Опубликовано пн, 09/09/2019 - 22:27 пользователем Михаил
- На просторах инета, наткнулся на интересную статью Ивакина Алексея Геннадьевича "Забытая история. Вятский маньяк". http://samlib.ru/i/iwakin_a_g/cfv.shtml Красивая легенда или это было на самом деле??? Не магу сказать... но интересно...
- Край в Кировской области, где находится железнодорожная станция Староверческая, всего 80-90 лет назад представлял собой непролазную чащу. В этих местах соприкасаются притоками два бассейна больших рек: Вятки и Северной Двины. Реки, служившие в прошлом основными транспортными путями, протекали здесь небольшими узкими руслами, непригодными для навигации. Непроходимые леса окружали их со всех сторон, перемежаясь бесконечными гиблыми болотами. Поэтому неудивительно, что эта глушь еще с незапамятных времен была облюбована раскольниками-старообрядцами беспоповского толка, бежавшими сюда из городов Центральной России. Так что вовсе не случайно одну из станций местной железной дороги назвали Староверческой.
- Незадолго до Первой мировой войны в этих "палестинах", как говаривали старообрядцы, появился и быстро обжился некий пришелец по имени Христофор Зырянов. Тогда ему было около сорока лет: он необычайно гордился своей пышной окладистой бородой, был умен и остер на язык. Зырянов принадлежал к одному из самых одиозных течений в беспоповстве - "истинно православным странствующим христианам", или, как их кликали в народе, бегунам. Беспоповцы назывались таковыми потому, что отвергали духовную иерархию и считали, что перед Богом все равны. Поэтому разных чинов, как в официальной Православной церкви, у них не было. Кроме того, они признавали только гражданский брак и отвергали церковный. В целом взгляды и обряды бегунов мало чем отличались от других направлений старообрядчества, и поэтому мы не будем вдаваться здесь в богословские тонкости.
- Пропаганда этого учения велась Христофором основательно и серьезно. В результате через каких-нибудь десять лет он стал полновластным лидером множества единоверцев, от которых требовал безусловного подчинения себе. Вскоре этих людей стали называть не иначе как христофоровцами.
- Божьи "пристани"
- Организационно община Зырянова была устроена по многократно испытанной схеме бегунского подполья. Сектанты распадались на несколько категорий: "последователи", "благодетели", "странники" и "скрытники". "Благодетелями" были в большинстве своем зажиточные люди - хуторяне, мельники и другие. Дома их с удивительным искусством оборудовались тайными подвалами, схронами и двойными стенами, где временами отсиживались странники и скрытники. Постройки эти были замечательны по своему замыслу и исполнению. Например, кольцо в дверях незаметною проволокой соединяли с колокольчиком, подвешенным в подпольном чулане, и при первых признаках опасности его обитатели сразу предупреждались о ней. Бывало, что по одну сторону стены угощался у хозяина прибывший с проверкой исправник, а по другую истово молились христофоровцы. Таких тайных убежищ, или "пристаней", было очень много. В одной Ярославской губернии их насчитывалось свыше пятисот. Даже в самой Москве обнаружились "пристани" числом более десятка. Вся их сеть цепью охватывала расстояние от Москвы на западе России до Сибири на востоке и Астрахани на юге.
- "Благодетели" являлись материально-финансовой базой секты, и потому им разрешалось работать на "власть антихристову" - царскую, а позднее советскую. Все их грехи замаливали другие христофоровцы. "Последователи" - это люди, оказывавшие организации различные услуги, а "странниками" называли разъездных агитаторов и связных между лесными скитами.
- Наиболее мрачную часть общины Зырянова составляли "скрытники" - люди, давшие Богу обет поститься и молиться до самой смерти. Они считались умершими еще при жизни - умершими для мира. Существовал даже специальный обряд их фальшивых похорон: по деревне при стечении народа (православного и не знающего поэтому, что происходит) с плачем проносили пустые гробы с заколоченными крышками. Когда же "скрытники" умирали на самом деле, их тела зарывали в тайных ямах подле скитов.
- Старейший вятского предела
- Уже в середине 20-х годов в лесах возле села Даниловка на границе Коми АССР сектанты построили свой главный подпольный центр, названный Градом. Возле просторного двухэтажного дома "благодетеля" Колпащикова соорудили два скрытых барака с нарами, печами и даже утепленными туалетами. Ни одна тропа не вела к скиту, и, чтобы попасть туда, приходилось пробираться по срубленным стволам деревьев, скрытым в чаще и образующим цепочку - "мост".
- Христофоровцы представляли собой часть разветвленной тайной организации бегунов с общим руководством из единого центра. Поэтому бороться с ними и царской власти, и советским комиссарам было необычайно трудно. Во главе "церкви" стоял так называемый "старейший преимущий". Судя по всему, бегунская патриархия находилась где-то на территории нынешней Ивановской области, в районе Кинешмы. Все филиалы бегунской организации были разделены на области, или "стороны", - Казанскую, Тагильскую, Ярославскую и другие, во главе со "старцами стороны". Наконец, каждая "сторона" состояла из двух-трех "пределов", возглавляемых "старейшими преимущими предела".
- Как и всякое тайное общество, секта бегунов имела свою внутреннюю полицию. В случае измены кого-либо из единоверцев она всегда работала безупречно. Человека, бежавшего, например, из Вятки в Астрахань, настигали и там. Он исчезал без следа и в лучшем случае проводил остаток своей жизни в одном из тайных схронов, прикованный к стене. Чаще же находил последнее пристанище в безымянной лесной могиле, в болоте либо в ином безлюдном месте.
- Своим "странникам"-агитаторам бегунская полиция выдавала некое подобие паспорта. Вот что было записано в одном таком документе, попавшем в руки НКВД: "Дан сей паспорт из града Вышнего, из полиции Сионской, из квартала Голгофского, отроку Афанасию, сыну Петрову. И дан сей паспорт на один век, а явлен сей паспорт в части святых, и в книгу животну под номером будущего века записан".
- И неудивительно, что еще в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, на призывных пунктах появлялись иногда молодые парни диковатого вида с древними берданками в руках, снабженные подобными странными бумагами.
- Описываемый нами Христофор Зырянов в течение двенадцати лет был "старейшим Вятского предела". Протянулся этот предел узкой полосой вдоль железной дороги через Вятку до станции Верещагино в Пермской области. На этом отрезке к 1929 году действовало, по словам Христофора, сто пятьдесят "странников" и около трехсот "последователей" и "благодетелей". Сколько было "скрытников", не знал никто.
- Заблудшие овцы господни
- Революцию, так же как и укрепившуюся позже советскую власть, Зырянов воспринял крайне негативно. Он внушал своим последователям, что работать совслужащими, колхозниками и железнодорожниками нельзя, ибо это суть общение с Антихристом. Скрываться же было все труднее и труднее, а посему вывод из сложившейся ситуации был сделан быстро - необходимо самим уйти из жизни, и как можно скорее.
- Возле Града в лесу находился небольшой лог, каждую весну заполнявшийся талой водой. Именно здесь летом 1932 года были утоплены десять женщин-"скрытниц". Причем речь идет только о тех, чьи имена удалось установить. На самом деле жертв было гораздо больше. Самоумерщвление происходило в строгом ритуальном порядке. Обреченных сектанток выводили из землянок по четверо, облачив предварительно в длинные холщовые рубахи. Лица их были серыми и безжизненными, так как "принятию мученичества" предшествовала десятидневная голодовка. Чтобы они не упали от истощения, "скрытниц" поддерживали под руки помощницы Христофора Зырянова, который возглавлял процессию. За "скрытницами" следовали прочие обитатели скита и "благодетель", в чьи обязанности входило рытье могил для умерших.
- Перед смертью женщин обвязывали полосами ткани, чтобы потом извлечь наружу тела, и сталкивали в воду. На следствии одна из уцелевших "скрытниц" - Галина Земцова - говорила так: "Как правило, связывали полотенцами и вниз лицом опускали в воду, затем сверху прижимали руками, чтобы они не всплывали.
- Смерть носила изуверский характер. Например, когда топилась Елена Лузянина, то сильно била ногами".
- Там же, неподалеку от Града, погибли Анфиса Варфоломеева, Александра Логинова и многие другие, причем о некоторых не известно ничего, кроме их имен, часто монашеских. Принявших "венец мученический" зашивали в кули из рогожи и зарывали, не ставя над могилами крестов.
- Однажды такая церемония была испорчена 17-летней Таисией Крюковой. Эта молодая "скрытница" сама было кинулась в яму с водой, но, начав захлебываться, испугалась и попыталась выбраться на землю.
- Собравшиеся вокруг старухи начали топить ее, но девушка вырвалась и вылезла-таки из воды. Она начала молить Христофора о пощаде, и тому (так как обряд был нарушен) ничего не оставалось делать, как, скрывая в глубине души злобу, помиловать ее. С отеческой заботой в голосе Зырянов сказал: "Ныне ступай отдыхать, а подвиг свершишь после". Три другие "скрытницы" из четверки приговоренных были немедленно утоплены, а Таисия той же ночью сбежала из скита.
- Спустя несколько лет из близлежащего поселка Мураши неожиданно исчезла школьница Маруся Пестрикова. В том, что она попала в руки обитателей таинственного скита, никто не сомневался, и это вызвало бурю возмущения среди местных жителей. Дело дошло до статей в краевых газетах, а затем и до Москвы. О страшной истории Маруси рассказала "Комсомольская правда". Местное руководство вынуждено было принять срочные меры: скит, затерявшийся в лесах, решили найти во что бы то ни стало. Десятки добровольцев, в большинстве своем молодежь, участвовали в этих поисках. Их команды прочесывали чащи, не считаясь ни с расстояниями, ни с погодой. Наконец опергруппе НКВД, хоть и с большим трудом, удалось разыскать зловещее логово Христофора Зырянова. В феврале 1936 года лесной скит бегунов прекратил свое существование. Таков был бесславный конец "секты утопителей".
- И все же многие тайны бегунов остались. Известно, что Град стоял на высоком холме, омываемом с юга небольшой речушкой Каменкой. С восточной стороны к нему подступала необъятная лесная чаща, в глубине которой и скрывались скитские землянки. Сейчас они, конечно, обвалились, и в ямах, похожих на воронки, виднеются лишь черные истлевшие бревна. Никто не знает, что скрывают в себе эти мрачные свидетели прошлого, ибо до сих пор не найдено огромное количество рукописных посланий и трудов, сочиненных бегунскими богословами. К тому же, как и любой монастырь, скит Христофора имел большую казну, составленную из имущества сектантов, как умерщвленных, так и оставшихся живыми. Никому не известно, где она сейчас, так как в следственных архивах НКВД сведений о материальных ценностях христофоровцев не обнаружено.
- На сайте http://histor-ipt-kt.org/DOK/vyatka.html можно ознакомится с делом № 57 — «участников общин "истинно странствующих христиан", "подпольников", не признающей гражданской власти», а также содержателей келий этих общин» за 1929 год
- и еще - https://document.wikireading.ru/60311 и https://taboo.su/drugie-temy/religiya-i-sekty/78-khrist/326-beguny-stranniki.html
В Кировском архиве, бывшем ГАСПИКО, хранится следственное дело по ликвидации этой секты. На сайте "Катакомбные церкви" выложено довольно объёмное, содержательное обвинительное заключение по этому делу (правда, непонятно, с какой целью авторы этого сайта поместили информацию о сектантах вместе с информацией о представителях официальной Церкви).
Евгений Игоревич. Спасибо. Очень интересный сайт .... http://histor-ipt-kt.org/DOK/vyatka.html Есть, что почитать и посмотреть