Лингвисты о топонимике Вятского региона - 2

Довольно свежая Статья А. Л. Пустяков "К ПРОБЛЕМЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ МАРИЙСКИХ И ПЕРМСКИХ тОПОНИМОВ В ВЕтЛУЖСКО-ВЯтСКОМ МЕЖДУРЕЧьЕ" 2014 год

сразу во введении

1. В в е д е н и е Вопрос о пермских топонимах на территории марий Эл ставился в целом ряде работ марийских и удмуртских топонимистов. несмотря на то, что данная проблема неоднократно освещалась исследователями, решалась она пока все же на примере единичных и разрозненных фактов. по этой причине далеко не все предлагаемые исследователями этимологии топонимов и основанные на них выводы этногенетического порядка можно признать успешными. Топонимы марийского края, особенно этимологически затемненные, нуждаются в системном анализе.

и далее

Арбаж, лев. пр. р. Шошма; Арбаж, лев. пр. р. Шуван; Арбажка, прав. пр. р. Большой кундыш. исходя из физико-географических характеристик рек, можно сказать, что атрибут не связан с мар. ар, ор ‘маленький’, поскольку названные реки являются или самыми большими притоками (Шошмы, Шувана), или не самым маленьким (Большого кундыша). Топооснова ар-, вероятно, соотносится с мар. äр ‘лужа после весеннего разлива’ и мар. важ ‘приток, ответвление’. о. п. Воронцова и и. с. Галкин высказывают предположение, что в прошлом в «финно-угорских языках существовало различение величины речек переднерядной и заднерядной гласной их названий: ар-ор ‘поток, большая речка’, äр-öр ‘малая речка, ручей’». для сравнения приводятся данные венгерского языка: ́r ‘течение, поток’, ́r ‘ручей’. однако, по мнению ф. и. Гордеева, мар. äр и венг. ́r, ́r генетически разнородны — мар. äр ‘лужа после весеннего разлива’, ар ‘глубокий’ он под вопросом сопоставляет с ненец. ёря ‘глубокий, глубоко’, манс. ари ‘река’. В этимологическом словаре уральских языков мар. äр не рассматривается в одном этимологическом ряду с венг. ́r (< *šärɜ) и ́r (< *ϑarɜ)

новая версия, не согласная с Шабалиным и параллельная с доктором Якоби. Смотрим далее

Топонимы с неясной этимологией: Азваж (Ажваж), прав. пр. р. Рубка; Арганваш (Органваш), р. (Горн.); Аржеваж, р., лев. пр. р. кума (основа находит параллель в Ветлужско-Вятском междуречье: р. Арша, лев. пр. р. ошма); Ацвеж, р., лев. пр. р. Юма; Белбаж, с. (ков.); Большой Байбаш, р., лев. пр. р. Черная (одного происхождения с Войваж вуй); Войваж вуй, поле (Горн.); Вывож, р., лев. пр. р. Вола (атрибут топонима имеет параллель на юге кировской области в названии обрусевшей марийской деревни Вынур (Туж.) при речке Вынурке); Кликваж, лев. пр. р. ацвеж; Норжеваж, прав. пр. р. пуча; Нурдуваш (Нордоваш), д. (кильм.); Орваж карем, овр. (Горн.); Перчваж, прав. пр. р. Большой кундыш; Рейчваж, прав. пр. р. Шаранга; Чикважка, прав. пр. р. Большой Тюмберь. ................. исследование топонимов с неясной этимологией должно осуществляться, помимо прочего, с учетом микроареальных особенностей топонимии, что обусловлено, к примеру, поздними чувашскими и татарскими проникновениями в топонимию марийского края.

Получается, что есть согласие (консенсус:) что населения на Вятке довольно пёстрое, пришельцы с разных регионов перемешиваются, разобраться сложно. следует искать в направление Юга Росии, Чувашия и Татарстан. Уже не так глобально как доктор Якоби, но очень похоже, в том же русле

 

Комментарии

Аватар пользователя дядя Женя

В Тужинском районе на -нур много марийских деревень. Нур - это поле, поляна. Есть первая часть названия деревни от марийского имени: КошкА + нур = поле КошкИ (ударение в имени на последнем слоге), Полуш + нур = Полушнур = поле Полуша (не пол-шнура, как в легенде о деревне от местных толкователей её названия). Есть первая часть названия деревни от характеристики поля, поляны, где эта деревня находится. Пиште (липа) + нур (поле, поляна) = Пиштенур (Липовое поле). Кугу (великий, большой) + нур = Кугунур (Большое поле). Кугланур, Шанур (прежде Шарнур, возможно от шарня, шарангя - ива; Ивовое поле), Вынур (встречалось как Вырнур, деревня изначально русская, но на марийской земле), Пайнур, Тайбанур, Церменур, Югунур, Туманур (от тумани - сова, тумер - дуб, туман - гроза, но, скорее всего, от имени Туман, поскольку есть фамилия Туманов). Название реки Вынурка - производное от названия деревни. Деревни, где вторая часть названия и означает - деревня (сола). Азан + сола = Азанова деревня или деревня Азана (марийское имя). В метрических книгах встречается и как Азанова (в переписи В.Безобразова 1685 г. - Азина).

Дядя Женя, спасибо за отзыв

да, всё абсолютно так, помню Кунгур, Кикнур по рассказам деда. И это в общем подпадает под традиционные названия-топонимы.

Везде по всему миру так и называют места - белая гора, черная речка. Так люди устроены, что вижу то пою. Все вроде бы просто

И лингвисты отсюда начинают свои суждения пытаясь привязать топоним к какому либо языку, но как видим на вятке не всегда удаётся найти прямую неоднозначную связь

В этом случае они похоже указвают что Вывож и Вынур это одно и то же название на разных языках. Оставим это на их совести, пусть решают сами

И кстати Якоби в статье своей пишет что гидронимы (названия речек) имеют приоритет. Об\яснение такое что речки существуют сотни лет, а населённые пункты появляются и исчезают чаще. Поэтому он считает что деревни наследуют названия от речек но не наоборот. Вопрос философский, так что проходим мимо

Аватар пользователя дядя Женя

Почему ж не наоборот? Бывает и наоборот, если речка небольшая. Скажем, деревня Кузмина на речке Кузминке. Сейчас улица Тужи. Название деревни от некого русского беглого крестьянина Кузьмы, который женился на марийке. В переписи В.Безобразова марийских бортных ухожаев 1685 г. записан его сын Ештычка Кузмин. Это единственное в переписи русское отчество, марийцы ещё не были крещены. Деревня, как и было принято, названа по имени первопоселенца Кузьмы, очевидно, и речка получила название от деревни Кузмина - Кузминка. У Ештыча Кузмина борти за Пижмой рекой на Шулянуре поле. На карте есть речка Шуля, впадающая в озеро-старицу р. Пижмы. Шуля + нур = Шулянур - можно трактовать как поляна возле речки Шули. Была бы здесь деревня Шулянур, ясно, что называлась бы она по названию реки. Но в первом-то случае наоборот. Да и реки, очевидно, в разные времена назывались по-разному. Вятка - это сейчас Вятка, а при булгарах называлась Нукрат-су. Пижма на карте начала 18 в. написана Межде. Это, когда Яранский уезд был до верховьев Ветлуги.

дядя Женя, конечно может быть и наоборот, но о чём спор?

вот например есть такой фопрос - что было сначала, курица или яйцо. философы спорят наверное уже 3 тысячи лет. но философ же таким образом на жизнь себе зарабатывает, споря обо всём. мы же здесь денег не зарабатываем, только время тратим своё, поэтому спорить смысла нет.

Аватар пользователя skygrad

Вятский регион на протяжении двух тысяч лет, как минимум, сохраняет постоянную древнюю компоненту населения еще от ананьинцев. Но был и есть приток людей извне со всех концов Европы и Азии. Поэтому намешено генов и внешностей и словечек.