Лингвисты о топонимике Вятского региона - 1

Не претендуя на глубокий разбор, пробежимся по вершкам....

Вот есть статья 1907 года "ВЯТИЧИ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ" Павла Ивановича Якобия. Доктор сам пишет что для "психиатpa-этнолога большая смелость высказывать свое мнение в вопросах историко-филологических, но я решаюсь сделать это, в надежде что, в случае ошибки, специалисты отнесутся снисходительно к моему, весьма скромно высказываемому, предположению." И действительно, в предисловии пастор, ещё один доктор Я.Гут пишет похвалу, как и положено в начале рецензии:

На мой взгляд, доктор Якобий несомненно доказал, что проживающие в Орловской губернии Вятичи принадлежат к финно-угрскому племени. Факты и посылки приведенные доктором Якобием из области психиатрии и медицины, я, как непосвященный в эти науки, не могу проверить, но совокупность исторических, этнографических и лингвистических данных, на которые он опирается, достаточна убедительна и вполне оправдывает высказанное автором мнение. Как финнолог, я могу засвидетельствовать, что собрание финно-угрских географических наименований, приведенных автором, является весьма ценным материалом, существенно облегчающим дальнейшие исследования.

и далее громит статью полностью, так что даже неловко за доктора Якобия

Тем не менее, финнологам неоднократно придется возражать автору и оспаривать некоторые его положения, и это неудивительно, так как автор лишь весьма поверхностно знаком с финскими говорами. Он сам, впрочем, в этом чистосердечно сознается, и это сознание служит ему извинением. Hecoмненно однако, что ученый, предпринимающий лингвистическое исследование не усвоив основательно те наречия, которые им исследуются, ставит себя в невыгодное положение.

что же такого написал Якоби что Гут не согласен?

Нам говорят, что хотя Орловская губ., по крайней мере, в западной и центральной ее части, была некогда заселена финским племенем (это еще допускается), но что к 9 веку (?) этих финнов оставалось уже очень мало, - „редкие и слабые посты" [1], - что они были вытеснены и заменены славянскими Вятичами. Если мы нашли известное число рек с финскими именами, то можно высказать гипотезу, что эти имена сохранились от первоначальных жителей. ...

Но населенные места гораздо менее консервативны относительно своих имен, „в общем, они характеризуют расу не населявшую когда-mo, а населяющую в данный момент страну. Мы видели ряд городов; если города, как более устойчивые населения, более стойко удерживают и имена, то этого уже никак нельзя сказать о деревнях; нет возможности предположить, чтобы значительное число деревень получило свои имена от очень древнего племени, которое уже в 9 веке было вытеснено так радикально, что оставило только „пограничные редкие и слабые посты", и чтобы новое население, совершенно другой расы и другого языка, приняло их географический onomasticon. Поэтому имена деревень имеют в наших глазах еще более доказательное значение, нежели имена городов, и даже рек.

в числе прочих примеров река Арбаж и село Арбаж но не будем фиксироваться тем более далее куча других примеров и сравнений со всеми известными доктору языками включая немецкий финский татарский и некоторые вятские. доктор знал понемногу обо всём. вот например таблица сравнивает тюркское слово балта с похожими в других языках

             

 

 

Тюркский

b

а

l

t

а

. . .

Топор боевой

Джагатайск.

b

а

l

t

u

. . .

Топор боевой

Алтайский

p

а

l

t

а

. . .

Топор боевой

Греческий

π

έ

λ

τ

η

. . .

Щит легкий

Латинский

b

а

l

t

е

us

Портупея

Чувашский

п

о

р

д

а

. . .

Топор

Русский

б

е

р

д

ышь

Топор легкий

отметим много сходных кроме чувашского и русского. и рецензент доктор Гут отрицает связь с финно-уграми и германцами.

в сухом осадке (по доктору Гуту) подход правильный, но лингвистика в этом конкретном случае не поможет ибо на вятке всё запутано так что разобраться невозможно. При этом Гут отметает как упомянуто выше финнов и германцев, но неожиданно, не спорит с латынью, греческим, алтайским и тюркским сравнением.

Факты и посылки приведенные доктором Якобием из области психиатрии и медицины, я, как непосвященный в эти науки, не могу проверить, но совокупность исторических, этнографических и лингвистических данных, на которые он опирается, достаточна убедительна и вполне оправдывает высказанное автором мнение.

Для себя подвожу итог - существуют места в вятском регионе с проживающими пересленцами, но были эти не финны и не германцы. Допускается родство с тюркскими, алтайскими, греческими народами и даже латынь. Возможно Вам покажется довольно вольным истолкованием, но моя цель здесь зафиксировать посыл, не споря о деталях.

P.S. Запомним и отметим что довольно часто наши прадеды и прапрадеды обладами более общирными знаниями которые позволяли им делать далеко идущие обобщения недоступные современной науке. Мне кажется началось это примерно в момент написания статьи, 1910-1920. Почему? наверное исчезло фундаментальное образование, исчез спрос на гуманитариев, возрос на инжереов и технологию и стала появляться специализация. Да-нет-возможно, не буду спорить, не об этом речь.

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Я знаком с данной работой и считаю ее заслуживающей внимания как доказательную базу в поисках связей двух вятичских анклавов. В последние годы появились и археологические данные в пользу этого. По моему мнению, в 8 и 9 веках произошло переселение части Прикамского (нижневятского финноугорского) населения на Оку, вероятно, вместе с именьковцами. Все эти племена ушли от появившихся на Волге булгар, которые начали устанавливать свои порядки. Но связи между переселенцами и оставшимися "вятчанами" сохранялись всегда, этому способствовал прямой путь по рекам и этническая схожесть (славяно-вотские метисы). В частности, в 12 веке часть окских вятичей наверняка перебралась на Вятку после окончательного поражения от русских князей.

очень интересна не только статься но и ворчливая переписка двух докторов :) я имею в виду отзыв/рецензию доктора Гут, опубликованную в одном со статьёй сборнике, в качестве предисловия. Что там интересно это признание вятки как своего рода плавильный котёл где существовали и перемешивались множество племен и культур. Гут признаёт что в этой путанице разобраться было бы очень тяжело и предполагает что неплохо бы было вернуться во времени и искать надо на юге азии и европы

 

Аватар пользователя Илья 87

Тургенев, "Записки охотника": "Кому случалось из Болховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах".

Калужская земля - это ареал голяди, и предшествующих ей балтских культур, а в Орловской уже начиналось другое население. Якобий обнаружил в Орловской губернии следы  финского субстрата, которое  "как бы зажато с двух сторон двумя другими этносами" и предположил что это остатки вятичей. Короче, минимум до 19 века на Оке сохранялись ареалы разных народов (балтов, финнов, славян), которых плавильный котел так и не переварил, может и не было никакого плавильного котла.

Только причем тут наша Вятка я не понял.

https://cyberleninka.ru/article/n/vyatichi-voprosy-rasseleniya-etnogenez... - статья 2018 года про вятичей. Появляются доказательства в пользу преемственности на землях вятичей арх.культур балтов и славян. Основная версия появления славян - с юго-запада. Признается наличие финских элементов, растворившихся в вятичском этнополитическом союзе - изначального многоэтничном как и другие славянские племенные союзы. 
 

Илья спасибо большое. С удовольствием прочитал цитату из Тургенева, замечательный язык, но ... Тургенев просто описывает то что видит своими глазами. Как понятно из множества статей специалистов по истроии края, там не всё так просто. Помните притчу о слепом держащим слона за хвост -"Слон, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку!" Тем не менее Тургенев крут как писатель, спору нет

Статью Майорова начал читать, но там несколько всё запутано (как и следовало ожидать), но меня заинтересовала история торговли с Востоком и военных походов вятичей на юг до Каспия и возможно дальше. Ссылки на многоженство и сожжение покойников. Это не христианские обычаи (в современном христианстве как мы его знаем), и кстати не факт что это язычество, возможно это остатки нехристианских религий. Вот это упоминание о хазарах заинтересовало тоже

Взаимоотношения с хазарами представляют собой отдельную обширную тему, которая не может быть подробно затронута в формате статьи, но, тем не менее, несколько суждений в этой связи будут приведены далее.

Вообще вся статья имеет акцент на "славянской колонизации территории бассейна Верхней Оки" в IX-X веке, что мне тоже довольно интересно

Ещё раз спасибо