Как найти пропавшую семью?

6 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Bortnikov_Fedor
Аватар пользователя Bortnikov_Fedor
Модератор, Модератор персоналий

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 31 минута назад
Регистрация: 14.03.2020 - 20:01

Добрый день, уважаемые форумчане. У меня назрел вопрос, на который я пока не знаю ответа. Попробую относительно кратко описать ситуацию. 

Речь пойдет о моей мужской линии Бортниковых. Мой дедушка Владимир Иванович (1935 г.р.) и прадедушка Иван Иванович (1917 г.р.) родились в д. Караваевцы Унинского района. Пра-прадед - Иван Романович (1890 г.р., место рождения под вопросом). У него был брат Алексей Романович (1901 г.р., родился в Караваевцах) и Иаков Романович (? г.р., упоминается в МК 1914). 

Далее восстанавливать линию можно по метрическим книгам и исповедным росписям, отсканированным мормонами (до 1862 г.). Нахожу единственного Романа - Романа Кирилловича 1839 г.р. (имя нечастое, так что ошибка маловероятна. да, рождение детей в 51 и 62 года несколько удивительно, но не невозможно, если была молодая жена во втором/третьем браке).

И теперь собственно, то, из-за чего я создал эту тему. Семьи Романа Кирилловича (1839) / Ивана Романовича (1890) нет в переписи 1897 года! Семьи из других ветвей Бортниковых есть. А этой семьи нет. 

Далее обращаюсь к Ревизским сказкам. В них видим, что по 9-й (1850) и 10-й (1858) ревизиям семья Кирилла Ивановича на месте (и у него сыновья Игнатий, Роман, Агафон, Павел). 

Далее обращаюсь к Исповедным росписям, и в них внезапно нахожу, что по ИР 1855 вся семья Кирилла Ивановича не исповедовалась 7 лет по причине отлучки. То есть с ~1848 года. Метрические книги подтверждают - в записях 1848-1862 годов нет упоминания членов этой семьи! Другие Бортниковы есть, а "моих" - нет. Но по РС они указаны без каких-либо особых отметок и в 1850 и в 1858 годах. Как такое возможно?? Неужели они приезжали на время ревизии, а потом снова уезжали? 

Предположительно, ситуация получается такая: примерно в 1848 году вся семьи Кирилла Ивановича уехала из Караваевцев, а в самом начале XX века (не раньше 1897 [т.к. нет в переписи] и не позднее 1901 [г.р. Алексея Романовича]) часть семьи вернулась в родное селение. 

Так вот, вопрос заключается в следующем: как можно узнать место фактического переселения семьи в 1848 году, если согласно РС они никуда и не уезжали? и, соответственно, в метриках какого прихода мне искать записи о браке Романа, смерти Кирилла  Ивановича, рождении Ивана Романовича в 1890 г. и т.д.? (могу предположить, что стоит поискать в селениях, где жили Бортниковы по КВР, но с учетом того, что все метрики в ГАКО, хотелось бы как-то сузить круг поисков). 

/UPD: с наводки Светланы Черновой я снова вернулся к мысли, которая уже закрадывалась в мою голову. А были ли Бортниковы Бортниковыми?. В переписи 1897 года той же деревни есть семья Шулеповых (см. ниже):

И крайне подозрительно совпадает то, что есть Иван Романович (причем тоже 1890 г.р.), Яков Романович и Афанасия Романовна (которые по идее есть и в моем дереве). Если это не совпадение, то это всё не отменяет вопроса о том, куда делась семья Бортниковых в середине 19 века, но поднимает еще один важный вопрос: а могла ли целая семья ни с того, ни с сего взять и поменять фамилию? Насколько я сталкивался с этим в МК и ИР, даже в приемных семьях фамилия оставалась родная.

Хочется верить, что это просто большоооое совпадение. Но отрицать не могу, слишком уже оно большое

Двор №12          
51 1 Шулепов Роман Александрович Хозяин 40 Ж.
  2 Шулепова Дарья Николаевна Жена №1 33 З.
  3 Шулепов Яков Романович Сын №1 13 ---
  4 Шулепов Иван Романович Сын №1 7 ---
  5 Шулепов Симеон Романович Сын №1 4 ---
  6 Шулепова Афанасия Романовна Дочь №1 11 ---
  7 Шулепова Анастасия Романовна Дочь №1 9 ---
  8 Шулепова Мария Романовна Дочь №1 1 ---
Отредактировано: Bortnikov_Fedor 01.05.2021 - 03:09
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 11 часов 11 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Федор Михайлович, из доступного в ЦГАКО можно посмотреть Список землевладельцев и домохозяев 1891 г. по этой деревне. Соспоставить список домовладельцев с Переписью 1897 г.

И МК - записи о рождении и бракосочетании за последние 10 лет 19 века просмотреть. Но надо в ЦГАКО ехать.

Предполагать можно многое, например и то, что переписчик просто перепутал фамилию, но предположение - не факт?

TAnka
Аватар пользователя TAnka
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 4 часа назад
Регистрация: 01.03.2018 - 10:11

У меня много случаев, когда родные братья имели разные фамилии, правда, в Костромской губернии. И семья могла-таки поменять фамилию. И случаи, когда в церкви ошибочно записывали по распространенной по селению фамилии, тоже имеются (например, Домрачев из д. Янгельдсурта записан Богатыревым, потому что остальные жители Янгельдсурта были Богатыревы).

В общем, мне кажется, что версия с Шулеповыми вполне правдоподобна.

minstrel
Аватар пользователя minstrel

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 15 часов назад
Регистрация: 13.07.2014 - 11:35

Если в РС-10 они отмечены, значит фактически никакого переселения не было. Быть в отлучке могли да, поэтому в ИР их нет, на время ревизии никуда они конечно не возвращались, они были просто приписанными в своей деревне, а не где-то ещё, поэтому отмечены в РС, даже не находясь там. В каком приходе их искать МК на тот период - боюсь это вопрос без ответа.

Если мы рассматриваем версию с Шулеповыми, мне кажется она ОЧЕНЬ правдоподобна. Слишком сильные совпадения. Никакой смены фамилии быть конечно не могло. Причина единственная - ошибка писчика, обычное дело. 

Что делать, чтобы выявить где подвох. Соглашусь с Виктором, проверить ПД 1891, это проще всего. А потом молотить все споподряд МК за последнюю четверть 19 века

Bortnikov_Fedor
Аватар пользователя Bortnikov_Fedor
Модератор, Модератор персоналий

Не в сети
Последнее посещение: 7 часов 31 минута назад
Регистрация: 14.03.2020 - 20:01

Да, я сейчас рассматриваю версию с Шулеповыми как основную. Откуда они взялись в починке - понятно, поэтому могу точно сказать, что это точно не Бортниковы, случайно записанные другой фамилией в переписи 1897. И в ПД 1891 скорее всего они Шулеповыми и будут. Для меня сейчас вопрос заключается в том, в какой момент они превратились в Бортниковых. Причем, не кто-то один, а вся семья (или большая её часть). 

Мне сейчас нужно посмотреть 5 МК (1890 2х, 1915, 1916, 1917), из которых может появиться ответ и подтверждение версии. Но я в ГАКО если и смогу приехать, то не раньше июля-августа. Так что сейчас ищу того, кто бы мне мог помочь. Если не смогу, буду писать запрос. 

minstrel
Аватар пользователя minstrel

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 15 часов назад
Регистрация: 13.07.2014 - 11:35

С ПД могу помочь, они на 1м корпусе, вообще без проблем. С оцифрованными МК тоже не сложно.

А вот неоцифрованные, да еще если тяжелые консисторские, тут уж нет. С таким пропускным режимом там сейчас делать нечего.