут и не иметь (хотя как знать). К событиям середины 18-го века толковый словарь в отношении "природы" тоже думаю, лучше отложить. Природность - это излюбленный викицитатник по отношению к Пушкинскому художественному произведению, но не более того. Рядом с Девятово - в 5 километрах находится село с. Яромаска Сарапульского уезда с Успенскаой церковью, приход в с. Яромаска был открыт в 1764 г. после упразднения бывшего Успенского Лихотина мужского монастыря, основанного в 1682–1689 гг. При открытии села храм был уже ветхий. В переписи ленивые писцы лишних слов не писали, но вот в трех случаях они "природность" именно женщин-крестьянок, чьи мужья - ясашные крестьяне, подчеркнули, что меня и удивляет. А вот словосочетание природный архиерейский/монастырский крестьянин в интернете найти еще можно.
Ну так следуя вашей логике - всё ясно: выражение "природные крестьянские дочери" означает, что они из монастырских крестьян, в отличие от мужьёв - ясашных. То есть, ленивый писчик трижды пропустил слово "монастырские" (должно было быть: "природные монастырские крестьянские дочери"). Собственно выражение "природные" в данном контексте седует понимать дословно: "при родах", т.е при рождении.
Может, если относится к женщинам, природные=старинные, то есть коренные, рожденные в этой деревне?
Тогда проще удостовериться, узнав, чьи дочери эти 3 женщины.
К событиям середины 18-го века толковый словарь в отношении "природы" тоже думаю, лучше отложить. Природность - это излюбленный викицитатник по отношению к Пушкинскому художественному произведению, но не более того.
Не согласен, Пушкин в "Капитанской дочке" как раз описывает события 1770-тых годов.
Не доверяете викицитатнику, можно посмотреть толкование в словаре Даля: "Что придается человеку или животному родом, при рождении, обстоятельствами или обычаями. Он, по природе, англичанин, но вырос в России. Курдючные, по природе, овцы, скоро перерождаются вне степей. Он природный дворянин, не жалованный, потомственный. Великие князья природные андреевские кавалеры. ... Природная печать, стар. родовая, семейная... Прирожденный, природный, от рожденья. Мы слуги ваши прирожденные..."
С удостоверением личностей у этих женщин возникли проблемы, к сожалению. Но кое-что есть. Расшифрованные записи из переписи 1763 года. Одна из них из семьи Собиных, ясашных крестьян, появившихся в деревне неизвестно откуда. вторая из семьи Созоновых, тоже ставшими ясашными крестьянами и около 1710 года пересилившихся с более северных районов, где власть была у монастырей, третья женщина из семьи с неустановленной фамилией, и с неизвестным источником происхождения, потому как к моменту описываемых событий отпрыски по мужской линии в деревне исчезли и фамилия не сохранилась. О границах земель монастырских территорий вблизи рассматриваемой деревни Девятово тоже ничего сказать не могу, по местному монастырю ничего не сохранилось, насколько я знаю, а переписи 1710-1711 по деревне пока не обнаружены, чтобы сделать окончательные выводы.
Агафья Герасимова |
жена |
- |
- |
60 |
Взята той же деревни Девятовой, природная крестьянская дочь Герасима Созонова Ч(ю)улкова, в 1716 году – ей 10 лет (1705-1706 г.р.) |
СОЗОНОВА |
|
Анна Иванова |
жена |
- |
- |
28 |
Взята той же деревни Девятово, природная крестьянская дочь |
фамилия не установлена |
Парасковья Фадеева |
Жена |
- |
- |
52 |
Взята оной же же деревни природная крестьянская дочь (из Девятово). В 1716 году указан возраст 6 лет (1710 г.р.), совпадает с данными 3-й ревизии. |
СОБИНА |
Что касается Пушкина, то он писал великолепные произведения, не спорю, и художественный вкус его и слог обсуждать бессмысленно. Нет такого человека, которому не нравились бы его сказки и иные, лирические произведения. То, на что вы ссылались, это художественное творчество. Ну а Даль тоже конечно же авторит. Но здесь, как я полагаю, имеет место быть специфическая терминология, а не описание значения слова, с примерами.
Ну, ваше [Сильвер] личное мнение супротив Даля - тоже не слишком-то весомое. Я не вижу смысла придумывать специфические значения (к тому же неизвестные) вполне понятному слову. Как говаривал старина Оккам: "не создавай сущностей без необходимости".
Что касается Пушкина, то он писал великолепные произведения, не спорю, и художественный вкус его и слог обсуждать бессмысленно. Нет такого человека, которому не нравились бы его сказки и иные, лирические произведения. То, на что вы ссылались, это художественное творчество.
Пушкин, прежде чем написать "Капитанскую дочку", написал серьезный исторический труд "История Пугачевского бунта". Т.е. объехал районы крестьянского восстания, общался с участниками и очевидцами событий, изучил и проанализировал массу документов в архивах, т.е. зарекомендовал себя как историограф и историк Пугачевского восстания. У героев "Капитанской дочки" есть реальные прототипы, они говорят языком своего времени, многие их слова заимствованы из архивных документов, это не просто лирическое произведение.
Не встречал. Но по сути слова "природные" могу предположить, что это архиерейские крестьяне (т.е. по сути монастырские).
Выражения "экномические дома Вятского архиерея" также не встречал, причём оно для меня менее понятно. Потому что "экономические" - это управляемые Экономической коллегией, т.е. напрямую правительством. Причём же тут Вятский архиерей? - непонятно.