Пользователи, интересующиеся фамилией Роженцов
Пользователь | Дата регистрации | Родина фамилии |
---|---|---|
ularo73 | 08.09.2017 | деревня Мосино (Новое Мосино), Новоторъяльский район, Республика Марий Эл |
Пенсионер | 02.12.2018 | деревня Березник, Советский район, Кировская область |
Пенсионер | 02.12.2018 | город Советск (Кукарка), Советский район, Кировская область |
Пенсионер | 02.12.2018 | деревня Гремеча (Сидоровская), Советский район, Кировская область |
Пенсионер | 02.12.2018 | деревня Косогор, Советский район, Кировская область |
Пенсионер | 02.12.2018 | деревня Голомидово, Советский район, Кировская область |
Пенсионер | 02.12.2018 | деревня Чемодановская на реке Немде, Советский район, Кировская область |
Пенсионер | 02.12.2018 | деревня Лысаново (Чемодановская), Советский район, Кировская область |
Пенсионер | 02.12.2018 | Уварово/Ивонино на реке Юг |
Фед Ек | 10.03.2019 | Большое Мамаево |
milana61 | 01.08.2019 |
Словарь фамилий «Книги Вятских Родов» В.А. Старостина
Толкование происхождения и значения фамилии (пояснения к словарю)Роженцов
Родовое имя – сын Роженя.
Рожень – шест – высокий, худой человек.
Родовое занятие - роженец - лук, оружие воевавший или делающий такое оружие. Также см. Рожин.
Информацию о распространенности фамилии Роженцов на Вятке и в России смотрите здесь.
Описание фамилии
Эта фамилия не имеет описания. Если Вам есть, что рассказать о ней, напишите об этом в комментариях.
1762–1764_Алатская дорога (Алатск, Кукарская волость)_Списки_Ревизские сказки, дворцовые крестьяне, среди них есть Роженцовы, если конкретно, В ПОЧИНКЕ БЕРЕЗНИКЪ, дв. кр-е: Федоръ, Карповъ сынъ, Роженцовъ; сообщение №32:
https://rodnaya-vyatka.ru/forum/102848
Версии происхождения и значения фамилии Роженцов.
В любом случае русская фамилия образована от мирского имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии. Основой фамилии Роженцев послужило мирское имя Роженец. Мирское имя Роженец образовано от вышедшего теперь из употребления слова «роженье». В старину словосочетание «моё роженье» означало «мои дети». Очевидно, роженец – один из детей. Возможно, что имя Роженец связано с прилагательным «рожёный» со значением «родной, родимый, милый, желанный».
Древнерусский человек, живший по законам природы, сам представлял себя её частью. Давая младенцу такое имя, как Роженец, родители хотели, чтобы природа воспринимала ребёнка как своего, чтобы к нему перешли те полезные качества, которыми наделён этот представитель растительного мира. Роженец, со временем получил фамилию Роженцов. Очевидна связь фамилии со словом «уроженец». «Уроженец», например, какой-то губернии, «уроженец» - «у - роженец».
Родовое имя – сын Роженя.
Рожень – шест – высокий, худой человек.
Родовое занятие - роженец - лук, оружие, воевавший или делающий такое оружие.
Рожон - острый кол, используемый как оружие. Отсюда становятся понятными выражение 'лезть на рожон', пословица: 'За наше добро, да нам же рожон в ребро'. Рожном могли прозвать агрессивного упрямого, неуступчивого человека: 'Противу рожна не попрешь'.
Рожнецов от рожнеца - деревянный крюк, которым дергают из скирды сено, Рожнин от рожни - в сибири заячьи ловушки. В словаре Даля рожны, рожнецы - названия различных вил, а рожнить - пырять, толкать. В любом случае, все фамилии образованы от прозвища человека, который мог быть колючим по характеру или драчливым, резким, неуживчивым.
В словарях фамилий есть еще несколько фамилий на 'рож', степень близости которых я предлагаю установить вам самим. Рожаев, Рожанко, Рожанков, Рожанов, Рождествинов, Рождествов, Рождов, Рожев, Рожевалов, Рожевцов, Роженко, Роженков, Роженцев, Роженцов, Роженчиков, Роженьков, Рожин, Рожинов, Рожинцев, Рожкеев, Рожко, Рожков, Рожнов, Рожнин, Рожнев, Рожнёв, Рожненко, Рожников, Рожнов, Рожняков, Рожов, Рожченко и список можно продолжить. На мой взгляд, родственными можно назвать следующие варианты: Роженцов, Роженцев, Рожинцов, Рожинцев, Рожевцов, Рожнецов, Роженец, Пожалуй, и всё. Причём, первые пять вариантов я склонен считать просто одной и той же фамилией, одинаково воспринимаемых на слух.
Роженцами на Руси в старину называли различные виды растений, например, из семейства злаковых (тимофеевка луговая, ежа сборная, плевел опьяняющий) и из семейства зонтичных (борщевик обыкновенный, борщевик сибирский). Это название могло использоваться в качестве обычного мирского имени. Не исключено, что в основе фамилии Роженцев лежит народное название растения роженец, также известного как борщевник или бодран. До введения на Руси христианства наречение ребёнка именем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространённой традицией. Это соответствовало языческим представлениям человека о мире (вплоть до середины 17 века они давались в дополнение к официальным церковным именам).
Распространённости и разнообразию таких имён, называвшихся мирскими, способствовал такой обычай. Крестильные имена выбирались по святцам (строго в соответствии с тем, память какого святого отмечалась в день крещения), поэтому во многих семьях случалось так, что отец и некоторые из сыновей носили одинаковые крестильные имена. Дабы избежать неудобств, возникавших при наличии в семье нескольких тёзок, детям давали разные, но «родственные» имена мирские, например, Хмель и Роженец, Лебедь и Гусь, Зуб и Клык, Томило и Истома и т. д. Также широкое распространение имел обычай, согласно которому на протяжении нескольких поколений в семьях мирские имена выбирались из одной тематической группы. Если мирское имя отца было, например, Чеснок, то сыновьям своим он мог дать имена, повторяющие названия различных растений (Роженец, Хмель, Капуста, Осока); внуки, в свою очередь, также получали имена из этой группы: Лопух, Пырей, Вязель, Лебеда, Рогоз, Камыш и т. п. Интереснейший пример такой традиции находим в грамотах 15-го века, в которых упоминается новгородский боярин Иван Григорьевич Осока Травин (Травин — отчество, то есть его отец носил мирское имя Трава). Своих детей Иван Григорьевич Осока назвал: Вязель (горох), Дятелина (дикий хмель), Отава и Пырей. Соответственно дети братьев, носивших имена Хмель и Роженец, могли со временем получить семейные прозвания Хмелёвы и Роженцевы (другой вариант записи — Роженцовы).
Фамилия «Роженцов» является довольно редкой в России и в странах ближнего зарубежья. В своих поисках я встречал в документах вплоть до середины 19-го века носителей фамилии «Роженцов» только из крестьян. Лишь один раз я увидел замечание о неких Роженцовых из русского владимирского купечества в 16-17 вв. Никаких документов, подтверждающих эту версию, я не имею. Хорошо известно также, что перечисленные выше родственные фамилии носили представители различных социальных групп.
РОЖАНЦОВО, д. (Бежецкий р-н, Васюковский СО). От м.л.и. Рожан > Рожанец ‘уроженец, земляк, земец’ (36, IV, с. 10); возможно, из рожнец ‘деревянный крюк, которым дёргают из скирды сено’ (35, с. 354), имя по фигуре. См.: Гришка Рожай, крестьянин, 1495 г. (85, с. 337). «Фамилии образуются от уменьшительных имен на -ец. Суффиксальное е подвижно и исчезает в фамилиях, которые оканчиваются на -цев/-цов... Фамилии на -анов происходят от прозвищ на -ан от основ существительных, прилагательных, реже — глаголов. Обычно эти прозвища характеризуют физические особенности человека: Брюханов, Губанов, Усанов» (86, с. 74,126—127).
В. М. ВОРОБЬЁВ, ТВЕРСКОЙ ТОПОНИМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Названия населённых мест. МОСКВА, РУССКИЙ ПУТЬ 2005.
РОЖАЙ. Гридка Рожай, крестьян. 1495. Писц. I, 203.
Словарь древнерусских личных собственных имен. Н.М. Тупикова.
Словарь русского языка 11-17 вв.
http://ru-eval.ru/hist/xi-xvii/18r.html#rozh
О возможных языческих корнях фамилии "Роженцовы".
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003563317/
https://sources.ruzhany.info/026.html
https://ru-sled.ru/rod-i-rozhanicy/
http://ruspravda.info/Den-Bogini-Rozhani-87.html
https://vetliva.ru/belarus/what-to-see/kostel-bogomateri-ruzhentsovoy-v-...
https://planetabelarus.by/sights/kostel-bogomateri-ruzhentsovoy-v-raduni/
О римско-католических обществах рожанцев, их значении и распространении в Подольской епархии.
https://zapadrus.su/bibli/istfbid/1922-o-rimsko-katolicheskikh-obshchest...
1620 год. РГАДА, 1209-1-15039, л. 225об.
Книги приправочные Соливычегодского посаду и уезду дозору Самарина 1620 г.
(Л.225об.)
В Петровском сельце деревни чорные.
Деревня Уваровская на реке на Югу, а в ней крестьяне
(в) Митрошка Тимофеев з детьми Степанком да з Гришкою.
(в) Агейко Тимофеев с племянником Савостьянком.
(в) Ивашко Патрекеев с детьми с Ывашком да с Оничкою.
(в) Нестерко Иванов.
(в) половник его Васка Окулов.
(в) половник Ивашка Патрекеева Федка Иванов.
Пашни паханые, середние земли и с припашкой семь четей в поле а в дву потому ж.
Сена тритцать копен в живущей пол выти.
1625 год. РГАДА, 1209-1-446, л. 285.
Писцовая книга г. Соливычегодска и Соливычегодского уезда, писцов П.Н.Мансурова и И.С.Благово 1625 г. (Л.285.)
В Петровском сельце деревни чорные.
Деревня Уварова на реке на Югу, а в ней крестьяне
(в) Митрошка Тимофеев з детьми Степанком да з Гришкою, владеют по старине.
(в) племянник ево Савостьянко.
(в) Ивашко да Трошко да Мокейко Ивановы дети Патрекеевы.
(в) Нестерко Иванов.
(в) половник Митрофанка Тимофеева Васка Иванов.
(в) половник Ивашка Патрекеева Жестачко Левонтиев.
Владеют все по старине, пашни паханые, середние земли шестнатцать четей (без) полосмины в поле а в дву потому ж, сена пятдесят копен в живущей выти с получетью, да примерные пашни девять четей с осминою с четвериком, оброку пятнатцать алтын и четыре деньги. Поскотины десять десятин, лесу двенатцать десятин.
1645 год. РГАДА 1209-1-451, лл.323-323об.
Писцовая книга г. Сольвычегодска и Сольвычегодского уезда, писца Б. Г. Приклонского 1645 г. Подлинник. (Книга 1) (Л.323)
В Петровском сельце деревни черные. Деревня Уварово на реке на Югу а в ней
гостиные сотни Ивана Якимова сына Усова з братом половники
(в) Семейка Вахромеев с сыном с Васкою.
(в) Савка Данилов.
(в) Оничка Иванов.
(в) Ивашко Левонтьев з детьми с Ывашком да с Трофимком.
(в) Симонко Нестеров з братом с Ывашком.
Пашни паханые середние земли четырнадцать четей да перелогом десять четей без полосмины в поле да дву потому ж. Сена пятьдесят копен в живущем выти, а в пусте полчети выти, да старые примерные пашни девять четь с осминою и с четвериком. Оброку пятнатцать алтын четыре деньги. Поскотины десять десятин, лесу двенатцать десятин. Владеют деревнею по закладным Нестерка Чюркина, да Савастьянка Роженцова, да Ивашка (323об) да Оничка Патракеевых, да Митрошки Ивонина 138 (1630) да 144 (1636) году.
Да под тою ж деревнею мельница Колотовка пуста.
1646 год. РГАДА 1209-1-15058, лл.73об. -74.
Переписная книга г. Сольвычегодска и Усольского уезда переписи П.Ф. Бобарыкина 1646 г. Подлинник.
(Л.73об.).
В Петровском сельце деревни черные
деревня Уварово на реке на Югу гостиной сотни Ивана Усова с братем
(в) половник Семейка Вахромеев с сыном с Васкою.
(в) Савка Данилов.
(в) половник Обросимко Софонов.
(в) половник Ываш (Л.74.) ка Леонтьев с детьми с Ивашком да с Трошкой.
(в) половник Симонко Нестеров з братом с Ывашком.
1647 год. РГАДА, 1209-1-15052, л.319.
Переписная книга посада гор. Сольвычегодска с уездом переписи московского дворянина Ивана Гавриловича Чирикова и подьячего Григория Белова.
(Л.319)
В (Усольском) уезде в Петровском Сельце деревни. Деревня Уварово на реке, на Югу,
гостиной сотни Ивана Усова з братьею, а в ней половники ево. (в) половник ево Сенька Вахромеев сын прозвище Окуловы с сыном с Васкою, у Васки сын
Тимошка дву лет. (в) половник Савка Данилов сын Залесов, да в той же избе другой половник Амбросимко Сафонов сын прозвище Скороходов с сыном с Игнашкою трех лет. (в) половник Ивашко Иванов сын прозвище Меркурьев з братом с родным с Трошкою. У Ивашка детей: Исачко трех лет да Ларка десяти недель, а у Трошка детей: Ивашко дву лет да Демка десяти недель.(в) половник Симанко Нестеров сын прозвище Че(о)рникин з братом с родным с Васкою, у Симанка сын Данилко дву лет.
Таким образом, Савастьянка Роженцов записан в указанном месте в документах 1645 года, а по его закладным 1630-1636 гг. деревней Уварово владеют другие люди. По-видимому, в период 1630-1645 гг. он переселился в деревню Харитоновскую на реках Кузюг и Ентала в Ентальскую волость Южской трети Устюжского уезда, что можно отследить на сайте ВГД.
Агей Тимофеев Роженцов переселился в Кукарку не раньше 1620 г. и не позже 1625 г. О его общественной деятельности можно узнать из Трудов Вятской ученой архивной комиссии, 1910 год, выпуск 1, отдел 3, стр. 39-46. Теперь ясно, почему он не записан в дозорной книге К. Шушерина: просто не успел.
Митрофан Тимофеев Роженцов и его сыновья Григорий Митрофанов Роженцов и Степан Митрофанов Роженцов переселились в Кукарку, в деревню Чемодановскую на Немде, после 1625 года, но до 1646 года, когда и была проведена очередная перепись: РГАДА, 1209-1-6445, листы 1137об. - 1138об. Впрочем, к этому времени Митрофан Тимофеев Роженцов уже умер.
Следует заметить, что можно сделать заключение и о причинах смены места жительства семьёй Роженцовых: во-первых, случавшиеся разливы реки Юг «сметали» всю землю в её пойме (см. документы на ВГД в переписях Петровского сельца.), а во-вторых, к этому времени подоспел указ царя Михаила Фёдоровича о возможности заселения посада слободы Кукарки на льготных условиях (см. уже цитированный документ ТВУАК). Таким образом Роженцовы сменили ведомственную принадлежность: из государственных стали дворцовыми крестьянами.
Примечание: «Петровское сельцо деревни черные» - административно-территориальная единица Сольвычегодского уезда, что-то типа волости или сошки по Я.Е. Водарскому. Ниже приведена схема этого уезда, на которой под номером 14 условно показана территория «Петровского сельца».
На следующей картинке показан фрагмент карты Стрельбицкого 1870 года с населёнными пунктами в пойме реки Юг у Великого Устюга. Можно найти на левом берегу деревню Петровскую, возможно, как отголосок более древнего названия. По писцовым книгам 1620 года и другим 17 века черные деревни из Петровского сельца располагались на реках Юг, Сухона, Емкуч, Шарденьга, Шомокса, Северная Двина. Названия некоторых деревень сохранились до нашего времени.
В конце сообщения я привожу современную карту из Яндекса, на которой красным фломастером обозначено возможное местоположение деревни Уварово (Уваровской). Кстати, совсем рядом, при впадении речки Шарденьги в реку Юг находится Троице-Гледенский монастырь. Должно быть понятно, что на карте реки Сухона и Юг сливаются в Северную Двину, а чуть южнее в Юг впадает река Луза. Вот это место и называлось «Петровское сельцо».
Масштаб: длина красной отметки приблизительно 4 километра.
.
УВАРОВИЦА, д. Кожуховского с /с Междуреченского р-на. Впервые упоминается в документах начала XVII в.: «Д. Уваровица на р. Сухоне на дикой стороне против рчк. Уваровицы, а в ней 8 дворов» (ПК Тот 1623, 25). В позднейших источниках именуется так же (СНМРИ, VII; СППП, 1964, 4). Название дано по имени основателя.
Имя Увар было употребительно в Русском государстве в XV — XVIII вв. (Он. 230). Можно предполагать, что вначале деревня именовалась Уварово, по ней получила название и р. Уваровица. До начала XVII в. под влиянием гидронима селение также начинает именоваться Уваровица. К имени Увар восходят названия селений У в а р и х а в Харовском р-не, У в а р о во — в Вологодском, У в а р о в с к а я — в Тотемском. Д. Уварово Сиземского с/с Шекснинского р-на называлась в XVI в. Уварова Горка (ПК Белоз 1544, с. 201).
Ю. И. Чайкина, С Л О В А Р Ь географических названий Вологодской ОБЛАСТИ, Населенные пункты.
Издание второе, дополненное. Вологда, 1993 г.
Царская грамота 1595 года.
(РГАДА, 1209 -1- 446). Писцовая книга г. Соливычегодска и Соливычегодского уезда, писцов П.Н.Мансурова и И.С.Благово 1625 г.
(л.285) В Петровском сельце деревни чорные.
………………………………………………….
(л.295) Деревня Уварово и в заполье луг на реке на Югу. Сена двести копен. Владеют крестьяне деревни Уваровой. Оброку десять алтын. Да у тое ж деревни голово песку восемьдесят …, а на той реке ево нихто не взял. Пожня площадка, сена шестьсот копен, да пожня залужья, сена шестьдесят копен. Владеют крестьяне деревни Ивониной Митрофанко Тимофеев с товарыщи по Государевой грамоте Царя Федора Ивановича Всеа Руси 7104 году. Оброку старого по перекупу два рубли.
Река Юг вблизи Троице-Гледенского монастыря. На правом берегу Юга располагались черносошные деревни Петровского сельца Усольского уезда и Ивановского погоста Великоустюжского уезда, а также несколько деревень Михаило-Архангельского монастыря. На левом берегу - Быкокурский стан Великоустюжского уезда с деревнями Троице-Гледенского монастыря и несколько деревень Петровского сельца и Ивановского погоста.
Деревня Уварово(Уваровская, Ивонино) предположительно находилась напротив ТГМ на правом берегу реки Юг. "...а у тое ж деревни голово песку восемь десятин, а на той реке ево нихто не взял." На фото хорошо виден песчаный наволок приблизительно такой же площади.
Устье реки Юг с тем же наволоком. В мае 2024 года половодье затопило эти пески.
О местоположении деревни Уварово (Уваровская, Ивонино) на реке Юг.
Указать это место с достаточной точностью пока не удалось. Существует только прямое указание о нахождении деревни на реке Юг в составе Петровского сельца Сольвычегодского уезда. Кроме этого имеются косвенные аргументы: поблизости находился песочный наволок размером в 9 гектар (8 десятин) и большой луг, который давал 660 копен сена (пожня Площадка и пожня Залужья). Этим данным вполне удовлетворяет местность на правом берегу реки Юг напротив Троице-Гледенского монастыря. Однако с уверенностью можно лишь утверждать, что деревня Уварово Петровского сельца находилась между устьем Юга и устьем Лузы.
Каких-либо географических закономерностей из писцовых книг извлечь невозможно, поскольку соседние деревни в списках деревень в писцовых книгах располагались совершенно в разных местах.
Деревня Уварово в Петровском сельце фигурировала в переписных книгах до 1710 года, включительно. Лишь в третьей РС имеется запись о деревне Спирина гора, она же Уварово, но это какое-то новое название, поскольку в книгах 17 века искомая деревня Уварово и Спирина гора, что выставлена из деревни Патрикеева - это совершенно отдельные населенные пункты. Стоит заметить, что в книгах начала 17 века можно обнаружить иные деревни с названием Уварова, не располагавшиеся на реке Юг. В частности в Быкокурском стане Великоустюжского уезда в четырех верстах к северу от Великого Устюга, но состав его населения не имеет ничего общего с населением деревни Уварово на реке Юг.
По-видимому, эта деревня находилась слишком близко к реке и аномальные её разливы, хоть и редкие, но сметавшие всё на своем пути, стали причиной того, что население деревни в конечном итоге переселилось в более безопасные места.
А суммарно 860 копен сена. Огромные луга, обширные земли. Спасибо Святому благоверному царю Феодору Иоанновичу за щедрость и заботу о народе!
По данным 1625 года.
Совокупный земельный надел жителей деревни Уварово (Ивонино).
Середней земли - 16 четей без полосмины и в дву потому ж. (×3), (1 четь = 0.5 десятины).
Сена - 50 копен. (10 копен =1 десятина).
Примерная пашня - 9 четей с осминою с четвериком. (1 четь = 0.5 десятины).
Поскотина - 10 десятин.
Лес - 12 десятин.
Пожни - сена 860 копен. (10 копен =1 десятина).
Голый песок - 8 десятин.
Из расчета 1 десятина = 1.092 гектар, совокупный земельный надел составлял приблизительно 163 гектара.
Для сравнения можно обратиться к работе авторитетного ученого.
Ключевский В.О. ПОМЕСТНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ.
https://history.wikireading.ru/213561?ysclid=lysbspf5sr846324057
На примере известного случая в 1550 г., когда правительство роздало поместья в Московском и ближайших уездах. Размеры поместных участков были неодинаковы и соответствовали чинам помещиков: бояре и окольничие получили по 200 четвертей пашни в поле (300 десятин в 3 полях); дворяне и дети боярские городовые, разделенные на несколько статей или разрядов, получили по 200, 150 и по 100 четвертей в каждом поле. Таким образом, 1078 служилым людям разных чинов в том году роздано было зараз 176 775 десятин пашни в 3 полях. То есть в среднем получено около 164 десятины на чин, и это с учетом высших чинов, бояр и окольничих.
Возможное расположение деревни Уварово/Уваровская/Ивонино на реке Юг.
На современной карте Яндекс (2024 год, рис.1), практически на границе Вологодской и Кировской областей, отмечено урочище Ивонино у речки Ичма, впадающей в реку Юг. Чуть выше по Югу расположен населенный пункт Шолга - в прошлом центр волости Шолга Устюжского уезда. На картах советского периода и на некоторых картах 19 века на этом месте указана деревня Ивонино, например на карте Стрельбицкого. Кроме того, на некоторых картах ниже по течению Юга отмечен нежилой Ивонинский починок. В пользу такого местоположения деревни Уварово/ Уваровская/Ивонино из писцовых книг 17-го века свидетельствует факт нахождения рядом деревень Обрадово и Томашова, как это иллюстрируется приведённым фрагментом советской карты (рис.2). Деревни с очень похожими названиями фигурируют в писцовых книгах и реестрах Петровского сельца, в состав которого входила деревня Уварово/Уваровская/Ивонино, а именно это деревни Тумашово и Новорадовская/а Брадово/ Обрадово/Обрядово. Если это так, то администртивно-территориальная единица Сольвычегодского уезда «Петровское сельцо» представляла из себя очень фрагментированное объединение населённых пунктов, распределённых среди Устюжских волостей от Шемоксы до Шолги. Следует заметить, что все деревни Петровского сельца часть налогов платили с Ивановским погостом Устюжского уезда, деревни которого располагались вперемешку с деревнями Петровского сельца большей частью между реками Шемоксой и Лузой. Указанные же здесь деревни Ивонино, Томашево и Обрадово «тянули» скорее к устюжским волостям Орлова, Варжи, Шастки и Шолги. Почему эти деревни не были включены в состав этих устюжских волостей остаётся загадкой. Впрочем, как это хорошо известно, каждая деревня могла иметь несколько названий, и только некоторые из них сохраняют одно и то же название на протяжении веков.
Рис.1 Рис.2
Уро́чище — в широком смысле, народное название любого географического объекта или ориентира, о котором договорились («уреклись») люди. Урочищем может стать любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. Например, это может быть лесной массив среди поля, болото или нечто подобное, а также участок местности, являющийся естественной границей между чем-либо. Таким образом, урочищем иногда называют и отдельно стоящие небольшие населённые пункты, поскольку они выделяются на окружающей местности. На советских и российских топографических картах термин урочище используется для обозначения территорий бывших населённых пунктов, на которых не сохранилась застройка. Прежде многие историки и географы причисляли к «урочищам» любые населённые пункты. Нередко на топографических картах термин «урочище» используется вместе с соответствующим топонимом для обозначения определённых территорий (обычно небольших, в поперечнике от нескольких км до нескольких десятков км), имеющих устойчивое название у местного населения.
урочище Ивонино
урочище Ивонино, Великоустюгский муниципальный округ, Вологодская область
Координаты: 60.460229, 46.845067
По летописным сведениям, и различным описаниям, за 377 лет (1500-1877 гг.) в районе Великого Устюга зафиксировано 14 «исключительных» затоплений, превышавших или достигавших 7-ми метровой отметки и среди них 2 (или три, так как отметку катастрофического наводнения 1517 года невозможно определить), превышавших 10 метров. Почти все они были связаны с заторами льда.
https://vmcbs.vlg.muzkult.ru/media/2022/11/02/1286656848/Vodnaya_stixiya...
Об этом и других напастях свидетельствует и хроника жизни Великого Устюга:
Чебыкина Г. Н. «Великий Устюг: летописная книга XII - нач. XXI века»
1515
Ноября в 24 день вода в реке Сухоне была велика, подобна весенней, и стояла в одной мере две недели.
1516
Месяца апреля в 23 день на память святого Георгия шла река Сухона весьма грозно. Вода была велика, такова и не бывала. Льдом город стерло и посад по всему берегу обрыло. Много дворов снесло, много людям беды учинило, много хлеба и добра потопило. И во всем Устюжском уезде, по Сухоне и по Югу, деревень изрыло водой и дворов унесло бесчисленно много.
1542
Казанские татары приходили к Устюгу. На Дымкове сожгли две церкви и 73 двора. Другим городам и уездам много зла сотворили. В Казань возвращались через Вятскую землю, плыли на плотах рекою Моломою. Собравшись, вятских городов люди тех татар на реке Моломе побили.
1557
В Устюге второй год подряд был голод. Люди ели пихту, траву и мертвечину, и на людей был великий мор. А мера ржи стоила 4 гривны.
1570
Был голод по всей земле Русской. В Устюге четверть ржи стоила 18 алтын, а в Вологде рубль.
1571
В Устюге была моровая язва. На посаде и в селах померло много людей. У монастыря Иоанна Предтечи наклали мертвых 7 ям. А священников осталось в Устюге только шесть.
1627
Мая в 20 день, в неделю Всех святых был трус (землетрясение) на Двине, и многие люди истрясение земли видели.
1636
В Устюжском уезде был «великий недород» хлеба. Снег выпал рано, несжатый хлеб запал.
1638
В Устюге Великом во время весеннего разлива Сухоны снесено было водой 150 посадских дворов.
1660
Лето было дождливое, посевы погибли. Во всех восточных уездах Поморья, в том числе и в Устюжском, был неурожай. Население уходило в «хлебородные места».
1669
Во всем Устюжском уезде был хлебный большой недород: рожь и всякий яровой хлеб побило градом и морозом. И многие люди от того обнищали и оскудали, сосновую и пихтовую кору с мякинами ели и с голоду умирали.
1695
В том же году лето было с сильными дождями, ветрами и ранними заморозками. С озимой ржи цвет обило, а яровые хлеба не выспели и позябли. До декабря месяца ни жать, ни возить было нельзя. И многие полосы были не убраны и снегом запали.
Природа не баловала людей, а аномальные паводки топили пойменные луга, сносили здания, плодородную почву. Люди теряли всё, что нажито непосильным трудом.
.
Лист 153 оборот (слайд 619)
(в) бобыль Гришка Рожнов, у него сын Самойлик.
.
А почему вы решили, что Огейко Тимофеев - это отец Михаила из Косогора? Двор Огейки в Ц-Санчурске фигурирует в списке бобыльских дворов.
Как-то не вяжется со столь уважаемым ч-ком.
.
Неубедительно.
Агей бился с Яранской администрацией в 1630-е годы, причем здесь Ц-Санчурск?. Вердикт о том, что "землей владеть Агейку Роженцову с товарыщи" был сформулирован в 1640 г. Перепись 1646 года была много позже. Нет достаточных доводов для того, чтобы считать его тем самым Агейкой и отцом Михаила из Косогора.
.
Фамилия могла пойти от местности Рожественский
Рож(д)ественский погост Ратмеровского стана Сольвычегодского уезда. Поп Агей - священник Богородицко-Рождественской церкви. Фамилия Роженцов не могла произойти от названия этой местности. Вообще, ни в Ратмеровском стане, ни в Антропьевой слободе в переписях 17 в. эта фамилия не встречается. Была фамилия Рожицын, но это, скорее всего, другое.
.
В данном вопросе никакой золотой середины нет. Согласен с вашим оппонентом.
Я не оппонирую, просто плотно занимаюсь переписями этого региона, поэтому говорю с уверенностью. Такой фамилии в этой волости, повторяю, не зафиксировано. Священник мог принять фамилию Рож(д)ественский, а Роженцов - это родовое прозвище, т.е. Агей, теоретически, мог его иметь, но ещё до того, как стал священником и прибыл в этот приход.
Страницы