В юбилейном 2015 году ко мне обратилась женщина с просьбой, написать о её свёкре статью в газету. Но информация о его фронтовых годах была очень скудной. Я сначала растерялась, что же можно рассказать о человеке, если кроме того, что он прошёл всю войну, ничего не известно. Но взялась и вот что из этого вышло.
В наше время во многих семьях в память о ветеранах остались лишь награды. Но почерневшие от времени медали и ордена, пожелтевшие листы военных билетов и орденских книжек, оказывается, могут рассказать о фронтовике даже больше, чем его семья.
«О подробностях военной жизни, - говорит моя собеседница, Раиса Егоровна Валдырева, - не спрашивали. Молодые были, всё дела, заботы». Перебирая старые документы, она с большим уважением вспоминает своего свёкра, Александра Герасимовича Валдырева: «Родился в д. Валдырево, в 1913 году. Трудолюбивым, добрым человеком был. Вся семья у них такая была. Хорошие хозяева. В колхозе работал кладовщиком. В 1970 году перебрался с семьёй в посёлок Созимский, стал лесничим. Прожил долгую жизнь, 83 года. На войне – с самого начала и до победы. Вроде бы связистом был. Вот сколько у него наград».
Тёмный, почти чёрный, металл, потёртые ленты колодок – непривычно держать в руках настоящую боевую медаль, с говорящим названием «За отвагу». С момента своего появления эта награда очень ценилась фронтовиками, поскольку ей награждали не «за участие», а исключительно за храбрость, проявленную в бою.
С интересом рассматриваю следующую медаль, на ней изображён танк и летящие над ним самолёты. Серебряный круг безупречной формы в диаметре чуть более 3 см может рассказать о получившем награду человеке очень многое. Это его самоотверженность, доблесть, мужество, смекалка и умение быстро реагировать в сложившейся серьезной ситуации. Именно за это награждали медалью «За боевые заслуги».
Медаль «За освобождение Варшавы» говорит сама за себя. Её удостаивались военнослужащие, непосредственно участвовавшие в освобождении Варшавы в период 14—17 января 1945 года.
Россыпь юбилейных медалей. И вот в моих руках покрытая рубиново-красной эмалью звезда. В середине – щит с изображением фигуры красноармейца в шинели и будёновке с винтовкой в руках. По ободу щита – надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Орден Красной Звезды – награда, которая чуть позже откроет неизвестные страницы биографии ветерана.
Читая военный билет, узнаю ещё несколько фактов: перед войной Александр Герасимович отслужил срочную в кавалерии, образование – 1 класс начальной школы, в артиллерийских войсках с самого начала войны. Вводя в строку поиска электронного банка документов «Подвиг народа в ВОВ 1941-1945 гг» фамилию, имя, отчество свёкра Раисы Егоровны, совсем не надеюсь на положительный результат, и делаю это скорее из-за интереса к сайту. Но неожиданно в открывшемся окне предстаёт информация о наградах Александра Герасимовича – названия, номера, даты. Орден Красной Звезды кроме этого имел наградной лист, в котором оказалась наиболее полная информация о ветеране.
Итак, Александр Герасимович Валдырев, в армии с 24 июня 1941 года, служил в 154 артиллерийском полку в звании гвардии ефрейтора старшим телефонистом. Воевал на Западном, Брянском, Центральном, Белорусском фронтах. 8 января 1944 года был ранен, в этом же году вступил в партию. Имеется и краткое изложение боевой заслуги: «22 марта 1945 года находясь на передовом наблюдательном пункте в боевых порядках пехоты в районе высоты 184,2, что севернее деревни Эспенкруг Поморского воеводства в исключительно тяжёлых условиях (местность простреливалась ружейно-пулемётным огнём) держал непрерывную связь с пехотой и под огнём устранил одиннадцать порывов телефонной линии…».
Там же узнаю: за два месяца до этого за подобный поступок у местечка, с труднопроизносимым названием в Варшавском воеводстве, награждён медалью «За боевые заслуги». Медаль «За отвагу» самая «ранняя» - 1943 года. Найденная информация – настоящая удача, которая, в первую очередь, важна для родственников ветерана.
Разворачиваю сложенную вчетверо стопу пожелтевших листов. Благодарности. В каждой благодарности примерно такой текст: «Вам, участнику боёв за овладение городом Брест, приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 28 июля 1944 г. за отличные боевые действия объявлена благодарность». Благодарности за форсирование рек, за овладение землями и провинциями, опорными пунктами и городами, о которых многие из нас и не слышали, и по которым можно изучать продвижение наших войск на Запад. При этом поражает стремительность победного 1945 года: приказ от 26 апреля – за овладение г. Штеттин, от 27 апреля – за г. Пренцлау и Ангермюнде, от 29 апреля – за овладение городами Анклам, Фридланд, Нойбранденбург, Лихен.
Благодарности соединены скрепкой не по времени вручения, но сверху лежит самая ранняя - за овладение городом Чернигов. Может это не случайно, и к этой благодарности у Александра Герасимовича, было особое отношение. Ведь 76 дивизия, в составе которой находился его полк, за проявленную доблесть в сражении за Чернигов, получила наименование «Черниговская». А важность краткой фразы «За овладение городом и крепостью Торунь» на одном из листов, понимаешь лишь, когда читаешь историю полка: «За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении г. Торунь и проявленные при этом доблесть и мужество 5 мая 1945 года полк награжден орденом Красного Знамени». Одной из первых, этой награды, учреждённой за особую храбрость, самоотверженность и мужество удостоилась 316-я дивизия генерал-майора Панфилова.
3 мая 1945 года 76-я гвардейская Черниговская Краснознаменная дивизия вышла к берегам Балтийского моря на северо-востоке г. Висмар и встретилась с 6-й воздушно-десантной дивизией английской экспедиционной армии. Позади 4 года самой разрушительной, войны в мире, тысячи пройденных километров, бои и погибшие товарищи. Впереди долгожданная встреча с женой и сыном, рождение дочери, впереди, может и непростая, но свободная и достойная жизнь.
В настоящее время принято фиксировать каждое выступление ветерана, ведь так важно оставить будущим поколениям живое слово очевидцев и участников Великой Отечественной войны. Но сколько тех, чьи рассказы не только не успели записать на плёнку, но и не услышали. И не только из-за смерти бойца на войне, а по причине скромности героев или нежелания вспоминать. Теперь рассказывать за них будут их награды.
А.Г. Валдырев
Спасибо за память, за интересный рассказ!
Спасибо за отзыв! Годы моего раннего детства пришлись на конец 70-х - начало 80-х, в это время в нашем подъзде жили два участника войны. Одного ярко запомнила лишь в момент резкого ухудшения его здоровья, когда на носилках увозили медики. Думаю, с этого момента я и узнала, что была когда-то война, что моего соседа оказывается там ранили в голову, а сейчас зашевелились осколки. Они и убили его. Уже в наше время после знакомства с сайтом "Подвиг народа" узнала, что дошёл он до Берлина. Второй сосед воевал, попал в плен, оказался в концлагере, выжил. Пережил первого ненамного. "Свои" фронтовики, двоюродные дедушки, ушли в иной мир примерно также в 80-ые и 90-ые. Это мои школьные годы. Вспоминаю школу и, к сожалению, ни одного общественного дела, связанного с фронтовиками, не помню. Не помню, потому что их и не было, ни встреч, ни бесед, а концерты не считается. Потому что помнишь военную песню, которую пел, а для кого пел - нет. А фронтовики ещё были, правда уже не в каждом доме. Никто не лез к ним с расспросами, а они может и не против были рассказать. Но этого теперь не узнать. Есть чувство, что мы (имею ввиду только нашу школу) упустили что-то важное.